Внеклассное мероприятие "физическое кафе"
методическая разработка по физике по теме
Данная разработка использовалась на заключительном вечере в рамках предметной недели. Участвуют три команды, которые формируются уже на вечере по принципу "найди пару". В качестве оценки использовалась единица 1 Джоуль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskoe_kafe.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
по физике
ФИЗИЧЕСКОЕ КАФЕ «Ассорти»
Составил учитель физики и информатики
Сапрыкина Ирина Викторовна
МКОУ Ярковской СОШ
Доволенского района
Новосибирской области
ЦЕЛЬ:
- развивать познавательный интерес, интерес к физике;
- развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов, развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение применять знания в новой ситуации;
- приучать детей к доброжелательному общению
В классе столы расставлены как в кафе. (3 вдоль окон)
Архимед: Здравствуйте, дорогие друзья!
Кажется, еще совсем недавно вы были маленькими и очень любили задавать своим мамам и папам вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как?
На первый взгляд эти вопросы кажутся совсем простыми, но стоит попробовать ответить на такой вопрос и кто знает, к чему он может нас привести: к новым знаниям или научному открытию? Ответить на «детские» вопросы и разобраться в некоторых физических явлениях Вам поможет наше гостеприимное кафе. У нас кафе необычное, а физическое «Ассорти». Каждое блюдо – это вопрос. Вопросы есть, а вот посетителей нет! Вот что значит открыться без рекламы!(Реклама)
Создание команд: 3 команды создаются по принципу «найди меня» (всем присутствующим раздаются карточки с величинами, необходимо найти свою пару: единицы измерения, обозначение)
У Вас на столах находится меню. Выберите из меню блюдо и сделайте заказ. Кто делает «правильный» выбор от администрации кафе специальный приз конфета. (Команда, занявшая 1 место 18 Дж; 2-ое 12 Дж: 3- 6 Дж)
В небесах был совет,
И решил комитет,
Что сегодня кафе открывается.
Остроумными быть,
говорить —
В кафе «Ассорти» разрешается!
Пока официанты готовятся, давайте немного разомнемся.
РАЗМИНКА
- Это есть – ума не надо (сила)
- На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? 50
- Что тяжелее 1кг пуха или 1кг железа? Одинаковы
- Что нельзя возвратить? Время
- Температура кипения воды? 100
- Масса, равная 1000 кг? тонна
БЛЮДА: КТО? Что? Как? Почему? Когда? Где? Сюрприз
КТО?
Задание 1
- Этот английский ученый свои первые открытия в области математики и физики сделал в 24 года.
- В 1695 г. Он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года – он стал его директором: ему была поручена чеканка всех монет страны.
- Он стал профессором в 26 лет.
- Он открыл три важных закона механики.
- По легенде яблоко ему помогло открыть важный физический закон. (Исаак Ньютон)
Задание 2
- Этот ученый свой трудовой путь начал в качестве школьного учителя.
- Нобелевскую премию он получил в 1921 г. за физико-математические исследования законов фотоэффекта.
- Его письмо президенту США в 1940 г. стимулировало организацию ядерных исследований в этой стране.
- Он искал ответ на вопрос: “Что такое гравитация?”
- Он основал теорию относительности? (Альберт Эйнштейн)
Задание 3
- Он один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.
- Он крупный изобретатель. Его изобретения широко известны.
- С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю, когда принимаем ванну.
- Именно ему принадлежат слова “Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!”
- Ему принадлежит возглас “Эврика”, прозвучавший вслед за сделанным им открытием. (Архимед)
Задание 4
- Этот человек наблюдал движение мелких частиц.
- Его открытие доказало, что тела действительно состоят из отдельных частиц – молекул.
- Он рассматривал в микроскоп споры растений в жидкости.
- Английский ботаник.
- В честь его имени было названо открытое им движение мелких твердых частиц в жидкости. (Броун)
Задание 5
- Он был уникальным путешественником нашего времени.
- Претендентов на это путешествие было около 3 тысяч, однако выбор пал на него.
- Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.
- Совершённое им прославило человеческий разум, его и его Родину.
- Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: “Поехали!” (Ю.А. Гагарин)
Задание 6
- Этот ученый свои первые серьезные открытия сделал в студенческие годы.
- После окончания университета он занялся исследованиями в области механики и астрономии.
- Им открыт закон инерции.
- Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.
- Для своих исследований свободного падения он использовал наклонную пизанскую башню. (Галилео Галилей)
Сюрприз “Черный ящик”
Сейчас вы должны показать ваши знания о физических телах, веществе и других предметах физического познания.
Задание 1
В “черном ящике” - физическое тело, с которым вы знакомы все. Что это за тело?
Подсказки:
- С помощью этого тела можно продемонстрировать упругость газов.
- Его движение хороший пример физического явления, а именно механического движения.
- С ним дружат некоторые спортсмены.
- Оно имеет круглую форму.
- По нему плакала Таня. (Мяч)
Задание 2
Это физический прибор.
- С ним нужно быть очень осторожным.
- На нем есть длинная шкала.
- Он изготовлен чаще всего из стекла.
- В нем можно наблюдать диффузию
- С помощью его определяют объем жидкости. (Мензурка)
Задание 3
Сей особенный предмет
Вам подскажет вмиг ответ,
Брать свой зонтик или нет (барометр)
Задание 4
Этот маленький предмет
Нам подскажет всем ответ,
Почему при малой силе
В стенку вдруг его вонзили (кнопка)
Задание 5
- В этом ящике лежит то, без чего не может обойтись ни один человек.
- Это используется в одежде, придает ей форму тела.
- Также это используется в некоторых бытовых приборах
- Это связано с одной из известных сил. (бельевая резинка)
Задание 6
1 .Сначала он плавал, потом стал и летать.
2.Он многим, будучи их проводником , спас жизнь.
3.Он не любит большую жару и сильную тряску.
4.Он всегда целенаправлен.
5.Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом. (Компас)
Почему?
1.
- Уважаемый Холмс, - обратился хозяин к гостю, - я прочитал в одной из вечерних газет, что в России есть большие пространства, где зимою столбик ртути в термометрах падает до отметки -79°С? Правда ли это?
- Вы что-то напутали, - сказал Шерлок Холмс.
Что напутал хозяин?
Ответ. Ртутный термометр может измерять температуры до - 39 градусов С, так как при более низких температурах - ртуть становится твердым веществом.
2. Была зима. Я вошел в комнату с улицы. Сквозь замершее окно был виден лишь край дороги.
- «Хозяйка квартиры ленивая, - подумал я. Почему?
Ответ: Окна в квартире замерзли. Значит в пространство между рамами проник из комнаты теплый влажный воздух и, соприкасаясь с холодным стеклом, замерз на нем. Следовательно, окно плохо утеплено.
3. Я подошел к окну и посмотрел в него. «Ваш дом каменный и холодный» - заметил я. Почему холодный?
Ответ: В окно увидел, что дом каменный и стены тонкие. Кирпич хороший изолятор.
- Войдя в комнату и начав беседу с её обитателями, через минуту я сказал: "Уважаемая хозяйка, у вас на кухне кипит чайник". Почему я так сказал, если находился в комнате, из которой кухня не видна ?
Ответ. Когда чайник кипит, крышка обычно подпрыгивает, так как в чай нике благодаря образовавшемуся пару давление повышается, приподнимая крышку; при этом часть пара выхода т, давление уменьшается, крышка опускается, издавая при ударе звук.
5. Хозяйка дома, где был я, подошла к двери и впустила в комнату кошку. Посмотрев на кошку, я сказал: "Погода на улице холодная". Почему я так сказал?
Ответ. Очевидно, по шерсти кошки. При холодной погоде шерсть становится осо бенно пушистой, чтобы в промежутках между ворсинками было больше воздуха.-плохого проводника тепла.
6. "Давайте сверим часы для нашей операции" - сказал я Уотсону. "Мои идут не точно и часто ломаются, -ответил он. "Заводите их только утром, и они всегда будут идти верно" - посоветовал я. Почему?
Ответ. Заводить наручные часы, сняв их с руки вечером, нежелательно так как пружина нагрета, а после завода я последующего остыванияона сильно деформируется и может
лопнуть.
