Педагогические технологии на уроке физики
статья по физике на тему

Камышанова Валентина Леонидовна

Предварительный просмотр:

Московская область    Рузский район

МБОУ  Тучковская  СОШ №1

Выступление на педагогических

чтениях по теме:

«Здоровьесберегающие технологии»

Подготовила: учитель физики-информатики

Камышанова Валентина Леонидовна

 высшая кв. категория

Руза – 2012год

"Все без здоровья - ничто".

Сократ

«Физика – самый идеальный полигон

для тренировки ума»

                               Эйнштейн

Одним из слагаемых успешного обучения в школе является состояние здоровья, с которым ребенок поступил в школу. А вот дальнейшее сохранение и укрепление здоровья школьников зависит от организации учебного процесса. А это значит, что я как педагог, психологи и родители должны сделать и делаем все возможное для успешного обучения детей и достижения ими высоких результатов в учебной деятельности.

По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания, при этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии. Выявлена ежегодная тенденция роста хронической заболеваемости школьников со среднегодовым темпом 5,84%. За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.

Почему именно школа и учитель должны взять на себя заботу о здоровье школьников?

  1. Во-первых: взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой, в том числе и за их здоровьем. А в школе обучающиеся проводят значительную часть времени.
  2. Во-вторых: большая часть всех воздействий на здоровье обучающихся осуществляется именно педагогами в стенах образовательных учреждений.
  3. В-третьих: медицина, как правило, занимается не здоровьем, а болезнями, т.е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы профилактическая, т.е. сохранение и укрепление здоровья школьников.

Из всего выше сказанного следует вывод: учитель - один из главных действующих лиц, заботящихся о здоровье обучающихся в образовательном учреждении.

Если философия образования отвечает на вопрос "зачем учить?", а содержание образования - "чему учить?", то педагогические технологии отвечают на вопрос "как учить?". С точки зрения здоровьесбережения, можно ответить так: не наносить вреда здоровью участникам образовательного процесса - учащимся и педагогам. Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать:

а) как качественную характеристику любой образовательной технологии, т.е. ее "сертификат безопасности для здоровья";

б) как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения;

в) как науку, искусство и обязанность обучать и воспитывать учащихся так, чтобы они не только сами смогли вырасти здоровыми и счастливыми, но и вырастить здоровыми и счастливыми своих детей.

Следуя принципам здоровьесбережения детей, я решаю на уроках физики такие проблемы, как:

а) снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления;

б) охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.) ;

в) формирование культуры здоровья учащихся.

Существует много секретов здоровьесберегающей технологии, главным из которых, как мне кажется, является секрет доброты, состоящий в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому, для кого что-то делается.

“Человек есть система, в высшей степени… сама себя

 поддерживающая и даже

 самосовершенствующаяся”.

 И.П.Павлов.

 И "доброжелательность", и "добродушие", и "добросердечность" - все, чего так не хватает в нашей современной жизни, происходит от корня "добро". На каждом своем уроке стараюсь видеть не массу, а каждого отдельного ученика, чтобы каждый из них почувствовал, что я, учитель, думаю и забочусь об их интересах, и сами стали дарить добро. Я стараюсь с первых минут урока, с приветствия создавать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.

Нельзя забывать о психологическом климате на уроке. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку. Шутка, улыбка создадут эмоциональную разрядку, позволят переключить внимание, сохранить темп урока и его плотность.

На уроках физики необходимо поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу,  их активность на протяжении всего урока, в то же время надо  учитывать уровень   усталости детей, стараться  не причинить вред здоровью.

 В связи с этим необходимо искать новые эффективные методы обучения, которые бы стимулировали  самостоятельное приобретение знаний учащимися,   активизировали бы мыслительные способности  школьников и помогали  сохранять здоровье.

Включение в уроки элементов  здоровьесберегающих  технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету.

Четкая организация урока способствует выработке у учащихся умений планировать, организовывать свою деятельность. Положительным моментом  в проведении урока является применение разнообразных форм работы с учащимися.  Пример  фрагментов урока по физике в 9 классе по теме «Колебания, волны, звук».

Элемент урока

Анализ с точки зрения

 здоровьесбережения

Опрос:

Физический диктант 
(дидактическая игра “Веришь – не веришь”).

Учащиеся выполняют в тетрадках схему:

 

Если вы согласны с утверждением, высказанным учителем, то над номером утверждения поставьте дугу, если не согласны – прямую черту, соединяющую точки.

1.        На Луне произошел сильный взрыв. Мы услышим его на Земле?                                                                

 2.         Верите ли вы, что комар быстрее машет крыльями, чем муха.  

3.        Верите ли вы, что источником звука являются колебания?                                                                    

Нетрадиционно сформулированные вопросы позволяют снять стресс перед проверкой знаний, сосредоточиться и сконцентрировать внимание.

  Не нужно забывать и о том, что отдых — это смена видов деятельности.

Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы.

Элемент урока

Анализ с точки зрения здоровьесбережения

Объяснение нового материала

  1. использование компьютерной презентации

2)        использование загадок

         Аппарат небольшой, но удивительный такой. Если друг мой далеко, говорить мне с ним легко.  (Телефон.)

Происходит чередование видов деятельности. При закреплении изучаемого материала можно использовать всевозможные наглядные моменты, чтобы разнообразить виды деятельности на уроке и помочь учащимся легче усвоить новый материал.

На уроках важно уделять внимание вопросам, связанным со здоровьем и здоровым образом жизни, формировать отношение к своему здоровью как к ценности.

Элемент урока

Анализ с точки зрения здоровьесбережения

От какой величины зависит громкость звука? (На доске представлена сравнительная таблица:

шелест листьев – 10 дБ
спокойная беседа – 40 дБ
самолет при старте – 10 000 дБ)

Знания, полученные на уроке, позволят бережнее относиться к своему здоровью, выработать индивидуальный способ безопасного поведения.

Демонстрация учащимися простых опытов со звуком.

«Поющий бокал». Мокрой подушечкой указательного пальца провести по торцу тонкого стакана, заполненного жидкостью, и стакан «запоет».

«Откуда происходит звук?»

Проведение простых опытов позволяет снять динамическую усталость, расслабить зрительный нерв, а определение местонахождения звука позволит сконцентрироваться и продолжить работу.

Несколько минут на уроке необходимо уделять динамическим паузам.

Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.

В 7 классе можно сделать физкультминутку:

Очень физику мы любим!

Шеей влево, вправо крутим.

Воздух – это атмосфера,

Если правда, топай смело.

В атмосфере есть азот,

Делай вправо поворот.

Так же есть и кислород,

Делай влево поворот,

Воздух обладает массой

Мы попрыгаем по классу.

На месте быстро шагом марш!

Чем выше вверх, тем воздух реже,

Друг другу улыбнулись нежно!

В школе физика рассматривается как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции.

 Её явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет весьма важное значение для жизни и деятельности человеческого организма и создания естественных оптимальных условий существования человека на Земле.

Человек - элемент физического мира природы. На него, как и на все объекты природы, распространяются законы физики, например, законы Ньютона, закон сохранения и превращения энергии и другие.

Еще Ньютон говорил: “Вся гениальность в том, что я могу больше

чем другие высидеть за работой”.

Очень хорошо, когда на уроке физики ученики фантазируют, воображают, придумывают мысленно какой-то эксперимент - это помогает не только развивать творчество ребят, но и преодолевать усталость, уныние, неудовлетворенность, ведь ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно.

