Гончаров Александр Васильевич.
Магнетизм. Электромагнетизм
Обобщающий урок викторина.
Цели:
1. Образовательная: - усвоение знаний об электромагнитном поле путём их систематизации; формирование умений объяснять физические явления; отработать понятия магнитной индукции, сил Ампера и Лоренца, магнитного потока, явления электромагнитной индукции Фарадея, правила Ленца, самоиндукции, ЭДС в движущихся проводниках, вихревого электрического поля.
2.Воспитывающая: - воспитывать чувство коллективизма, ответственности, внимания при групповой работе, на основе опытов по магнетизму показать познаваемость мира и его красоту.
3. Развивающая: - упражнять учащихся в умении чётко излагать свои мысли, высказывать и доказывать свои суждения, т.е. упражнять в умении сравнивать, проводить аналогии, опровергать, классифицировать. Упражнять в умении обобщать, систематизировать, выделять главное.
Основной метод обучения:
Групповой
Бинарные методы:
1.Метод преподавания: объяснительно – побуждающий
2.Метод учения: частично – поисковый
структура урока:
1. | Введение: постановка учебных проблем урока | 1 мин |
|
2 | Проведение викторины: |
|
|
| 1 тур: разминка | 2 мин | Выполнение всей командой |
| 2 тур: кроссворд | 5 мин | Выполнение всей командой |
| 3 тур: блиц опрос | 3 мин | Выполнение всей командой |
| 4 тур: тест | 15 мин | Тест и оборудование эксперимен-
та даётся одновременно. Сразу
после сдачи теста идёт показ и объяснение опыта. |
| 5 тур: эксперимент | 10 мин |
|
3 | Подведение итогов | 2 мин | Выставление оценок за урок |
ХОД УРОКА :
Тур № 1
РАЗМИНКА
Стандартные вопросы по теме «Электромагнитная индукция Фарадея»
- Закон электромагнитной индукции Фарадея.
При всяком изменении магнитного потока, пронизывающего замкнутый контур проводника, в последнем возникает индукционный ток.
- Правило Ленца.
Индукционный всегда имеет такое направление, при котором его магнитное поле препятствует причине, вызвавшей его.
- Явление самоиндукции.
Явление возникновения индукционных эффектов при протекании в проводнике ~ тока.
- Индуктивность.
Показывает, какая ЭДС возникает в катушке при скорости изменения тока в ней 1 А/с
Тур № 2- КРОССВОРД
| 1.Ускоритель заряженных частиц
2. Силовая характеристика магнитного поля
3. Она +п2 показывает какая сила действует на проводник с длиной активной части 1 м при силе тока в нем 1 А, расположенный перпендикулярно силовым линиям магнитного поля.
4. По правилу этого учёного определяют направление индукционного тока.
5. Вещество, способное значительно усилить внешнее магнитное поле.
6. Сила, названная в честь этого учёного действует на движущиеся заряды в магнитном поле.
7. Возникновение индукционных эффектов в проводнике с переменным током.
8. Температура при которой ферромагнетик теряет свои магнитные свойства.
9. Единица измерения магнитной индукции
10. Вещество, чья магнитная проницаемость чуть больше единицы.
Тур № 3
Блиц – опрос
Нестандартные вопросы по теме: Электро-магнитные явления
- Два параллельных проводника по которым идёт ток в одном направлении притягиваются , а два катодных луча – отталкиваются?
В проводниках общий заряд равен нулю. Возникновение тока приводит к появлению магнитного поля вокруг них, возникающие при этом силы Ампера притягивают друг к другу проводники. Катодные лучи – потоки электронов. Возникающее электрическое поле вокруг проводников гораздо больше чем магнитное поле., а одноимённые заряды отталкиваются друг от друга.
- Из двух одинаковых стальных стержней один – намагничен. Как узнать какой, если кроме них ничего нет?
Расположить стержни буквой Т. Магнитное поле стержня больше у полюсов, почти отсутствует в середине.
- В какой момент искрит рубильник: при замыкании или размыкании?
При размыкании. Уменьшение тока в цепи приводит к увеличению самоиндукционного тока (по правилу Ленца).
- Если параллельно рубильнику включить конденсатор, то искрение прекращается. Объясните явление.
Ток самоиндукции заряжает конденсатор и не идёт на рубильник.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
- В каком месте Земли магнитная стрелка обоими концами показывает на юг?
На северном географическом полюсе.
- Можно ли на Луне ориентироваться с помощью компаса?
Нет, на Луне нет магнитного поля.
- Почему для обнаружения индукционного тока замкнутый проводник лучше брать в виде катушки, а не в виде прямолинейного провода?
В катушке возникает большая ЭДС
- Намагниченная тонкая стальная полоса сгибается кольцом, так, что её концы соединяются. Будет ли место соединения концов притягивать стальной предмет?
Нет.
№ группы
| Условие опыта
| Объяснение опыта
| 1
| Иголка на нити притягивается к магниту. Что будет, если её нагреть? Почему?
| В результате опыта мы видим, что иголка падает (перестаёт притягиваться к магниту, т.е. теряет свои магнитные свойства. Это объясняется тем, что температура иголки при нагревании больше температуры Кюри.
| 2
| Что будет, если к швейным иголкам, подвешенным за ушки к ниткам, сложенным в один пучок, медленно подносить сильный магнит? Приблизить его вплотную? Убрать? Почему
| Сначала иголки разойдутся, т.к.магнит индуцирует в нижних концах иголок одноимённые магнитные полюса. При близком приближении – притянутся к магниту ( т.к. магнитное поле между ними и магнитом больше, чем между самими иголками) и расположатся вдоль магнитных линий. После удаления – будут отталкиваться за счёт остаточного намагничивания.
| 3
| Что будет, если поднести к головке спички магнит? К сожжённой головке спички? Почему? Каков состав горючего вещества на спичке?
| Ничего не будет.
Притянется к магниту, т.к. в состав горючего вещества входит
| 4
| Что происходит при замыкании цепи (источник постоянного тока, ключ, катушка на сердечнике( от трансформатора, амперметр) ? Объясните.
| При замыкании ключа в цепи возникает ток, его увеличение приводит к образованию переменного магнитного поля и по закону электромагнитной индукции Фарадея к возникновению индукционного тока , препятствующего электрическому току источника. Поэтому ток в цепи устанавливается не мгновенно. Явление самоиндукции – инертность тока и м.поля.
|
Тур № 5
ОПЫТЫ ПО ТЕМЕ:
Магнитные явления.
Результаты туров
Итоговые результаты
| 1 группа
| 2 группа
| 3 группа
| 4 группа
| 1 тур-вопросы
(1балл)
|
|
|
|
| 2 тур-кроссворд
( 10 баллов)
|
|
|
|
| 3 тур-блиц-опрос
(2балла)
|
|
|
|
| 4 тур-тест
(11баллов)
|
|
|
|
| 5 тур-опыты
(5 баллов)
|
|
|
|
| Дополнительные баллы
|
|
|
|
| Итоговый результат
|
|
|
|
| Рейтинг
|
|
|
|
| Оценки за урок
|
|
|
|
|
Критерий оценивания за урок
- Команда заработавшая рейтинг 1 получает «5»
- Команда заработавшая от 25 баллов получает «5»
- Команда заработавшая от 20 до 24 баллов получает «4»
- Команда заработавшая менее 20 баллов приглашается на повторный зачёт.
|