Урок-обобщение по теме "Колебания, волны, звук"
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме
Урок обобщения и систематизации знаний по физике в 9 классе содержит материал для подготовки к контрольной работе по теме "Механические колебания. Волны. Звук". Урок-соревнование включает решение качественных и количественных задач, работу с формулами, тестирование, дополнительные сведения по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass._kolebaniya_volny_zvuk.rar | 37.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Герасимовская средняя общеобразовательная школа»
Учитель физики: Приходько Нина Викторовна
Обобщающий урок по теме
“Колебания. Волны. Звук”
9 класс
Форма учебного занятия: урок-соревнование
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цели урока: учащиеся должны
обобщить знания о механических колебаниях и волнах, звуковых колебаниях;
оценить свои умения решать расчетные и качественные задачи в пределах изученного учебного материала;
Задачи урока:
Образовательные:
проконтролировать уровень усвоения учебного материала, расширить и уточнить знания учащихся о колебаниях, волнах и звуке;
продолжить работу по формированию умений работать с текстом, графиками, навыков взаимоконтроля и самоконтроля;
продолжить работу по усвоению системы знаний и способов умственной практической деятельности, формирования и накопления опыта творческой деятельности.
2.Развивающие:
проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях;
продолжить работу по формированию ЗУН
3.Воспитательные:
содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира;
воспитывать навыки творческого усвоения знаний, творческого применения знаний и умений решать учебные проблемы.
развитие функции общения на уроке, воспитание чувства товарищества.
Ход урока
1.Организационный момент
Академик Папалекси сказал: «Не будет преувеличением сказать, что среди процессов, как свободно протекающих в природе, так и используемых в технике, колебания, понимаемые в широком смысле этого слова, занимают во многих отношениях выдающееся и часто первенствующее место» сегодняшний урок мы проводим в виде соревнования между двумя командами – «Эхо» и «Волна». Вам представляется счастливый случай подготовиться к контрольной работе, принимая активное участие в игре.
2.Проведение соревнования.
Этап 1. Представление команд (домашнее задание)
Команда «Волна». Ты, волна моя, волна,
Ты гульлива и вольна.
Плещешь ты куда захочешь,
Ты морские камни точишь…
Команда «Эхо» Покроется небо пылинками звезд,
И выгнуться ветви упруго…
Тебя я услышу за тысячу верст!
Мы – эхо, мы – эхо,
Мы долгое эхо друг друга
Этап 2. Разминка. Все участники команд получают карточки с незаконченными предложениями. По окончании работы, команды обмениваются карточками для взаимоконтроля (правильные ответы высвечиваются на доске) Карточка 1.
1.Время, за которое совершается одно полное колебание, - …
2.Модуль наибольшего смещения от положения равновесия – это…
3.Процесс распространения колебаний в среде с течением времени - это…
4.Метод определения расстояний до различных предметов с помощью звуковых волн называется…
5.Единица измерения частоты в СИ - …
Карточка 2.
1.Число колебаний, совершенных в единицу времени, называется …
2.Учение о звуке - …
3.Колебания частотой ниже 20 Гц - …
4.Естественный приемник звука - …
5.Расстояние между ближайшими точками, колеблющимися в одинаковых фазах, - …
Этап 3. Веришь – не веришь. Учитель зачитывает утверждения, команды по очереди находят ошибки
- На Луне произошел сильный взрыв от извержения вулкана. Мы услышали его на Земле. (Нет)
- Верите ли вы, что комар быстрее машет крыльями, чем шмель? (да)
- Верите ли вы, что период колебаний математического маятника зависит от амплитуды колебания? (нет)
-Верите ли вы, что от колебаний может разрушиться мост? (да)
-Голосовые связки человека, поющего басом, колеблются с меньшей частотой, чем у человека, поющего тенором (да)
-Снаряд, выпущенный из орудия, опередил звук выстрела. Может ли такое быть? (да)
Этап 4. Интересные факты (сообщения учащихся)
1.Применение ультразвука.
Ультразвуковыми называются колебания частотой свыше 20000 Гц. Огромное применение нашел ультразвук в технике. Он стирает белье, паяет алюминий, консервирует продукты, окрашивает кожи и меха, приготовляет лекарства, лечит, выявляет опухоли. Он – разведчик рыбных косяков, контролер в металлургии. Ультразвук используют в устройстве гидролокатора – прибора, позволяющего обнаруживать подводные лодки и подводные мины. Его можно использовать и для оповещения близости рифов, айсбергов, принимая эхо-сигнал, который обнаруживает препятствия. Ультразвук используют в дефектоскопах – приборах, обнаруживающих дефекты в веществе. Ультразвук способен дробить твердые тела. Его используют для очистки котлов от накипи, днищ кораблей и судов от нароста.
2.Изобретение маятника.
Изобретение связано с развитием методов измерения времени. Люди с давних пор различными способами измеряли время (Солнечные, песочные, огненные, водяные часы). Затем появились колесные часы, которые были заменены маятниковыми. Основой послужили исследования итальянского ученого Галилея, который в 1582 году установил, что период колебаний маятника не зависит от амплитуды колебаний. Первые часы с маятником построил сын Галилея по чертежу, найденному в архивах отца, однако о них скоро забыли. Несколько позже голландский ученый Гюйгенс независимо разработал конструкцию маятниковых часов, а также создал анкерный пуск-регулятор, обеспечивающий равномерный ход часов. В 1657 г. Гюйгенс получил на свое изобретение патент.
