мое полртфолио
материал (физика) по теме

Колядина Татьяна Александровна

1.Эссе

2.Информацию об опыте

3.Технологию опыта

4.Результативность опыта

5.Библиографический список

6.Приложение

7.Внеклассная работа

8.Классное руководство

9.Разработки уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya.doc44.5 КБ
Microsoft Office document icon ya.doc44.5 КБ
Microsoft Office document icon ya1.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:        Я — человек!

Цели:

- формировать представление о себе как о человеке («у меня есть тело», «из каких

частей состоит моё тело»);

- закреплять понятия «один - много»;

- расширять словарный запас: люди, человек, голова, туловище, руки, ноги;

- развивать умение соотносить свои движения со словами песенки;

- воспитывать навыки культурного поведения.

Оборудование:

Картинки, где изображены один человек и много людей; персонаж Петрушка, фланелеграф, игра «Оденем Машу на день рождение».

Ход занятия.

1. Я—человек.

- Ребята, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь! И я вам улыбнусь: и Кире, и Насте, и

Вадиму, и всем — всем деткам.

- А как можно назвать Ксюшу? Кто она? (Человек).

А Соня кто? Тоже человек! И я, и Саша тоже!

- Все вместе — мы люди!

- Когда один — называют человек, когда много — люди.

- Рассмотрим картинки (рассматриваем картинки, закрепляем новые понятия)

2. Моё тело.

(Раздаётся стук в дверь, приходит Петрушка)

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Петрушка, но кто я такой — я не знаю. Помогите разобраться.

- Петрушка, слушай внимательно, мы тебе поможем.

На Земле живёт очень много людей. Все они имеют тело и похожи друг на друга.

- А у меня есть тело?

- У каждого из нас есть тело. Рассмотрим тебя Петрушка.

Тело человека состоит из головы, туловища, рук и ног. (Петрушка сопровождает

показом)

- Арина, назови части тела Петрушки.

- Ксюша…………………………..

- Соня……………………………

- Ребята, наши тела похожи друг на друга, потому что мы люди.

-Давайте поиграем!

3. Игра «Где наши детки».

Где наши ручки? (2 раза)

(Дети прячут руки за спину.)

Вот они!

(дети вытягивают руки вперёд,

вертят ими и показывают)

Где наши ножки? (2 раза)

(Дети приседают и закрывают

руками ноги.)

Вот они!

(Дети встают и топают ножками)

Где наши детки? (2 раза)

(Закрывают лицо руками)

Вот они!

(Открывают лицо и улыбаются)

4. Игра «Оденем Машу на день рождение».

Петрушка приносит игру

На фланелеграфе кукла Маша. Она хочет пойти на день рожденье и быть самой нарядной. Просит помощи одеть её. (На голову одеваем шляпку, на туловище поясок, на руки браслеты, на ножки обуваем туфельки)

5. Итог занятия.

- Петрушка, мы тебе помогли разобраться кто ты такой? Ребята, кто у нас Петрушка? (Человек)

-А ты кто? (спрашивает у детей)

-А когда нас много кто мы? (Люди)

-А что у человека есть (Голова, туловище, руки, ноги)

-Спасибо вам ребята, вы нам с Машей очень помогли.

- Ребята, какие вы молодцы, помогли Петрушке узнать части тела человека, нарядили Машу на праздник. А теперь, Петрушка, поиграй с нами.

(Петрушка проводит плясовую)



Предварительный просмотр:

Тема:        Я — человек!

Цели:

- формировать представление о себе как о человеке («у меня есть тело», «из каких

частей состоит моё тело»);

- закреплять понятия «один - много»;

- расширять словарный запас: люди, человек, голова, туловище, руки, ноги;

- развивать умение соотносить свои движения со словами песенки;

- воспитывать навыки культурного поведения.

Оборудование:

Картинки, где изображены один человек и много людей; персонаж Петрушка, фланелеграф, игра «Оденем Машу на день рождение».

Ход занятия.

1. Я—человек.

- Ребята, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь! И я вам улыбнусь: и Кире, и Насте, и

Вадиму, и всем — всем деткам.

- А как можно назвать Ксюшу? Кто она? (Человек).

А Соня кто? Тоже человек! И я, и Саша тоже!

- Все вместе — мы люди!

- Когда один — называют человек, когда много — люди.

- Рассмотрим картинки (рассматриваем картинки, закрепляем новые понятия)

2. Моё тело.

