Олимпиады по физике
методическая разработка по физике по теме
Представлен материал олимпиады по физике, проводимой на первом курсе для технических специальностей колледжа. Предлагаемые задачи - задачи уровня части "С" ЕГЭ по физике и олимпиадные задачи для 10-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada2011.docx | 45.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Всероссийский государственный колледж
строительства мостов и гидротехнических
сооружений
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия
Олимпиада по физике
Саратов, 2011
ОДОБРЕНА Составлена в соответствии с
цикловой методической Государственными требованиями к
комиссией естественно- минимуму содержания и уровню
научных дисциплин подготовки выпускников по всем
специальностям
Председатель Заместитель директора
__________Болдырева О.В. по учебной работе
Протокол № ____________Щербакова Т.В.
«___»__________2011г. «___»__________2011г.
Автор
Преподаватель
____________Сатарова О.М.
____________Тамбовцева Н.В.
_____________Мандрова О.А.
Рецензия
на методическую разработку внеклассного мероприятия
«Олимпиада по физике»
преподавателей ВГКСМГС Сатаровой О.М., Тамбовцевой Н.В.,
Мандровой О.А.
В методической разработке «Олимпиада по физике» преподавателей Сатаровой О.М. и Тамбовцевой Н.В., Мандровой О.А. представлена одна из форм внеклассного мероприятия по физике, которая способствует выявлению способных, одаренных студентов. Это одна из традиционных и постоянно совершенствующихся форм работы в колледже, которой необходимо уделять должное внимание, в связи с чем, данная методическая работа весьма актуальна.
Олимпиада по физике проводилась для студентов 1 курсов всех специальностей. Задания представляли собой задачи разного уровня сложности, соответствующие второй и третьей частям единого государственного экзамена по физике. Высокий уровень заданий предварительно был подкреплен подготовкой студентов во внеурочное время.
Считаю, что методическая разработка заслуживает положительной оценки, а опыт проведения подобных мероприятий должен стать неотъемлемой частью внеклассных мероприятий во всех техникумах и колледжах.
Преподаватель химии и естествознания высшей категории Болдырева О.В.
1. Общие положения
1.1. Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у студентов творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных студентов, пропаганда научных знаний.
1.2. Для проведения Олимпиады создаются Организационный комитет и жюри из преподавателей физики колледжа.
1.3. В Олимпиаде принимают участие студенты 1 курса.
- Функции Организационного комитета
Оргкомитет выполняет следующие функции:
- разрабатывает программу проведения Олимпиады и обеспечивает ее реализацию;
- организует мероприятия Олимпиады, включая подготовку студентов на специальных предварительных семинарских занятиях;
- инструктирует участников Олимпиады;
- осуществляет шифрование работ;
- осуществляет контроль хода работы участников;
- по представлению жюри утверждает списки победителей Олимпиады;
- оформляет дипломы победителей;
- осуществляет информационную поддержку Олимпиады;
3. Функции Жюри
Жюри Олимпиады выполняет следующие функции:
- изучает олимпиадные задания, разрабатывает критерии оценивания выполненных заданий;
- проводит проверку и оценивание работ участников;
- проводит разбор выполненных заданий с участниками олимпиады; объясняет критерии оценивания заданий;
- рассматривает апелляции участников;
- составляет рейтинговые таблицы по результатам выполнения заданий участниками Олимпиады;
- определяет победителей Олимпиады;
- оформляет протокол заседания по определению победителей и призеров Олимпиады;
4. Порядок регистрации участников
4.1. Все участники Олимпиады проходят в обязательном порядке процедуру регистрации.
4.2. Студенты-участники Олимпиады освобождаются от занятий в день проведения Олимпиады.
5. Форма проведения Олимпиады
Олимпиада по физике проводится в один тур индивидуальных состязаний участников. Отчёт о проделанной работе участники сдают в письменной форме.
6. Порядок проведения Олимпиады
6.1. На Олимпиаде студентам 1 курса предлагается решить 8 задач, на выполнение которых отводится 2 академических часа.
6.2. Тематика задач Олимпиады размещена на сайте Рособразования (http://www.rusolymp.ru) в разделе олимпиад по физике. Там же приведены примеры задач с краткими решениями.
