Элективный курс по физике "Методы решения физических задач"
элективный курс по физике (11 класс) по теме
Курс адресован учащимся 10-11классов общеобразовательной школы .
При решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления описываемого в данной задачи, предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_dlya_10-11_klassov.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка:
Курс адресован учащимся 10-11классов общеобразовательной школы.
При решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления описываемого в данной задачи, предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.
Основные цели курса:
Углубление знаний учащихся по основным разделам школьного курса физики и оказание помощи в подготовке к сдаче экзаменов ЕГЭ;
Развитие интереса к физике, умений решать задачи,
Формирование представлений о разновидности, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
Основные задачи курса:
Развитие интереса к физике и решению физических задач;
Научить: формулировать задачу, анализировать и конкретизировать вопрос задачи, определять тип, задачи и к какому разделу принадлежит, строить адекватную модель с целью определения на какой закон опираться, применять необходимые математические вычисления в системе СИ, анализировать полученный результат применительно к действительности;
Работать с доступными средствами информации- печатными, электронными;
Развивать способности решения задач с переходом от простых к сложным, использовать задания из ЕГЭ .
Актуальность данной программы состоит в том ,что согласно требованиям государственного стандарта, сокращено количество часов преподавания физики в базисном плане, а сдача экзаменов выпускных предлагается в форме ЕГЭ. При проведении уроков физики 2 часа в неделю не остается времени на решение физических задач, а тем более подготовить выпускников к сдаче ЕГЭ.
Программа элективного курса согласована с требованием государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики общеобразовательной школы.
Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о разновидности задач по содержанию, сложности, дает представление о их значении и применимости в науке, жизни, технике, знакомит с различными способами работы с задачами. В частности учащиеся должны знать основные методы и приемы решения задач школьного курса, используя алгоритмы, помогающие выполнить плановые контрольные работы, проговариванию решения вслух, что способствует более глубокому развитию памяти и правильной речи, анализу полученного результата применительно к действительности.
В первом разделе предпочтение имеют задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то во втором разделе решаются задачи из разделов курса оптики и квантовой физики.
При изучении данного курса возможны различные формы работы: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение с подробной записью на доске примеров решения задач( как образец), коллективная работа по составлению задач и алгоритмов решения этих задач, работа групповая и индивидуальная, решение и составление задач с применением эксперимента, составление тестов и кроссвордов, применение компьютеров, знакомство с различными задачниками и справочным материалом. В результате школьники должны уметь классифицировать решаемую задачу, найти самое оптимально правильное решение, составлять анлогичные задачи или усложнять их, не бояться переходить к решению более сложных задач.
Новизна курса состоит в том, что при повторении обобщаются и систематизируются как теоретический так и наработанный практический материал решения задач в виде тестов, алгоритмов, таблиц, схем, мини - конспектов, а так же материал подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ. Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам меж предметного содержания. Задачи из истории физики, значение математики для решения физических задач.
.
При решении задач главное внимание обращается на формирование умений решать задачи разного уровня, переходя от простых к сложным; умение учащихся оценивать свои способности, расширение кругозора и мышления, повторение пройденного материала.
Содержание программы учитывает главные компоненты:
Во-первых: подбираются задачи по содержательному признаку.
Во-вторых: выделяются задачи, решаемые разными способами или приемами.
В-третьих: учитываются уровень подготовки учащихся и их способности и умения.
Задачи подбираются содержательные, занимательные, интересные, технического и общеобразовательного содержания включая эксперимент.
По окончании курса изучения школьники должны выйти на теоретический уровень решения задач:
Знать: виды физических задач, схему составления плана решения задачи, виды записи физической задачи, способы оформления задачи в тетради, основные способы решения, теоретический материал, виды погрешностей, значимость данной задачи в практической деятельности.
Уметь: решать задачи разно уровневые, строить графики, схемы, диаграммы, составлять задачи по заданным параметрам, вычислять погрешности измерений, делать краткую запись, делать выводы, перевод единиц измерений в систему СИ, объяснять полученный результат, представлять результаты в виде таблиц или графиков, работать с измерительными приборами, сопоставлять результат с действительностью.