(Раздаётся стук в дверь, приходит Петрушка)

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Петрушка, но кто я такой — я не знаю. Помогите разобраться.

- Петрушка, слушай внимательно, мы тебе поможем.

На Земле живёт очень много людей. Все они имеют тело и похожи друг на друга.

- А у меня есть тело?

- У каждого из нас есть тело. Рассмотрим тебя Петрушка.

Тело человека состоит из головы, туловища, рук и ног. (Петрушка сопровождает

показом)

- Арина, назови части тела Петрушки.

- Ксюша…………………………..

- Соня……………………………

- Ребята, наши тела похожи друг на друга, потому что мы люди.

-Давайте поиграем!

3. Игра «Где наши детки».

Где наши ручки? (2 раза)

(Дети прячут руки за спину.)

Вот они!

(дети вытягивают руки вперёд,

вертят ими и показывают)

Где наши ножки? (2 раза)

(Дети приседают и закрывают

руками ноги.)

Вот они!

(Дети встают и топают ножками)

Где наши детки? (2 раза)

(Закрывают лицо руками)

Вот они!

(Открывают лицо и улыбаются)

4. Игра «Оденем Машу на день рождение».

Петрушка приносит игру

На фланелеграфе кукла Маша. Она хочет пойти на день рожденье и быть самой нарядной. Просит помощи одеть её. (На голову одеваем шляпку, на туловище поясок, на руки браслеты, на ножки обуваем туфельки)

5. Итог занятия.

- Петрушка, мы тебе помогли разобраться кто ты такой? Ребята, кто у нас Петрушка? (Человек)

-А ты кто? (спрашивает у детей)

-А когда нас много кто мы? (Люди)

-А что у человека есть (Голова, туловище, руки, ноги)

-Спасибо вам ребята, вы нам с Машей очень помогли.

- Ребята, какие вы молодцы, помогли Петрушке узнать части тела человека, нарядили Машу на праздник. А теперь, Петрушка, поиграй с нами.

(Петрушка проводит плясовую)



Предварительный просмотр:

Устный   математический журнал

Оформление: плакат «Математика - царица наук, арифметика - царица математики. К. Ф. Гаусс (1777 -1855)» Вывешиваются математические листки, бюллетени, газеты, рас ставлены поделки геометрических фигур и тел из дерева, картона, пластилина.

          Страница первая

Математика в стихах. На фоне музыки «Песенка об арифметике» читаются стихи.

Ведущие (можно всем) исполняют «Песенку об арифметике» из радиоспектакля «Приключения Димки» (муз. М. Вайнберга).

                         Чтоб водить корабли,

                         Чтобы в небо взлететь,

                         Надо многое знать,

                         Надо много уметь.

                         И при этом, и при этом,

                         Вы заметьте-ка,

                         Очень важная наука

                         А-риф-ме-ти-ка!

Почему  корабли

Не садятся на мель,

А по курсу идут,

Сквозь туман и метель?

Потому что, потому что,

Вы заметьте-ка,

Капитанам помогает

А-риф-ме-ти-ка!

                         Чтоб врачом, моряком

                        Или летчиком стать,

                         Надо прежде всего

                         Арифметику знать.

                         И на свете нет профессии,

                         Вы заметьте-ка,

                         Где бы нам не пригодилась

                         А-риф-ме-ти-ка!

1-й чтец. Давайте, ребята, учиться считать:

 Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

 Запомните все, что без точного счета

 Не сдвинется с места любая работа.

 Без счета не будет на улице света,

 Без счета не может подняться ракета,

 Без счета письмо не найдет адресата

 И в прятки сыграть не сумеют ребята.

 Считайте, ребята, точнее считайте,

 Хорошее дело скорей прибавляйте,

 Плохие дела поскорей вычитайте.

 Учебник научит вас точному счету,

 Скорей за работу, скорей за работу. (Ю. Яковлев)

2-й чтец. Сказал веселый круглый ноль

    Соседке-единице:

—С тобою рядышком позволь
 Стоять мне на странице!

Она окинула его

Сердитым, гордым взглядом:

—Ты, ноль, не стоишь ничего,
Не стой со мною рядом!
Ответил ноль:

—Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава,

Но будешь больше в десять раз,

Когда я стану справа!

Напрасно думают, что ноль

    Играет маленькую роль.

    Мы двойку в двадцать превратим.

