обобщение опыта работы
материал по физике по теме

Ворожко Вера Андреевна

Обобщение опыта работыучителя физики по теме "Самостоятельная работа на уроках физики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме:

«Самостоятельная работа учащихся на уроках физики» 

учителя физики МОУ «СОШ №4» Ворожко В.А.

     

Самостоятельность. Это слово означает способность человека без посторонней помощи ставить цели, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации. Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности. Она открывает человеку путь к независимости, вселяет уверенность в своих силах.

К самостоятельности стремится большинство людей. Это заложено в них природой. В числе первых слов малыша есть «Я сам!». Сейчас мало кто хочет быть исполнителем чужой воли, ведомым. Гораздо приятнее уметь жить по формуле «сам задумал – сам сделал».

Самостоятельными не рождаются. Это качество формируется. Само по себе оно «произрастает» редко. Его нужно воспитывать и заботливо выращивать, опираясь, прежде всего на те области знаний и умений, которые субъекту интересны.

Такое качество человека как самостоятельность становится все более и более востребовано: во-первых, из-за того, что быстро меняются условия жизни и деятельности в социальной среде и нужно уметь приспосабливаться к ним, и, во-вторых, что во всех сферах деятельности более востребованы люди, умеющие без «подсказки» действовать. Самостоятельность нужно заботливо и систематически формировать на всех уроках, в том числе и на уроках физики.

 Школа на современном этапе не может дать знаний на долгие годы. Она должна привить потребность в постоянном пополнении знаний. Умения учить себя самого помогут в дальнейшем выпускникам школы самоутвердиться в жизни: повышать свою квалификацию, самостоятельно добывая знания.

Курс учебного предмета «физика» открывает ряд возможностей для формирования самостоятельности учащихся.

Надо учить в любой задаче узнавать изученное ранее. Развитие самостоятельности неразрывно связанно с учебной деятельностью учащихся.

Сформировать самостоятельность, не вовлекая ученика в учебную деятельность, принципиально невозможно. Именно поэтому воспитание этого качества в человеке находится в русле одной из современных прогрессивных педагогических тенденций – русле развивающего обучения.

Второй путь развития самостоятельности – обучение деятельности. Надо давать алгоритм каждого действия. Это план построения рассказа о физической величине, о физическом явлении, физическом законе и т.д.

Путь третий развития самостоятельности «включение» ребят в разнообразную познавательную деятельность. Нужно что бы учащиеся умели не только хорошо строить ответ, но и могли проводить наблюдения, ставить эксперимент, собирать электрические цепи и т.д.

Четвертый пусть развития самостоятельности – поручение учащимся выполнять разные роли в процессе учебной деятельности. Это стимулирует выработку ответственного отношения к своему поведению, умения принимать решение в нестандартных ситуациях. Развитая самостоятельность учащихся – ключ к их успехам.

Курс физики в средней школе подразумевает освоение учащимися определенного объема знаний, умений, навыков, что невозможно без самостоятельной работы. Это не только самостоятельное выполнение учащимися домашних заданий, а самостоятельность в поисках информации, самостоятельность мышления, самостоятельность наработки навыков решения задач, выполнения практических задач и др.

Сегодня книжные магазины переполнены книгами с готовыми домашними заданиями, а на уроках основная масса детей предпочитает списывать с доски в тетрадь, не напрягая себя осмыслением. Поэтому моя задача, как учителя - организовать работу в классе таким образом, чтобы ученики не только много трудились самостоятельно, но и делали это с удовольствием.

Самостоятельность в учениках на своих уроках физики я развиваю постоянно, постепенно, соблюдая определенные принципы.

Принцип обязательности. Каждый ученик на каждом уроке непременно должен самостоятельно выполнить хотя бы небольшое задание: решить задачу, сформулировать краткий ответ на вопрос, провести опыт, привести примеры, работать в учебником и т.д.

Принцип посильности. Задания для самостоятельной работы я подбираю так, чтобы ученик с ними мог справиться, если речь идет о новом материале, задание должно быть в «зоне ближайшего развития» ребенка, что бы он мог самостоятельно решить поставленную проблему.

Принцип постоянного обучения новым формам и методам самостоятельной работы. В 7-м классе начинаю учить самостоятельной работе с учебником, задачником, таблицами, дополнительной литературой и далее предлагаю все более сложные методы самостоятельной работы.

