ЦОР "Алгоритмы в преподавании физики"
методическая разработка по физике (8,10,11 класс) по теме
Цифровой образовательный ресурс «Алгоритмы в обучении физики»
Цель разработки:создание условий для успешного освоения учебного материала следующих тем физики:
· «Световые явления» (8класс)
· «Газовые законы» (10 класс)
· «Геометрическая оптика» (11 класс)
Слайды выполнены в формате PowerPointс использованием анимационных эффектов. Решение задач сопровождается текстом алгоритма построения и гиперссылками на опорные слайды.
Образовательный ресурс предполагает:
· Обучение в диалоговом режиме (компьютер-ученик)
· Управляемость: в любой момент времени возможна коррекция процесса обучения учителем
· Адаптивность учебного материала: индивидуальный темп обучения, возможность работать независимо от других, прерывать и возобновлять курс в любое время, возвращаться назад для повторения
· Активную самостоятельную работу
· Индивидуализацию и дифференциацию
· Возможность как индивидуальной, так и групповой формы работы
Все слайды делятся на 3 группы:
· Слайды для объяснения нового материала
· Опорные слайды
· Слайды решения задач
Наличие групп слайдов позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию в обучении.
Слайды объяснения нового материала используются при введении понятий:
· дисперсии света
· полного внутреннего отражения
· применения полного внутреннего отражения
· ход лучей в плоскопараллельной пластинке и треугольной призме
· построение изображения в плоском зеркале
примеры:
1) ход лучей в плоско параллельной пластинке– рассматривается ход лучей в двух пластинках разной толщины. Учащимся можно задать ряд вопросов:
· Изменяет ли пластинка направление падающего луча?
· Зависит ли величина смещения луча от толщины пластинки? Если зависит, то как?
Учащимся дополнительно можно предложить рассмотреть луч, падающий на пластинку под другим углом и сделать вывод: будет ли зависеть величина смещения луча от угла падения. Рисунок можно применить и к решению задач, в которых обычно надо найти либо величину смещения луча, либо толщину пластинки.
2) Ход лучей в треугольной призме: рассматриваются два луча, падающие на призму под разным углом. Учащиеся видят, что от угла падения зависит расположение точки выхода луча из призмы, но отклонение луча в обоих случаях происходит к основанию призмы.
3) Разложение белого света в спектр: используется при изучении дисперсии света. Рисунок представляет собой схему опыта Ньютона. Учащимся можно задать ряд вопросов по данному опыту:
· Что представляет белый свет?
· У какого цвета показатель преломления больше? меньше? Почему?
· Какие поговорки вы знаете для запоминания спектральных цветов?
4) Полное отражение света: происходит при переходе луча из оптически более плотной среды в оптически менее плотную. Рассматриваются 5 различных лучей, имеющие разные углы падения. Каждый падающий луч и соответствующий ему преломленный луч имеют свой цвет. Угол падения 1 луча 0 градусов. Далее угол падения луча увеличивается и учащиеся видят, в какой момент преломленный луч снова возвращается в 1 среду, т. е. наступает полное отражение.
· Какой луч испытывает полное отражение?
· Какой луч соответствует предельному углу полного отражения?
5) Применение полного отражения света: ход лучей в поворотной (поворот лучей, поворот изображения) и оборотной призмах.
6) Построение изображений в плоском зеркале
Опорные слайды включают в себя:
· Характерные лучи собирающей и рассеивающей линзы (8 класс)
· Параллельные лучи собирающей и рассеивающей линзы (11 класс)
· Характеристики изображений (8 класс)
· Графики изопроцессов (10 класс)
· Сравнение графиков изопроцессов (10 класс)
Они используютсяпри решении задач на построение в линзах и графиков изопроцессов.
Опорные слайды помогают обучающимся
· повторить изученный материал
· восстановить пропущенный материал
· изучить новый материал
Слайды решения задач.
Решение задач может сопровождаться алгоритмом построения, а может содержать и управляющие кнопки, с помощью которых учащийся может выйти на нужный ему опорный слайд, а затем вернуться обратно к решению задачи. Если учащийся изучал алгоритм построения, то ему предлагается не только выполнить построение, но и самостоятельно воспроизвести этот алгоритм. Задачи обычно выдаются на карточках. Все построения учащиеся делают в рабочих тетрадях. Если работа в группах, то можно выполнять построения на листах формата А3. Слайды помогают лишь изучить алгоритм решения задачи, а также могут быть использованы для проверки уже решённых задач.
Все задачи разбиты по классам:
Для учащихся 8 класса предлагаются задачи
· на построение линейного предмета в собирающей и рассеивающей линзах
· построение изображений предмета в плоском зеркале,
· определение местоположения линзы и её фокусов,
· построение преломленного луча.
При решении задач на построение в линзах можно предложить учащимся заполнить следующую таблицу (дать образец)
Для учащихся 10 класса предлагается 2 типа задач различного уровня
· Построение графиков изопроцессов (3 уровня)
· Сравнение параметров газа
Для учащихся 11 класса рассматриваются задачи на построение изображений в линзах, но уже более сложные, где используется понятие фокальной плоскости и параллельные лучи, падающие на линзу под углом; а также задачи, в которых надо найти фокусное расстояние системы из двух собирающих линз и системы из собирающей и рассеивающей линз.
Примечание:Слайды можно копировать и группировать в любой последовательности, в зависимости от урока, но тогда надо будет менять порядок гиперссылок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciay.ppt | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиционные и инновационные подходы в преподавании физики.
Все мы знаем из своего педагогического опыта, что урок - это не только «основная форма организации учебного процесса». Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому...
Презентация " Проблемное обучение в преподавании физики"
Проблемное обучение — это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные виды учебной работы учащихся и определяю...
ДОКЛАД по теме: «Использование информационных технологий в процессе преподавания физики в школе».
Современное информационное общество ставит задачи качественных изменений в деятельности всей школы, придавая особое значение формированию способности ученика к самостоятельному поиску информ...
Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.
Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...
Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.
Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...
Использование метода проектов в преподавании физики
Проектная деятельность становится частью учебного процесса образовательных учреждений....
Методическая разработка по теме : "Актуальные проблемы преподавания физики и пути повышения качества преподавания физики в условиях реализации ГИА"
В современных условиях предъявляются высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно. Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет м...