    Из троек и четверок

    Мы можем, если захотим,

    Составить тридцать, сорок.

   Пусть говорят, что мы ничто, -

   С двумя нолями вместе

   Из единицы выйдет сто,

   Из двойки — целых двести.

(С. Я. Маршак, «Веселый счет»)

         

    Страница вторая

Беседа по картинам Н. П. Богданова-Вельского «Устный счет» и «У порога школы».

На картине «Устный счет» (выше) изображены учащиеся и учитель. Костюмы детей необычные, некоторые ребята в лаптях, а у одного из ребят (на переднем плане), кроме того и рубаха порва на. Ясно, что это картина не из нашей школьной жизни. Картина написана в 1895 году. Художник изобразил здесь крестьянских детей. Только в то время мало кто из них мог учиться даже в началь ной школе. Посмотрите, ведь не все дети в лаптях, некоторые — в сапогах. Очевидно, эти ребята из богатых семей. А почему нет девочек? В это время девочек, как правило, в школу не принимали.

А что делают ученики на этой картине? Они что-то считают, ведь картина так и называется «Устный счет». Написал ее художник Николай Петрович Богданов-Бельский, который жил в 1868— 1945 годах. Художник изобразил на этой картине невыдуманных учеников и учителя. С 1833 по 1902 годы жил известный русский педа гог Сергей Александрович Рачинский, замечатель ный представитель русских образованных людей. Он был доктором естественных наук и профессо ром ботаники Московского университета. В 1868 году С. А. Рачинский оставляет должность профес сора, открывает школу для крестьянских детей в селе Татево Смоленсой области и становится в ней учителем. Его ученики так хорошо считали ус тно, что тому удивлялись все посетители школы: другие учителя, инспектора, представители из ми нистерства просвещения. Как видите, художник изобразил С. А. Рачинского вместе со своими уче никами на уроке во время устного решения задач. Между прочим, сам художник был учеником Ра чинского.

Посмотрите-ка, как сосредоточенно думает маль чик на переднем плане картины. Видимо, нелегкую задачу дал им учитель. Но, наверное, этот ученик уже скоро закончит эту работу, а ошибки не дол жно быть: уж очень серьезно он относится к уст ному счету. А вот тот ученик, который что-то шеп чет учителю на ухо, видно уже решил задачу, только ответ ученика не совсем правильный. Смот рите, учитель слушает ответ ученика внимательно, но на его лице нет одобрения, значит, ученик сделал что-то не так. А, может быть, учитель тер пеливо ожидает, когда и другие сосчитают верно, так же как первый, и поэтому не спешит одобрить его ответ.

А какую же задачу дал им учитель?

Я запишу так:

(10* 10+ 11* 11 + 12* 12+13*13+ 14*14): 365

Как видно, каждое из чисел 10, 11, 12, 13 и 14 надо умножить само на себя, результаты сложить, а полученную сумму разделить на 365.

Попробуйте сосчитать устно, в трудных местах я вам помогу.

Решение:

10 •  10 = 100

11*11 = 11*  10+ 11 = 121

•  12 = 12 •  10+ 12 • 2 = 144

•  13 = 13 •  10+ 13 • 3 = 169

  14 •   14 = 14 •  10+ 14 • 4 =  196

(100+121+144+169+196): 365 = (365+365): 365 = 2

Н. П. Богданов-Бельский написал еще одну кар тину «У порога школы». Теперь вы с трудом по верите, что было время, когда простые люди мог ли только мечтать о школе. В своих лучших про изведениях Бог данов-Бельский рассказывает об этом времени, о трудной жизни народа в доре волюционной России. Вот пе ред вами маль чик. Одет он в лохмотья. Длинные доро ги, голод и хо лод — такова его доля... Он замер в дверях класса. Лица мальчика не видно, однако ощущается на пряжение, с ко торым он сле дит за тем, что происходит в классе, его стремление при соединиться к ученикам. (1897 г)

.

            Страница третья

                               Викторина

1. 10 солдат строились в ряд,

10 солдат шли на парад

8/10 было усатых

Сколько там было безусых солдат? (2)

2. Два землекопа выкапывают 2 м канавы за 2 часа. Сколько землекопов за 5 часов выкопают 5 м канавы?