Принцип интересности. Для разных учеников предлагаю разные формы  и методы работы. Одни дети с удовольствием решают задачи, другие любят практическую работу, третьи предпочитают работу в Интернете.

Принцип постоянной занятости. Свои уроки я организую так, чтобы ученик не скучал и не имел свободного времени. Если способные дети с хорошими навыками самостоятельности досрочно заканчивают работу, даю им дополнительные, наиболее интересные задания.

Принцип использования эмоций. Ученики должны не только самостоятельно работать, но и испытывать эмоциональный подъем, радость от победы над задачей и над собою.

Принцип поощрения. Многие дети работают самостоятельно только за какое-либо поощрение. Для разных детей применяю разные поощрения: высокие оценки, публичное признание их хорошей работы, помещение работ на выставку, назначение помощником учителя при  эксперименте, быть консультантом у учащихся при выполнении лабораторных работ.

 Давно понятно, что только работая самостоятельно, можно чему-либо научиться. И ученики это понимают, чувствуя в себе качественные изменения после посильной, интересной, поощренной учителем самостоятельной работы.

Для достижения возможных результатов в практике моей работы при составлении тематического плана и плана к каждому уроку предусматриваю самостоятельную деятельность учащихся. Модернизация образовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение знаний, но и на развитие самостоятельности их способностей. Например, при изучении в 9-м классе темы: «закон сохранения энергии», у учащихся формирую умение самостоятельно составлять рассказ по обобщенном плану, при этом даю им задание: составить алгоритмы решения задач на закон сохранения энергии.

Оценка самостоятельной работы всегда является стимулом для активности учащихся. Я обязательно сообщаю заранее ребятам критерии оценок устных ответов, экспериментальных работ, рефератов и т.д.

Полноценное развитие самостоятельности требует показа как действовать, в какой последовательности совершать действия в той или иной ситуации. Предлагая ученику работу, которую он не знает как выполнить, мы демонстрируем ему его никчемность, а это порождает безразличие, поэтому об этом я помню на каждом уроке!

Современные дети не воспринимают учителя , как единственный источник знаний и поэтому не всегда слушают его рассказы, объяснения. На свих урока я больше уделяю внимания самостоятельной деятельности учащихся, максимально используя внутренний потенциал каждого. Многие полезные рекомендации о новых подходах раскрыты в книгах по развивающему обучению  физики. В своей работе применяю элементы  технологии  развивающего обучения, проектное обучение. Применяю оригинальные идеи и приемы учителей – новаторов В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, мне близка педагогика сотрудничества, предложенная Ш.А. Амонашвили.

     Мой опыт работы показывает, что без развития самостоятельности учащихся в учебной работе получить эффективный результат обучения, осознанное восприятие материала с выходом на поисковую, исследовательскую и творческую деятельности, при большой нехватке учебного времени, не представляется возможным.

На уроках физики развиваю у детей умение работать самостоятельно с учебником, это необходимо не только для успешного обучения, но и для будущей трудовой деятельности. Целенаправленно обучаю учащихся рациональным приемам работы с книгой при разработке методики этой деятельности выделяю 2 основных направления.

       

Формирование общеучебных умений:

  1. выделять главное (в тексте, рисунке, таблице),
  2. сравнивать (изучаемые явления и т.д.),
  3. делать выводы (например, по материалам одного или нескольких параграфов),
  4. составлять схемы, таблицы, графики.

Формирование специальных умений:

  1. объяснять физические явления,
  2. интерпретировать результаты эксперимента,
  3. объяснять принцип действия прибора или технической установки,
  4. пользоваться справочной литературой.

    Работу с учеником я провожу на всех этапах обучения: при изучении нового материала, закреплении, при выполнении лабораторно-практических заданий.

    Работу с учебником начинаю с заданий репродуктивного характера: внимательное чтение, запоминание и воспроизведении прочитанного. Предварительно знакомлю со структурой учебника. Важно чтобы работа с учебником продолжалась и дома. Она помогает систематизировать учебный материал. К некоторым темам рекомендую делать таблицы. Самостоятельная работа с учебником на занятиях и дома, рационально организуема, систематически проводимая и контролируемая, помогает учащимся в овладении основами физической науки, развивает умение  трудиться, воспитывает культуру труда. В своей деятельности большое внимание уделяю самостоятельной работе при выполнении лабораторного учебного эксперимента.