6.3. Для выполнения заданий Олимпиады каждому участнику выдаются двойные листы в клетку (для чистовика, для черновика).
6.4. Во время олимпиады участникам запрещено пользоваться какими-либо средствами связи.
6.5. Члены жюри раздают условия участникам олимпиады. Участник олимпиады обязан до истечения отведенного времени сдать свою работу. Участник может сдать работу досрочно, после чего должен покинуть место проведения Олимпиады.
7. Процедура оценивания выполненных заданий
Работы олимпиады шифруются до начала их проверки. Шифр записывается на первую страницу работы. Зашифрованные работы предаются в жюри для проверки.
Жюри олимпиады оценивает записи, приведенные в чистовике. Черновики не проверяются.
Правильный ответ, приведенный без обоснования или полученный из неправильных рассуждений, не учитывается. Если задача решена не полностью, то этапы ее решения оцениваются в соответствии с критериями оценок по данной задаче. Предварительные критерии оценивания разрабатываются преподавателями-составителями задач.
Окончательная система оценивания задач обсуждается и утверждается на заседании жюри после предварительной проверки некоторой части работ.
Решение каждой задачи оценивается целым числом баллов от 0 до 10.
Проверка работ осуществляется Жюри олимпиады согласно стандартной методике оценивания решений:
Все пометки в работе участника члены жюри делают только красными чернилами. Баллы за промежуточные выкладки ставятся около соответствующих мест в работе (это исключает пропуск отдельных пунктов из критериев оценок). Итоговая оценка за задачу ставится в конце решения. Кроме того, член жюри заносит ее в таблицу на первой странице работы и ставит свою подпись под оценкой.
В случае неверного решения необходимо находить и отмечать ошибку, которая к нему привела. Это позволит точнее оценить правильную часть решения и сэкономит время.
По окончании проверки член жюри передаёт представителю оргкомитета работы для их дешифровки.
По каждому олимпиадному заданию члены жюри заполняют оценочные ведомости (листы).
Баллы, полученные участниками олимпиады за выполненные задания, заносятся в итоговую таблицу.
8. Процедура разбора заданий
8.1. Разбор решений задач проводится сразу после окончания Олимпиады или на следующий день.
Основная цель этой процедуры – объяснить участникам Олимпиады основные идеи решения каждого из предложенных заданий, возможные способы выполнения заданий, а также продемонстрировать их применение на конкретном задании.
8.2. В процессе проведения разбора заданий участники олимпиады должны получить всю необходимую информацию для самостоятельной оценки правильности сданных на проверку жюри решений.
9. Порядок проведения апелляции по результатам проверки заданий
9.1. Апелляция проводится в случаях несогласия участника олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы или нарушения процедуры проведения олимпиады. Время и место проведения апелляции устанавливается Оргкомитетом Олимпиады.
9.2. Порядок проведения апелляции доводится до сведения участников Олимпиады до начала Олимпиады.
9.3. Для проведения апелляции Оргкомитет олимпиады создает апелляционную комиссию из членов Жюри (не менее двух человек).
9.4. Участнику Олимпиады, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными требованиями.
9.5. Апелляция участника олимпиады рассматривается в день показа работ.
9.6. Для проведения апелляции участник олимпиады делает устное заявление председателю жюри.
9.7. По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с оценкой жюри выполненного олимпиадного задания апелляционная комиссия принимает одно из решений:
– апелляцию отклонить и сохранить выставленные баллы;
– апелляцию удовлетворить и изменить оценку в ____ баллов на _____ баллов.
9.8. Официальным объявлением итогов Олимпиады считается вывешенная на всеобщее обозрение в месте проведения Олимпиады итоговая таблица результатов выполнения олимпиадных заданий, заверенная подписями председателя и членов жюри.
9.9. Окончательные итоги Олимпиады утверждаются Оргкомитетом с учетом результатов работы апелляционной комиссии.
10. Порядок подведения итогов Олимпиады
10.1. Победители Олимпиады определяются по результатам решения участниками задач. Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма полученных этим участником баллов за решение каждой задачи.
