Урок по физике "Тайны звука"
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме
Урок «Тайны звука» относится к повторению и обобщению знаний учащихся и спланирован так, что его структура, вопросы, задания, практическая деятельность учащихся способствуют их познавательной активности. На уроке используется метапредметная связь. Применение презентаций и видеофрагмента повышают интерес учащихся к данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_zvuka.rar | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Тимофеева Светлана Анатольевна.
Тема урока: Тайны звука.
Цели урока: Приложение1.
Образовательная: освоение знаний о методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать,
выполнять эксперименты и делать выводы;
применение знаний для решения физических задач, самостоятельного
приобретения информации физического содержания и оценки ее
достоверности.
Развивающая: развитие познавательных интересов интеллектуальных и творческих
способностей в процессе самостоятельного приобретения новых знаний
по физике посредством переработки и предъявления учебной и научно-
популярной информации.
Воспитательная: воспитание умения обосновывать высказываемую позицию;
уважительно относиться к мнению оппонента;
показывать связь физики с другими науками.
Оборудование: Камертон, гитара, бубен, таблица «Внутреннее строение уха», магнитофон, компьютер с мультимедийным проектором.
Ход урока:
I. Организация урока (1 минута).
Учитель: Пытаются шептать клочки афиши,
Пытается кричать железо крыши,
И в трубах петь пытается вода
И так мычат бессильно провода.
Мы живем в мире звуков, которые позволяют нам услышать окружающий мир, а значит лучше его понять.
II. Сообщение темы, цели урока (1 минута)
Наш урок мы назвали « Тайны звука».
А. Эйнштейн: “Самое прекрасное и глубокое из доступных нам чувств – это ощущение тайны, ибо в нем источник истиной науки”.
Сегодня мы повторим, что такое звук, как он рождается, поговорим о характеристиках звука.
Изучением звуков занимается раздел физики – акустика, но мы посмотрим на этот вопрос с точки зрения разных специалистов: физиков и биологов, медиков и музыкантов, биоинженеров и строителей.
III. Мотивация (2 минуты)
Ансамбль учащихся исполняет песню « Подмосковные вечера» (1 куплет).
( Гитара, треугольник, певец).
IV. Воспроизведение и коррекция опорных знаний (1 минута).
Вопросы учителя: 1. Как называются звучащие тела?
2. Что происходит в источниках?
3. Что колеблется у поющего человека?
4. Что колеблется у гитары?
Учащиеся делают вывод: Звучащие тела колеблются.
5.Повторение и анализ основных фактов, явлений, событий:
1. Учитель: А можно ли утверждать, что колеблющее тело звучит?
Ученик проводит опыт со стальной линейкой, зажатой в тиски.
Ученики делают вывод: Не всякое колеблющее тело звучит.
Звуковая частота от 20 Гц до 20 кГц.
2.Учитель: От источника во все стороны распространяется звуковая волна. Это продольная волна, т.е. чередование сгущений и разряжений.
Видеофрагмент «Звук в вакууме». Приложение 2.
Волны не могут распространяться в вакууме, для этого необходима упругая среда (на экране появляется таблица).
Среда | Скорость звука, м/с при 20 С. |
Воздух Водород Кислород Вода (пресная) Вода (морская) Керосин Глицерин Бетон Дерево (дуб) Дерево (ель) Кирпич Сталь Медь Свинец Стекло | 343 1284 316 1443 1530 2330 1923 4250 – 5250 4115 5000 3600 5000 – 6100 4700 2160 5500 |
Учитель: Пользуясь таблицей, задайте друг другу по 3 вопроса о распространении звука.
Опрос проводится в форме физического боя (вопросы задают пары по очереди).
Примерные вопросы детей:
а) В каких средах может распространяться звук?
б) В какой среде – жидкой или газообразной скорость звука больше?
в) зв. в водороде зв. в кислороде? Но водород и кислород - газы. Чем это объяснить?
( Чем больше масса молекул газа, тем меньше зв. в ней.).
г) Вещества в каком агрегатном состоянии лучше всего проводят звук?
