Урок по физике "Плотность вещества" с учётом ФГОС ( 7 класс)
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
Разработка урока по физике с учётом требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_plotnost_veshchestva_7_klass.docx | 26.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: “Плотность вещества”.
Класс: 7
Учебник: Л.Э.Генденштейн, А.Б.Кайдалов «Физика 7 класс»
Цель и задачи урока:
- Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
- Способствовать развитию умения сопоставлять факты;
- Развивать исследовательские навыки;
- Помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений;
- Создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.
Тип урока: комбинированный, носит исследовательский характер.
Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.
Методы обучения: проблемно - поисковый метод, исследовательский
метод, практический метод, демонстрационный метод.
Ход урока:
Название этапа урока/ продолжительность | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент. Мотивация ( 2 минуты) | Здравствуйте, ребята. Обратите своё внимание на доску (слайд №1) , эти слова принадлежат великому учёному Леонардо да Винчи. Как вы их понимаете? Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами на уроке будем добывать знания опытным путём. | Слушают высказывание. Любое знание желательно добыть опытным путём. |
2. Повторение (3 минуты) | Но вначале давайте немного повторим теорию. Прошу вас, ребята, заполнить таблички (табл.№1) , которые лежат у вас на парте. Вспомните, изменяются или нет качественные свойства тел в различных состояниях. А теперь выполните самопроверку, сверяясь с ответами в таблице на доске (слайд № 2). | Самостоятельно работают. Самопроверка. |
3. Определение цели урока (8 минут) | - А теперь обратите внимание на доску. (Слайды № 3,4, 5) Слайд №4 – что общего и чем отличаются изображенные на рисунке цилиндры? Слайд № 5 – А на этом рисунке, что общего и чем отличаются данные цилиндры? Так какие характеристики тела взаимосвязаны с собой? С такими физическими величинами, как объём и масса вы знакомы, разрешите вам представить ещё одну, которая непосредственно с ними связана. Это - плотность. Слайд № 6 Ребята, выскажите предположение, чем же мы сегодня на уроке будем заниматься? Правильно, изучать новую физическую величину вот по этому плану (прил. №1), который я вам раздала. | Цилиндры имеют одинаковую форму и объём, но изготовлены из разных материалов. Цилиндры имеют одинаковую массу и форму, но разные по объёму. Объём, масса, род материала. Записывают в тетрадях название темы урока. Называют цели - узнать что такое плотность; - узнать, как она обозначается; - узнать от чего она зависит; - узнать какие единицы измерения; - узнать способы измерения. |
4. Изучение нового материала (13 минут) | Для выяснения определения и формулы плотности проведём исследование в группах. (4 группы) Учитель раздаёт карточки (табл. №№ 2 -5) с заданием, рычажные весы, цилиндры, изготовленные из различных материалов, различные жидкости, шприцы каждой группе. При выполнении заданий не забывайте про технику безопасности при работе с мензурками, весами и телами. Какие выводы вы сделали? Слайд №7. Следовательно, массу единицы объёма вещества можно использовать в качестве характеристики данного вещества. Это и есть плотность вещества. Итак, плотность зависит от массы и объёма тела. Внимание на доску. Слайды № 8, 9, 10, 11.(Слайды № 8, 9, 10 - с записью в тетрадь) Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что величина очень важна и для промышленности и для строительства и для сельского хозяйства. | Читают задание по карточке. Повторяют правила техники безопасности при выполнении опыта. Выполняют экспериментальное задание, заполняют карточку, формулируют вывод. Записывают в тетрадь физический смысл плотности, расчетную формулу, единицу измерения. |
(15 минут) | Посмотрите на доску (слайд № 12, 13) и ответьте на вопрос: 1.Сможете ли вы самостоятельно определить плотность своего тела? А теперь откроем учебники на стр. 95, 96, перед нами таблицы плотностей различных тел. 1.Определите по таблицам у какого тела самая большая плотность и самая низкая. 2.В каких агрегатных состояниях находятся эти тела? 3.Почему плотность газов во много раз меньше плотности твёрдых тел и жидкостей? Слайд № 14. Отвечаем на вопросы. | Отвечают на вопросы. 1.Возможно, если знать собственную массу и вытесненный вами объём жидкости. Работа по учебнику. - Самая большая плотность, из таблиц, у золота, самая низкая у водорода. - Золото в твёрдом состоянии, а водород в газообразном. - Это связано с молекулярным строением тел в различных агрегатных состояниях. В твёрдом теле на 1 куб. см приходится большее число молекул, чем в газообразном. 1.Плотность льда показывает, какая масса льда в 1 куб. м 2.Кубик из чугуна имеет больший объём, т.к. его плотность меньше, чем у свинца. 3. Плотность будет одинаковой. 4. Масса воды будет больше, т.к. плотность воды больше плотности нефти. |
6.Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия. (4 минуты) | Молодцы! Откройте дневники и запишите домашнее задание. (Слайд № 15) А теперь, ребята, заполните анкету (табл.№6), что лежит у вас на парте. Выставление отметок. Всем спасибо за урок. (Слайд № 16) | Записывают в дневник домашнее задание. Заполняют анкету. |
Список литературы:
1.Физика 7 кл учебник.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Э Генденштейн, А.Б. Кайдалов.- М.: Мнемозина, 2012 г.