Содержание курса:
Данная программа содержит 13 разделов
В первом разделе: «Физическая задача» ребята знакомятся с основными видами задач, содержанием, их разновидностью и классификацией. Знакомятся со способами анализа и деления задач по содержанию ,учатся составлять подобные и усложненные задачи.
Во втором разделе «Основные правила и способы решения задач» учащиеся знакомятся с правилами решения и правилами грамотного оформления задач, так как при проверке и сдачи экзаменов по физике большое внимание уделяется именно грамотному оформлению физических задач, кроме того это развивает память, мышление, внимание.
Третий раздел «Динамика» посвящен одному из главных разделов физики как науки, а именно изучению законов движения. Учащиеся изучают законы Ньютона, силы тяготения, трения, упругости, строят графики движения, применяют изученные законы для решения задач, знакомятся с заданиями применяемые в повседневной жизни.
В четвертом разделе изучают основные законы сохранения, основные свойства и применение этих законов: закон сохранения импульса, закон сохранения и превращения энергии. Знакомятся с такими понятиями как работа, мощность, применяют их при решении физических задач, учатся не решая задачу определить какой закон необходимо использовать в данной задаче.
Пятый раздел называется «Строение и свойства твердых, жидких и газообразных тел» посвящен изучению строению и изменениям происходящим внутри тел при изменении одного из параметров, характеризующих внутреннее состояние тел , находящихся в одном из агрегатных состояниях или при переходе из одного состояния в другое. Рассматривается основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева - Клапейрона, изопроцессы.
Шестой раздел курса «Основы термодинамики» знакомит учеников с двумя законами термодинамики и раскрывает тайны создания «вечного двигателя», побуждает ребят задуматься над проблемой всего человечества.
В седьмом разделе «Электрические и магнитные поля» учащиеся изучают самый современный материал (на сегодняшний день,), так как сегодня ребята не представляют себя без современной техники, и многие ученики задаются вопросом, а что такое электричество и магнетизм, и как они связаны между собой? На этот и многие другие они найдут в этом разделе.
Раздел № 8 «Постоянный электрический ток в различных средах» познакомит ребят с основными законами , применяемые на практике. В этом разделе изучаются : закон Ома для участка цепи и полной цепи, раскрывается значение полное сопротивление цепи, последовательное и параллельное соединения проводников, закон Джоуля - Ленца, правило Киргхгофа, научаться собирать простейшие электрические цепи и измерять силу тока, напряжение.
В разделе №9 «Электромагнитные колебания и волны» учащиеся на конкретных задачах рассмотрят практическое использование электромагнитных колебаний, главный элемент создания колебаний высокой частоты.
В разделе № 10 «Оптика» изучаются главные законы оптических систем, закон отражения и преломления, позволивших создать современную оптическую аппаратуру. Свойства света: дисперсия, интерфирренция, дифракция, позволит увидеть составляющие света - спектр.
Раздел №11 «СТО»- рассмотрение специальной теории относительности.
Раздел №12 «Квантовая физика» позволит ребятам заглянуть глубоко внутрь физических явлений.
Раздел №13 «Экскурсия» - подведение итога работы за год.