    Система управления деятельностью учащегося при выполнении такого эксперимента связана через объект исследования с взаимодействием учителя и ученика, а также  с активизаций учебой работы и увеличении информационной емкости занятий, воспитанием самосознания.

    На уроках физики  в 7-х, 8-х, 9-х классах использую дидактический материал А.Е. Марон, Е.А. Марон. Это пособие полностью охватывает основное содержание учебника физики и включает: тренировочные задания (Т/З), тесты для самоконтроля (Т/С), самостоятельные работы (С/Р), контрольные работы (К/Р).

Тесты для самоконтроля с выбором ответа предназначены для проведения контроля и самоконтроля знаний. В зависимости от подготовки класса я организую разноуровневое обучение, я варьирую набором тестовых заданий и определяю время их выполнения. Самостоятельную работу предлагаю в десяти вариантах, время выполнения двадцать минут. Контрольные работы, в этом пособии, являются тематическими они рассчитаны на один урок и составлены в четырех вариантах. Каждый вариант содержит блоки задач разных уровней сложности. Самостоятельные, контрольные работы, тесты для самоконтроля позволяют сформировать такие важные качества личности как самостоятельность, самодиагностика и самооценка учебных достижений. Применение этого дидактического материала на уроках приучает школьников к работе с тестами, что важно для подготовке к ЕГЭ. Я имею возможность почти мгновенно, и без лишних затрат времени осуществить обратную связь «педагог-ученик» и фиксировать то, что хорошо или плохо усвоено.

Из всего многообразия видов работ, развивающих самостоятельность ребят, я выделяю конструкторскую. Эта работа организована на  занятиях кружка. Работа над изготовлением приборов многих учащихся увлекает на столько, что они посвящают ей всё свободное время.

Учащимися 7-х классов была изготовлена модель действующего фонтана, из подручных средств сделан прибор для демонстрации закона Паскаля. Ребята, занимающиеся конструкторской деятельностью – это мои незаменимые помощники  при подготовке демонстраций, лабораторных работ.

В своей деятельности считаю защиту реферата  одним из важных шагов становления самостоятельности учащихся. Я объявляю учащимся о предстоящей деятельности, предлагаю им найти интересную тему. Провожу беседу, в которой излагаю цели, задачи, структуру предстоящей работы и требования к ней, затем учащиеся составляют список литературы, которую они будут использовать. После ознакомления с литературой я помогаю им составить план будущей работы, в дальнейшем консультирую по содержанию будущей работы, ее написанию и подготовке выступления. Так построенная деятельность помогает ученику приобрести навык самостоятельной работы с литературными источниками, приборами, измерениями.

Исследования и опыт моей работы показывают, что для формирования умения и навыков самостоятельной работы учащимся необходимо выполнять задания различного рода. Мой главный вывод: нужно увеличивать самостоятельность учащихся в учебных работах всех видов!

Продуктивность моей работы находит отражение в результатах деятельности. В течение многих лет нет неуспевающих, а качество знаний учащихся выросло за последние 3 года с 33% до 36% . среди моих выпускников  3 золотых медалиста и 6 серебряных.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Самостоятельная работа учащихся на уроках физики

Слайд 3

Развитие самостоятельности учащихся – требование нашего времени Сейчас мало кто хочет быть исполнителем чужой воли, ведомым. Гораздо приятнее уметь жить по формуле: «САМ ЗАДУМАЛ – САМ СДЕЛАЛ».

Слайд 4

Пути развития самостоятельности учащихся на уроках физики.

Слайд 7

Одна из основных задач учителя – организация работы в классе таким образом, чтобы ученики не только много трудились самостоятельно, но и делали это с достаточной долей удовольствия.

Слайд 8

Принципы развития самостоятельности учащихся на уроках физики Принцип обязательности. Принцип посильности. Принцип постоянного обучения новым формам и методам самостоятельной работы. Принцип интенсивности. Принцип постоянной занятости. Принцип использования эмоций. Принцип поощрения.

Слайд 9

Формы и виды самостоятельной работы учащихся Озвучивание. Рецензирование. Составление учащимися задач. «Обратный» физический диктант. Составление логически структурированных конспектов. «Литературно-физические» задания. Поисковая работа. Работа в роли учителя или консультанта.

Слайд 10

Мой главный вывод: Нужно увеличивать самостоятельность учащихся в учебных работах всех видов. Самостоятельная деятельность учащихся является залогом эффективности обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...