10.2. Окончательные результаты проверки решений всех участников фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании итоговой таблицы жюри определяет победителей и призеров Олимпиады.
10.3. Председатель жюри передает протокол по определению победителей и призеров в Оргкомитет для утверждения списка победителей и призеров Олимпиады по физике.
10.4. Список победителей Олимпиады с указанием типа полученного диплома направляется председателем Оргкомитета Олимпиады директору колледжа на подпись.
Приложение 1.
Ведомость оценивания работ участников Олимпиады
1 курс
№ п/п | Фамилия Имя Отчество | Количество баллов за задачу № | Итоговый балл | Рейтинг (место) | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||
1 | |||||||||||
2 |
Олимпиада - 2011-05-30
- Предмет высотой 1 см расположен на главной оптической оси тонкой собирающей линзы на расстоянии 30 см от ее оптического центра. Оптическая сила линзы 5 дптр. Найдите высоту изображения предмета. Ответ выразите в сантиметрах (см).
- Прямолинейный проводник длиной l = 0,1 м, по которому течет ток I= 1 А, находится в однородном магнитном поле с индукцией В = 0,1 Тл и расположен параллельно вектору B. Каков модуль силы, действующей на проводник со стороны магнитного поля?
- Плоский воздушный конденсатор отключили от источника тока, а затем уменьшили расстояние между его пластинами. Что произойдет при этом с зарядом на обкладках конденсатора, электроемкостью конденсатора и напряжением на его обкладках? К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ИХ ИЗМЕНЕНИЕ
А) Заряд конденсатора 1) увеличится
Б) Электроемкость 2) уменьшится
В) Напряжение на обкладках 3) не изменится
А | Б | В |
- В катушке сила тока равномерно увеличивается со скоростью 1 А/с. При этом в ней возникает ЭДС самоиндукции 10 В. Какова энергия магнитного поля катушки при силе тока в ней 1 А?
- Какова максимальная скорость электронов, выбиваемых из металлической пластины светом с длиной волны λ = 3⋅10–7 м, если красная граница фотоэффекта λкр = 540 нм?
- К источнику тока с ЭДС ε = 9 В и внутренним сопротивлением r = 1 Ом подключили параллельно соединенные резистор с сопротивлением R = 8 Ом и плоский конденсатор, расстояние между пластинами которого d = 0, 002 м. Какова напряженность электрического поля между пластинами конденсатора?
- Фотоны, имеющие энергию 5 эВ, выбивают электроны с поверхности металла. Работа выхода электронов из металла равна 4,7 эВ. Какой максимальный импульс приобретает электрон при вылете с поверхности металла?
- В дно водоема глубиной 3 м вертикально вбита свая, скрытая под водой. Высота сваи 2 м. Свая отбрасывает на дне водоема тень длиной 0,75 м. Определите синус угла падения солнечных лучей на поверхность воды. Показатель преломления воды n = .
Победители олимпиады
1 место – Шершнев Владислав, 11СЗО
2 место – Малый Данил, 11СМ
Черкасов Николай, 11ЭР
3 место – Коновалова Елена, 11 СЗО
Список использованной литературы
- http://www.physolymp.fml31.ru, Челябинск, физ. мат. лицей № 31
- http://physolymp.spb.ru, Санкт-Петербург
- http://potential.org.ru, Журнал «Потенциал»
- http://www.dgap.mipt.ru, МФТИ, Факультет общей и прикладной физики
Учебники и учебные пособия для учащихся
- Бутиков Е.И., Кондратьев А.С. Физика: Механика. — Физматлит, 2004.
- Бутиков Е.И., Кондратьев А.С. Физика: Электродинамика. Оптика. — Физматлит, 2004.
- Бутиков Е.И., Кондратьев А.С. Физика: Строение и свойства вещества. — Физматлит, 2004.
- Кикоин А.К., Кикоин И.К., Шамеш С.Я., Эвенчик Э.Е. Физика: Учебник для 10 класса школ (классов) с углубленным изучением физики. — М.: Просвещение, 2004.
- Мякишев Г.Я. Учебник для углубленного изучения физики. Механика. 9 класс. — М.: Дрофа, 2006.
- Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика. Молекулярная физика. Термодинамика: 10 класс: Учебник для углубленного изучения физики. — М.: Дрофа, 2008.
- Мякишев Г.Я., Синяков А.З., Слободсков Б.А. Физика: Электродинамика: 10-11 классы: Учебник для углубленного изучения физики. — М.: Дрофа, 2006.
- Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Колебания и волны. 11 класс: Учебник для углубленного изучения физики. — М.: Дрофа, 2006.
- Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Оптика. Квантовая физика. 11 класс: Учебник для углубленного изучения физики. — М.: Дрофа, 2006.
- Физика: Учебник для 10 класса школ и классов с углубленным изучением физики /Под редакцией А.А. Пинского, О.Ф. Кабардина. — М.: Просвещение, 2007.
- Физика: Учебник для 11 класса школ и классов с углубленным изучением физики. /Под редакцией А.А. Пинского, О.Ф. Кабардина. — М.: Просвещение, 2007.
- Чижов Г.А., Ханнанов Н.К. Физика, 10 класс. Учебник для классов с углубленным изучением физики. — М.: Дрофа, 2004.
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы. — М.: Вербум — М, 2001.
- Дж. Сквайрс., Практическая физика. — М.: Издательство Мир, 1971.
Сборники задач и заданий по физике
- Баканина Л.П., Белонучкин В.Е., Козел С.М. Сборник задач по физике для 10-11 классов с углубленным изучением физики /Под редакцией С.М.Козелла, М.:Вербум — М, 2003.
- Всчероссийские олимпиады по физике. 1992-2004/Научные редакторы: С.М.Козел, В.П.Слободянин. М.:Вербум — М, 2005.
- Задачи по физике/ Под редакцией О.Я.Савченко, — М.; Наука,1988.
- Задачи по физике/ Под редакцией О.Я.Савченко, — Новосибирск; Новосибирский государственный университет. 2008.
- С.М.Козкл, В.А.Коровин, В.А.Орлов, И.А,Иоголевич, В.П.Слободянин. ФИЗИКА 10-11 классы. Сборник задач и заданий с ответами и решениями. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.; Мнемозина, 2004.
- Гольдфарб Н.И. Физика: Задачник: 9-11 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2007.
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Зильберман А.Р. Физика: Задачник: 9-11 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2004.
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Международные физические олимпиады школьников /Под редакцией В.Г.Разумовского. — М.: Наука, 1985.
- А.С.Кондратьев, В.М.Уздин. Физика. Сборник задач, — М.: Физматлит, 2005.
- Пинский А.А. Задачи по физике. — М.: Наука, 2004.
- Слободецкий И.Ш., Орлов В.А. Всесоюзные олимпиады по физике: Пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 1982.
- Черноуцан А.И. Физика. Задачи с ответами и решениями — М .: Высшая школа, 2008.
- C.Н.Манида. Физика. Решение задач повышенной сложности. Издательство С.-Петербургского университета, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
школьная олимпиада по физике
Представлены материалы школьной олимпиады 2011-2012г....
Подготовка к школьной олимпиаде по физике 7 класс
Подобраны задачи для подготовки к школьной олимпиаде по физике...
Подготовка к школьной олимпиаде по физике 8 класс
Подобраны задачи для подготовки к школьной олимпиаде по физике для 8 класса...
итоги олимпиады по физике
Поздравляю победителей! Желаю успехов во втором туре....
Олимпиада по физике 2015 – 2016 учебный год (школьный этап Всероссийской олимпиады школьников)
Олимпиада по физике 2015 – 2016 учебный год(школьный этап Всероссийской олимпиады школьников)...
Доклад: «Организация и проведение Муниципальной Экспериментальной олимпиады по физике в городе Фрязино» 12 апреля 2017 года на базе МОУ СОШ №3 с УИОП, г.Фрязино Региональный этап предметной недели по физике
Физика – наука экспериментальная. Задачу называют экспериментальной, если для ее решения необходимо использовать измерения. Значение экспериментальных задач трудно переоценить. Прежде всего, они разви...
Подготовка учащихся физико–математических классов к олимпиадам по физике
Из опыта применения эвристического подхода к решению задач...