В 8 классе при изучении темы: «Кристаллизация тел» я переключаю внимание ребят на литературу (читаю отрывок стихотворения) и задаю вопрос: «Прав ли поэт?»

Она жила и по стеклу текла,

И вдруг её морозом оковало,

И неподвижной льдинка стала,

И в мире поубавилось тепла…

Ещё предлагаю ученикам пофантазировать о том, как добыть огонь с помощью льда. Ребята начинают активно мыслить, у них появляется уверенность в своих силах (так как поощряются даже неверные версии), снимается негативное отношение к учебной работе. Уменьшается тревожность. В конце всех рассуждений и предложений зачитываю ребятам отрывок из "Путешествия капитана Гаттераса" Жюля Верна, где эту же проблему решил доктор.

На вопрос "Как потушить пожар?" ребята, как правило, отвечают, что необходимо пламя залить водой. Выясняем, почему вода гасит огонь, в каких случаях этот способ применим, а в каких опасен. В ходе обсуждений вырабатываем правила поведения при различных пожарах. Такие знания позволят ребятам сохранить свое здоровье и окружающих.

Д.И.Менделеев любил повторять:

”… без    явного усиленного трудолюбия

нет ни талантов, ни гениев”.

Важным аспектом урока с позиции здоровьесбережения считаю использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности.

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, поэтому использую запоминалки. Например,

Массу мы легко найдём,

Умножив плотность на объём.

Если слово "бац" запомнишь,

Формулу объёма вспомнишь.

V=bac

-------------------------------------

Не лезьте вводу глубоко,

В воде давленье велико.

Надавит сверху РО-ЖЕ-АШ

И вдруг концы свои отдашь.

Р = r g h

Не нужно забывать о том, что отдых – смена видов деятельности.

Поэтому при планировании урока следует позаботиться о смене 4-5 видов деятельности.

Хорошие результаты дает проговаривание законов , прописывание  в воздухе формул, работа в группах.

     Несколько минут на уроках ( но только если работа была напряженной) следует уделить коротким физическим упражнениям, упражнениям для глаз:

  1. движение глазами вверх – вниз;
  2. вправо – влево;
  3. вращение по часовой стрелке;
  4. против часовой стрелки;
  5. закрыть глаза и представить поочередно цвета радуги;
  6. потягивание и потирание мочек  уха

Гениальность – это 95% потения” –

настойчиво повторял Эдисон.

Некоторые аспекты урока:

  1. создание оптимальных санитарно - гигиенических условий обучения в классах;
  2. разнообразие видов и форм уроков - удивление нестандартностью проведения;
  3. формулирование целей урока вместе с учащимся, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей;
  4. гибкость структуры урока в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса;
  5. использование привлекательной мотивации (кроме оценок), способствующей активной самореализации учеников;

  1. разрешение в некоторых случаях ( при выполнении заданий, ответах на вопросы, контрольных работах) пользоваться вспомогательными средствами, например, конспектом;

  1. при появлении признаков утомления у ребят - изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учеников, например, неожиданным примером;

  1. использование работы в парах постоянного и переменного состава и в малых группах (2-4 ученика);
  2. подведение итогов урока на последних 4 -5 минутах, и лучше всего вместе с учащимися,
  3. рефлексия,
  4. во избежание гиподинамии у детей обеспечение хотя бы небольшой организованной двигательной активности,

  1. ежеурочные разминки в начале урока (10 - 15 секунд),

  1. для слуха - различение слов, акцентов, тихой речи,

  1. для речевого аппарата - произнесение слогов, слов, скороговорок, тихо, громко, с разной акцентировкой,

  1. для кистей пальцев рук - сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевом суставах,
  2. для зрения - поисковые движения для глаз, различение цвета, размера,
  3. физкультминутки на 15 - 25-ой минутах урока на снятие мышечного утомления с плечевого пояса, мышц спины, кистей рук; зрительного утомления, минуты релаксации, массаж активных точек, чередование поз, дыхательная гимнастика.

  Таким образом, учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического и физического здоровья детей, повышать устойчивость нервной системы учащихся, а так же быть  умелым дирижером своего  оркестра, и тогда музыка знаний зазвучит полно и без фальши.

И в заключении:

Одного мудреца  спросили: “Что самое главное в жизни: богатство или слава”? Мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровье – один из важнейших источников счастья и радости”.

Чего я и вам желаю!



Предварительный просмотр:

Московская область    Рузский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Тучковская СОШ №1»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Выступление на ШМО

по теме:

 «Использование личностно-ориентированной технологии

на уроках физики»

                                                                                                                                          Подготовила : учитель физики-информатики

Камышанова Валентина  Леонидовна

высшая кв. категория

Тучково

ноябрь   2011 год

Использование личностно-ориентированных

технологий на уроках физики.

В настоящее время очень актуальным стало применение учителями различных технологий во время проведения уроков. В современном мире требуется индивидуальный подход к каждому ученику с его интересами и возможностями. Интерес к физике зарождается в школе, и задача учителя состоит в том, чтобы найти пути, которые помогут увлечь детей с первых уроков физикой, научить их приобретать знания. Без этого ни знания, ни самостоятельности сформировать нельзя.

        Планируя урок, постоянно приходится продумывать способы организации работы учащихся, чтобы вовлечь каждого в активную познавательную деятельность, заинтересовать изучаемым явлением.

        Каждый учитель по-своему видит личностно-ориентированное обучение, о котором постоянно говорят на страницах методической печати и телевидения. Поэтому многообразие приёмов создания личностно-ориентированных технологий зависит от личности педагога, его профессиональных интересов. Каждый по-своему, в силу своих творческих возможностей создаёт такие ситуации.

 Личностно-ориентированные технологии органически связаны с методами и приёмами организации познавательной деятельности учащихся. В их качестве выступают проблемно-поисковые, исследовательские приёмы, диалоговое общение, эвристическая беседа, дискуссия, групповые формы работы и т.п.

        Рассмотрим проблему создания на уроках физики личностно-ориентированных ситуаций, цель которых повышение активности учеников-участников процесса познания.

На таких уроках:

  1. Учитывается, что физика-наука экспериментальная;
  2. Учащиеся работают по схеме: наблюдения – выдвижение гипотезы – проведение эксперимента – выводы.

Я думаю, что большинство уроков должно строиться по этой схеме.

Примеры.

1. Урок на тему: «Закон распространения света» в 8 классе.

        Он второй в теме «Световые явления». На предыдущем уроке были рассмотрены источники света, введено понятие светового луча, показано значение света для жизни на земле.

        Оборудование: источник света, экран со щелью, плоское зеркало, непрозрачный стакан, на дне которого находится монета, стакан с водой (такой прибор находится на каждом столе); набор «Оптика» или оптическая шайба с принадлежностями (один на класс).

        Ученики работают парами.

        Урок начинается с беседы, в ходе которой просят ребят с помощью того оборудования, которое есть у них на столах, получить световой луч. Ученики выполняют задание с помощью источника света и экрана со щелью. После этого им предлагается рассказать об опыте и выдвинуть гипотезы, которые следуют из него.

        Если дети затрудняются это сделать, задаётся наводящий вопрос: «По какой «линии» распространяется свет?» И появляется формулировка первой гипотезы: «Свет распространяется прямолинейно».

