Покоряя небеса
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
Данное мероприятие рассчитано для обучающихся 7-8 классов. Цель этого мароприятия: напоминание учащимся о первом космонавте и людях, благодаря которым человек смог полететь в космос, возрождение чувства гордости за нашу страну, развитие познавательного интереса школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokoryaya_nebesa.docx | 29.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Покоряя небеса»
Данное мероприятие рассчитано для обучающихся 7 – 8 классов. Цель этого мероприятия – напоминание учащимся о первом космонавте и людях, благодаря которым человек смог полететь в космос, возрождение чувства гордости за нашу страну, развитие познавательного интереса школьников.
… Открылась бездна,
звёзд полна;
Звёздам числа нет,
бездне – дна.
М.В.Ломоносов
Слайд 1 -2 Учитель.
Взгляни на небо в безоблачный вечер. Сколько звёзд, разных и по величине и по яркости, видим мы над собой! Звёзды как маленькие камешки разбросаны по всему небосводу. Но такими они кажутся с Земли. Далеко, очень далеко отстоят от нас, обитателей Земли, звёзды. Даже свет от этих звёзд, распространяясь, со скоростью 300 000 км/сек, достигает нашей планеты через десятки и сотни лет. Но любознательный ум человека хочет проникнуть в тайны Вселенной, узнать, что окружат его не только вблизи, но и находится на громадных расстояниях. Звёзды и другие небесные объекты всегда волновали людей. Ребята, скажите, а когда мы ближе к Солнцу, зимой или летом? (зимой ближе)
Сегодня мы с вами будем говорить об удивительных людях , которые внесли огромный вклад в развитие космоса. И один из них Н.И.Кибальчич - это человек, для которого наука составляла всё.
Слайд 3
Рассказ ученика о Н.И.Кибальчич.
Н.И.Кибальчич – народоволец. Изобретатель, заведовал лабораторией исполнительного комитета «Народной воли», был приговорен к смерти вместе с другими участниками покушения на царя Александра II. Кибальчич был прекрасно образован. Он изучил литературу по взрывчатым веществам на русском, французском, немецком и английском языках. За несколько дней до казни передал властям рукопись «Проект воздухоплавательного прибора». Эта рукопись пролежала в архиве до 1918г. в своём «Проекте» Н.И.Кибальчич показал, что движущая сила должна быть реактивной силой газов, возникающей в результате сгорания взрывчатых веществ, и предложил управлять ракетой путём изменения угла наклона двигателей; разработал систему устойчивости, рассчитал режим горения для непрерывного подъёма или зависания на высоте. В 1918г в сопроводительной статье к публикации Н.А.Рынин писал: «…за Н.И.Кибальчичем должен быть установлен приоритет в идеи применения реактивных двигателей к воздухоплаванию…»
Ребята давайте посмотрим, а что же произойдёт, если мы с вами горящую свечу накроем сосудом (банкой). Свеча тухнет. Почему это происходит?
База развития ракетно-космической техники была заложена сравнительно недавно русским учёным К.Э. Циолковским.
Сейчас мы услышим рассказ ещё об одном удивительном человеке и незаурядной личности – это К.Э. Циолковский.
Слайд 4 Рассказ ученика о К.Э.Циолковском.
К.Э. Циолковский – великий русский мыслитель. Родился в селе Ижевском Рязанской губернии, в семье лесничего. В десять лет после скарлатины потерял слух. Самоучка. В 1879г сдал экстерном экзамены и стал учителем арифметики и геометрии в Бобровском уездном училище Калужской губернии. В 1892г переехал в Калугу, преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. Начинал он не с ракет, а с решения вечных вопросов: о судьбе, роке, этике, о причинах возникновения мира, о смысле жизни. Он писал: «Основные идеи и любовь к вечному стремлению туда, к Солнцу, к освобождению от цепей тяготения во мне заложены чуть ли не с рождения. По крайней мере, в самом раннем детстве, ещё до книг, было смутное сознание о среде без тяжести, где движения во все стороны совершенно свободны и безграничны и где каждому лучше, чем птице в воздухе». В 1883г К.Э. Циолковский в своих «Грёзах о Земле и небе и эффектах всемирного тяготения» высказывает идею создания искусственного спутника Земли. В 1903г в статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами», а позже впервые в мире описывает основные элементы реактивного двигателя.