(2 землекопа)

3. Произведение каких трех чисел равно их сумме? (1, 2, 3)

4.Какой знак нужно поставить между числами 2 и 3, чтобы получить число больше 2, но меньше 3? (Запятую)

5. Сергей шел в магазин и нашел на дороге моне ту достоинством в 5 рублей. Если Сергей пойдет с Алексеем, сколько они найдут денег?

(Нисколько, так как за разговором они ее просто не заметят.}

6. Чтобы открыть сейф, нужно отгадать код. Изве стно, что код — трехзначное число, записанное тремя из цифр 1, 2, 3, 4, и это число больше чем 400. Сколько цифр нужно проверить, чтобы определить код?

(412, 421, 432, 423, 413, 431)

7. Если Саша ростом не выше Олега, то каким
он может быть ростом по сравнению с Олегом?
        (Одинакового роста или ниже.)

                 

                   Страница четвертая

                                Отгадай ребусы

                    Страница пятая

                            Загадки-шутки

Сын моего отца, а мне не брат. Кто это?

(Я  сам.)

Несла женщина  10 яиц, а дно упало. Сколько осталось яиц?

(Ни одного.)

Кто в году четыре раза переодевается?

(Земля.)

Чем  больше  из  нее  берешь,  тем  больше она становится. (Яма.)

В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи.

(Семена арбуза.)

На одной яме — сто ям с ямой.   (Наперсток.)

Игра   «Слабое   звено»

(Внеклассное   мероприятие   по математике   в   5-9   классах)

Программа:

  1. Вступительное слово (учитель математики).
  2. Игра «Слабое звено».
  3. Викторина с болельщиками.

4.Подведение итогов недели математики.

  5. Награждение победителей.

       1. Вступительное слово

Учитель. Дорогие ребята! Давайте начнем увле кательное путешествие в мир математики. Не за будьте с собой взять смекалку, сообразительность, они вам пригодятся. Сначала мы переместимся в далекое прошлое, узнаем много интересного об истории математики, затем в игре «Слабое звено» проверим ваши математические знания и находчи вость.

Считать люди научились очень давно. Натураль ные числа - одно из старейших математических понятий. Оно возникло тысячи лет назад, когда людям потребовалось пересчитывать предметы (скот, рыбу). Понадобилось много времени, чтобы в качестве опорных появились числа «пять» и «два». Затем появились особые знаки для обозна чения чисел. Известные нам цифры 0, 1, 2, 3... 9 родились в Индии примерно 1500 лет назад. В Европу их завезли арабы, поэтому их называют арабскими. Наша система счета называется деся тичной, потому что в его систему положен деся ток. А вот 4000 лет назад в Древнем Вавилоне была шестидесятеричная система счисления, и до наших дней мы ей пользуемся, например в 1 часе = 60 минут, 1 минута = 60 секунд.

На уроках математики мы изучаем все действия с натуральными числами в пределах 1 миллиона. Если к миллиону приписать три нуля, то получит ся миллиард. Представление о миллиарде дает такой пример: население земного шара приблизи тельно равно 6 миллиардам человек. Это число так велико, что, если бы мы захотели сосчитать до 6 миллиардов, произнося каждое число, нам потребовалось бы около ста девяносто лет! Следу ющие за миллиардом классы — триллионы, квад риллионы, квинтиллионы. Они употребляются ред ко, но знать их нужно.

Каждый из нас ежедневно должен в различных житейских делах уметь выполнять простейшие вы числения. Подсчитать, сколько стоят покупки, бюджет семьи и где можно сэкономить, сколько денег потребуется, чтобы сделать ремонт в кварти ре — эти мелкие расчеты каждый из вас должен выполнять быстро и безошибочно. Но бывают и сложные расчеты — при строительстве зданий, мостов, туннелей, при подготовке космических по летов, при проведении финансовых операций, при инвестировании различных проектов. Человек все гда старался облегчить себе вычислительную рабо ту. Первоначальными предметами для счета служи ли ему пальцы рук и ног, камешки, палочки, узел ки на шнуре. Затем в XVI веке изобрели счеты, затем придумали арифмометр, калькулятор, Самым совершенным, надежным и незаменимым помощ ником при расчетах и вычислениях теперь являет ся компьютер. Трудно угадать, какой будет мате матика, но дальнейшее развитие без нее невоз можно.

           2. Игра «Слабое звено»

 Учитель. Правила игры: В игре участвуют пять человек. Я задаю каждому игроку по одному воп росу одинаковой трудности. Тот, кто не ответит на вопрос, выбывает.