Как ?
- (СКАЗКА)
- Жил - был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая. Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж, получит пол - царства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование. Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду, так и по вместимости. Царь налил в каждый чайник равное количество воды из ведра.
- Мои любимые дочери, - начал свою речь царь, - сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту, и дождетесь, пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой.
Как вы думаете у какой сестры закипит первым?
Ответ
Младшая дочь замуж не собиралась, ей было безразлично, кипит ли ее чайник. Она крышку чайника не поднимала, пар не выпускала, поэтому ее чайник закипел быстрее.
- Вы собрались позавтракать и налили в стакан кофе. Но вас просят отлучиться на несколько минут.
? Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы при вашем возвращении кофе был погорячее: налить в него молока перед уходом или сразу после возвращения?
Ответ: (Налив молоко в кофе, т. к. образовавшаяся пленка молока будет препятствовать испарению жидкости, поэтому охлаждение будет протекать медленнее).
- Крестьянка и паровоз
Машинист паровоза задолжал крестьянке за молоко и не хотел платить за него. Молочница долгое время ждала, терпение ее закончилось и она придумала, что делать.
Однажды, когда паровоз уже собирался тронуться в путь, она стала перед ним и заявила машинисту:
-Отдавай долг, иначе не пущу поезд!
Машинист посмеялся над женщиной и хотел пустить в ход машину, но паровоз не двинулся с места. Машина работает, пары разведены, а поезд стоит, словно заколдованный.
Пришлось машинисту заплатить долг и только тогда, поезд тронулся.
Как вы думаете: в чем состоял план молочницы?
Ответ: ( Смазав рельсы маслом, она уменьшила сцепку колес с рельсами).
- Аквалангист под водой потерял ориентацию в пространстве.
Как вы думаете: как он может определить, где верх, а где низ?
Ответ: (по движению воздушных пузырьков идущих из акваланга).
- Стрелок-снайпер, стоя у одного борта парохода, целится в мишень, расположенную у противоположного борта. Пароход движется вперёд с постоянной скоростью. Стрелок целится точно в центр мишени и нажимает курок.
Как вы думаете: попадёт ли пуля в цель?
Ответ: (Нет, т. к. корабль будет двигаться со своей скоростью, а пуля со своей относительно поверхности земли.)
- Грибов было много, целая корзина. Мисс Хатсен надо было пересушить все грибы. Для сушки она обычно использовала газовую плиту. –Мистер Холмс, -молвила хозяйка, как бы быстрей пересушить грибы, но при этом израсходовать минимум газа? Очень просто. –Использовать холодильник!
Как вы думаете, действительно ли способ ускорит сушку грибов?
Ответ: Да, т. к. замерзшая вода разрывает волокна. А затем высушить.
Где моя пара?
- Портреты ученых: Резерфорд, Галилей, Ньютон, А. Вольта, Попов, Архимед.
- Необходимо подобрать подходящую пару: Атом, телескоп, яблоко, гальванический элемент,радио, рычаг.
- Помимо на столе лежат: лягушка, ракета, лампочка. Необходимо назвать фамилии ученных по ассоциации (Гальвани, Королев, Ладыгин)
Что бы это значило?
1. Это явление мы часто наблюдаем,
Когда спокойно движемся.
Споткнувшись, замечаем,
Что продолжаем двигаться
Вперед, а не назад,
Встречая в жизни множество
Препятствий и преград. (инерция)
2. Если капнуть краску в воду
И немного подождать,
То создание раствора
Можно будет наблюдать.
Если в сад весною выйдешь,
Аромат цветов вдохнешь,
Эти странные явления
Ты ? зовешь. (диффузия)
3. У планет она большая,
Минимальна у частиц.
Ее на глаз не измеряют,
Ведь у нее немало лиц.
(Масса.)
4. Никто и ничто меня не остановит,
Можно только отсчитать,
Я бесконечности равняюсь
Со Вселенною под стать.
(Время.)
5. Бываю часто вертикальна,
Могу любой наклон принять,
Могу я лечь горизонтально,
Могу размер определять.