        Далее учитель вовлекает учащихся в дискуссию: «Гипотеза выдвинута. Как её проверить? Нужно провести эксперимент».  Кто-то из ребят предлагает на пути светового луча поставить зеркало. Воплощают идею экспериментально.

 Затем задаётся вопрос: «Что мы видим?» Ответ: «Луч изменил своё направление!» Начинается беседа. «Закон нарушился. Почему?»  В ходе дискуссии выясняется, что закон, видимо, имеет определённые границы применения.

Потом высказанная гипотеза проверяется экспериментом, поставленным на демонстрационном столе.  Для этого берут стеклянную призму из набора по оптике, придвигают её вплотную к щели, из которой выходит световой луч; этим обеспечивается попадание луча после щели сразу в стекло. Чтобы дети не увидели преломлённый луч на выходе из призмы, грань, из которой должен выйти луч, заклеивают бумагой. Дети наблюдают: как в стекле «идёт» луч света; в стекле луч тоже распространяется прямолинейно! Этот вывод делают учащиеся сами.

Таким образом, эксперимент показал: свет распространяется прямолинейно в однородной среде: в воздухе, в стекле. Другими словами, выявлены границы применения закона.

Следующий этап урока - обсуждение изменения направления светового луча при падении его на зеркало на основе предыдущего эксперимента,  в ходе проведения опыта, а затем и в ходе беседы, выясняется, что направление луча можно изменить по-разному, и это зависит от расположения зеркала.

В беседе обязательно кто-то из детей произнесёт слово «отражение». Тогда сразу следует выяснение следующих вопросов: в чём заключается  явление и при каких условиях оно наблюдается?

Дальнейшая работа зависит от класса. Если класс сильный, то на этом же уроке изучается закон отражения света; если же класс слабый, то «останавливаются» и начинают формировать представление о преломлении света, а законы рассматривают на следующих уроках.

В ходе дальнейшей беседы обращают внимание учащихся на среду (зеркало), которую встречает световой луч на своём пути. Она непрозрачна и блестяща. Спрашивают: «А что будет, если поставить на пути светового луча другую непрозрачную среду, например, лист бумаги, книгу?» затем просят любознательных проделать наблюдение и обсудить вывод: луч «исчез». Куда? При этом поясняют: здесь идёт речь о поглощении света.

Далее следующий вопрос: «А что будет, если свет попадает из одной прозрачной среды в другую прозрачную среду?» он обычно вызывает у учащихся затруднение. Поэтому можно сразу понаблюдать за монетой, лежащей в непрозрачном стакане у края дна. Учащиеся должны заметить положение монеты, а затем налить в стакан воды и пронаблюдать, где оказалась монета. Они делают вывод, который затем обсуждается. Выдвигаются различные гипотезы, в том числе  такая: «При переходе из одной среды в другую, световой луч меняет своё направление».

Проводится демонстрационный эксперимент, подтверждающий эту гипотезу, а затем уточняющий её: среды должны быть прозрачными.

На следующем уроке рассматривают явления отражения и преломления света более детально, вводя понятия о лучах (падающем, отражённом, преломлённом) и углах (падения, отражения, преломления).

2. При изучении электрического тока в 8 классе, изучив теорию, обычно проделывают лабораторную работу «Последовательное соединение проводников». А что, если, не объясняя темы, указав лишь определённые ориентиры, организовать самостоятельное  её  изучение? И ребята будут заняты, и интерес к занятиям появится, и учебное время будет сэкономлено. Апробация в школе подтверждает эффективность такой организации урока.

На столы учащихся ставят: источник тока, амперметр, вольтметр, ключ, лампочки, соединительные провода.

Урок начинается с беседы, в ходе которой выясняем, какое соединение проводников называют последовательным. После этого ставят задачу: изучить это соединение; на доске или на экране появляется задание в виде таблицы.

Урок ценен тем, что в ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, причём правильные. И эти выводы ими хорошо запоминаются, легче усваиваются, ведь каждый может сказать: «Это я открыл!»

  1. Подобным же образом проводится урок на тему: «Параллельное соединение проводников». Учащиеся  работают в парах.
  2. Несколько иначе, но на тех же принципах строится урок на тему «Исследование  зависимости силы тока от напряжения. Сопротивление».

Класс делят на 5 групп.

 Каждая получает одинаковое оборудование: источник регулируемого  напряжения, амперметр, вольтметр, ключ,  соединительные провода.

Кроме того, две группы получают совершенно одинаковые лампочки, две  другие – катушки с одинаковым сопротивлением, пятая группа – электродвигатель.

 В начале урока вспоминают, что такое электрический ток, сила тока, напряжение.  Задаю вопросы: «Есть ли между этими величинами связь? Если есть, то какая?».  Каждая группа начинает вырабатывать свои идеи: гипотезы и проверочный опыт.  Всем нужно:

        1. записывать свою гипотезу;

        2. зарисовать  схему  цепи, которую необходимо собрать для опыта и исследования;

        3. придумать таблицу для записей результатов;

                                           

        4. начертить график зависимости силы тока от напряжения;

        5. сделать вывод (устно). (Затем  лучший вывод записывается в тетрадь.)

        6. найти отношение напряжения на участке к силе тока, сделать вывод.

Приведу  в качестве образца работу первой группы.

  1. Гипотеза: сила тока зависит от напряжения
  2. Схема цепи для проверки гипотезы (рис.4)

  1. Вывод, сделанный учащимися: сила тока в цепи прямо пропорциональна напряжению.
  2. Сравнивая отношение напряжения на участке к силе тока, группы в процессе обсуждения пришли к выводу: если потребители одинаковые, то и отношения равны; если потребители разные то и отношения разные. Значит, отношение характеризует потребителя. Сообщаю: эту величину будем называть сопротивлением и называть R.

Ученики вывели формулу: откуда вытекает закон Ома для участка цепи. Вот таким важным по результатам оказался этот урок!

При реализации данной методики на учебных занятиях ученик становится субъектом процесса познания: он сам выбирает пути и способы решения задач, данных учителем, реализует их, участвует в обсуждении результатов, творчески осмысливает изучаемое, и результат выступает у него как открытие. Деятельность педагога нацелена на развитие учащихся, на формирование их способности действовать, строить систему своих знаний. При этом вырабатывается самостоятельность учащихся.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тучковская сош №1»

Выступление на

заседании РМО по теме:

Игровые технологии на уроках физики как средство активизации познавательного интереса учащихся.

Подготовила:

Камышанова В.Л.

учитель физики-информатики

высшая кв. категория

Тучково – 2012г

Технология проведения игр на уроках физики

Одним из важнейших, эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету являются игры.

Назначение дидактических игр - развитие у школьников познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), наблюдательности, сообразительности и др. и закрепление знаний, приобретенных на уроках.

Наверное, наибольшим интересом, из всех дисциплин, изучаемых учениками в школе, пользуется физика, дающая представление об окружающем мире и являющейся основой научно-технических знаний, подчёркивая взаимосвязь изучаемых явлений с реалиями жизни. А в нашей жизни игры имеют очень большое значение, т.к. всякая деятельность, связанная с условностями - это игра.

Поэтому игра позволяет в достаточно короткие сроки обеспечить усвоения учащимися знаний, умений и навыков, необходимых при закреплении и усвоения законов физики.

Интерес к игровым формам обучения, особенно в последнее время, обусловлен, как мне кажется, тем, что в обществе назрела необходимость в формировании разносторонней личности, а дидактические игры (как и все игры вообще) являются средствами проблемного обучения, направлены именно на это.