Итак, в каждом раунде на одного игрока оста нется меньше. В последнем раунде останутся двое. Они будут играть друг против друга и ответят на пять пар вопросов. Победит тот, кто ответит пра вильно на большее количество вопросов.

                   Загадки

  1. Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете

(Цифры)

2.        Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

3.        Вот по кругу друг за дружкой
Ходят две подружки;

Не толкаясь, не мешая,

      Быстро движется большая.

(Стрелки часов)

4.        Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.

(Линейка)

5.        Две сестренки — две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой;
Как гулять — так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.

(Варежки, перчатки)

                                 Задачи-шутки

1.        На складе было 5 цистерн с горючим, по 6
тонн в каждой. Из 2 цистерн горючее взяли для
автопарка. Сколько цистерн осталось? (5 цистерн)

2.        Чтобы сварить 1 кг мяса, требуется 1 час. За
сколько времени сварится полкилограмма того же
мяса? (1 час)

3.        Брату 2 года, а сестре 1 год. Какая разница
в возрасте будет у них через 2 года? (1 год)

4.        Два крестьянина шли из деревни в город, а
навстречу им еще 5 крестьян. Сколько всего крес тьян шло из деревни в город? (2 крестьянина)

                  Угадай-ка

1.        Бублик разрезали на три части. Сколько сде лали разрезов? (3 разреза)

2.        Мне навстречу бежали поросята. Один впере ди двух, один между двух, и один позади двух.
Сколько всего бежало поросят? (3 поросенка)

3.        Лестница имеет  15 ступенек. На какую сту-
пеньку нужно подняться, чтобы оказаться ровно
посередине лестницы? (На восьмую ступеньку)

4. Вычисли и найди лишние выражения.

   18*4=         16*4 =

6*12=         2*32 =

36*2=         8*8 =

      13*7=         12*5 =

                               Финал  

Два игрока играют друг против друга, лицом к лицу. Им предстоит ответить на пять пар вопросов.

1. Какой из показанных здесь знаков лишний?

   «+»   «:»   «?»   «-»   «*»

2.   Какое   число   нужно   поставить   в   пустую клетку?

3

5

7

9

9

25

49

  1. Во сколько раз 72 > 9?
  2. Во сколько раз 54 > 9?

   Поставь знаки арифметических действий.

  1. 26  ?  0=0
  2. 75  ?  75 = 0

  1. На сколько десять десятков больше числа 50?
  2. Во сколько десять десятков больше числа 10?

1.Сосчитать, сколько детей?

На качелях две Елены,

А с мячом Иван, Игнат.

Две Ирины прибежали

На скакалках поскакать.

Валя, Зина и Егор —

Вот и в сборе весь наш двор.

А теперь скажите мне,

Сколько деток во дворе? (9)

2.        Сеть тяну, рыбу ловлю.
Попало немало:

7 окуней,  10 карасей,

1 ершок — итого в горшок.

Уху сварю, всех угощу.

Сколько рыбок я сварю? (18)

Сегодня самое сильное звено ... Ей (ему) вручается сладкий приз.

      Викторина для болельщиков

1.        Самолет летит от Омска до Тевриза 1 час 5
минут, а обратно то же расстояние он пролетает
за 65 минут. Почему такая разница?

(Разницы во времени нет.)

  1.  14 лыж у крылечка стоят. Сколько на лыжах каталось ребят? (7)
  2. Буквы спрятались. Найдите их.

МТМТК, КРНДШ, МТР, ТНН, МНТ, ЦФР, ЗДЧ. (Математика, карандаш, метр, тонна, минута, цифра, задача.)

  1. На скамейку сели малыши. Дюймовочка зани мает 1 см, Незнайка — 6 см, а доктор Пилюлькин— 8 см. Уместятся ли они все, если длина ска мейки 2 дм? (Да)

5.        Сколько концов у одной палки? (2)
А у пяти? (10)

А у шести с половиной (14)

6. Из заданных букв составить слова:
МТРКОИЛЕ (километр)

Ь Я Е Д С Т (десять)

ЕООМЛДЦ! (Молодец!)

7.        Задачка в стихах:

Пришли к Айболиту лечиться

Олени, две волчицы,

Три маленьких серых котенка,

За ними одна собачонка.

Стоят все пятнадцать и плачут:

Когда же лекарства назначат?

