Мой "Мастер-класс"
методическая разработка по физике (11 класс) по теме

Марченко Галина Кузьминична

Мастер-класс был представлен на муницепальном этапе конкурса -  Учитель года 2010. Использование метода графических образов при решении задач по физике и математике позволяет, даже слабым ученикам, увидеть и понять задачу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernyy_tekst_k_uroku..docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс: (30 мин)

«Метод графических образов»

Учитель физики МОУ Вербочанская СОШ

Марченко Галина Кузьминична

Х. Вербочки, Морозовского района, Ростовской области.

Мир, согласно современной науке, целостен. Дискретность мира относительна, целостность - абсолютна. Следовательно, и восприятие мира должно быть целостным. Психологическим феноменом целостного восприятия могут  служить ресурсы «образа». В процессе короткого времени мы просмотрим достаточно объемный материал, где образы выполняют функцию ориентировочной основы действий значительно более высокой степени обобщения.  

Наиболее значимой в дидактическом и методическом отношениях частью процесса становления развития образной сферы учащихся является ее «графическое» звено. Графический образ, как инновационную технологию, мы сегодня и будем использовать.

Я прошу помочь мне. Работать будут две группы и конечно же могут принимать участие все, кто сегодня у нас в зале.

Давайте вспомним такое, казалось бы, простое явление как круговорот воды в природе. Знакомы?

Да.

Что же при этом происходит?

Вода испаряется, превращается в пар или газ. Вверху охлаждается и выпадают, осади в виде дождя и снега.

Круговорот воды в природе

Так понятнее

Да

А можете ли вы смоделировать этот процесс или пронаблюдать дома

Да действительно закипел чайник….

Опыт круговорота, схема

Итак, речь шла о воде

Вода чудо природы

И объект нашего наблюдения

Так в каких же состояниях может находиться вода

Отв     Жидком, твердом, газообразном

Давайте каким-то образом попробуем изобразить это состояние вещества, в виде геометрической  фигуры.

Например: газ

Демонстрация : шарик,

Почему именно окружность ?  Газ имеет определенную форму?

Ответ:  нет

А объем

Нет

Покажем на своем рисунке

Жидкость

Сосуд

А как насчет формы и объема?

Объем  да, форма  нет

Твердое тело

Да.  Да.

Все просто и знакомо

Твердый лед имеет форму и объем а давайте превратим его в воду,  а воду в пар. Как это сделать?

Греем

Покажите на своих рисунках, как вещество из одного состояния переходит в другое. Изо льда получается вода, из воды лед.

Рисуют стрелки

Я рада, что наши представления совпали. Давайте назовем эти процессы,  подпишем

Мы видели рисунок, на котором изображен круговорот воды в природе и знаем, что пар может превратиться в воду, а вода потом в твердый лед.  Продолжайте свою работу. Назовем процессы.

Подписывают: плавление, испарение, конденсация, кристаллизация.

Вы сказали надо греть, а значит сообщить некоторую энергию

А какое количество энергии? От чего это зависит?

От массы вещества и от рода вещества.

Каждый переход можно описать математически.

Давайте посмотрим что же у нас получилось.

Но я вернусь к этому рисунку и еще раз и пронаблюдаю весь процесс вместе с вами, но теперь уже на графике покажем весь процесс.

Помогайте мне. Давайте еще покажем, каково расположение молекул, из которых состоит вещество.

А если мы охлаждаем

Обратим внимание: пока шел процесс плавления и испарения температура не повышалась

Наш рисунок дополнился графиком.

Вот такая картинка. Ее можно оставить в тетради или на альбомном листочке. И мы будем туда подглядывать, когда нам это потребуется.

Графики изображены в несколько непривычной форме. Давайте их повращаем, совместим и т. д.

Мы трансформировали свою идею в знаковые формы отражения Фигуры, стрелки, горелка, формула, график. Уплотнили информацию о данном процессе.

Вот еще пример:

Давайте еще порисуем, если есть желание

Да желание есть

Но нет достаточно времени, поэтому можно пронаблюдать и помочь мне.

Электрический ток, это поток заряженных частиц. От чего зависит сила электрического тока?

Как распределяются электрические заряды в проводниках при их различном соединении.

Виды соединений  оборудование.

Пронаблюдаем.

Таким же образом мы можем с вами создать графические образы многих физических явлений и законов.

Вот еще несколько примеров: картофель, яйцо всплывают. Если воду круто посолить. Попробуем?  Почему? Рисуем.

Посмотреть подводная лодка, воздушный шар.

Постепенно у нас накапливается несколько рисунков, а это целый альбом. Это и графический образ явлений, и опорный конспект.

Создание опорных конспектов, с помощью «образов» и «знаков» является совместным творчеством учителя и ученика на уроке. В этой деятельности ученики в процессе восприятия нового материала отображают изучаемые явления или объекты в графической форме. В этой деятельности  ученик переживает радость собственного видения процессов их осмысления, связывает видимое и невидимое. И здесь уже слово «графический»  может уже наполняться иным смыслом.

 Сборник подготовки к ЕГЭ под редакцией Л. М. Монастырского 2010 г.

Вариант 18, А1

Вариант19, А23.

Вариант 22, А10

Найденные логические связи, отображенные с помощью графического рисунка, позволяет взглянуть на явление шире, увидеть аналогии в других областях знаний.

Математика 6 класс. Автор уч Виленкин, Задача №  

Алгебра 7 класс Автор учебника Мордкович Задача №

Поиск изменений графического образа дал возможность как количественного описания процессов с помощью моделей, так и создал условия смыслового восприятия изучаемых процессов.

Рефлексия

Физические задачи требуют постоянно согласованного воображения и мышления сплава интуиции и логики Мы находим и конструируем такие элементы действия, которые помогают рождению представлений и это облегчает понимание темы. Графический образ становится опорой для интеграции различных знаковых систем. А его структура позволяет схватить реальный объект и сфотографировать его на языке математики.

Зарождение понятийного мышления ученика, становление единой научной картины мира. Связь реального, мыслимого, воображаемого.

В тексте не указаны номера слайдов, их смена производится по щелчку на усмотрение учителя.