Урок по физике "Плотность вещества" с учётом ФГОС ( 7 класс)
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Разработка урока по физике с учётом требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_plotnost_veshchestva_7_klass.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: “Плотность вещества”.

Класс: 7

Учебник: Л.Э.Генденштейн, А.Б.Кайдалов «Физика 7 класс»

        Цель  и  задачи урока:

  1. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
  2. Способствовать развитию умения сопоставлять факты;
  3. Развивать исследовательские навыки;
  4. Помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений;
  5. Создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.

Тип урока: комбинированный, носит исследовательский характер.

Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.

Методы обучения: проблемно - поисковый метод, исследовательский

 метод, практический метод, демонстрационный метод.

Ход урока:

Название этапа урока/ продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент. Мотивация

 ( 2 минуты)

Здравствуйте, ребята. Обратите своё внимание на доску (слайд №1) , эти слова принадлежат великому учёному Леонардо да Винчи. Как вы их понимаете? Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами на уроке будем добывать знания опытным путём.

Слушают высказывание.

Любое знание желательно добыть опытным путём.

2.  Повторение

(3 минуты)

Но вначале давайте немного повторим теорию. Прошу вас, ребята, заполнить таблички (табл.№1) , которые лежат у вас на парте. Вспомните, изменяются или нет качественные свойства тел в различных состояниях.  

А теперь выполните самопроверку, сверяясь с ответами в таблице на доске (слайд № 2).

Самостоятельно работают.

 Самопроверка.  

3. Определение цели урока

(8 минут)

- А теперь обратите внимание на доску. (Слайды  № 3,4, 5)

Слайд №4 – что общего и чем отличаются изображенные на рисунке цилиндры?

Слайд № 5 – А на этом рисунке, что общего и чем отличаются данные цилиндры?

Так какие характеристики тела взаимосвязаны с собой? С такими физическими величинами, как объём и масса вы знакомы, разрешите вам представить ещё одну, которая непосредственно с ними связана. Это - плотность. Слайд № 6

Ребята, выскажите предположение, чем же мы сегодня на уроке будем заниматься?

Правильно, изучать новую физическую величину вот по этому плану (прил. №1), который я вам раздала.

Цилиндры имеют одинаковую форму и объём, но изготовлены из разных материалов.  

Цилиндры имеют одинаковую массу и форму, но разные по объёму.

Объём, масса, род материала.

Записывают в тетрадях название темы урока.

Называют цели

- узнать что такое плотность;

- узнать, как она обозначается;

- узнать от чего она зависит;

- узнать какие единицы измерения;

- узнать способы измерения.

4. Изучение нового материала

(13 минут)

Для выяснения определения и формулы плотности проведём исследование в группах. (4 группы)  Учитель раздаёт карточки (табл. №№ 2 -5)  с заданием, рычажные весы, цилиндры, изготовленные из различных материалов, различные жидкости, шприцы  каждой группе.

При выполнении заданий не забывайте про технику безопасности при работе с мензурками, весами и телами.

Какие выводы вы сделали?

Слайд №7.

Следовательно, массу единицы объёма вещества можно использовать в качестве характеристики данного вещества. Это и есть плотность вещества.

Итак, плотность зависит от массы и объёма тела. Внимание на доску. Слайды № 8, 9, 10, 11.(Слайды  №  8, 9, 10 -  с записью в тетрадь) Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что величина очень важна и для промышленности и для строительства и для сельского хозяйства.

Читают задание по карточке.  

Повторяют правила техники безопасности при выполнении опыта.

Выполняют экспериментальное задание, заполняют карточку, формулируют вывод.

Записывают в тетрадь физический смысл плотности, расчетную формулу, единицу измерения.  

  1. Закрепление изученного материала

(15 минут)

Посмотрите на доску (слайд № 12, 13) и ответьте на вопрос:

1.Сможете ли вы самостоятельно определить плотность своего тела?

А теперь откроем учебники на стр. 95, 96, перед нами таблицы плотностей различных тел.

1.Определите по таблицам у какого тела самая большая плотность и самая низкая.

2.В каких агрегатных состояниях находятся эти тела?

3.Почему плотность газов во много раз меньше плотности твёрдых тел и жидкостей?

Слайд № 14.  Отвечаем на вопросы.

Отвечают на вопросы.

1.Возможно, если знать собственную массу и вытесненный вами объём жидкости.

Работа по учебнику.

- Самая большая плотность,  из таблиц,  у золота, самая  низкая у водорода.  

- Золото в твёрдом состоянии, а водород в газообразном.

- Это связано с молекулярным строением тел в различных агрегатных состояниях. В твёрдом теле на 1 куб. см приходится большее число молекул, чем в газообразном.

1.Плотность льда показывает, какая масса льда в 1 куб. м

2.Кубик из чугуна имеет больший объём, т.к. его плотность меньше, чем у свинца.

3. Плотность будет одинаковой.

4. Масса воды будет больше, т.к. плотность воды больше плотности нефти. 

 6.Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия.

(4 минуты)

Молодцы! Откройте дневники и запишите домашнее задание. (Слайд № 15)

А теперь, ребята, заполните анкету (табл.№6), что лежит у вас на парте.  

Выставление отметок. Всем спасибо за урок. (Слайд № 16)

Записывают в дневник домашнее задание.

Заполняют анкету.

Список литературы:

1.Физика 7 кл учебник.: учеб. для общеобразоват. учреждений  / Л.Э Генденштейн, А.Б. Кайдалов.- М.: Мнемозина,  2012 г.