Скажи без капризов и лени:

А сколько там было оленей? (9)

8.        У одного старика спросили, сколько ему лет.
Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев,
но дней рождения у него было всего 25.

Как это могло быть?

(Этот человек родился 29 февраля, т. е. день рождения у него бывает один раз в четыре года.)

9.        Игра «Живая нумерация»

Трое учеников выходят к доске, каждый получа ет набор цифр. Первый показывает число сотен, второй - десятков, третий — число единиц.

Учитель называет числа: 612, 504, 20...

Учащиеся должны стать по порядку и выбрать соответствующую карточку.

Подведение итогов по номинациям:

  1. выпуск стенгазет;
  2. участие в классных викторинах;
  3. участие в изготовлении геометрических фигур
     и тел;
  4. оформление классов.

Называются имена учащихся, принявших участие в проведении предметной недели. Наиболее активные ребята награждаются слад кими подарками.

Использование ИКТ

на уроках физики

Колядина Т.А.

МОУ Подсереднеская СОШ,

Алексеевский район

Компьютерный урок - ведущая форма жизнедеятельности детей, предполагают использование таких принципов учебной деятельности:

  *Научность обучения, предполагающая соответствие теоретических сведений и практических умений современным достижениям искусства;

  *Системность обучения, представленная формированием целостного информационного знания, взаимным соответствием целей, содержания, технологических аспектов процесса обучения и оценки результатов;

  *Индивидуализация и дифференциация обучения, включающая в себя учет индивидуальных особенностей отдельных учеников, групп, класса в целом;

  *Соавторство учителя и ученика;

  *Учет умственных способностей, эмоциональных и ценностных ориентации, познавательных интересов ученика;

  *Стимулирование творческой активности и познавательной самостоятельности;

 *Ориентация на свободу школьника и его самоопределение;

 *Создание психологического комфорта на уроке.

Система работы учителя физики по развитию творческих способностей учащихся посредством использования информационных технологий на уроках физики на основе их творческой самореализации включает в себя такие компоненты:

  1.Организацию учебно-познавательной деятельности школьников в компьютерном классе через систему эффективных форм урочной и внеурочной деятельности.

  2.Создание психолого-педагогических условий для развития и творческой самореализации учащихся через изучение программного материала по физике в компьютерном классе.

  3.Анализ эффективности работы учителя.

  Новые информационные технологии являются средством реализации моих педагогических идей на практике, так как их применение позволяет

1) визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране ЭВМ:

  1. формировать культуру учебной деятельности учащихся;
  2. индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;
  3. производить тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку учащихся;
  4. осуществлять контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности:
  5. учить детей самоконтролю

Чтобы эффективно организовать разноплановую учебную деятельность, разбудить разум, прогнать лень, сделать ум ребёнка пытливым разрабатываю мультимедийные  сценарии уроков, которые представляют собой набор слайдов, содержащих краткий текст, основные формулы, чертежи, рисунки, видеофрагменты, анимации .Простота использования  программы Power Point позволяет при наличии готовых демонстрационных материалов в считанные минуты создать презентацию, быстро редактировать отдельные слайды и вставлять новые, использовать анимацию текста..Cценарий урока состоит из нескольких основных страниц, включающих набор гиперссылок, каждая из которых служит для того, чтобы в нужный момент открыть в текущем или отдельном окне текст с формулами, видеофрагмент, анимацию или рисунок. При таком построении презентации, удаётся получить не только организующую урок структуру, но и возможность в определённых пределах варьировать последовательность показа отдельных фрагментов. Переходы от одного слайда к другому осуществляю командами с помощью клавиатуры или «мыши». Мультимедийные  сценарии применяю как при изложении нового материала, так и при проведении опроса, при повторении пройденного. Их использование позволяет рационально организовать урок, сде лать его красочным, наглядным, насыщенным, концентрировать внимание учеников на важной информации, на протяжении всего урока поддерживать познавательную активность школьников.

При создании презентаций особое внимание, уделяю поиску способов облечения абстрактного и сложного математического содержания в яркую, наглядную, привлекательную форму с использованием всех возможностей интерактивного мультимедиа. На  классной доске разворачивается «математическое кино», в котором звук, цвет, анимации призваны обеспечить достаточно эффективное усвоение материала.