Этап 5. Решение качественных задач (члены команды по очереди берут карточки с задачами и отвечают на них)
1.Как изменится период колебаний маятника, если его перенести из воздуха в воду или вязкое масло? (увеличится)
2.При некоторой скорости вращения швейной машины стол, на котором она стоит, иногда раскачивается. Почему? (из-за резонанса, когда частота собственных колебаний совпадает с частотой вынуждающей силы)
3.Может ли возникнуть эхо в степи? (нет)
4.Почему в комнате обычных размеров эхо не возникает? (отраженная и падающая волны приходят в ухо почти одновременно)
5.Почему в горах эхо многократное? (вследствие многократного отражения звука)
6.Почему при проверке колес вагонов во время остановки поезда их простукивают молотком? (Удар молотка по колесу вызывает колебания колеса, при этом появляется звук. Целое колесо и колесо с трещиной издают разные звуки)
Этап 6. Работа с формулами. Все участники команд получают карточки с незаконченными формулами. По окончании работы, команды обмениваются карточками для взаимоконтроля (правильные ответы высвечиваются на доске)
Волна | Эхо |
Т = 2π | Т = … |
Т = 2π | … = 2π |
ν = | Т = |
λ= … Т | v= |
V = …ν | λ = |
Этап 7. Решение количественных задач (команды получают одинаковые задачи и самостоятельно их решают)
1.Маятник совершил 48 колебаний за 48 с. Найдите период и частоту колебаний (1 с, 1 Гц)
2.Расстояние между ближайшими гребнями волны в море 30 м. С какой скоростью распространяется волна, если период колебаний частиц в волне
15 с? (2 м/с)
3.Скорость распространения волны 20 м/с, длина волны 2 м. Определите, сколько полных колебаний совершит волна за 10 с. (100)
4.Накаком расстоянии от корабля находится айсберг, если посланный гидролокатором ультразвуковой сигнал был принят обратно через 3 с? Скорость звука в воде 1500 м/с (2250 м)
Этап 8. Решение тестовых заданий (каждая команда получает по 2 варианта заданий)
Вариант 1
1. Поперечные механические волны являются волнами...
А. сжатия и разрежения. Б. изгиба. В. сдвига.
2. Ультразвуковыми называются колебания, частота которых...
А. менее 20 Гц. Б. от 20 До 20000 Гц. В. превышает 20000 Гц. 3. Высота звука зависит от...
А. амплитуды колебаний. Б. частоты колебаний. В. скорости звука. 4. Упругие продольные волны могут распространяться...
А. только в твердых телах. Б. в любой среде. В. только в газах.
5. На рис. представлен график волны в определенный момент времени. Чему равна длина волны?
А.4м. Б.6м. В.3м.
Вариант 2
1. Продольные механические волны являются волнами …
А. сдвига. Б. кручения. В. сжатия и разрежения.
2. Упругие поперечные волны могут распространяться...
А. только в твердых телах. Б. только в жидкостях. В. в любой среде.
3. Инфразвуковые колебания — это механические колебания с частотой...
А. менее 20 Гц. Б. более 20 000 Гц. В. от 20 до 20 000 Гц.
4.Громкость звука зависит от...
А. частоты звука. Б. амплитуды колебаний. В. скорости звука.
5. На рис. представлен график волны в определенный момент времени. Чему равна длина волны?
А.1м. Б.1,5м. В.2м.
3. Итог урока. Выявление команды-победителя, выставление индивидуальных отметок учащимся.
4.Рефлексия. Какой этап урока наиболее понравился? Что было трудным? Что получилось хорошо?
5.Домашнее задание . Сделать итоговую таблицу с формулами по всей теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа "Механические волны. Звук" 9 класс.
Данная работа в 6 вариантах может быть использована как самостоятельная и как контрольная работа....
Контрольная работа по теме "«Механические колебания. Волны. Звук» " 9 класс
Контрольная работа "Механические колебания. Волны. Звук» 9 класс.1 и 2 варианты...
Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук».
Урок физики в 9 классе. Урок обобщения, закрепления и комплексного применения знаний. На данном уроке отрабатываются навыки решения качественных и количественных задач. Расширяется кругозор обучающихс...
Проверочная работа по теме "Механические колебания и волны. Звук" Физика 9 кл. УМК Пёрышкин А.В.
Тестовые задания "Механические колебания и волны. Звук" по физике 9 кл...
методическая разработка урока "Механические волны. Звук", 9класс
Разработка урока по теме «Механические волны. Звук» в 9 классе с использованием адаптивной технологии. Целью урока является обобщение изученного материала и развити...
Повторительно-обобщающий урок «Механические колебания и волны. Звук».
Тема урока - Повторительно-обобщающий урок «Механические колебания и волны. Звук».План урокаI. Организационный моментII. Повторение темы «Механические колебания» 1. Разми...
"Механические колебания", "Механические волны. Звук"
Даны мини-тесты, которые можно использовать для проверки первичного усвоения темы...