Дидактические игры, охватывающие не только обучение, но и воспитание и направленные на развитие у играющих тех или иных качеств, могут выступать в нескольких функциях:

  1. обучающей, которая развивает общеучебные умения и навыки, такие как память, внимание, восприятие информации;
  2. развлекательной, которая создаёт на занятиях обстановку, позволяющую учащимся проявлять интерес к уроку, как занимательному приключению;
  3. коммуникативной, которая объединяет учащихся в коллектив, устанавливая эмоциональный контакт;
  4. релаксационный, который позволяет снять у учащихся эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой при современной системе интенсивного обучения;
  5. развивающей, которая активизирует возможности личности, переориентируя сознание учащихся на общечеловеческие ценности;
  6. воспитательной, которая развивает и формирует творческую индивидуальность личности.

Для повышения эффективности, особенно, при массовом обучении, предполагается использовать соревнование обучающихся друг с другом.

Соревновательные игры являются совокупностью общедидактических условий, касающихся организации соревнования. Выделим пять таких условий:

1. Способ организации.

При проведении игры целесообразно разделить класс на команды, число участников которых не должно быть очень маленьким (так как с увеличением числа участников команды, возрастает кооперация внутри команды), так и слишком большим (так как с большим числом участников уменьшается ответственность участников за конечный результат).

2. Характеристика деятельности.

В процессе игры каждая из соревнующихся команд должна выполнять какую-либо деятельность, имеющую практическую направленность, заканчивающуюся получением одного и того же конечного результата, исходя из возможностей команды. В процессе этого между командами устанавливаются отношения состязательности и конкуренции.

3. Количественная деятельность.

В процессе проведения соревнования все участники из числа команд должны состязаться в выполнении действий, входящих в состав деятельности их команд. Благодаря этому углубляются отношения кооперации между обучающимися внутри команды.

4. Способ организации контроля.

В процессе игры необходимо предусмотреть проверку правильности выполнения действий играющих учащихся со стороны остальных участников соревнования. Это условие позволяет углубить состязательность между участвующими в игре командами.

5. Подведение итогов соревнования.

Необходимо как по ходу игры, так и по её завершению проводить подсчёт результатов и выявлять победителей. Для наглядности лучше представлять эти результаты в таблице или каким либо другим способом.

Если в процессе игры не установлено отношение кооперации и состязательности между участниками игры, то игра вырождается в другие хорошо известные процедуры фронтального или индивидуального опроса обучающихся.

В качестве объективных показателей при подведении итогов соревнования выступает время, затраченное на правильное выполнение игровых заданий и само их правильное выполнение.

Наиболее предпочтительной системой подведения итогов соревнования в соревновательной игре выступает смешанная система, которая основана на учёте времени, затрачиваемого на выполнение игровых заданий с учётом времени, которое команды используют на процедуру исправления ошибок, а также при подведении итогов соревнования необходимо учитывать очки, получаемые за правильное выполнение игровых заданий и их элементов.

Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете или явлении в целом и о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не простой забавой, а интересным, необычным занятием.

Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, а оформление - красочным и разнообразным.

Обязательный элемент каждой игры - её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовольствие от удачного ответа.

В играх проявляется элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся.

В таких играх завоевание победы - очень сильный мотив, побуждающий к деятельности. Не всегда победителями игры становятся хорошо успевающие учащиеся. Часто много терпения и настойчивости проявляют в игре те учащиеся, у которых этого не хватает для систематического приготовления уроков.

В качестве примера можно привести выдержки из сценария урока, завершающего повторение всего курса физики в 7-м классе, игры-соревнования "Где вы, Архимеды?!".

Подготовка к такому уроку, обычно проводимому в течение двух часов, начинается заранее, за несколько недель. Все учащиеся класса разбиваются на три команды, выбирают капитанов, подбирают своим командам названия и девизы.

Обычно такое предприятие проходит в кабинете физики, где ученические парты располагаются в три ряда, по числу участвующих команд. Выделяется столик для жюри, состоящего из двух учеников-старшеклассников, помогающих учителю в проведении соревнования. Соответственно предстоящим этапам оформляется классная доска и демонстрационный стол. На стены вывешиваются физические газеты, подготовленные соревнующимися командами, в которых отражены их названия и девизы (перед началом жюри присуждает от 1 до 3 баллов командам за оформление газет).

I ЭТАП. "Знаешь ли ты физические термины и приборы?"

Каждая команда в составе восьми человек одновременно получает карточку с чайнвордом-"лесенкой", где загаданы физические термины, понятия и явления, фамилии ученых и названия физических величин. Первый участник команды отгадывает первое слово по горизонтали и передает карточку второму, тот вписывает второе слово и т.д. В выделенных вертикальными линиями клетках, восьмой участник команды (капитан), должен прочитать название физического прибора, найти его на демонстрационном столе, и в листок с отгаданным чайнвордом написать номер, под которым находится этот прибор и письменно объяснить его устройство и назначение.

II ЭТАП. "Конкурс находчивых".

На этом этапе, в виде эстафеты, решаются качественные задачи, позволяющие проверить умения учащихся применять полученные знания на практике. Для проведения этого этапа от каждой команды необходимо по 6 человек, которые произвольно разбиваются по номерам от 1 до 6. Команды одновременно получают листок с условием шести качественных задач. Ученику под №1 необходимо решить задачу №1 из предложенного списка, используя одну из формул, приведенных на доске. 1.             2.         3.         4.

Решая задачу, ученик выбирает ту формулу, которая, по его мнению, соответствует смыслу рассматриваемой задачи и записывает под №1 на контрольном листе, прилагаемом к текстам задач, номер этой формулы. Далее текст задач и контрольный листок передается следующему ученику, который рассматривает задачу №2 из списка предложенных и в контрольный листок рядом с №2 записывает номер подходящей формулы. Затем задачу №3 решает третий игрок команды, и так далее, пока не будут рассмотрены все шесть задач. Контрольный листок, с полученной буквенно-цифровой шифрограммой, сдается учителю или его ассистенту.

Варианты шести качественных задач, предлагаемых для решения на II этапе:

Почему стенки в некоторых нефтяных резервуарах делают более толстыми в нижней части?

В три одинаковые коробки запаковали по 20 ложек одинакового размера. В одной коробке находятся алюминиевые ложки, в другой - серебряные, а в третьей - стальные. Как, не раскрывая коробок, определить, где какие ложки запакованы?

Почему дверную ручку прикрепляют не к середине двери, а к краю, притом наиболее удаленном от оси вращения?

В какой воде и почему легче плавать: в морской или речной?

Пловец, неподвижно лежащий на поверхности воды, делает глубокий вдох и выдох. Как изменяется при этом положение тела пловца по отношению к поверхности воды?

Каким приемом человек может быстро удвоить давление, производимое им на пол?

III ЭТАП. "Конкурс смекалистых".

Каждой команде предлагается два экспериментальных задания, одно из которых капитаны команд получают за неделю до соревнования, совместными усилиями всей команды обдумывают дома его решение и определяю физические приборы и оборудование, необходимые для выполнения этого задания в классе. Примеры экспериментальных заданий:

1. Определить плотность металла, находящегося в одном из двух кусков пластилина, если известно, что массы пластилина в обоих кусках равны. Извлекать металл из пластилина не разрешается.

2. Как можно определить плотность камня неправильной формы, при отсутствии весов?

3. Определить массу груза на неравноплечих весах.