Содержание материала:
На каком содержательном материале построен курс?. | На материале содержания программного учебного процесса за курс 10-11кл , так как этот курс содержит основные темы программы. |
Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса. | В базовом курсе физике нет возможности уделять времени на решение усложненных задач позволяющих подготовить учащихся к олимпиаде и поступлению в высшее учебное заведение. |
Какими учебными и вспомогательными материалами будут пользоваться школьники и учитель. | Балаш В.А. Задачи по физике и методы решения. Всероссийские олимпиады по физике .1992-2001г.под. ред.Козела. Гольдфарб И.И.Сборник вопросов и задач. Перельман Я.И. Знаете ли вы фихику?. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. Горлова Л.А.Олимпиады по физике. Ромашкевич А.И.физика(алгоритмы решения задач).Шевцов В.А. тренажер по физике. Монастырский Л.М. Физика,ЕГЭ. |
Виды деятельности учащихся. | Составление задач, решение физических задач, вычисление результатов и умение их сопоставлять с реальными фактами, самостоятельные работы, индивидуальная работа, работа в группах, дискуссии, построение графиков. |
Какова доля самостоятельности учащегося. | После изучения темы ученик выполняет сам работу и по желанию выполняет дополнительно усложненные задачи( дома), а нп уроке сдает в виде зачета. |
Критерии успешности учащегося. | Получает зачет при условии: активно работает на занятии и при этом выполнены не менее 3 обязательных работ и сданы учителю в срок , или одна рабрта, но состоит из 3 - 4 сложных задач. Дополнительные баллы получает за качественно выполненную работу по собственной инициативе. |
Как происходит зачет. | Анкета, устный опрос, беседа, индивидуальная работа. |
Итоговая аттестация. | Выставляется оценка в журнал по желанию самого ученика, если он упешно выполнил задание. |
Аттестация учащихся:
Важной в методическом плане является оценка результатов работы учащихся. Предлагаю следующую таблицу(кол-во баллов определяет сам учитель).
виды деятельности. | Уровни и критерии. | Баллы. |
решение физических задач (простых). | Умение решать стандартных (базовых) задач с применением изученных законов, не требующих выполнение графиков(таблиц, рисунков) |
решение задач такого же типа, но более сложных. | Задача решена в общем виде: Задача решена по вопросам: Использование рисунка, графика ,схемы: Перевод единиц изм.в СИ: (не все переведены): |
объяснение решения задачи. | Умение объяснить способы используемые в решении данной задачи: необходимость построения графика или рисунка: вид задачи качественная или количественная: применимость данной формулы: полученный результат: сделать вывод: |
4.составление дополнительных задач по данной теме. | Уметь объяснить необходимость решения данного типа задач, где используются на практике,(или нет) Степень сложности :несколько законов учитывается: присутствует эксперимент: дополнительные данные: |
5.поиск и отбор информации | Привлечение различных источников информации печатных или электронных: соответствие информации данной теме: |
6.работа с информацией | умение выбрать необходимое, выделить главное, изложить ее в логической последовательности, записать в краткой форме. |
7.Участие в дискуссиях. | Умение задавать вопросы, отвечать на поставленные, высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Учебно – тематическое планирование:
№ п\п. | Тема урока: | Кол-во часов. | Тип урока. | Умения и навыки: |
№1. | Физическая задача. Классификация задач. | 2 | 1.лекция 2.урок- семинар | Знать: что такое физическая задача, состав физ.задач. классификация задач по содержанию, по степени сложности, по значимости применения на практике. Уметь: классифицировать задачи, составлять подобные, усложнять, анализировать, приводить примеры, где используются. |
№2. | основные правила и способы решения задач. | 2 | 1.комбинированный 2.рещение задач. | Знать: общие требования к решению физических задач, метод перевода единиц измерения в систему СИ , Уметь :анализировать условие задачи, проводить краткую запись, работать с текстом выделять главный вопрос задачи, переводить ед.изм.в СИ, применять для решения самый оптимально правильный метод решения, применять алгоритмы, |
№3 | Динамика. | 3 | лекция. 2.урок-семинар. 3.сам.работа. | Знать: координатный метод решения задач. Законы Ньютона, формулировки и формулы законов сил тяготения, сил упругости, трения. Уметь: применять данные законы для решений, строить графики, определять координаты положения тела графически и расчетами. Приводить сюжетные задачи: занимательные, экспериментальные с бытовым содержанием. |
