ПРОЕКТ УРОКА С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАКЕТ К НЕМУ ПО ТЕМЕ: «ПРОВОДНИКИ» В КУРСЕ ФИЗИКИ 10 КЛАССА
материал по физике (10 класс) по теме
Данный проект иллюстрирует взаимосвязь физических, химических, экологических явлений на примере изучения свойств проводников и их применения. Реализация данного проекта позволит объяснить, какую роль играют металлы в жизни человека и могут ли металлы влиять на развитие цивилизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt22222.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
О. Н. Хабарова
ПРОЕКТ УРОКА С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАКЕТ К НЕМУ ПО ТЕМЕ: «ПРОВОДНИКИ» В КУРСЕ ФИЗИКИ 10 КЛАССА
ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ: «МЕТАЛЛЫ И ИХ РОЛЬ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»
Муниципальное образовательное учреждение гимназия №25 г. Благовещенск
Данный проект иллюстрирует взаимосвязь физических, химических, экологических явлений на примере изучения свойств проводников и их применения. Реализация данного проекта позволит объяснить, какую роль играют металлы в жизни человека и могут ли металлы влиять на развитие цивилизации.
Khabarova O. N. The scheme of a lesson with an ecological contents and the tutorial software to the lesson on the topic “Conductors” in the course of physics in the 10th grade.
Creative name: “Metal and their role in our lives”
This project illustrates the interconnection of physical, chemical, environmental effects on the example of studying the properties of conductors and their application. This project will explain the role played by metal in human life and whether the metals influence the development of civilization.
«Химик без знания физики подобен человеку, который все должен искать ощупом. И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не может».[5.1] С этим высказыванием М. В. Ломоносова нельзя не согласиться. Но можно перефразировать эту мысль следующим образом: «Физик без знания химии и биологии подобен человеку, который все ищет на ощупь…» Огромное количество явлений в природе можно объяснить, интегрируя знания по физике, химии, биологии. Междисциплинарная подготовка особенно важна для будущих специалистов в области нанотехнологий. Такую подготовку необходимо начинать уже со школьной скамьи[5.4]. Примером такой интеграции является тема «Проводники», которая изучается в 10 классе. Проводники – это металлы, а строение металлов, химические свойства, положение металлов в химической таблице Д. И. Менделеева физические свойства металлов нужно изучать, используя знания из курса химии и физики[3][4]. М. В. Ломоносов говорил: «Металл – твердое, непрозрачное и светлое тело, которое на огне плавить и холодное ковать можно», «…и кратко сказать, ни едино художество, ни едино ремесло простое употребление металлов миновать не может»[5.2].
Тема проекта: «Металлы и их роль в нашей жизни».
Основополагающий вопрос: Могут ли металлы влиять на развитие цивилизации?
Межпредметные связи: химия, биология, экология.
Участники: ученики 10 класса.
Время проведения: 2 академических часа.
Информационные ресурсы: Интернет-ресурсы, электронные энциклопедии.
Цель проекта: продолжить формирование целостности представления об окружающем мире на примере интеграции знаний из курса физики, химии, биологии на примере объяснения и использования свойств проводников.
Задачи проекта:
- Показать взаимосвязь физических, химических, экологических явлений.
- Продолжить формирование учениками навыков краткого изложения своих мыслей устно и письменно, умения пользоваться программами Power Рoint и Microsoft Publisher для оформления результатов исследования.
Темы исследований для групп:
- Химики: Что такое металлы?
- Положение металлов в таблице Д. И. Менделеева;
- Химические свойства металлов;
- Металлы, известные издревле.
- Физики: И все это о них…
- Теплопроводность;
- Электропроводность;
- Металлический блеск, звон;
- Применение.
- Эксперты-фантасты по исследованию металлов будущего: Какие они – металлы будущего?
- Титан;
- РЗМ (редкоземельные металлы);
- Металлическая пена (пеноникель).
- Биологи: Какой металл является самым важным в деятельности человека?
- Кальций и его роль;
- Железо в организме;
- Висмут, свинец, марганец – польза и вред;
- Экологи: Могут ли металлы быть причиной отравления или выздоровления организмов?
- Использование цеолитов Амурской области для очистки природных и сточных вод от Bi, Fe, Pb, Mn;
- «Серебряная» вода;
- «Магнитная» вода.