Поочередно каждая команда демонстрирует другим свои способы решения предложенных заданий с проведением эксперимента и приведением полученных числовых значений. После команды-соперницы могут задать по одному вопросу только на тему экспериментального задания. Если команда, получившая вопрос отвечает на него, то она зарабатывает 1 балл. Если на вопрос не получен ответ, то команда задавшая вопрос сама отвечает на него и зарабатывает 1 балл.

Экспериментальный конкурс оценивается отдельно по домашнему и классному заданию. При правильном выполнении задачи начисляется 3 балла. Если порядок выполнения задачи верен,

но при расчетах допущена неточность - 2 балла, а если к тому же при проведении эксперимента была допущена ошибка, то 1 балл.

IV ЭТАП. "Физические перевёртыши".

Всем трем командам одновременно задаются физические законы, определения и высказывания, в которых каждое слово или предлог заменены на противоположное по смыслу. Например, фраза "Активность - это отсутствие медленности бесформенности" означает "Инерция (бездеятельность) - это сохранение скорости тела".

Та команда, которая первой правильно переведет заданную физическую фразу, получает 1 балл.

V ЭТАП. "Конкурс находчивых".

На этом завершающем этапе соревнования проводится решение расчетных задач-рисунков с последующим поэтапным заполнением шифрограммы, составленной в виде последовательности арифметических действий.

Завершается проведение игры соревнования "Где вы, Архимеды?!" награждением команд ценными призами, а особо отличившийся игрок, выдвигаемый членами отличившейся команды, может быть посвящен в "Архимедики", если он приведет:

все известные ему факты биографии Архимеда;

легенды и истории из его жизни;

законы, правила и формулы, открытые этим ученым.

Тогда ученику присваивается звание "Архимедик", с вручением удостоверения и нагрудного знака, а также занесением его имени в "бессмертный" список "Лучшие ученики школы №10 города Волгограда".

Игровые технологии как средство активизации познавательного интереса учащихся.

Игра - путь детей к познанию мира, в котором

они живут и который призваны изменить".

(М. Горький)

  В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.

           Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

 Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

  Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках истории.

  К данной теме я обратилась в связи с тем, что  столкнулась с проблемой:      

Успешность личности во многом зависит от внутренней потребности к саморазвитию и самообразованию, но на протяжении ряда лет в старших классах наблюдалось снижение познавательной активности, мотивации к изучению предмета, что не способствовало развитию внутренних резервов личности учащихся.

  Проблему дидактической игры как педагогической технологии исследуют :А. Гин в пособии для учителя "Приемы педагогической техники"; Владимир Михайлович Григорьев в своей диссертационной работе "Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков"; А.П Ершова и В. М. Букатов в статье "Театральные подмостки школьной дидактики.

   Вопросы психологии детства и подростков для данной работы рассматривались авторами в трудах Л.С. Выготского "Вопросы детской психологии" и "Воображение и творчество в детском возрасте,"Педагогическая поэма" А.С. Макаренко.  В последнее время, на уроках, очень часто приходится слышать от учеников «А давайте лучше поиграем!». Так почему же «лучше поиграем?»

Актуальность игры:

  Во-первых, наверное, потому, что ученику по своей природе нравится играть. Игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. «Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности. Другие — чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвёртые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.»

Во-вторых, уникальная особенность игры состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, чего он не видел. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.

В-третьих, в игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию или чтению. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. Порой, в процессе игры некоторых детей узнаешь с другой стороны, раскрываются скрытые таланты, застенчивые дети проявляют незаурядные способности,  пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

В - четвёртых, мы знаем, что дети энергичны и подвижны и невозможно заставить их «тихо посидеть» в течение всего урока. И поэтому всю неисчерпаемую энергию можно направить в нужное русло. Таким образом, совместив полезное с приятным.

В-пятых, игра положительно влияет на формирование познавательных интересов. Она содействует развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность. На уроках дети активны, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей. Факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радость. Все это вместе взятое, несомненно, облегчает обучение.

  Практика показывает, что уроки истории с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. «На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы». Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной сферы и становлении волевых качеств личности, формировании адекватной самооценки.

Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности.

Психолого-педагогические основы организации игровой деятельности:

  Дидактическая игра - это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Поскольку обучение - это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знания, умения, навыков.

Но не всякая деятельность в условных ситуациях является игрой. Деятельность, чтобы быть игрой, должна быть занимательна для играющего. Деятельность в игре - не цель, а средство. А вот занимательность - цель. В учебной же деятельности условность направлена на обучение, на возможность упражнения, тренировки различных умений и навыков.

В настоящее время интерес к игре быстро растет, это естественным образом приводит к увеличению числа игр, а также к их разнообразию. Ориентироваться в них становится сложнее. Поэтому актуальность вопроса классификации игр повышается с каждым днем.

Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом:

  1. игры с правилами;
  2. ролевые игры;
  3. комплексные игровые системы (КВН).
  4. игры для изучения нового материала;
  5. игры для закрепления;
  6. игры для проверки знаний;
  7. обобщающие игры;

При планировании педагогической работы в определенных случаях важно разделять игры по количеству участников на: групповые, индивидуальные, диалоговые (парные), массовые.

Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.

В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении на равных, где исчезает робость, возникает ощущение - "я тоже могу", т. е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложено познавательная задача.

Организация игр - не всегда простое занятие:

дисциплина: азарт игры может превратить урок в беспорядочное, шумное мероприятие.

серьезное отношение к предмету. Ведь учитель должен дать детям знание, и они должны быть научны.

Оценка в игре - ещё одна проблема. Артистичные дети могут получить оценку не за знание, а за артистизм. В игре нет полной предсказуемости. Много разных проблем встает перед учителем: как часто следует привлекать игру, сколько времени нужно тратить на нее на уроке и т. д.

Игра - это яркий и эмоциональный праздник. И это указывали многие известные педагоги: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. А. Шмаков и др. В организации игры все должно быть продумано да мелочей.

Структура организации игры.

Выбор игры.

Учитель должен выбрать игру соответствующую программному содержанию и четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.

Подготовка игры.

1) Предварительная подготовка учащихся к игре. Задача учителя заключается в том, чтобы все дети понимали, что они должны делать входе подготовительной работе. Предварительная подготовка зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном относится к ролевым играм. Но учителю надо больше доверять детям, не надо полностью организовывать подготовку, пусть они сами проявят самостоятельность.

2) Подготовка непосредственно перед игрой. Этот этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового настроения.

Введение в игру.

1) Предложение игры детям. Обычно организатору игры достаточно сказать: "А теперь давайте поиграем в: (Название игры)" или "А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру" или "В связи с этим есть такая игра:". Этого достаточно.

2) Объяснение правил игры. Необходимо сформулировать их кратко и конкретно.

3) Выбор участников игры. Участников учитель может сам выбирать, потому что ученики могут обидеться. Учитель может предложить головоломку. Кто быстрее решить, тот и играет. Или играют те, у кого фамилия на букву "А", те, у кого день рождения в январе или учащиеся с 15-го по 19-ый номер журнале и т. п. для учителя важно включить каждого школьника в активный познавательный процесс. Поэтому целесообразно, чтобы участников было как можно больше.

Ход игры.