К.Э. Циолковский пришёл к выводу, что твёрдые виды топлива не годятся для космических полётов, и предложил двигатели на жидком топливе.
Он выдвинул идею электрического ракетного двигателя, писал о возможном использовании ядерной энергии.(Первый ЭРД создан в СССР).
К.Э. Циолковский вывел уравнения движения ракет в среде без тяготения и сопротивления, а также с их учётом. Определил прямо пропорциональную зависимость скорости движения ракет от скорости истечения продуктов сгорания и логарифма отношения конечной и начальной масс ракеты (формула Циолковского). Его исследования показали, что скорость и дальность полёта ракеты возрастают с увеличением относительного запаса топлива. Он разработал вопрос о принципе подачи топлива в двигатель; исследовал вопросы стойкости материалов двигателя и вопросы охлаждения; предложил особую систему управления, связанную с газовой струёй продуктов сгорания; предложил устанавливать в горячем потоке газов специальные графитовые рули.
В начале 20-х годов о работах Циолковского знали немногие. Чрезвычайно ценил его А.Л.Чижевский, которого на Западе впоследствии называли Леонардо да Винчи ХХ века. В 1923г, когда в «Известиях» появилась заметка об изобретении ракеты немецким профессором Обертом и американским инженером Годдардом, Чижевский прислал в газету материал о приоритете Циолковского, но редакция отказалась его печатать. Тогда Чижевский организовал переиздание работы «Исследование мировых пространств», написал предисловие на русском и немецком языках и послал книгу Оберту и Годдарду.
Игра «Кто дальше?» Сложить из бумаги самолёт и запустить его.
Как и почему летают ракеты? Ответ на этот вопрос дал главный конструктор космических кораблей С.П.Королёв
Слайд 5
Ученик рассказывает о С.П.Королёве.
С.П.Королёв родился на Украине – в Житомире, в семье учителя, закончил стройпрофшколу в Одессе, в 1924г поступил в киевский политехнический институт, а после II курса перевёлся в МВТУ (факультет аэродинамики). В Одессе он увлёкся планеризмом, изучал специальную русскую и немецкую литературу. В Киеве спроектировал и построил свой первый планер «Коктебель», первый полёт на котором совершил известный лётчик Константин Арцеулов. Размах крыльев планера составлял 17м, его длина 8м, высота 1,2м, вес пустого аппарата 240кг. На VII Всесоюзный слёт планеристов Королёв представил планер СК – 3 «Красная Звезда», который он сделал за рекордно короткий срок – 47 дней. Дипломный проект С.П.Королёва – самолёт СК – 4 – выполнен под руководством Туполева А.Н. и предназначен для дальних полётов.
В 1930-1931гг С.П.Королёв знакомится с идеями К.Э.Циолковского и отдаёт предпочтение ракетным двигателям на жидком топливе.
С.П.Королёв руководит запусками первых советских ракет 09 и ГИРД, управляемых крылатых ракет, испытаниями первого советского ракетоплана РП- 318. Во время войны работает над ракетными ускорителями боевых самолётов. После войны возглавляет работу над созданием ракет дальнего действия. Под его руководством началось создание геофизических ракет, построена первая многоступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета, запущены первые спутники Земли, первые пилотируемые космические корабли, создана аппаратура для выхода человека в космос, созданы искусственные спутники Земли серий «Космос», «Электрон», «Молния – 1». Он посылал спутники к Луне, Венере, Марсу, Солнцу.
- Ребята, скажите, а сколько планет в Солнечной системе? (9)
- Какие вам известны планеты Солнечной системы?
-Ближайшая к Солнцу планета? (Меркурий)
- Самая дальняя от Солнца планета? (Плутон)
- Расположите планеты Солнечной системы по порядку.
Космонавт, находясь на Марсе, рассматривает звёздное небо. Изменился ли рисунок созвездий, знакомый космонавту по наблюдениям с Земли? (Рисунок созвездий практически не изменился, так как расстояние между Землёй и Марсом ничтожно мало по сравнению с расстоянием до звёзд).
Как и на чём спят космонавты?
Что едят космонавты?
А сейчас мы послушаем о человеке первым покорившим космические просторы – это Ю.А.Гагарин.
Рассказ и презентация о Гагарине.
Слайд 1,2
Советский летчик-космонавт, первый человек, совершивший орбитальный космический полет. Родился 9 марта 1934 в деревне Клушино. По рекомендации комиссии аэроклуба поступил в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище. В 1959 участвовал в конкурсном отборе кандидатов для полета в космос, и весной 1960 был зачислен в первый отряд космонавтов в числе других 20 офицеров-летчиков.
Слайд 3
12 апреля 1961 Ю.А.Гагарин на космическом корабле «Восток», созданном в опытно-конструкторском бюро С.П.Королева, стартовал с космодрома Байконур и совершил первый космический полет, облетев земной шар за 108 минут и благополучно вернувшись на Землю.
Слайд 4
Первыми, кто встретил на Земле космонавта, были четыре механизатора колхоза имени Шевченко. Это произошло в 500 метрах от того места, где работала бригада. Гагарин попросил сообщить о себе в Саратов или Москву. Освободившись от скафандра, Гагарин стал каким – то земным, обычным. Он шутил, смеялся, отвечал на вопросы, сыпавшиеся со всех сторон. благодарил за горячую встречу.
Слайд 5
Космонавт приземлился в двух с половиной километрах от корабля. Чтобы не упасть в Волгу, ему пришлось избавиться от части снаряжения: надувной резиновой лодки, радиостанции. Лодку нашёл Виктор Карга.
Слайд 6
На историческом месте, где , облетев планету, приземлился покоритель звёздных трасс, высится памятный монумент. Вокруг него раскинулось поле, которое местные жители назвали гагаринским.
Слайд 7
В 1955 году в рабочем посёлке Духовницкое началось строительство ретрансляционной вышки. Предназначение её по тем временам держалось в секрете. Она приравнивалась к военному объекту, так как должна была обеспечивать связь по Приволжскому военному округу. Высота вышки составляла 76 метров. Начальником станции был назначен А.Л. Темлюков – ветеран Великой Отечественной, инвалид II группы, в годы войны заместитель начальника эшелона связи 153 отдельного батальона.
Слайд 8
На кануне полёта Ю.А. Гагарина по всем радиостанциям был объявлен приказ об особо ответственном дежурстве всех начальников станций в течение трёх дней – 11,12, 13 апреля.На вторые сутки дежурства, 12 апреля 1961 года, произошло ЧП: на втором стволе радиостанции отказал вентилятор охлаждения. В таком аварийном режиме станция могла работать не более 10 минут. А.Л. Темлюков в этой критической ситуации ликвидировал неполадки. А в это время первый в истории человечества космонавт уже приземлился на Саратовской земле. И первый разговор с Кремлём осуществлялся по радиорелейной линии, одним из звеньев которой была наша Духовницкая вышка «УП- 4». Александр Леотьевич Темлюков награждён нагрудным знаком «Почётный радист СССР».
Слайд 9
Ю.А. Гагарин погиб 27 марта 1968 в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселово во время тренировочного полета на самолете УТИ МиГ-15 вместе с летчиком-инструктором В.С.Серегиным.
Слайд 10
Именем Гагарина назван кратер на обратной стороне Луны; его родной город (Гжатск) переименован в Гагарин. Его имя присвоено также военно-воздушной академии в Монино под Москвой.
Слайд 6 – 13 значение космических средств в жизни человека.
Зачем нужно осваивать космическое пространство? Какую пользу может извлечь человечество из изучения космического пространства? Рассмотрим знакомый всем вопрос, как прогноз погоды.
Слайд 6 Прогноз погоды. Погодные данные нужны для сельского хозяйства. Когда выгоднее сажать ту или иную культуру. При уборке урожая.
Мы часто читаем в газетах, что на какой-то район Земного шара обрушился тайфун. Когда тайфун проносится над каким-либо населённым пунктом или городом, где его не ждали, он причиняет много бед.
Слайд 7 Тайфун разрушает дома, дороги, линии электропередач и может привести к гибели домашних животных, а иногда и людей. Знание о приближении такого стихийного бедствия могло бы значительно уменьшить урон от него.
Слайд 8 Метеорология. Это лишь одна область использования достижений космической техники. Связь в современном мире играет огромную роль. Она нужна как для оперативного решения государственных и межгосударственных вопросов и для быта людей.
Слайд 9 Сельское хозяйство и леса. ИСЗ могут обозревать всю тайгу сразу, а специальные чувствительные приборы, могут «увидеть» даже небольшой костёр. И лесной пожар будет потушен в самом начале его возникновения.
Слайд 10 Дерево – живое. ИСЗ при помощи специальных приборов могут обнаруживать некоторые заболевания лесных деревьев на несколько лет раньше, чем это можно сделать при обычном осмотре находясь на Земле.
Слайд 11 Рыболовство. Со спутника можно обнаруживать местонахождение косяка рыб. Космические средства помогают рыбному промыслу обнаруживать морские богатства.
Слайд 12 Полезные ископаемые. ИСЗ, снабжённые специальной аппаратурой, могут делать снимки огромных площадей Земли. По этим снимкам специалисты будут определять, могут ли в том или другом районе быть залежи полезных ископаемых – железной руды, нефти, природного газа, каменного угля, калийных солей…
Слайд 13 С обитаемых орбитальных космических станций удобнее и легче, чем с Земли, производить замеры солнечной и галактической радиаций, вести наблюдения за нашим дневным светилом – Солнцем, за планетами солнечной системы и звёздами.
Ребята, видите, какое огромное значение имеют для нас космические средства.
Игра «Кто самый ловкий» Стакан к нему прикреплена верёвка с шариком. Нужно шарик закинуть в стакан.
Викторина - презентация (если возникают трудности в ответе на вопросы, то на выручку приходят помощники - ребята старших классов).
Слайд 1
- Как назывался космический корабль, на котором летал Юрий Гагарин?
Слайд 2
- Назовите первую женщину – космонавта.
Слайд 3
- Кто первый вышел в открытый космос?
Слайд 4
- Как называют людей, побывавших на Луне?
Слайд 5
- Как называют американский корабль многоразового использования?
Слайд 6
- Кто был вторым космонавтом?
Слайд 7
- Как называется современная находящаяся станция на орбите космическая станция с космонавтами?
Слайд 8
- Какие планеты относятся к планета земной группы?
Слайд 9
- Что мы называем падающими звёздами?
Слайд 10
- С какой скоростью распространяется свет?
Слайд 11
- Как называется оптический прибор для исследования космических тел?
Слайд 12
- Как называется наука, изучающая небесные тела?
Наша страна первой приступила к штурму космического пространства. 4октября 1957 гола впервые в Советском Союзе был запущен искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин поднялся в космическое пространство. Будущее нашей страны за вами. И вы тоже сможете сказать:
« На пыльных тропинках
Далёких планет
Останутся наши следы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по кубановедению "Динской район под куполом небес"
Главные православные праздники черноморских казаков, заселивших в 1794 г. территорию Динского района.Разработка мероприятия (конспект + презентация)...
Благая весть сошла с небес...
Данная подборка содержит репродукции на тему Благовещения Пресвятой Богородицы.Фра Беато Анджелико. Благовещение. Фрагмент алтарного образа, ок. 1426.«Благовещение» — один из алтарных образов на тему ...
Сценарий конкурсно-развлекательной программы к Дню защитника Отечества "На земле, в небесах и на море"
Интересная конкурсно-развлекательная программа ко Дню защитника Отечества....
Праздничная программа ко дню учителя «Но для тебя я небеса открою»
Звучит музыка1Вед: Закружил золотой листопад!В танце осени листья порхают,Наш печальный задумчивый садПод напевы дождя засыпает.2Вед: В позолоте стоит мокрый лес – На студеном ветру застыва...
Праздничная программа ко дню учителя «Но для тебя я небеса открою»
Звучит музыка1Вед: Закружил золотой листопад!В танце осени листья порхают,Наш печальный задумчивый садПод напевы дождя засыпает.2Вед: В позолоте стоит мокрый лес –...
Сценарий литературного вечера «Под голубыми небесами». (Зима в жизни и творчестве А. С. Пушкина)
Сценарий литературного вечера предназначен для учащихся 9 класса и приурочен к изучению творчества А.С. Пушкина....
Ролевая игра «Небеса планеты Вулкан».
Цели и задачи игры Развитие коммуникативных навыков;Формирование лидерской позиции;Развитие навыков социально активной деятельности;Анализ происходящего и правильная ответная реакция на развивающиеся ...