д) Приложим ухо к одному концу стального рельса и ударим по другому его концу? Что услышим и почему? (2 звука. Один из них достиг уха по рельсу, другой по воздуху (быстрее по рельсу, т.к. .)
е) Слышат ли рыбы под водой шаги и голоса на берегу?
ё) Зависит ли скорость звука от температуры?
(С увеличением температуры скорость звука возрастает).
3.Учитель: Знаете ли вы, что в давние времена при осаде крепостей в стенах помещали людей (чаще всего это были слепые люди), которые могли определить ведёт ли враг подкоп к стенам или нет. Как они это делали? ( Прикладывали ухо к земле.)
Что мы можем сказать о проводимости звука в земле? ( Земля хорошо проводит звук).
А почему « слухачи» были именно слепые люди? (у слепых людей обостряется звук).
Сообщение учащихся о строении уха и механизме звукового восприятия.
Сообщение учащихся о работах Эддингтона - американского биоинженера- акустика, о создании слуховых аппаратов.
4.Характеристики звука:
а) Громкость.
Ученик проводит опыт с камертоном и маятником.
Учащиеся делают вывод: Громкость звука зависит от амплитуды колебания.
Учитель: Громкость звука измеряется в Беллах - в честь Александра Грэхема Белла - изобретателя телефона. На практике в дБ - десятая доля Белла.
Очень громкие звуки и шумы бывают опасны. ( Муз. звуки – колебания через равные промежутки времени, шум – через неравные промежутки времени).
Далее несколько учеников предлагают свои проекты (выдержки) « Шумовое загрязнение и борьба с ним.» Приложение 3. Приложение 4. Приложение 5.
б) Учитель: Почему шумит большая морская раковина, если её приложить к уху?
Учащиеся высказывают предположения:
Раковина является резонатором, усиливающая многочисленные шумы в окружающей нас среде, обычно нами не замечаемые из-за их слабости.
Ученик проводит опыт с двумя камертонами; наблюдение и объяснение звукового резонанса.
в) Высота тона. Презентация учащегося о высоте тона. Приложение6.
Звуки человеческого голоса делятся на несколько диапазонов:
Бас- 80-350Гц (Норман Аллин англ-44 Гц; Шаляпин)
Баритон-110-120 Гц (Высоцкий)
Тенор-130-520Гц (Козловский)
Дискант-260-1000 Гц (Р.Лоретти)
Сопрано-260-1050Гц (Г.П.Вишневская)
Колоратурное сопрано - до 1400Гц (француженка Мадо Робен брала ре 4-ой октавы 2300Гц).
ПИФАГОР по легенде разделил звуки на октавы.
г ). Тембр.
Учитель: Теплый – холодный, жесткий – мягкий, легкий – тяжелый, матовый – блестящий, густой, глубокий, мужественный, суровый, ворчливый, бархатистый, насыщенный, прозрачный?-
Много людей - голос индивидуальный. Музыкальные инструменты звучат по-разному.
Тон, соответствующий наименьшей частоте (16Гц)- основной тон (крайняя клавиша рояля).
Тоны более высоких кратных частот - обертоны.
Тембр -количество обертонов. Тембр - качество звука.
В звуке может быть разное количество обертонов. Оно зависит от длины, толщины и материала струны, от длины и среднего диаметра духового инструмента.
Скрипка Страдивари (Италия) - о ее звучании с непревзойденной окраской звука ходят легенды.
Орган - фабрика звуков.
Учащийся читает отрывок из стихотворения Б.Пастернака.
Орган отливал серебром
Немой, как в руках ювелира,
А издали слышался гром
Катившейся из-за полмира.
VI. Повторение, обобщение, систематизация знаний, ведущих идей и основных теорий.
( Тест с взаимопроверкой)
ВАРИАНТ 1
1.В каких направлениях совершаются колебания в продольной волне?
а) во всех направлениях;
б) только по направлению распространения волны;
в) только перпендикулярно распространению волны;
г) по направлению распространения волны и перпендикулярно этому направлению.
2. От чего зависит громкость звука?
