Развитие творческих познавательных способностей учащихся
презентация к уроку по физике по теме
Развитие творческих познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя.
Применение различных приёмов активизации учебной деятельности – средство достижения этой цели.
Главная функция учителя – это не передача знаний, а создание определённого эмоционального отношения к этим знаниям, которое обеспечит их активное восприятие и усвоение.
Воспитание ПИ к предмету у школьников во многом зависит и от личности учителя.
Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету?
Как показывают исследования, ими, прежде всего, являются:
1) Эрудиция учителя, умение предъявлять ученикам необходимые требования и последовательно усложнять ПЗ. Это обеспечивает интеллектуальный настрой в классе и приобщает учащихся к радости познания.
2) Увлечённость предметом и любовь к работе, умение побуждать учащихся к поиску различных решений познавательных задач.
3) Доброжелательное отношение к учащимся, создающее атмосферу полного доверия, участливости.
4) Педагогический оптимизм – вера в ученика, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса и тем побуждать желание узнать и учиться.
«Наука есть наука и ничего не носит в себе. Воспитательный же элемент лежит в преподавании наук, в любви учителя к своей науке и в любовной передаче её, в отношении учителя к ученику. Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь её, то, сколько бы ты, ни заставлял учить, наука не произведёт воспитательного влияния»
Л.Н. Толстой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие творческих познавательных способностей учащихся | 56.16 КБ |
ПИ - Презентация | 363.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя.
Применение различных приёмов активизации учебной деятельности – средство достижения этой цели.
Наличие познавательных интересов у школьников способствует
Нужно так строить обучение, чтобы
- Ученик понимал и принимал цели поставленные учителем
- Чтобы он был активным участником реализации этих целей – субъектом деятельности.
В этом случае познавательный интерес ученика (ПИУ) выступает как
Наличие у учеников интереса к учению относится к тому ряду педагогических явлений, которые определяются педагогическим мастерством учителя:
- Сочетание яркости, доходчивости и логичности изложения учебного материала
- Максимальная активизация учащихся
- Умелое использование самостоятельной работы учащихся
- Нахождение наиболее действенных средств влияния на личность ученика
- Высокая требовательность и доброжелательность.
Главная функция учителя – это не передача знаний, а создание определённого эмоционального отношения к этим знаниям, которое обеспечит их активное восприятие и усвоение.
Любопытство – начальная стадия познавательной направленности личности ученика. Объектом деятельности является не содержание предмета, а чисто внешние моменты урока – оборудование, мастерство учителя, формы работы на уроке.
Любознательность – более совершенная ступень познавательной направленности. Стремление учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать. Ученики много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы. Учитель должен так организовать преподавание, чтобы поддержать стремление узнать новое.
Наличие познавательного интереса – проявляется в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике.
Организацию познавательной деятельности (ПД) школьников по получению нового знания целесообразно начинать с обнаружения ситуации, вызывающей у учащихся познавательную трудность (ПТ), а значит, и потребность в изучении нового, которая выражается в постановке вопросов, формулируемых в виде познавательных задач (ПЗ).
Далее организуется деятельность учащихся по разработке методов решения поставленных задач и по выполнению каждого действия, составляющего содержание предложенных методов.
В результате этой деятельности у учеников накапливается материал (эмпирические данные, теоретические предсказания), позволяющий сформулировать ответы на ПЗ, обобщая которые, они приходят к новому знанию.
Знания нужны человеку не сами по себе, а для решения задач, возникающих в практической и теоретической деятельности.
Очень большое влияние на формирование познавательных интересов оказывают:
- Формы организации учебной деятельности (Пигусова Н.В.)
- Создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развёртывание на их основе поисковой деятельности учащихся (Дербенёва Н.В. и Токмакова С.А.)
- Использование ИКТ в процессе обучения (Галайда Л.И.)
- Использование полученных знаний в конкретной деятельности (Филина Н.А.)
- Важным условием развития интереса к предмету являются отношения между учащимися и учителем, которые складываются в процессе обучения.
Воспитание ПИ к предмету у школьников во многом зависит и от личности учителя.
Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету?
Как показывают исследования, ими, прежде всего, являются:
- Эрудиция учителя, умение предъявлять ученикам необходимые требования и последовательно усложнять ПЗ. Это обеспечивает интеллектуальный настрой в классе и приобщает учащихся к радости познания.
- Увлечённость предметом и любовь к работе, умение побуждать учащихся к поиску различных решений познавательных задач.