1) Начало игры. Очень важно, чтобы игра набрала обороты. Игры с правилами обычно требуют хорошего темпа. И это "в руках" организатора: кому-то подсказать, кого-то подогнать восклицаниями "Ускоряем темп!", "Долгая пауза!":

2) Развитие игрового действия (кульминация). На этой стадии максимально проявляется азарт играющих, одновременно возрастает интерес и участников и зрителей. Организатору важно следить за выполнением правил и иногда, подбодрить играющего.

3) Заключительный этап игры. Учителю необходимо почувствовать, когда спадает напряжение, не следует ждать, что игра сама надоест учащимся. Для того чтобы вовремя остановить игру, нужно заранее сказать о приближении ее окончания. Таким образом, у учащихся, появляется время, чтобы психологически подготовиться к окончанию игры.

V. Подведение итогов. (Оценка и поощрение школьников).

Подведение итогов игры включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим и что помогло ему достичь победы). Сложный момент объявления результатов соревнования. Чтобы класс не перессорился, учитель должен умело принимать решения. Нездоровый эмоциональный фон в ученическом коллективе после игры, проведенный на уроке, - вина учителя.

Чтобы избежать этих проблем, необходимо:

1) перед началом подготовки к игре четко объявить критерий, о котором будет производиться оценка результатов;

2) со всей тщательностью обязательно отметить положительные стороны команд (участников), которые не заняли призовых мест;

3) отметить, что мешало игре, если таковое было. И, конечно, всем должно быть предельно ясно, что команды, которые получили призовые места, действительно были сильнее.

Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).

Несмотря на то, что учитель сам чувствует настроение класса, все же это не может представлять полноценную картину, так как это коллективное настроение. Учителю важно понимать каждого ребенка, чтобы сделать выводы для проведения последующей игры - с учетом индивидуальных особенностей каждого. И поэтому важно, несмотря на то, что времени всегда катастрофически не хватает, провести анализ игры - он залог эффективности игровой деятельности, развития методического мастерства учителя.

Опыт применения игровых технологии в практической деятельности.



Предварительный просмотр:

Методика проведения нестандартных уроков физики (из опыта)

Это третья часть статьи Нетрадиционные уроки физики как способ повышения интереса учащихся к изучению предмета белорусского учителя физики Светланы Боровик.

Вводя понятие о различных физических величинах (например, о времени, сопротивлении и др.), я обращаю внимание учащихся на историю развития метрологии и предлагаю ученикам подробнее ознакомиться со всевозможными способами измерений по научно-популярной литературе. При использовании занимательного материала я всегда учитываю возрастные особенности учащихся и уровень их интеллектуального развития. В любом случае, такой материал не должен быть слишком легким.

При изучении темы «Тепловые явления» в 8 классе со средним уровнем успеваемости я предлагаю статьи из «Занимательной физики» Я. Перельмана (кн. 1):

«От чайного стакана к водомерной трубке»,

«Почему дует от закрытого окна?».

 В классе с более высоким уровнем знаний я предлагаю проанализировать и экспериментально проверить материалы статей:

«Почему лед скользкий?»,

«3адача о ледяных сосульках».

При выборе того или иного дополнительного материала для урока я обычно учитываю увлечения и интересы учеников. Это имеет двоякую цель. Во-первых, дает возможность учителю формировать интерес к физике через уже имеющийся интерес к другому предмету; во-вторых, помогает сделать особенно интересными повторительно-обобщающие уроки, на которых ученики приводят примеры использования физических законов в интересующих их областях.

Использование занимательности требует минимума времени, но должно внести яркий, эмоциональный момент в уроке. Как показывает опыт, разумнее привести на уроке один-два примера, чем перечислять ряд интересных и эффективных фактов, которые своей многочисленностью не только не решат поставленной учителем задачи, но, наоборот, отодвинут ее на второй план.

Так, например, в 7 классе при изучении темы «Первоначальные сведения о строении вещества» учащимся трудно представить размеры молекулы и атомов. Аналоги, яркие образные примеры помогают семиклассникам прочувствовать размеры микромира. Но если учитель хочет, чтобы эти примеры прочно остались в памяти ученика, следует выбрать лишь одно-два наиболее ярких сравнения, заострить на них внимание. Каждый пример должен сопровождаться красочными рисунками, диапозитивами и т.д.

Несомненно, что учитель не должен побуждать к учению только занимательными средствами. В противном случае мы вынуждены будем признать, что «вряд ли есть что-нибудь противнее, чем тот легкий шутовской оттенок, который стараются придать учению некоторые педагоги, стремящиеся позолотить ребенку горькую пилюлю науки» (К. Д. Ушинский). Место занимательности на уроке может быть различным. Обычно занимательность связана с элементами неожиданности, в ней привлекает новизна материала. Поэтому уместно использовать занимательность при создании проблемной ситуации. С этой целью можно использовать различные приемы:

проведение занимательных опытов, например с бумажной «кастрюлей», движение тела вверх по наклонной плоскости, попадание яйца в узкую бутыль и т.д;

сообщение учащимся фактов, поражающих неожиданностью, странностью, несоответствием прежним представлениям. Во всех перечисленных примерах занимательность является первоначальным толчком к углубленной познавательной деятельности учащихся. Учитель использует занимательность как своеобразную разрядку напряженной обстановки в классе при объяснении большого по объему или объективно трудного материала. Занимательность может служить эмоциональной основой для запоминания наиболее трудных вопросов изучаемого материала.

решение задач в большей степени, чем любая другая форма проведения урока, нуждается в разнообразии используемого материала. Подбирая задачи, я использую различные софизмы и парадоксы, особенно те, которые отражают жизненную ситуацию. Примерами таких задач могут служить задачи из сборника В. Н. Ланге «Физические парадоксы и софизмы», П. Н. Маковецкого «Смотри в корень».

c целью повышения интереса у учащихся при решении количественных задач я часто использую задачи, составленные самими учениками. В этом случае занимательность задания будет заключаться в том, что учащимся предлагается облечь задачу в интересную форму стихотворения, детективного рассказа и т.д.

Большой интерес обычно у учащихся вызывает постановка экспериментальных задач в занимательной форме, например, я использую материал из книги Раглиса «Физика в ванне».

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод: использование занимательности дает на уроке надежный эффект. Это возможно в том случае, когда учитель правильно понимает занимательность как фактор, определенным образом влияющий на психические процессы, когда он ясно осознает цель использования занимательности в данный момент. Естественно, что для успешного усвоения знаний учащимися и развития их познавательных стремлений занимательность должна применяться на уроке обязательно в сочетании с другими дидактическими средствами.

Активная познавательная деятельность учащихся на уроке не только делает учение интересным, но и развивает пытливость, трудолюбие, готовность трудиться. Наиболее эффективны в этом плане уроки-конференции, организованные на основе межпредметных связей учителей физики, литературы и обществоведения.

Чтобы дети не потеряли интереса к предмету, я всегда учитываю возрастные особенности, думаю над тем, как разнообразить формы и методы учебных занятий. Развитие гибкости ума, гибкости мышления ребенка зависит от его воображения, способности придумывать новые образы, необычные условия, предвидеть их последствия.

В результате многолетней практики я убедилась в эффективности проведения нетрадиционных уроков. Главным достоинством их является самостоятельная подготовка учащихся (под руководством учителя!), развитие мыслительных способностей и воображения. Я часто использую на уроках элементы игры (викторины, эстафеты, физическое лото, физическое домино, кубики, картинки и т.п.), а также иногда провожу полный урок нетрадиционно. Стараюсь, чтобы такие уроки были систематическими, чтобы действующие лица переходили из урока в урок. Это позволяет создавать целостное представление о данной теме.