№4 | Законы сохранения. | 4 | 1.лекция. 2.решение задач. 3.комбинированный 4тесты, творческий. | Знать :основные законы сохранения -закон сохранения импульса, сохранение и превращение механической энергии, Уметь: определять по виду и содержанию задачи какой закон использовать, уметь применять законы для решения задач, рассчитывать реактивное движение, определять работу и мощность , составлять задачи практического применения, составлять модели, объяснять практическое использование данных законов. |
№5 | Строение и свойства твердых, жидких и газообразных тел. | 3 | 1.комбинированный. 2.решение задач. 3.зачет. | Знать: основные положения и основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева- Клапейрона, уравнения изопроцессов, влажность воздуха и значение для всего живущего на Земле, капиллярные явления, в чем сходство и отличие тел в трех агрегатных состояниях. Уметь: объяснять качественные задачи используя знания, определять скорость молекул, используя уравнения решать |
задачи, приводить примеры из практики и окружающей нас природы. |
№6. | Основы термодинамики. | 3 | 1.объяснение нового материала. 2. решение задач. 3.творческие задачи. | Знать: законы термодинамики(два), Уметь: выделять комбинированные задачи, в которых применяются эти законы, объяснять применение данного материала в технике, использовать данные Интернета. Цикл Карно. |
№7. | Электрические и магнитные поля. | 4 | 1.лекция. 2.урок-семинар. 3.решение задач. 4зачет. | Знать: закон сохранения эл.заряда, закон Кулона, определение электрического и магнитного полей, определение силы Лоренца и силы Ампера, основные характеристики электрического и магнитного полей. Уметь :анализировать условие задач, выбирать оптимальный вариант решения, графически обозначать эти поля, применять законы для решения задач, решать качественные задачи . |
№8. | Постоянный электрический ток в различных средах. | 4 | 1.лекция 2.комбинированный 3решение задач 4.практ.задание. | Знать: закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля - Ленца, ознакомление с правилом Кирхгофа, ЭДС, Уметь: использовать полученные знания при решении задач разного уровня, находить качественные задачи и объяснять их использование в практических целях. |
№9 | Электромагнитные колебания и волны. | 3 | 1.комбинированный. 2.решение задач. 3.применение на практике- творческий урок. сообщения.. | Знать :определения и свойства э\м колебаний и волн, практическое их использование, колебательный контур- его устройство и работа, правило Ленца, явление э\м индукции. Уметь: объяснять работу технических устройств, применение э\м волн. Определять индуктивность, емкость, частоту. Найти дополнительный материал в Интернете. |
№10. | Оптика. | 2. | 1.комбинированный. 2.урок творческих задач. | Знать : законы преломления, отражения, дифракции, интерференции, поляризации, определения зеркал, линз, основные характеристики и практическое применение. Уметь: определять основные точки, виды линз , строить изображения, находить увеличение.. |
№11 | СТО | 1 | 1.лекция. | Знать: определение, свойства. Уметь: решать задачи. |
№12. | Квантовая физика. | 2. | 1.лекция. 2.комбинированный. | Знать: основные свойства и положения. Уметь: объяснять явления, используя эту теорию. |
№13. | Экскурсия. | 1 | подведение итогов работы. |
Итого 34 часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по математике "Решение текстовых задач"
данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»
Этот элективный курс позволяет сгладить противоречия, которые возникают при изучении данной темы в школе и в предлагаемых вариантах ЕГЭ. Он предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х кла...
Элективный курс 9 класс Решение нестандартных задач
Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению....
Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ"
Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ" для обучающихся 9 класса. Основная цель: Создание обучающимися проекта "Генетические задачи"....
Программа элективного курса "Математические методы решения физических задач"
Элективный курс "Математические методы решения физических задач" поможет в подготовке к ЕГЭ по физике и предназначен для учеников 11 класса....
Рабочая программа элективного курса по физике "Решение физических задач повышенной сложности"
Программа курса по физике содержит материал по более углубленному изучению в школьной программе разделов: законы сохранения в механике и законы сохранения в разделе «Электричество»....
ПРОГРАММА по элективному курсу «Практикум по решению физических задач»
Актуальность данного элективного курса заключается в овладение учащимися методами решения практических задач, которое подведет к осознанному восприятию материала и как следствие успешной сдачи Е...