Разрабатывая урок, стремлюсь не переступить грань между интересом и интересностью. Неустанно забочусь о том, чтобы интерес достигался не за счёт внешних эффектов или искусственной занимательности, а интересными для школьников были математическое со держание урока и результаты их ученической деятельности. Опыт моей работы свидетельствует о том, что если методически грамотно организовать урок, то у детей появляется огромное желание приобретать знания, они стремятся к цели, не замечая усталости. В ходе таких уроков идёт соревнование между отдельными учащимися или группами школьников. Путём тщательного отбора задач, рассмотрения различных подходов к их решению мне удастся научить ребят наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями. Рисунки, схемы и чертежи в компьютерной презентации не только помогают учащимся в сознательном выяснении скрытых зависимостей, но и побуждают активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения задач.

Планируя разнообразные формы работы на уроке, предусматриваю различные фрагменты предполагаемой деятельности.  При разработке компьютерных презентаций стремлюсь сконст руировать индивидуальные траектории для различных групп учащихся: сильных, средних, слабых. Подбираю такие задания, степень сложности которых отвечает возможностям детей коллектива, при этом забочусь о том, чтобы каждый ребёнок мог своевременно осуществить переход с одного уровня обучения на другой.

Изучая любую тему, выделяю 4 этапа: подготовительный, ознакомительный, формирование умений, совершенствование практических навыков.

 На подготовительном этапе произвожу актуализацию знаний учащихся, полученных ранее. Устный счёт, разминку организую так, чтобы все действия совершались постепенно и дети видели чёткую последовательность математических операций. Важным элементом мультимедийных демонстраций на этом этапе являются контрольные вопросы, которые задаю в разной форме, ответы па них появляются на экране и тут же проверяются.

 В ходе ознакомительного этапа разбираю задачу подробно, с комментариями, какие формулы необходимо использовать. Чтобы каждый ученик уяснил, о чем задача, что в ней известно, что нужно узнать, как связаны между собой данные, каковы отношения между известными и искомыми величинами, а на экране появляется не только краткая запись, но и рисунок, схема или чертеж. Это позволяет обеспечить осознанный и доказательный выбор арифметических действий и получение правильного решения. Система работы па этом этапе напоминает просмотр видеозаписи - можно остановиться, переместиться назад или вперёд, затем быстро повторить материал .

 Сразу после объяснения нового материала считаю целесообразным предложить учащимся обучающую самостоятельную работу с незамедлительной экспресс- проверкой. Компьютер здесь использую как для предъявления заданий классу, так и для проверки полученных ответов. Результаты диагностики дадут четкую картину того, какова степень понимания нового материала. Исходя из них, удаётся наметить дальнейший план действий: кому из учащихся можно переходить к применению полученных знаний в различных ситуациях, а кому необходимо дополнительное время для осознания изучаемого материала. Персональный учёт знаний позволяет подобрать и в дальнейшем корректировать конкретную программу индивидуального обучения на следующем этапе урока.

 На этапе формирования умений школьники учатся вначале с помощью товарищей, а затем самостоятельно правильно решать задачи по образцу с подробными объяснениями.

На этапе совершенствования практических умений предлагаю учащимся закрепляющие самостоятельные работы под копирку. Готовя материалы для таких самостоятельных работ, стремлюсь к тому, чтобы задания были богаты учебным содержанием, увлекали детей необычностью вопросов, но при этом были выполнены сравнительно быстро и легко проверены прямо на этом же уроке.

Для развития творческих способностей учащихся использую информационные технологии и во внеурочное время. Учащиеся 7-11 классов выполняют разнообразные творческие задания: готовят рефераты, доклады, исторические справки, презентации, пишут физические сочинения. Информацию для таких работ дети ищут в дополнительной литературе, в Интернете, а затем демонстрируют интересные способы  оформления с использованием компьютера.

 Анализируя свою педагогическую деятельность, я пришла к выводу, что внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет мне и моим воспитанникам встать на более высокий уровень культуры отношений, открывает новые возможности свободного умственного труда, вносит особую красоту урочных занятий, способствует развитию творческих способностей учащихся. С помощью информационно-коммуникативных технологий удаётся повысить продуктивность образовательного процесса, сделать ученический труд увлекательным и радостным, живым и целесообразным.

Коллеги, компьютер – простой инструмент, который призван освободить Вас от рутинной работы по подбору дидактического материала, составления заданий, тестов, списков, отчетов, привнести в вашу работу новые творческие возможности, удобство и комфорт. Компьютер в кабинете физики просто необходим.