Дискретный и системно - функциональный подход в изучении электродинамики.
методическая разработка (физика, 8 класс) по теме
Сущность дискретного подхода заключается в том, что на каждом уроке проводится анализ структуры учебного материала, выделяя главные и второстепенные элементы знания.Выделяя "доминирующие элементы знания" (ДЭЗ) на каждом из последовательных уроков, организуется автономная система обучения, способствующая прочному и осмысленному запоминанию учебного материала.
Системно - функциональный подход позволяет синтезировать правила системного усвоения, производя обучение правилам и методам системного усвоения. При этом производится анализ структуры материала и выделение элементов, определение функций и систематизация их по общности, а также формализация и синтез правил системного усвоения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diskretnyy_podhod.doc | 294.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение дискретного и системно – функционального подхода
в изучении электричества.
1.Дискретный подход
Класс 8 | Раздел курса физики: Электродинамика | ||||
Тема: «Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления». | |||||
№п/п | ДЭЗ | Источник знаний | Вопросы к ДЭЗ | ||
1 | Зависимость силы тока от свойств проводника. | Учебник «Физика – 8» А.В.Перышкин, Н.А.Родина §43 с. 87 | 1.Что можно сказать об изменении силы тока в цепи при замене железной проволоки на никелиновую и медную той же длины и сечения? 2.Чем объясняется зависимость силы тока от свойств проводника? | ||
2 | Электрическое сопротивление | С.88 С.88 С.88 С.88 | 1. Буквенное обозначение электрического сопротивления. 2. Что принимают за единицу сопротивления с СИ? 3. Получите наименование единицы сопротивления. 4. Какие еще существуют единицы сопротивления? | ||
3 | Причина электрического сопротивления | С.88 С.88 С.88 С.88 С.88 | 1. Как двигались бы электроны в проводнике, если бы не испытывали помех, будучи приведены в упорядоченное движение? 2. Что в действительности мешает электронам двигаться упорядоченно? 3. Как связано количество электронов, проходящих по проводнику за единицу времени с суммарным электрическим зарядом и силой тока в проводнике? 4. В чем заключается физический смысл электрического сопротивления? 5. Что является причиной сопротивления проводника прохождению по нему электрического тока? | ||
4 | Зависимость сопротивления от рода вещества, из которого изготовлен проводник. | С.88 С.88 | 1. Почему разные проводники обладают различным сопротивлением? 2. Для чего нужно учитывать электрическое сопротивление проводника? | ||
Результаты проверочного физического диктанта. | |||||
8 «А»: Всего учащихся – 25 Кол-во учащихся писавших работу – 22 «5» - 1 «4» - 7 «3» - 9 «2» - 5 | 8 «Б»: Всего учащихся – 27 Кол-во учащихся писавших работу – 23 «5» - 9 «4» - 11 «3» - 3 «2» -0 | ||||
Качество обученности в классе, где не применялись ДЭЗ | Качество обученности в классе, где применялись ДЭЗ | ||||
35% | 87% |
2. Системно – функциональный подход.
