Статья: Виды лабораторных работ по физике с учетом ГИА
статья по физике (9 класс) по теме
В данном материале рассматриваются некоторые варианты лабораторных работ по физике с учетом требований государственной итоговой аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_laboratornyh_rabot_po_fizike_s_uchetom_gia.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды лабораторных работ по физике с учетом ГИА
Отличительной особенностью итоговой аттестации в 9 классе, по сравнению с 11 классом, является наличие не только теоретических вопросов и задач, но и практического эксперимента. Для решения одной из задач третьей части потребуется подтвердить расчеты экспериментальными измерениями или проверить достоверность высказывания опытным путем. К каждому комплекту вопросов ГИА по физике прилагается один из семи экспериментальных наборов по оптике, электричеству и механике.
С введением ГИА в качестве аттестации учеников 9 класса появилась необходимость в разработке особых экспериментальных заданий, целиком соответствующих работам контрольно-измерительных материалов ГИА.
В итоговой аттестации выделены лабораторные работы четырех типов:
- Проведение прямых измерений физических величин и расчет по полученным данным зависимого от них параметра (косвенные измерения)
- Исследование зависимости одной физической величины от другой и построение графика зависимости
- Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними)
- Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по выявлению факторов, влияющих на протекание опыта
Следовательно, при составлении курса лабораторных практикумов необходимо учитывать новые требования, предъявляемые к выпускникам 9 класса.
Рассмотрим основные типы лабораторных работ на примере некоторых тем курса физики основной школы.
Оптика.
Работа первого типа:
Для выполнения задания используйте оборудование: собирающая линза, линейка, экран, удаленный источник света (освещенное окно). Соберите экспериментальную установку для определения оптической силы линзы.
В бланке ответов:
- Зарисуйте схему эксперимента (укажите ход лучей через собирающую линзу)
- Определите фокусное расстояние линзы.
- Запишите формулу для расчета оптической силы линзы
- Вычислите оптическую силу.
Работа второго типа:
Используя собирающую линзу, линейку, экран, лампу с колпачком в качестве предмета соберите экспериментальную установку для исследования зависимости расстояния между предметом и линзой от расстояния между линзой и изображением.
В бланке ответов:
- Определите фокусное расстояние линзы.
- Устанавливайте лампу поочередно на расстояния F < d < 2F, d = 2F, d > 2F и, измерив в каждом случае расстояние между линзой и изображением, укажите результаты измерения расстояний этих трех случаев в виде таблицы.
- Сформулируйте вывод о зависимости расстояния между предметом и линзой от расстояния между линзой и изображением.
Работа третьего типа:
Используя две собирающие линзы, линейку, экран и удаленный источник света (освещенное окно) проверьте справедливость следующего условия: оптическая сила системы из двух линз равна сумме оптических сил каждой линзы (D = D1 + D2).
В бланке ответов:
- Зарисуйте схему эксперимента (укажите ход лучей через две собирающие линзы, установленные рядом) и запишите формулу для расчета оптической силы линзы.
- Определите фокусное расстояние каждой из двух линз и рассчитайте для них оптическую силу.
- Расположите линзы так, чтобы главная оптическая ось проходила через центр каждой линзы и линзы соприкасались. Определите фокусное расстояние системы линз и рассчитайте оптическую силу.
- Проверьте справедливость условия и запишите вывод.
Работа четвертого типа:
Определите, как будет меняться размер изображения при перемещении предмета от фокуса линзы к двойному фокусу.
В бланке ответов:
- Предположите, как будет изменяться изображение при перемещении предмета от фокуса линзы к двойному фокусу.
- Зарисуйте схему эксперимента (покажите ход лучей в случае нахождения предмета между фокусом и двойным фокусом линзы и в случае нахождения на расстоянии, большем двойного фокусного).
- Проверьте выдвинутое предположение. Для этого сначала определите величину фокусного расстояния. Затем располагайте предмет на расстояниях F < d < 2F, d = 2F,
d > 2F, и для каждого из этих вариантов определите размер изображения.
- Сформулируйте и запишите вывод.
Колебания.
Работа первого типа:
Определение периода колебаний маятника.
Для выполнения задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой; метровую линейку (с погрешностью 5 мм); шарик с прикреплённой нитью длиной 110 см; часы с секундной стрелкой (или секундомер).
В бланке ответов
- Нарисуйте схему эксперимента.
- Запишите формулу для расчёта периода колебаний математического маятника.
- Измерьте время 30 колебаний для четырёх длин маятника. Укажите результаты измерений.
- Рассчитайте периоды колебаний по полученным данным. Сделайте вывод о зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити.
Работа второго типа:
Построение графика зависимости периода колебаний маятника от длины нити. Для выполнения задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой; метровую линейку (с погрешностью 5мм); шарик с прикреплённой нитью длиной 110см; часы с секундной стрелкой (или секундомер).
В бланке ответов
- Нарисуйте схему эксперимента.
- Запишите формулу для расчёта периода колебаний математического маятника.
- Измерьте время 30 колебаний для четырёх длин маятника. Укажите результаты измерений.
- Рассчитайте периоды колебаний по полученным данным. Постройте график зависимости периода колебаний от длины нити. Сделайте вывод о характере зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити.
Работа третьего типа:
Определение зависимости частоты колебаний от длины нити. Для выполнения задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой; метровую линейку (с погрешностью 5 мм); шарик с прикреплённой нитью длиной 110 см; часы с секундной стрелкой (или секундомер).
