Рабочие программы по физике 10, 11 классы (Мякишев, 68 ч)
рабочая программа по физике по теме
Учебных недель - 34
Количество часов в неделю - 2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Физика - 10 | 78.77 КБ |
Физика - 11 | 78.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе
- федерального компонента государственного стандарта общего образования
- авторской программы (авторы: В.С. Данюшков, О.В. Коршунова), составленной на основе программы автора Г.Я. Мякишева (Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова и др. – М.: Просвещение, 2009).
Всего часов 68
Количество часов в неделю 2
Количество плановых зачётов 8
Количество лабораторных работ 5
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Цели изучения физики
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи учебного предмета
Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
- формирования основ научного мировоззрения
- развития интеллектуальных способностей учащихся
- развитие познавательных интересов школьников в процессе изучения физики
- знакомство с методами научного познания окружающего мира
- постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению
вооружение школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Курс физики в программе структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Основное содержание (68 часов)
Тема | Количество часов | Зачёты | Лабораторные работы |
ВВЕДЕНИЕ. Основные особенности физического метода исследования | 1 | ||
МЕХАНИКА | 22 | 3 | 2 |
Кинематика | 7 | 1 | |
Динамика и силы в природе | 8 | 1 | 1 |
Законы сохранения в механике. Статика | 7 | 1 | 1 |
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА | 21 | 3 | 1 |
Основы МКТ | 9 | 1 | 1 |
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела | 4 | 1 | |
Термодинамика | 8 | 1 | |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА | 21 | 2 | 2 |
Электростатика | 8 | 1 | |
Постоянный электрический ток | 7 | 2 | |
Электрический ток в различных средах | 6 | 1 | |
ПОВТОРЕНИЕ (в авторском планировании 2 ч. Это опечатка, т.к. получается 67 ч вместо 68) | 3 | ||
ИТОГО | 68 | 8 | 5 |
Зачёты | Лабораторные работы | |||
№ | Тема | № | Тема | |
1 | Кинематика | 1 | Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести | |
2 | Динамика. Силы в природе | 2 | Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии | |
3 | Законы сохранения в механике | |||
4 | Основы молекулярно-кинетической теории идеального газа | 3 | Опытная проверка закона Гей-Люссака | |
5 | Жидкие и твёрдые тела | 4 | Изучение последовательного и параллельного соединений проводников (№ 6 в автор.прогр.) | |
6 | Термодинамика | |||
7 | Электростатика | |||
8 | Электрический ток в различных средах | 5 | Определение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока (№ 7 в автор.прогр.) |
Учебно-методический комплект и дополнительная литература
- Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский – М.: Просвещение, 2010
- Физика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»
- Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты
Расшифровка аббревиатур, использованных в рабочей программе
- В столбце «Типы урока»:
- ОНМ – ознакомление с новым материалом
- ЗИ – закрепление изученного
- ПЗУ – применение знаний и умений
- ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
- ПКЗУ – проверка и коррекция знаний и умений
- К – комбинированный урок
- В столбце «Вид контроля, измерители» (индивидуальное, фронтальное, групповое оценивание):
- Т – тест
- СП – самопроверка
- ВП – взаимопроверка
- СР – самостоятельная работа
- РК – работа по карточкам
- З – зачёт
- ПДЗ – проверка домашнего задания
- УО – устный опрос
- ФО – фронтальный опрос
- ЛР – лабораторная работа
- В столбце «Метод обучения»
- ИР – информационно-развивающий
- ПП – проблемно-поисковый
- ТР – творчески-репродуктивный
- