урок физики в 8 классе "АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме
на уроке использованы межпредметные связи физика - литература - искусство
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_sbornika_taganrog_2010.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«АГРЕГАТНЫЕСОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА»
УРОК ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ
Шмидт Наталья Александровна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Уренгойская средняя общеобразовательная школа №2», п. Уренгой, ЯНАО
Цель урока – обобщить и систематизировать знания по теме.
Задачи: развитие аналитических навыков, исследовательских компетенций учащихся, воспитание эстететических качеств личности
Оборудование урока: выставка рисунков, репродукций с видами природы в разное время года, компьютер или проигрыватель, диски с записями музыки А.Вивальди и П.И. Чайковского из циклов «Времена года».
Ход урока
- Организационный момент. Вступительное слово учителя.
В мире существует мнение, что физика наука сухая и скучная. Но физикам совсем не чужда лирика. Вот и сегодняшний урок мы посвятим не только физике, но и поэзии, изобразительному искусству и музыке. Необычность урока будет заключаться не только в этом, но и в его системе оценивания. Для того чтобы отметить активность вашей работы и наиболее удачные ваши ответы, вас будут награждать «орденом» (2 бала). Если ваш ответ окажется неполным – вы получите «медаль» (1 балл). В конце урока вы подсчитаете число заработанных вами баллов и узнаете свою оценку. Я надеюсь, что медалей и орденов мне хватит.
II. Актуализация знаний по теме. Блиц - турнир.
Вопрос учителя | Наводящий вопрос учителя | Ответ ученика |
1.Какие агрегатные состояния воды вам известны? | Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. | |
2. В каком агрегатном состоянии вещество (вода ) обладает минимальным запасом внутренней энергии? Почему? | Что такое внутренняя энергия? | Это сумма потенциальной и кинетической энергии всех частиц. из которых состоит тело. (Ек+Еп) |
Твердое состояние. Так как кинетическая энергия молекул очень маленькая (молекулы колеблются), следовательно, внутренняя энергия данного твердого агрегатного состояния наименьшая | ||
3.В каком агрегатном состоянии вещество (вода ) обладает максимальным запасом внутренней энергии? Почему? | В парообразном состоянии. Молекулы движутся с большими скоростями, обладают большой кинетической энергией, следовательно, внутренняя энергия максимальна. | |
4.Чем можно сильнее обжечься: кипятком, температурой 1000С или паром той же температуры? | Паром обжечься можно сильнее, так как его внутренняя энергия больше. | |
5. Перечислите процессы перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое, начиная с агрегатного состояния с меньшей энергией до агрегатного вещества с большей энергией. И обратно. | Плавление – парообразование (кипение). Конденсация – кристаллизация (отвердевание) | |
6.Имеется ли сходство между процессами плавления и кристаллизации? Кипение и конденсация? | Температура плавления и отвердевания одна и та же. Температура кипения и конденсации одна и та же. | |
7. В чем их отличие? | Плавление и кипение идет с поглощением энергии. Отвердевание и конденсация – с выделением энергии. | |
8. Почему при плавлении вещества не изменяется его температура? | На что расходуется энергия? | Энергия, получаемая извне, тратится на разрывание связей между молекулами и сообщение им дополнительной энергии. |
9. Давайте попробуем дать новое определение процессам, используя выражение «запас внутренней энергии» | Плавление – процесс перехода вещества из состояния с меньшим запасом внутренней энергии в состояние с большим запасом внутренней энергии. | |
10. А что можно сказать о температуре процесса испарения? | Не кипения, а испарения? | Испарение происходит при любой температуре. |
11. Может ли испаряться твердое вещество? | Нафталин, белье сохнет на морозе. | Да. |
III. Работа с иллюстрациями (репродукции, рисунки)
На столе у детей лежат иллюстрации. Рассмотрите их, покажите друг другу. Какая общая тема этих картин? (Природа). Какой вы видите воду на этих картинах? (Снег, лед, ручей, река и др.) Как называются эти состояния воды в физике? (агрегатные состояния). Запишите тему урока в тетрадях.
Мы продолжаем разговор об агрегатных состояниях вещества на примере воды, которая волшебным образом может превращаться в зависимости от времени года в снег, лед, пар, иней.
IV. Работа со стихотворениями. У детей на столах лежит таблица.(см. заполненная таблица № 1)
Сейчас я прочитаю стихотворение поэтессы Ольги Меньшиковой. И мы вместе попробуем заполнить несколько строк нашей таблицы.
Ручей петляет осторожно
Сквозь талый вылинявший снег.
Кричат грачи, и невозможно
Остановить весны разбег.
О каком времени года идет речь? (весна).
Какая информация о воде есть в этих строках? (ручей петляет, талый снег)
На столах у вас лежат листы с поэтическими строками известных авторов: Пушкина, Есенина. (приложение 1)
Ваша задача – найти в этих строчках информацию о воде, определить устойчивое агрегатное состояние или переходный процесс, скрывающийся за необычным описанием.
Выполнять задание вы будете под музыку А. Вивальди «Времена года»
Таблица № 1
Информация о воде из стихотворений. | Устойчивое агрегатное состояние | Переходный процесс | Энергия (процесс происходит с выделением или поглощением энергии) | Время года |
Ручей петляет осторожно | Жидкое | весна | ||
Сквозь талый вылинявший снег | Твердое и жидкое | плавление | С поглощение энергии | весна |
Снег тает | Плавление | с поглощением энергии | весна | |
Пар восходит от земли | Испарение | с поглощением энергии | весна | |
Снег лежит | Твердое | зима | ||
Иней | Твердое | зима | ||
И речка подо льдом блестит | Твердое | зима | ||
Снегом, снежною каймой | Твердое | зима | ||
Тучи без конца | Жидкое | осень | ||
Дождик так и льется | Жидкое | осень | ||
Лужи у крыльца | Жидкое | осень | ||
Туман | Испарение, потом конденсация | Испарение - с поглощением энергии, конденсация - с выделением энергии | осень | |
Снежок | твердое | осень | ||
Замерзла река | Кристаллизация | С выделением энергии | осень | |
Тучка легкая видна | Жидкое | |||
Разольешься туманом | Жидкое | лето | ||
Мелкою росой | Жидкое | лето | ||
В желтой пене облака | Жидкое | Лето. |
Проверим заполнение таблицы. За полное заполнение таблицы с дополнительной информацией учащемуся дается орден. За полное заполнение, с недочетами - медаль.
Дополнительный материал.
Снег – атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок. Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся на почве, растениях и наземных предметах в результате их охлаждения. Возникает в тихие ясные ночи, когда велико земное излучение. Тучка легкая – скопление легких капель воды в атмосфере. Туман – скопление капель у поверхности Земли, образующихся из перенасыщенных паров в результате конденсации. Роса – капли воды образованные в результате конденсации водяного пара на почве, растениях в результате их охлаждения в ясные безветренные ночи (сильное излучение земли). Узоры из ледяных кристаллов образуются из-за неровностей на стеклах и микротрещин на нем. Для осени характерно то, что большое количество капель воды находится в атмосфере во взвешенном состоянии, отсюда густые туманы, тучи без конца, частые дожди. Одним словом – осень плаче.
V. Подведение итогов урока. Беседуя или разбирая проблемную ситуацию необходимо подвести учащихся к следующим выводам:
1. При работе со стихами о «зиме» и «лете», заполняется, в основном, первая часть таблицы (устойчивые агрегатные состояния), а при работе со стихами о «осени» и «весне» - вторая часть (переходный процесс). Это объясняется тем, что зимой и летом вода находится в относительно стабильном состоянии, весной и осенью происходит масштабный переход из одного состояния в другое. Кристаллизация характерна для осени, плавление - для весны, и лишь испарение происходит круглый год.
2.Обратить внимание на одинаковую природу росы и инея.
3.Факт, не касающийся физики. Обратить внимание, какому времени года поэты отдают предпочтение в своих стихах. (Зиме)
VI. Выставление оценок за урок.
6 и больше баллов – оценка «5», 3-5 баллов - оценка «4»
VII. Заключение.
Научимся любить природу, видеть ее красоту и с успехом объяснять процессы, происходящие в природе. Выглянем в окно, как много тайн храни природа. Познавайте ее, изучайте ее, преобразуйте ее разумно.
Закончить урок стихотворением Музы Рождественской:
Сознается поэт любой:
Зима - источник вдохновения!
Ведь сколько красоты земной
Приносит каждое мгновение!
Мне просто глаз не оторвать
От чуда сказки наяву.
Кому спасибо мне сказать,
Что в этой сказке я живу?
Приложение № 1. Подборка стихотворений о зиме, весне, лете и осени.
лето | зима |
Небо чисто после бури,- Только там, на дне лазури, Чуть заметна и бледна, Тучка легкая видна… Разольешься ль ты туманом Над бездонным океаном? Или мелкою росой Ты забрезжишь над травой?... С.Ф. Дуров | Под голубыми небесами, Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. А.С Пушкин |
Вяжут кружево над лесом В желтой пене облака. В тихом дреме по навесом Слышу шепот сосняка Светят зелено в сутемы Под росою тополя. Я – пастух; мой хоромы – В мягкой зелени поля. С. Есенин | Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой… С.Есенин |
весна | осень |
Ручей петляет осторожно Сквозь талый вылинявший снег. Кричат грачи и невозможно Остановить …. разбег. (весны) О. Меньшиковой | Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца; Что же ты рано в гости Осень к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла! А.Н.Плещеев |
Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от Земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. А. Толстой | Поутру вчера дождь В стекла окон стучал, Над землею туман Облаками вставал В полдень дождь перестал, И что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок. Ночь прошла. Расцвело. Нет нигде облачка Воздух легок и чист, Замерзла река. И.С. Никитин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по физики "Изменение агрегатных состояний вещества"
Цели урока: образовательная: повторить, обобщить и систематизировать материал темы, совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач. развивающая: развитие коммуника...
анализ урока на тему "агрегатные состояния вещества" 8кл
Анализ урока «Агрегатное состояние вещества» физика 8 класс.Готовясь к уроку я прежде всего ставлю для себя цель - слова Уильяма Блейка – “ Истину нельзя объяснить так, чтобы её поня...
План-конспект урока по теме "Агрегатное состояние вещества"
В данном материале размещен план-конспект урока по физике для восьмого класса по теме "Агрегатное состояние вещества"...
Разработка открытого урока по теме «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел» физика, 8 класс
Методическая разработка по физике (8 класс) на тему: урок физики в 8 кл по теме "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание "...
Интегрированный урок физика-информатика "Агрегатные состояния вещества"
Урок для тех кто хочет заинтересовать учащихся и любит экспериментировать.Урок предполагает применение компьютера и вычисление количества теплоты с помощью программы, написанной на языке программирова...
Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)
Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1. Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....
Контрольная работа по физике тема: "Агрегатные состояния вещества"
Контрольная работа по физике 8 класс...