В бланке ответов
- Нарисуйте схему эксперимента.
- Запишите формулу для расчёта частоты колебаний математического маятника.
- Измерьте время 30 колебаний для четырёх длин маятника. Укажите результаты измерений.
- Рассчитайте частоту колебаний по полученным данным. Сделайте вывод о зависимости частоты колебаний математического маятника от длины нити.
Работа четвертого типа:
Проверить предположение, что при увеличении длины нити в 4 раза период колебаний увеличивается в 2 раза.
Динамика.
Работа первого типа:
Определите плотность вещества, из которого изготовлен цилиндр.
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: весы рычажные с набором гирь, измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100 мл, стакан с водой
цилиндр стальной на нити.
В бланке ответов:
- Запишите формулу для расчета плотности вещества
- Проведите прямые измерения массы цилиндра
- Проведите прямые измерения объема цилиндра
- Запишите численное значение искомой величины
Работа второго типа:
Постройте график зависимости массы тела от его объема и найдите плотность вещества, из которого это тело изготовлено.
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: весы рычажные с набором гирь, измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100 мл, стакан с водой, цилиндр стальной на нити
В бланке ответов запишите:
- Запишите формулу для расчета плотности вещества
- Проведите измерения массы и обема трех различных цилиндров
- Постройте график этой зависимости
- По графику определите численное значение искомой величины
Работа третьего типа:
Проверьте на опыте: как зависит плотность вещества, из которого изготовлен цилиндр от плотности жидкости, в которую он погружен.
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: весы рычажные с набором гирь, измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100мл, стакан с чистой водой, стакан с соленой водой, стакан с растительным маслом, цилиндр стальной на нити.
В бланке ответов:
- Запишите формулу для расчета плотности вещества
- Проведите прямые измерения массы цилиндра и объема цилиндра, погруженного в разные жидкости.
- Рассчитайте плотность вещества цилиндра в каждом случае.
- Сделайте вывод
Работа четвертого типа:
Проверьте на опыте зависит ли плотность вещества, из которого изготовлено тело от его формы.
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: весы рычажные с набором гирь, измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100мл, стакан с чистой водой, цилиндр стальной на нити, тело неправильной формы.
В бланке ответов:
- Нарисуйте схему опыта
- Запишите формулу для расчета плотности вещества
- Экспериментально проверьте гипотезу
- Сделайте вывод
Постоянный ток.
Работа первого типа:
Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, соберите экспериментальную установку для определения мощности электрического тока в резисторе. При помощи реостата установите силу тока 0,5А.
В бланке ответов:
- Нарисуйте электрическую схему эксперимента;
- Запишите формулу для расчета мощности электрического тока;
- Укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А;
- Запишите значение мощности электрического тока.
Работа второго типа:
Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, соберите экспериментальную установку для определения силы тока в резисторе и напряжения на его концах.
В бланке ответов:
- Нарисуйте электрическую схему эксперимента;
- Укажите результаты измерения силы тока и напряжения при двух разных положениях бегунка реостата;
- Нарисуйте вольт – амперную характеристику резистора.
- Сделайте вывод о зависимости силы тока от напряжения
Работа третьего типа:
Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, 2 резистора, соберите экспериментальную установку для проверки предположения: полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи.
В бланке ответов
- Нарисуйте электрическую схему эксперимента;
- Укажите результаты измерения напряжения на участках состоящих из первого резистора, второго резистора, двух резисторов;
- Сравните результаты измерений;
- Сделайте вывод.
Работа четвертого типа:
Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости сопротивления проводника от силы тока и напряжения
В бланке ответов:
- Нарисуйте электрическую схему эксперимента;
- Запишите формулу для расчета сопротивления резистора;
- Укажите результаты измерения силы тока и напряжения при трех разных положениях бегунка реостата, вычислите сопротивления, все результаты оформите в виде таблицы;
- Сравните сопротивления, сделайте вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторные работы по физике.
Материал включает разные тематики лабораторных работ....
Дополнительная образовательная программа по физике «Цифровые образовательные технологии проведения лабораторных работ по физике»
Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования. Применение ИКТ в образовательном процессе открывает возможность для формирования учебной ИКТ-компетентности учащего...
Лабораторная работа по физике 10 класс "Опытная проверка закона Бойля-Мариотта". Учитель физики Ефименко Ю.В.
В данной работе представлена инструкция для учащихся по проведению лабораторной работы.Лабораторная работа выполняется на основе демонстрационного оборудования....
Лабораторная работа по физике 10 класс "Опытная проверка закона Шарля". Учитель физики Ефименко Ю.В.
В работе представлена инструкция для учащихся 10 классов при выполнении данной лабораторной работы. Работа выполняется на демонстрационном оборудовании....
Лабораторные работы по физике для 8 класса к учебнику А.В.Перышкина "Физика 8"
В материале представлены презентации некоторых лабораторных работ по физике №1,2,4,7,8, соответствующих учебнику "Физика. 8 кл. :/Перышкин А.В..- Дрофа, 2012."...
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ и учетом требований ГИА по физике
Отличительной особенностью итоговой аттестации в 9 классе, по сравнению с 11 классом, является наличие не только теоретических вопросов и задач, но и практического эксперим...
Домашние лабораторные работы по физике и самодельные приборы по физике.
laquo;Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помогать им, раскрыться – высокая миссия учителя»....