конспект превращение энергии при колебательном движении (проблемное обучение).docx
план-конспект урока по физике на тему

конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Превращение энергии при колебательном движении.

Затухающие колебания

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока:

        Образовательная: Изучить возможные превращения энергии в колебательных системах. Подтвердить справедливость закона сохранения механической энергии в колебательных системах. Понять взаимосвязь физических величин при колебательном процессе.

Воспитательная: внести максимализм в мотивы социального поведения для достижения определенной цели посредством решения экспериментальных задач.

Развивающая: развитие некоторых элементов умственной деятельности: умение выдвигать гипотезы, умение проверять гипотезы, наблюдать, делать выводы.

Оборудование к уроку: математический маятник, пружинный маятник, штатив, линейка, секундомер.

План урока:

 

Этап урока

Приемы и методы

время

1

Проверка домашнего задания, повторение

Устный опрос

5 мин

2

Изучение нового материала

Лекция  (компьютерная динамическая модель  + реальный маятник) (компьютерные технологии)

15 мин

3

физкультминутка

(здоровьесбережение)

1 мин

4

Закрепление и обобщение изученного

Решение экспериментальной задачи, с элементами игры (игра, проблемное обучение, групповое обучение)

20 мин

4

Подведение итогов

Обсуждение пройденного материала

4 мин

Домашнее задание: §28, §28, Упражнение 25.

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания, повторение

  1. Что называется амплитудой, периодом колебания, частотой колебания? Какой буквой обозначается и в каких единицах измеряется каждая из этих величин?
  2. Что такое полное колебание?
  3. Какая математическая зависимость существует между периодом и частотой колебания?
  4. Как найти период математического маятника?
  5. От чего зависит период пружинного маятника?
  6. Как направлены по отношению друг к другу скорости двух маятников в любой момент времени, если эти маятники колеблются в противоположных фазах; в одинаковых фазах?
  7. Какие колебания называются гармоническими?
  8. Как меняются действующая на тело сила, его ускорение и скорость при совершении им гармонических колебаний?

II. Новый материал

Рассмотрение нового материала удобно начать с показа колебаний грузов, закрепленных на нитях. Для наглядности удобно взять нити равной длины, а грузы - разной формы. Например, шарик и тонкую пластинку.

Легко заметить, что колебания во второй системе будут затухать быстрее, чем в первой (рис. 1).

Видно, что полная механическая энергия быстрее убывает во второй системе. Почему? Ясно, что любая колебательная система будет совершать колебания до тех пор, пока обладает энергией. Отводя маятник от положения равновесия, мы сообщаем системе начальную энергию (рис. 1). Она равна потенциальной энергии тела: Еп = mgh.

Рис. 1

Отпустив маятник, мы видим, что скорость тела возрастает, а значит, возрастает и его кинетическая энергия. Из закона сохранения механической энергии уменьшение потенциальной энергии

приводит к эквивалентному увеличению кинетической энергии. Для любой точки траектории, если в системе нет сил трения, справедливо:

т.е.

Если тело находится в крайних положениях, система обладает полной энергией Е, определяемой только потенциальной энергией. А в положении равновесия полная энергия равна максимальной кинетической энергии груза:

Важно понять, что составляющие полной энергии Ек и Ер не просто изменяются во времени, а изменяются периодически с заданным периодом колебаний в системе. Период изменения Ек и Ер в2 раза меньше периода колебаний Т.

Обычно реальные системы обладают собственным трением, и присутствует сила сопротивления среды.

Поэтому колебания в таких системах являются затухающими: полная механическая энергия начинает уменьшаться, т.к. уходит на преодоление сил трения. Следовательно, амплитуда колебаний уменьшается, и, когда работа силы трения становится равна по модулю исходной полной энергии в системе, колебания прекращаются.

Но на колебательную систему может действовать периодическая внешняя сила. Такая сила называется вынуждающей силой.

Тряска автомобиля, движущегося по неровной дороге, движение качелей, которые кто-то периодически подталкивает - все это вынужденные колебания.

Свободные колебания с течением времени затухают. Поэтому на практике чаще используются не свободные колебания, а вынужденные. Наиболее широко они применяются в различных вибрационных машинах.

3. Закрепление и обобщение изученного: Решение экспериментальной задачи.

Обучающимся предлагается экспериментальная задача: перед ними устанавливается пружинный маятник, масса груза известна. Дается линейка, секундомер.

Задание: с помощью подручных средств и полученных знаний узнать всё, что только возможно.

Все происходит в виде игры: ученики по-очереди выходят к доске и показывают вычисление любой из величин. Последний выступающий получает существенный бонус в виде внеочередной отличной оценки.

Варианты измерений и вычислений:

Амплитуда, период, частота, жесткость пружины, кинетическая и потенциальная энергия в нижней точке, в верхней точке,  в середине движения. Полная механическая энергия. Сила тяжести грузика, сила упругости  в различных точках. Скорость грузика в различных точках, путь за период и др.

III.        подведение итогов

Обсуждение вопросов

процесс превращения энергии при гармоническом колебательном движении на примере пружинного маятника.

  1. Почему свободные колебания маятника затухают? При каких условиях колебания могут стать незатухающими?
  2. Чем определяется частота свободных колебаний? Почему ее называют собственной частотой колебательной системы?
  3. В каких машинах применяются вынужденные колебания?

Домашнее задание: §28, §28, Упражнение 25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания"

Конспект урока в 9 классе "Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания"...