В моей практике используются такие нетрадиционные уроки, как уроки-соревнования. Один из таких уроков я проводила на методическом объединении учителей физики Пуховичского района (Беларусь). Цель урока — закрепление у учащихся умений, навыков решения задач разных типов (расчетных, качественных, экспериментальных). Я преследовала цель сформировать навыки коллективной работы в сочетании с индивидуальной. Ребят разделила на 2 команды, примерно равные по силам, а членами жюри предложила быть присутствующим на уроке учителям, которые изъявили желание. Я предлагаю Часть 4. Урок-соревнование по теме «Удивительное электричество»

Это четвертая часть статьи Нетрадиционные уроки физики как способ повышения интереса учащихся к изучению предмета белорусского учителя физики Светланы Боровик.

Тема урока:

Повторительно-систематизирующий урок-соревнование по теме «Удивительное электричество»

Цель урока: в нетрадиционной, занимательной форме повторить основной программный материал, развить познавательную активность и творчество учащихся, их смекалку, наблюдательность и чувство юмора, расширить технический кругозор.

Развивающие задачи: развить и закрепить навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач, развить устную речь учащихся, учить применять знания в новой ситуации; учить грамотно объяснять происходящие физические явления, формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.

Задача учителя на уроке: создание условий для проявления активности обучаемых, развития их индивидуальности; развития исследовательской компетентности учащихся; повышения их интереса к предмету.

Эпиграф:

 Науку все глубже постигнуть стремись.

 Познанием вечного жаждой томись.

Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

Узнаешь: предела для знания нет.

Фирдоуси

 (персидский и таджикский поэт, 940-1030 гг.)

Плакат:

Пусть кипит работа,

 Сложны соревнования,

 Успех решает не судьба,

 А ваши знанья!

ХОД УРОКА:

Организационный момент (до начала урока):

выбор жюри.

деление учащихся класса на 2 команды, выбор названия команды, капитана.

Вступительное слово учителя:

 Сегодня вспомним все о токах —

 Заряженных частиц потоках.

 И про источники, про схемы,

 И нагревания проблемы,

 Ученых, чьи умы и руки

 Оставили свой след в науке,

 Приборы и цепей законы,

 Кулоны, Вольты, Омы,

 Решим, расскажем, соберем,

 Мы с пользой время проведем!

 И победителей найдем!

  1-й конкурс «Разминка»:

Команды должны ответить на предложенные им вопросы и, выполнив задания, получить два слова-пароля, которые и станут словами-напутствиями на дальнейший успех. (Ответы сдаются жюри).

Вопросы задания для 1-й команды:

Одна из наук о природе (взять 3-ю букву).

Положительный электрод электрического аккумулятора (взять 2-ю букву).

Единица измерения силы тока (взять 1-ю букву).

Частица, которую ученые обнаружили в составе ядра (взять 1-ю букву).

Вещество, не проводящее электрический ток (взять 2-ю букву).

Фамилия русского ученого, построившего первый электрический двигатель (взять 1-ю букву).

ОТВЕТЫ:

Физика.

Анод.

Ампер.

Нейтрон.

Диэлектрик.

Якоби.

СЛОВО-ПАРОЛЬ: «знание».

Вопросы задания для 2-й команды:

Чертеж, на котором изображены способы соединения электрических приборов в цепь (взять 1 букву).

Вещества, проводимость которых занимает промежуточное положение между проводниками и диэлектриками (взять 11 букву).

Единица электрического заряда (взять 3 букву).

Прибор для измерения силы тока (взять 1 букву).

ОТВЕТЫ:

Схема.

Полупроводники.

Кулон.

Амперметр.

СЛОВО-ПАРОЛЬ: «сила».

  2-й конкурс «Задачи»:

Слово учителя:

 А сейчас приглашаю команды принять участие в конкурсе «Замок историков науки и техники». Приглашаются 1 ученик от команды по желанию, которым надо решить расчетные задачи исторического содержания.

Примечание: предлагаю перечень задач исторического содержания к конкурсу «Замок историков науки и техники».

Задача № 1. 1 июля 1892 г в Киеве стал курсировать трамвай по линии Подол-Крещатик. Его двигатель был рассчитан на силу тока 20 А при напряжении 500 В. Какой мощности был двигатель? (Ответ: 10 000 В = 10 кВт).

Задача № 2. В 1887 г. Пермский завод построил по чертежам русского инженера Н. Г. Славянова динамо машину. Она имела мощность 18 кВт и могла давать ток силой ЗОО А. Какое напряжение было на ее зажимах? (Ответ: 60 В.)

Задача № 3. Первым отечественным выпрямителем был высоковольтный ртутный выпрямитель конструкции В. П. Вологдина. Он создан в 1922 г., имел мощность 10000 Вт и давал ток при напряжении 3500В. Какой силы ток обеспечивал выпрямитель? (Ответ: 1.29 А.)

Задача № 4. Крупнейшей радиостанцией, действовавшей в России в период первой мировой войны, была Ходынская. Она имела генератор тока мощностью 320 кВт, а напряжение на его зажимах было равно 220 В. Найдите силу тока, вырабатываемого генератором. (Ответ: 1455 А.)

  3-й конкурс «Знатоки физики»:

Одновременно проводится конкурс под названием «Знатоки физики».

Вначале зачитывается доклад, ранее подготовленный учеником, на тему «Действие электрического тока на тело человека» (см. «Занимательные вечера по физике в средней школе», стр. 103). После этого проводится викторина «Электрический ток и безопасность человека». Вопросы викторины написаны на ярких, разноцветных лепестках ромашки и предлагаются командам на выбор.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:

В автомобиле от аккумуляторов к лампочкам проведено только по одному проводу. Почему нет второго провода?

 ОТВЕТ: Вторым проводом служит корпус автомобиля.

Какое минимальное напряжение вызывает поражение человека электрическим током с тяжелым исходом?

 ОТВЕТ: Поражение током с тяжелым исходом возможно при напряжении, начиная приблизительно с 30 В.

Почему опасно во время грозы стоять в толпе?

 ОТВЕТ: Во время грозы опасно стоять в толпе потому, что пары, выделяющиеся при дыхании людей, увеличивают электропроводность воздуха.

Почему в сырых помещениях возможно поражение человека электрическим током даже в том случае, если он прикоснется к стеклянному баллону электрической лампочки?

 ОТВЕТ: Стеклянный баллон электрической лампочки, покрытый слоем влаги, проводит электрический ток, который при определенных условиях может вызвать поражение человека.

Отчего зависит биологическое действие тока и какой величины ток может вызвать смертельный исход?

 ОТВЕТ: Биологическое действие тока зависит от величины тока, протекающего по организму пострадавшего. Ток в 0,025 А вызывает проходящий паралич, а ток в 0,1 А и более смертелен.

Почему молния, проходящая через дерево, может отклониться и пройти через человека, стоящего возле дерева?

 ОТВЕТ: Электрический ток проходит преимущественно по участку цепи с меньшим сопротивлением. Если тело человека окажется лучшим проводником, то электрический ток пройдет через него, а не через дерево.

Елочные гирлянды часто делают из лампочек для карманного фонаря. Лампочки соединяют последовательно, и тогда на каждую из них приходится очень малое напряжение. Почему же опасно, выкрутив одну лампочку, сунуть палец в ее патрон?