Класс 8 | Раздел курса физики: Электродинамика. Электрический ток. | ||
Обозначение (и назначение) физической величины | Формула для вычисления физической величины | Единицы физической величины | Формула в обобщенном математическом виде |
Сила электрического тока I – характеризует электрический заряд, проходящий по проводнику за единицу времени. | I= | 1А | С= |
Электрическое напряжение U-характеризует работу электрического поля по перемещению электрического заряда | U= | 1В | С= |
Электрическое сопротивление R- характеризует свойства проводника, проявляющиеся при прохождении по нему электрического тока. | R= | 1 Ом | D= |
Удельное сопротивление - сопротивление проводника длиной 1м сечением 1 мм2 прохождению тока 1А | = | Ом мм2 м | А= |
Работа электрического тока А – характеризует превращение электрической энергии во внутреннюю энергию | A=U×I×t | 1Дж | Д=А×В×С |
Мощность электрического тока Р – работа, совершаемая электрическим полем за единицу времени | P= | 1Вт | С= |
Количество теплоты Q – характеризует превращение электрической энергии во внутреннюю энергию | Q=I2×R×t | 1Дж | Д=А2×В×С |
Физические величины, определяемые математической формулой вида С= | ||
Обязательные знания о физической величине | Сила электрического тока | Электрическое напряжение |
| I= | U= |
| Сила тока – физическая величина, равная электрическому заряду, проходящему по проводнику за единицу времени. | Электрическое напряжение – физическая величина, характеризующая работу электрического поля по перемещению электрического заряда. |
| Характеристика количества электричества, протекающего через поперечное сечение проводника за единицу времени. | Характеристика электрического поля, созданного источником тока. |
| 1 Ампер | 1 Вольт |
| 1мА= 0,001А 1 мкА= 0,000001А 1 кА= 1000А | 1мВ= 0,001В 1 мкВ= 0,000001В 1 кВ= 1000В |
| 1А – сила электрического тока, при которой за 1с через поперечное сечение проводника пройдет электрический заряд 1Кл. 1А= 1Кл/1с | 1В – такое электрическое напряжение между двумя точками цепи, при котором работа по перемещению электрического заряда в 1Кл на этом участке равна 1Дж. 1В= 1Дж/1Кл |
3. Системно – функциональный подход (законы)
Законы в виде формул и соотношений | Следствия из законов в виде формул и соотношений | Формулы, отражающие закономерности и несущие функции законов |
I= | U=I×R R= | Последовательное соединение проводников: I=I1=I2 U=U1+U2 R=R1+R2 Параллельное соединение проводников: U=U1=U2 I=I1+I2 1/R=1/R1+1/R2 |
I=n×e×v×S | e= | v= S= |
R= | = | = = |
𝝆=𝝆0×(1+αt) | = | = |
= | ℰ=I(R+r) | U=φ1-φ2+ℰ |
Знания о законе | Закон Кулона | Закон Всемирного тяготения |
| F=k |q1||q2|/r2 | F=G m1m2/r2 |
| Зависимость силы электрического взаимодействия между электрическими зарядами от величины этих зарядов и расстояния между ними. | Зависимость силы гравитационного взаимодействия между телами от масс этих тел и расстояния между ними. |
| Сила электрического взаимодействия прямо пропорциональна произведению модулей электрических зарядов и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. | Сила гравитационного взаимодействия прямо пропорциональна произведению масс этих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между центрами этих тел. |
| Неподвижные точечные заряды q1и q2 действуют друг на друга в вакууме с силами, прямо пропорциональными модулям зарядов и обратно пропорциональными квадрату расстояния между зарядами. | Две материальные точки массами m1и m2, находящихся на расстоянии R друг от друга, притягиваются друг к другу с силами, пропорциональными квадрату расстояния между ними. |
| Электрическая постоянная | Гравитационная постоянная |
| Показывает, что два точечных заряда по 1Кл каждый, находясь на расстоянии 1м друг от друга, взаимодействовали бы с силой 9×109Н | Численно равна силе, с которой материальная точка массой 1кг притягивает другую материальную точку с такой же массой, если они находятся на расстоянии 1м друг от друга. |
| k=Fr2/| q1||q2| [k]= 1Н×1м2/1Кл2 | G=Fr2/m1m2 [G]= 1Н×1м2/1кг2 |
| k =9×109Нм2/Кл2 | G= 6,67×10-11 Нм2/кг2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в изучении биологии и пути его реализации.
Деятельность - это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.Системно-деятельностный подход нацеле...
Системно-деятельностный подход к изучению русского языка в современной школе
В настоящее время происходят существенные изменения как в содержании образования, формах, методах обучения, так и в условиях, в которых приобретают знания учащиеся. Предлагаемый подход к...
Системно-деятельностный подход в изучении предметов естественно-научного цикла
В рамках модернизации образования системно-деятельностный подход в обучении становится все более и более актуальным. Инновационные методы в обучении позволяют развивать творческую, инициативную личнос...
Системно-деятельностный подход в изучении химии. 9класс Характеристика элемента по его положению в периодической системе.
Дано описание первого урока 9 кл по химии по теме " Характеристика элемента по его положению в периодической системе." Урок дан с применением системно-деятельностного подхода, с применением разли...
Системно-деятельностный подход при изучении информатики в условиях ФГОС.
Концепция современного образования:системно-деятельностный подход - фундамент современного образовательного процесса....
Системно-деятельностный подход при изучении английского языка
Основной принцип системно-деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, а учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности, ...
Системно-функциональный подход к обучению
Системно-функциональный подход к обучению...