2. Физика 7 кл задачник.: учеб. для общеобразоват. учреждений  / Л.Э Генденштейн, А.Б. Кайдалов.- М.: Мнемозина,  2012 г.

3. Задачи по физике для основной школы с примерами решений: Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат – М.: Илекса, 2011г.

4.Марон А.Е. Физика.7 класс : дидактические материалы  / А.Е. Марон , Е.А. Марон .- 3-е изд., стереотип.- М. : Дрофа , 2006г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы 

1.http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/78/450/78450626_2222299_koshka_i_mishka.jpg

2.http://newton-yar.ru/photos/catalog/ct/1430.jpg

3.http://www.fizika.ru/fakultat/tema-02/02242b.gif

4. http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/43ed52f1-ebb8-7ace-d4a9-a784f4360ee0/0200301.gif

5. http://microscopesindustry.com/images/Beaume%20Hydrometer.jpg

6. http://nauroki.ru/upload/forum/a99b84879fbfcc6eefbdb25825505081.jpg.jpg

Приложение

                                                      Таблица №1

Агрегатное состояние

форма

объём

твёрдое

жидкое

газообразное

Если изменяется качественное свойство, то ставим знак «+», если нет, то – «-»

_________________________________Памятка №1

План изучения физической величины

1.Что показывает физическая величина?

2.Определение величины

3.Обозначение

4.Формула

5.Единицы измерения физической величины

6.Практическое значение или применение.

______________________________________________________________

                                                                                                                 Таблица № 2

1 группа: Рассмотрите тела из наборов, которые находятся у вас на столах. Найдите тела равного объёма. Измерьте массы этих тел с  помощью весов. Занесите данные в таблицу. Сравните массы и сделайте вывод.

Измерьте объем тел с помощью мензурки. Заполните таблицу.

Вещество

Масса - m, г

Объем - V, см3

Масса вещества в единице объема (в 1 см3)

Железо

Алюминий

Вывод:_____________________________________________________________________________

                                                                                                             Таблица № 3

2 группа: Рассмотрите тела из наборов, которые находятся у вас на столах. Найдите тела равной массы. Измерьте объёмы  этих тел. Занесите данные в таблицу. Сравните массы и сделайте вывод.

Измерьте объем тел с помощью мензурки. Заполните таблицу.

Вещество

Масса - m, г

Объем - V, см3

Масса вещества в единице объема (в 1 см3)

Железо

Парафин

Вывод:_______________________________________________________________________

                                                                                                                                          Таблица № 4

3 группа: Рассмотрите тела из наборов, которые находятся у вас на столах. Найдите тела равной массы. Что можно сказать о веществах, из которых они изготовлены? Сравните объемы этих тел и сделайте вывод (от чего зависит масса тела).  Учитывая, что масса пустого шприца 3,8 г,  вычислите массу вещества, находящегося в нем.  

Заполните таблицу:

Вещество

Масса - m, г

Объем - V, см3

Масса вещества в единице объема (в 1 см3)

Подсолнечное масло

Вода

Вывод:_____________________________________________________________________________

                                                                                                                                       

                                                                                                                                             Таблица № 5

4 группа:  Найдите тела, изготовленные из одного вещества. Сравните их объёмы. Сравните их массы с помощью весов. Учитывая, что масса пустого шприца 3,8 г, вычислите массу вещества, находящегося в нем. Занесите данные в таблицу.  

Заполните таблицу:

Вещество

Масса - m, г

Объем - V, см3

Масса вещества в единице объема (в 1 см3)

Подсолнечное масло

Подсолнечное масло

Вывод:_____________________________________________________________________________

                                                                                                                 Таблица № 6

В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов.  

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

6.Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / неинтересным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекр урока с учётом ФГОС по теме "Увлечения"

Урок по теме "Увлечения" составлен с учётом требований ФГОС на основе УМК Биболетова М.З. Целью урока является организация деятельности учащихся по формирования навыков аудирования, диалогической и мо...

Внешние миграции- в Россию и из неё. Конспект урока с учётом ФГОС

Задачи:образовательная: создать условия для осмысления блока новой информации средствами критического мышления: знать особенности миграции России, уметь объяснять направления миграций в России;развива...

Проектирование урока физической культуры с учётом требований ФГОС

Теоретический материал для планирования уроков физкультуры...

Современный урок русского языка с учётом требований ФГОС

В данной статье даны рекомендации проведения современного урока русского языка с учётом требований ФГОС. Приведены примеры активных форм и методов, позволяющих эффективно решать конкретные задачи кажд...

«Создание методических разработок для уроков (два смежных урока) изобра-зительного искусства для 7 класса с учётом требований ФГОС»

В свете реформирования школьного образования меняется форма преподавания предмета изобразительное искусство на основе личностного развития каждого ученика. Стандарт образования в свете новых требовани...

Технологическая карта урока по физической культуре для 5 класса с учётом требований ФГОС..

Раздел: Волейбол    Тема: Нижняя прямая подача мяча.Тип урока: обучающий.Цель урока: Развитие интереса  к игре в волейбол и универсальным способностям посредством двигательног...

План - конспект открытого урока по физической культуре в 7 классе с учётом ФГОС. Тема: Лёгкая атлетика. Прыжок в высоту с разбега способом "перешагивание"

Прыжок в высоту с разбега способом "перешагивание".Прыжок в высоту с разбега  способом "перешагивание" осваивается для того, чтобы преодолевать препятствия небольшой высоты.От...