Могу в кольцо, спираль свернуться,
Могу я змейкой проползти,
Могу опять назад вернуться,
Могу огромный путь пройти.
(Длина.)
6. Я всей Вселенной управляю,
Тела в движение привожу,
С любой работой я справляюсь,
И хороводы я вожу.
(Сила.)
- Физика – наука о неживой природе
- Атмосфера – пар, шар.
- Гравитация = тяжесть
- Линза =чечевица
- Молекула=маленькая масса
- Радио- излучаю
Когда допускают ошибки
- Барон Мюнхаузен рассказывал однажды такую историю: он разбежался и прыгнул через небольшое болото. Во время прыжка он заметил, что не допрыгнет до противоположного берега. Тогда в воздухе он повернул обратно и вернулся на тот же берег с которого прыгал.
Ответ: это невозможно, так как изменить скорость можно только при взаимодествии.
2. Коль мы споткнулись – не беда,
Ведь знаем наперед,
Что будем падать мы всегда
Назад, а не вперед.
3. В яркий солнечный день ребята отправились в поход. Чтобы не было жарко, они оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок был сухим и чистым. Идти было легко. Дальше путешественники свернули на луг и сбавили шаг. На ночлег расположились на берегу реки. К вечеру стало свежо, но зато после купания ребятам сразу стало теплее. На дне реки лежал большой камень. Трое ребят с трудом подняли его в воде, но зато легко выбросили на берег.
Заключение
Все сплошные «что» да «если»,
«Почему», «Откуда», «Как»!
А на них ответы есть ли?
Говорят примерно так:
Очень скоро подрастешь,
Тайны эти сам поймешь!
Вопросы для болельщиков
- Нарезанный лук пахнет и жжет глаза сильнее.(возрастает испарение за счёт увеличения площади поверхности)
- На мешке с солью и веревка соленая. (за счёт диффузии)
- Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
- Где роса, там дождя не жди; где плоды, там цветов уже не будет.
- Ветер снег съедает. (испарение)
- Всякое случается, иногда и камень потом обливается. (роса)
- Чего в избе не видно? (тепла)
- Белая морковка зимой растет.(сосулька)
- По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт - тут и пропадёт. (волна)
- Вокруг носа вьется,
А в руки не дается. (запах)
- Лёгкий, круглый, но не мяч, и не прыгает он вскачь, на верёвочке висит, зазеваюсь - улетит. ( воздушный шарик)
- Вчера было, сегодня есть и завтра будет. (время)
- Что может в одно и то же время висеть и стоять, стоять и ходить, ходить и лежать, лежать и врать? (часы)
- Хоть и задрал он к верху нос,
Но это вовсе не всерьёз.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет – убедится. (чайник)
- Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит. (гром и молния)
- дорога
Куда бежит—сама не знает
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнется у порога. Что это?
самолёт
Трещит, а не кузнечик,
летит, а не птица,
везет, а не лошадь.
Солнце.
По небу ходит Маляр без кистей
Краской коричневой
Красит людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Физика в кафе"
Мероприятие проводится с целью повторения и закрепления знаний по теме "Тепловые явления", 8 класс...
Внеклассное мероприятие "Математичекое кафе"
Внеклассное мероприятие "Математичекое кафе" проведено среди учащихся 10-11 классов. Данное мероприятие в нашей школе проводится давно. Меняются лишь задания.Для данной разработки некоторые материалы ...
Внеклассное мероприятие по физике "Физическое кафе"
Мероприятие для 7 - 8 классов. Развивает познавательный интерес к физике. Содержит занимательные опыты по физике, экспериментальные задания, `детские` вопросы....
Внеклассное мероприятие по информатике "Компьютерное кафе"
Разработка урока и презентация...
внеклассное мероприятие "Кафе МИФ"
Разработка внеклассного мероприятия "Кафе МИФ"в рамках проведения предметной недели для учащихся 7-9 классов....
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....
Внеклассное мероприятие "Кафе МИФ" (математика, информатика, физика)
Внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов. В нём участвуют две команды из разных классов. Отвечают на вопросы разделов Математика, Информатика, Физика. Рекомендовано проводить в рамках недели...