Мой "Мастер-класс"
методическая разработка по физике (11 класс) по теме
Мастер-класс был представлен на муницепальном этапе конкурса - Учитель года 2010. Использование метода графических образов при решении задач по физике и математике позволяет, даже слабым ученикам, увидеть и понять задачу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernyy_tekst_k_uroku..docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: (30 мин)
«Метод графических образов»
Учитель физики МОУ Вербочанская СОШ
Марченко Галина Кузьминична
Х. Вербочки, Морозовского района, Ростовской области.
Мир, согласно современной науке, целостен. Дискретность мира относительна, целостность - абсолютна. Следовательно, и восприятие мира должно быть целостным. Психологическим феноменом целостного восприятия могут служить ресурсы «образа». В процессе короткого времени мы просмотрим достаточно объемный материал, где образы выполняют функцию ориентировочной основы действий значительно более высокой степени обобщения.
Наиболее значимой в дидактическом и методическом отношениях частью процесса становления развития образной сферы учащихся является ее «графическое» звено. Графический образ, как инновационную технологию, мы сегодня и будем использовать.
Я прошу помочь мне. Работать будут две группы и конечно же могут принимать участие все, кто сегодня у нас в зале.
Давайте вспомним такое, казалось бы, простое явление как круговорот воды в природе. Знакомы?
Да.
Что же при этом происходит?
Вода испаряется, превращается в пар или газ. Вверху охлаждается и выпадают, осади в виде дождя и снега.
Круговорот воды в природе
Так понятнее
Да
А можете ли вы смоделировать этот процесс или пронаблюдать дома
Да действительно закипел чайник….
Опыт круговорота, схема
Итак, речь шла о воде
Вода чудо природы
И объект нашего наблюдения
Так в каких же состояниях может находиться вода
Отв Жидком, твердом, газообразном
Давайте каким-то образом попробуем изобразить это состояние вещества, в виде геометрической фигуры.
Например: газ
Демонстрация : шарик,
Почему именно окружность ? Газ имеет определенную форму?
Ответ: нет
А объем
Нет
Покажем на своем рисунке
Жидкость
Сосуд
А как насчет формы и объема?
Объем да, форма нет
Твердое тело
Да. Да.
Все просто и знакомо
Твердый лед имеет форму и объем а давайте превратим его в воду, а воду в пар. Как это сделать?
Греем
Покажите на своих рисунках, как вещество из одного состояния переходит в другое. Изо льда получается вода, из воды лед.
Рисуют стрелки
Я рада, что наши представления совпали. Давайте назовем эти процессы, подпишем
Мы видели рисунок, на котором изображен круговорот воды в природе и знаем, что пар может превратиться в воду, а вода потом в твердый лед. Продолжайте свою работу. Назовем процессы.
Подписывают: плавление, испарение, конденсация, кристаллизация.
Вы сказали надо греть, а значит сообщить некоторую энергию
А какое количество энергии? От чего это зависит?
От массы вещества и от рода вещества.
Каждый переход можно описать математически.
Давайте посмотрим что же у нас получилось.
Но я вернусь к этому рисунку и еще раз и пронаблюдаю весь процесс вместе с вами, но теперь уже на графике покажем весь процесс.
Помогайте мне. Давайте еще покажем, каково расположение молекул, из которых состоит вещество.
А если мы охлаждаем
Обратим внимание: пока шел процесс плавления и испарения температура не повышалась
Наш рисунок дополнился графиком.
Вот такая картинка. Ее можно оставить в тетради или на альбомном листочке. И мы будем туда подглядывать, когда нам это потребуется.
Графики изображены в несколько непривычной форме. Давайте их повращаем, совместим и т. д.
Мы трансформировали свою идею в знаковые формы отражения Фигуры, стрелки, горелка, формула, график. Уплотнили информацию о данном процессе.
Вот еще пример:
Давайте еще порисуем, если есть желание
Да желание есть
Но нет достаточно времени, поэтому можно пронаблюдать и помочь мне.
Электрический ток, это поток заряженных частиц. От чего зависит сила электрического тока?
Как распределяются электрические заряды в проводниках при их различном соединении.
Виды соединений оборудование.
Пронаблюдаем.
Таким же образом мы можем с вами создать графические образы многих физических явлений и законов.
Вот еще несколько примеров: картофель, яйцо всплывают. Если воду круто посолить. Попробуем? Почему? Рисуем.
Посмотреть подводная лодка, воздушный шар.
Постепенно у нас накапливается несколько рисунков, а это целый альбом. Это и графический образ явлений, и опорный конспект.
Создание опорных конспектов, с помощью «образов» и «знаков» является совместным творчеством учителя и ученика на уроке. В этой деятельности ученики в процессе восприятия нового материала отображают изучаемые явления или объекты в графической форме. В этой деятельности ученик переживает радость собственного видения процессов их осмысления, связывает видимое и невидимое. И здесь уже слово «графический» может уже наполняться иным смыслом.
Сборник подготовки к ЕГЭ под редакцией Л. М. Монастырского 2010 г.
Вариант 18, А1
Вариант19, А23.
Вариант 22, А10
Найденные логические связи, отображенные с помощью графического рисунка, позволяет взглянуть на явление шире, увидеть аналогии в других областях знаний.
Математика 6 класс. Автор уч Виленкин, Задача №
Алгебра 7 класс Автор учебника Мордкович Задача №
Поиск изменений графического образа дал возможность как количественного описания процессов с помощью моделей, так и создал условия смыслового восприятия изучаемых процессов.
Рефлексия
Физические задачи требуют постоянно согласованного воображения и мышления сплава интуиции и логики Мы находим и конструируем такие элементы действия, которые помогают рождению представлений и это облегчает понимание темы. Графический образ становится опорой для интеграции различных знаковых систем. А его структура позволяет схватить реальный объект и сфотографировать его на языке математики.
Зарождение понятийного мышления ученика, становление единой научной картины мира. Связь реального, мыслимого, воображаемого.
В тексте не указаны номера слайдов, их смена производится по щелчку на усмотрение учителя.