 ОТВЕТ: Сопротивление лампочки от карманного фонаря мало — несколько Ом, а сопротивление всей гирлянды — несколько сотен Ом, а пальца — несколько тысяч Ом. При последовательном же соединении цепи падение напряжения на участке пропорционально его сопротивлению. Поэтому на палец, если его сунуть в патрон, придется практически все напряжение сети.

3ачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле?

 ОТВЕТ: При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать появления искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю.

Кому принадлежат слова: «Теперь я знаю, как выглядит атом»?

 ОТВЕТ: Эти слова принадлежат английскому физику Резерфорду, сказаны они в 1911г.

Что представляет собой молния?

 ОТВЕТ: Электрический разряд в атмосфере в виде линейной молнии представляет собой электрический ток, причем сила тока за 0,2-0,3 с, в течение которых длятся импульсы тока в молнии, меняется. Примерно 65% всех молний, наблюдаемых в нашей стране, имеют наибольшие силы тока 10000 А, но в редких случаях она достигает 230 000 А.

Кто изобрел электрическую лампочку накаливания?

 ОТВЕТ: Русский изобретатель — Александр Николаевич Лодыгин. Американский изобретатель Эдисон получил несколько лампочек Лодыгина: их привез в Америку один русский офицер. В конце 1879 г. Эдисон создал свою лампочку с винтовым цоколем и патроном, называемым эдисоновским. Все выданные Эдисону патенты были сформулированы лишь как предложения об усовершенствовании ранее запатентованной лампы Лодыгина.

Примечание: необходимо правильно отвечать на вопросы викторины, за каждый правильно отвеченный вопрос — 1 жетон.

  4-й конкурс «Поиск»:

Учитель: а сейчас мы проведем конкурс под названием «ПОИСК», который был одним из домашних заданий. Команды заранее получили задание — найти в журналах, книгах интересные факты, касающиеся темы «Электричество», и подготовить небольшие сообщения. Слово предоставляется представителям от команд.

Учитель: настало время дать слово жюри и подвести итоги проведенных конкурсов.

  5-й конкурс «Любители кроссвордов»:

Задание: вручаются листки кроссвордов и тексты к ним. Надо отгадать кроссворд за 3 мин. Варианты ответов сдаются жюри. Привожу пример кроссворда, который был использован на уроке.

По горизонтали:

Физическая величина, единица измерения которой названа в честь итальянского ученого Вольта.

Фамилия русского ученого, участвовавшего в первых опытных исследованиях атмосферного электричества в России.

По вертикали:

Вещества, хорошо пропускающие электрический ток.

Фамилия русского ученого, построившего первый электрический двигатель.

ОТВЕТЫ:

Напряжение.

Ломоносов.

Проводники.

Якоби.

Учитель: жюри подведет итоги проведенных конкурсов.

  6-й конкурс «Чтобы это значило?»:

Учитель: а сейчас мы проведем конкурс под названием «Чтобы это значило?» На столе разное оборудование для демонстрации опытов. Представители от команд должны показать подготовленный ими опыт, а команда соперница должна объяснить увиденный опыт. Учитывается остроумие и оригинальность ответов.

  7-й конкурс «Люди науки»:

Учитель: в конкурсе «Люди науки», который сейчас будет проводиться, участвуют одновременно все команды. Цель данного конкурса — раньше соперников определить имя и фамилию ученого, используя сведения о нем.

Приглашаются по одному участнику от команды, которым предлагается выполнить задание;

Задание участнику: назвать ученого, фамилия которого состоит из 5 букв:

первая — в названии электрода, присоединенного к положительному полюсу источника тока;

вторая — вторая в названии единицы сопротивления;

третья — третья в названии прибора для измерения силы тока,

четвертая — четвертая в названии единицы силы тока;

пятая — последняя в названии прибора для измерения напряжения.

ОТВЕТЫ:

Анод.

Ом.

Амперметр.

Ампер.

Вольтметр.

СЛОВО-ПАРОЛЬ: Ампер.

Одновременно для всех команд проводится 2-й этап конкурса. Вопросы:

О нем великий Максвелл сказал: «Исследования …, в которых он установил законы механического взаимодействия электрических токов, принадлежат к числу самых блестящих работ, которые проведены когда-либо в науке. Теория и опыт как будто в полной силе и законченности вылились сразу из головы этого «Ньютона электричества». На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был так же добр и так же прост, как и велик». (Андре-Мари Ампер)

Он открыл один из важнейших количественный закон цепи электрического тока. Он установил постоянство силы тока в различных участках цепи, показал, что сила тока убывает с увеличением длины провода и с уменьшением площади его поперечного сечения. Он нашел ряд из многих веществ по возрастанию сопротивления. (Георг Ом).

По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внёс большой вклад в кинетическую теорию газов. (Джеймс Джоуль.)

Он был рыцарем Почётного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Он изобрёл электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов». (Алессандро Вольта.)

Он стал академиком в 39 лет, причём в избрании не играли ни малейшей роли его работы по магнетизму и электричеству. Их, по существу, не было. Он был избран по секции геометрии за исследования в области математики и химии. (Андре-Мари Ампер.)

Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке. (Андре-Мари Ампер.)

Он открыл один из важнейших законов электричества в 1785 году, используя для этого крутильные весы. Приём, использованный им, лишний раз доказывает, что изобретательность человеческого ума не знает границ. (Шарль Кулон.)

Учитель: а сейчас подведем итоги. Слово жюри.

  8-й конкурс «Физическая эстафета»:

Учитель: настало время проверить знание формул и теоретического материала по пройденной теме «Электричество», а поможет нам в этом конкурс «Физическая эстафета». Этот конкурс проводится в два этапа. Цель конкурса — проверить знание учащимися формул.

1-й этап: приглашаются по одному участнику от команды, которым вручаются задания; одновременно проводится 2-й этап конкурса под названием «Порешаем», в котором капитаны команд получают задания. Время подготовки ответов — 5 минут. Ответы сдаются жюри.

Учитель: итак, друзья, начинаем!

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1-го ЭТАПА:

ЗАДАНИЕ 2-го ЭТАПА:

Учитель: ну, вот и наступило время подведения итогов нашего урока–соревнования. Сегодня мы хорошо поработали: повторили основной программный материал по теме «Электричество», применили свои знания в новых ситуациях. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по-прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.

Пока жюри определяет победителя, проводится рефлексия урока с учащимися.

Слово жюри: подведение итогов, награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии на уроках физики.

Рассказывается о применении современных технологий на уроках физики и не только....

Новые педагогические технологии на уроках физики.

Уроки истории педагогики весьма поучительны. Чтобы многое понять, обратимся к истории развития педагогических технологий.Педагогическая деятельность начала «технологизироваться» задолго до того, как б...

Использование элементов различных педагогических технологий на уроках физики и математики

Опыт использования элементов различных педагогичских технологий на уроках физики и математики...

Современные педагогические технологии на уроках физики

Применение новых педагогических технологий позволяют заинересовать учащихся к получению знаний....

Доклад "Использование современных педагогических технологий на уроках физики"

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.Педагогика должна дать направление этим случайностям.В. Ф. Одоевский Наше время – время перемен. Новые веяния пришли с новым 21-...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.

В условиях реализации образовательных стандартов наиболее актуальными становятся технологии:Информационно – коммуникационная технологияТехнология развития критического мышленияПроектная тех...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.

условиях реализации образовательных стандартов наиболее актуальными становятся технологии:Информационно – коммуникационная технологияТехнология развития критического мышленияПроектная...