а) от частоты колебаний;
б) от амплитуды колебаний;
в) от частоты и амплитуды;
г) не зависит ни от частоты, ни от амплитуды.
3. Могут ли звуковые волны распространяться в безвоздушном пространстве?
а) могут, например, звук выстрела в безвоздушном пространстве;
б) не могут: звуковые волны распространяются только в веществе;
в) могут, если звуковые волны поперечные.
4. От каких величин зависит высота тона?
а) от амплитуды;
б) от частоты;
в) от громкости;
г) от скорости распространения звука.
5.Как распространяется звук в однородной среде?
а ) звук распространяется прямолинейно с постоянной скоростью в одном направлении;
б) звук распространяется по всем направлениям, скорость уменьшается с расстоянием;
в) звук распространяется прямолинейно и с постоянной скоростью во всех направлениях.
6. Динамик подключен к выходу звукового генератора электрических колебаний. Частота колебаний 170 Гц. Определите длину звуковой волны, зная, что скорость звуковой волны в воздухе 340 м/с?
а) 0,5м;
б) 1м;
в) 2м;
г) 57800м.
7. Камертон, прикрепленный к резонансному ящику, ударили резиновым молоточком. К камертону поднесли по очереди два других камертона. Второй камертон в точности такой же, как и первый. Третий - настроен на меньшую частоту. Какой из камертонов начнет звучать с большей амплитудой?
а) второй;
б) третий;
в) оба камертона;
г) ни один из них.
ВАРИАНТ 2.
В каких направлениях совершаются колебания в поперечной волне?
а) во всех направлениях;
б) только по направлению распространения волны;
в) только перпендикулярно распространению волны;
г) по направлению распространения волны и перпендикулярно этому направлению.
2. Из перечисленных веществ выберите плохой проводник звука:
а) вата
б) земля
в) металл
г) вода
3. От чего зависит высота звука?
а) от амплитуды колебаний;
б) от длины волны;
в) от частоты колебаний источника звука.
4. Чему равна длина звуковой волны в воде, если скорость её скорость равна 1480м/с, а частота 740Гц?
а) 4м.
б) 0,2м
в) 2м.
5.Могут ли звуковые волны распространяться в безвоздушном пространстве?
а) могут, если звуковая волна поперечная;
б) могут, если звуковая волна продольная;
в) не могут, т.к. они распространяются только в среде.
6. Какой прибор является источником чистого музыкального звука?
а) камертон
б) метроном
в) кларнет.
7.Как зависит амплитуда вынужденных колебаний от частоты при постоянной амплитуде колебаний вынуждающей силы?
а) непрерывно возрастает с увеличением частоты;
б) непрерывно убывает с увеличением частоты;
в) сначала возрастает, достигает максимума, затем убывает;
г) сначала убывает, достигая минимума, затем возрастает.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
7 баллов-«5», 6 баллов- «4», 5 баллов- «3», за каждый правильный ответ ставится 1 балл.
КОДЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1 ВАРИАНТ | Б | Б | Б | Б | В | В | А |
2 ВАРИАНТ | В | А | В | В | В | А | В |
Учитель : Давайте вспомним загадки и поговорки о звуке:
Ученики:
Живой бьет по мертвому, а этот все вопит и вопит (колокол).
Прозвучало над ясной рекою
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу. ( Гром, молния)
Собака лает - ветер носит.
Физика- наука о природе, а природа- способ говорить.
Не то, что мните вы природе,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Его никто не повстречал ни разу, но что ни скажешь - повторяет сразу ( эхо).
VII. Подведение итогов и оценка деятельности учащихся. Рефлексия:
1. О чём говорили?
2.Что делали?
3.Что нового узнали?
4. Пригодятся ли эти знания в жизни?
5.Понравился ли урок?
VIII . Домашнее задание. Приложение 1.
Физика 9 класс. А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.
§ 35-38 повторить.
Творческое задание:
Выполнить презентации на темы: «Звукоизоляция автомобилей», «Звукоизоляция музыкальных студий», «Звукоизоляция кораблей».