2. Физика 7 кл задачник.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Э Генденштейн, А.Б. Кайдалов.- М.: Мнемозина, 2012 г.
3. Задачи по физике для основной школы с примерами решений: Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат – М.: Илекса, 2011г.
4.Марон А.Е. Физика.7 класс : дидактические материалы / А.Е. Марон , Е.А. Марон .- 3-е изд., стереотип.- М. : Дрофа , 2006г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/78/450/78450626_2222299_koshka_i_mishka.jpg
2.http://newton-yar.ru/photos/catalog/ct/1430.jpg
3.http://www.fizika.ru/fakultat/tema-02/02242b.gif
4. http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/43ed52f1-ebb8-7ace-d4a9-a784f4360ee0/0200301.gif
5. http://microscopesindustry.com/images/Beaume%20Hydrometer.jpg
6. http://nauroki.ru/upload/forum/a99b84879fbfcc6eefbdb25825505081.jpg.jpg
Приложение
Таблица №1
Агрегатное состояние | форма | объём |
твёрдое | ||
жидкое | ||
газообразное | ||
Если изменяется качественное свойство, то ставим знак «+», если нет, то – «-» |
_________________________________Памятка №1
План изучения физической величины
1.Что показывает физическая величина?
2.Определение величины
3.Обозначение
4.Формула
5.Единицы измерения физической величины
6.Практическое значение или применение.
______________________________________________________________
Таблица № 2
1 группа: Рассмотрите тела из наборов, которые находятся у вас на столах. Найдите тела равного объёма. Измерьте массы этих тел с помощью весов. Занесите данные в таблицу. Сравните массы и сделайте вывод. Измерьте объем тел с помощью мензурки. Заполните таблицу. | |||
Вещество | Масса - m, г | Объем - V, см3 | Масса вещества в единице объема (в 1 см3) |
Железо | |||
Алюминий | |||
Вывод:_____________________________________________________________________________ |
Таблица № 3
2 группа: Рассмотрите тела из наборов, которые находятся у вас на столах. Найдите тела равной массы. Измерьте объёмы этих тел. Занесите данные в таблицу. Сравните массы и сделайте вывод. Измерьте объем тел с помощью мензурки. Заполните таблицу. | |||
Вещество | Масса - m, г | Объем - V, см3 | Масса вещества в единице объема (в 1 см3) |
Железо | |||
Парафин | |||
Вывод:_______________________________________________________________________ |
Таблица № 4
3 группа: Рассмотрите тела из наборов, которые находятся у вас на столах. Найдите тела равной массы. Что можно сказать о веществах, из которых они изготовлены? Сравните объемы этих тел и сделайте вывод (от чего зависит масса тела). Учитывая, что масса пустого шприца 3,8 г, вычислите массу вещества, находящегося в нем. Заполните таблицу: | |||
Вещество | Масса - m, г | Объем - V, см3 | Масса вещества в единице объема (в 1 см3) |
Подсолнечное масло | |||
Вода | |||
Вывод:_____________________________________________________________________________ |
Таблица № 5
4 группа: Найдите тела, изготовленные из одного вещества. Сравните их объёмы. Сравните их массы с помощью весов. Учитывая, что масса пустого шприца 3,8 г, вычислите массу вещества, находящегося в нем. Занесите данные в таблицу. Заполните таблицу: | |||
Вещество | Масса - m, г | Объем - V, см3 | Масса вещества в единице объема (в 1 см3) |
Подсолнечное масло | |||
Подсолнечное масло | |||
Вывод:_____________________________________________________________________________ |
Таблица № 6
В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов. | |
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
6.Домашнее задание мне кажется | легким / трудным интересным / неинтересным |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспекр урока с учётом ФГОС по теме "Увлечения"
Урок по теме "Увлечения" составлен с учётом требований ФГОС на основе УМК Биболетова М.З. Целью урока является организация деятельности учащихся по формирования навыков аудирования, диалогической и мо...
Внешние миграции- в Россию и из неё. Конспект урока с учётом ФГОС
Задачи:образовательная: создать условия для осмысления блока новой информации средствами критического мышления: знать особенности миграции России, уметь объяснять направления миграций в России;развива...
Проектирование урока физической культуры с учётом требований ФГОС
Теоретический материал для планирования уроков физкультуры...
Современный урок русского языка с учётом требований ФГОС
В данной статье даны рекомендации проведения современного урока русского языка с учётом требований ФГОС. Приведены примеры активных форм и методов, позволяющих эффективно решать конкретные задачи кажд...
«Создание методических разработок для уроков (два смежных урока) изобра-зительного искусства для 7 класса с учётом требований ФГОС»
В свете реформирования школьного образования меняется форма преподавания предмета изобразительное искусство на основе личностного развития каждого ученика. Стандарт образования в свете новых требовани...
Технологическая карта урока по физической культуре для 5 класса с учётом требований ФГОС..
Раздел: Волейбол Тема: Нижняя прямая подача мяча.Тип урока: обучающий.Цель урока: Развитие интереса к игре в волейбол и универсальным способностям посредством двигательног...
План - конспект открытого урока по физической культуре в 7 классе с учётом ФГОС. Тема: Лёгкая атлетика. Прыжок в высоту с разбега способом "перешагивание"
Прыжок в высоту с разбега способом "перешагивание".Прыжок в высоту с разбега способом "перешагивание" осваивается для того, чтобы преодолевать препятствия небольшой высоты.От...