- СМИ: печатные издания.
- Буклет: «И все это о них…»
- Веб-сайт: «Металлы будущего – это далекая перспектива или близкая?»
- Брошюра: «Металл – всех недр владыка»
- Результаты исследований: Презентации учащихся.
- Что такое металлы?
- И все это о них…
- Какие они – металлы будущего.
- Какой металл является самым важным в деятельности человека.
- Могут ли металлы быть причиной отравления или выздоровления организмов?
Этапы и сроки реализации проекта:
1 этап: «Мозговой штурм» (1 урок – 15 минут) Формирование групп для проведения исследований, выдвижения гипотез, выбор творческого названия проекта.
2 этап: Обсуждение плана работы учащихся индивидуально и в группах. (1 урок – 5 минут)
3 этап: Обсуждение возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав (1 урок – 5 минут).
4 этап: Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания для каждого в группе(1 урок – 5 минут).
5 этап: Самостоятельная работа групп по выполнению задания (1 урок – 10 минут, 2 урок – 20 минут).
6 этап: Подготовка и защита презентаций (2 урок – 30 минут).
7 этап: Рефлексия деятельности.
Структура учебно-методического пакета:
- Описание проекта;
- Образцы работ учащихся, отражающие результаты самостоятельных исследований (разработка выступлений, презентации по теме исследований, публикаций в виде брошюры, буклета, веб-сайта)
- Методические материалы (рисунки, иллюстрации)
- Организационные материалы (благодарность участникам, самостоятельная работа для учащихся – задание на дом)
На этих уроках учащиеся исследуют информацию о металлах, используя Интернет-источники , литературные источники. Они выясняли роль М. В. Ломоносова в изучении свойств металлов и их применении. В результате исследования появился ответ на вопрос: Могут ли металлы влиять на развитие цивилизации?
Ответ окончательный: Могут!
Библиографический список
- Колесникова Л. Г., Юрков В. В.. Изучение ионного обмена катионов свинца на цеолитах Вангинского месторождения Амурской области // Проблемы экологии Верхнего Приамурья: сб. науч. тр. / под общ. ред. проф. Л. Г. Колесниковой.- Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003. – Выпуск 7. – С.3-10.
- Миначев К. М. Кипящие камни // Наука и религия – 1981 - №2.- С.29-30.
- Энциклопедический словарь юного физика./Сост. В. А. Чуянов – М.: Педагогика, 1994. – С.165-167, С.92-93, С.237-239.
- Энциклопедический словарь юного химика./Сост. В. А. Крицман, В. В. Станцо – М.: Педагогика, 1990.-С.279,С.141-144,С.242-243.
- Веб-сайты:
- Wikipedia.ru
- Wiki.irkutsk.ru
- Open_class.ru
- Znanija-sila.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие - сборник грамматических упражнений по теме "Настоящее, прошедшее время в английском языке."
Сборник упражнений по грамматике по теме: Настоящее и прошедшее время. Задания на сравнение времен, употребление нужной формы глагола....
Урок с экологическим содержанием "Галогены - друзья или враги?"
Задачи урока:обучающиеся должны знать понятие суточная доза, уметь характеризовать значение галогенов в процессах жизнедеятельности живых организмов, уметь производить расчёты на определение суточной ...
Учебно-методический материал по английскому языку по теме "Разделительный вопрос"
Презентация по теме "Разделительный вопрос" для 5 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Учебно – методическая разработка по французскому языку по теме: «Le loisir», 5 класс («Свободное время, досуг»)
Технологическая карта урокаОбразовательная область: французский языкКласс: 5 В, количество обучающихся в группе: 10 человекТип урока: урока комплексного применения знаний и уменийТема урока: «Le...
Учебно – методическая разработка по французскому языку по теме: «Le conditinnel» («Придаточные условия»), 9 класс
Технологическая карта урокаОбразовательная область: французский языкКласс: 9А, количество обучающихся в группе: 10 человекТип урока: урока комплексного применения знаний и уменийТема урока: «Le ...
Учебно – методическая разработка по французскому языку по теме: «Les immigrés» («Иммигранты»), 10 класс
Технологическая карта урокаОпубликовано в МЭШ: ID:1161415Образовательная область: французский языкКласс: 10А, количество обучающихся в группе: 11 человекТип урока: урока комплексного применения знаний...