- Доброжелательное отношение к учащимся, создающее атмосферу полного доверия, участливости.
- Педагогический оптимизм – вера в ученика, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса и тем побуждать желание узнать и учиться.
Учитель может не обладать всеми указанными достоинствами (хотя должен к этому стремиться). Но опыт показывает, что если учитель в совершенстве обладает хотя бы одним из этих качеств, то он часто добивается значительных успехов в обучении и развитии учащихся.
Сниженный уровень требований к познавательной деятельности учащихся, формальный подход учителя к своей работе, раздражительность учителя ведут к потере у учащихся интереса к предмету, к конфликту с учителем, к разрушению взаимного понимания между учителем и учащимися.
Правильный стиль отношений с учащимися (деловой, увлечённый, доброжелательный) – основа успеха педагогической деятельности.
«Наука есть наука и ничего не носит в себе. Воспитательный же элемент лежит в преподавании наук, в любви учителя к своей науке и в любовной передаче её, в отношении учителя к ученику. Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь её, то, сколько бы ты, ни заставлял учить, наука не произведёт воспитательного влияния»
Л.Н. Толстой
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нужно так строить обучение, чтобы Ученик понимал и принимал цели поставленные учителем Чтобы он был активным участником реализации этих целей – субъектом деятельности .
Сочетание яркости, доходчивости и логичности изложения учебного материала Максимальная активизация учащихся Умелое использование самостоятельной работы учащихся Нахождение наиболее действенных средств влияния на личность ученика Высокая требовательность и доброжелательность.
Главная функция учителя – это не передача знаний, а создание определённого эмоционального отношения к этим знаниям, которое обеспечит их активное восприятие и усвоение.
Любопытство – начальная стадия познавательной направленности личности ученика. Объектом деятельности является не содержание предмета, а чисто внешние моменты урока – оборудование, мастерство учителя, формы работы на уроке.
Любознательность – более совершенная ступень познавательной направленности. Стремление учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать. Ученики много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы. Учитель должен так организовать преподавание, чтобы поддержать стремление узнать новое.
Наличие познавательного интереса – проявляется в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике.
Формы организации учебной деятельности (Пигусова Н.В.) Создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развёртывание на их основе поисковой деятельности учащихся (Дербенёва Н.В. и Токмакова С.А.) Использование ИКТ в процессе обучения (Галайда Л.И.) Использование полученных знаний в конкретной деятельности (Филина Н.А.) Важным условием развития интереса к предмету являются отношения между учащимися и учителем, которые складываются в процессе обучения.
Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету?
Эрудиция учителя , умение предъявлять ученикам необходимые требования и последовательно усложнять ПЗ. Это обеспечивает интеллектуальный настрой в классе и приобщает учащихся к радости познания.
Увлечённость предметом и любовь к работе , умение побуждать учащихся к поиску различных решений познавательных задач.
Доброжелательное отношение к учащимся , создающее атмосферу полного доверия, участливости.
Педагогический оптимизм – вера в ученика, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса и тем побуждать желание узнать и учиться.
Сниженный уровень требований к познавательной деятельности учащихся, формальный подход учителя к своей работе, раздражительность учителя ведут к потере у учащихся интереса к предмету, к конфликту с учителем, к разрушению взаимного понимания между учителем и учащимися.
Правильный стиль отношений с учащимися (деловой, увлечённый, доброжелательный) – основа успеха педагогической деятельности.
«Наука есть наука и ничего не носит в себе. Воспитательный же элемент лежит в преподавании наук, в любви учителя к своей науке и в любовной передаче её, в отношении учителя к ученику. Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь её, то, сколько бы ты, ни заставлял учить, наука не произведёт воспитательного влияния» Л.Н. Толстой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческой познавательной деятельности учащихся на уроках химии»
Описание методов и заданий, способствующих наиболее полному развитию творческих способностей учеников....
Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.
Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...
«Развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся и экологического мышления через использование интенсивных педагогических технологий»
Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялис...
«Развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся и экологического мышления через использование интенсивных педагогических технологий»
Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялис...
«Развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся и экологического мышления через использование интенсивных педагогических технологий»
Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялис...
Технология «Исследовательская деятельность учащихся» как один из способов развития творческих, интеллектуальных способностей учащихся
В статье рассматриваются этапы исследовательской работы....
ПРОГРАММА «Выявление и развитие творческих, познавательных способностей обучающихся основной школы на уроках математики и во внеурочной деятельности»
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских н...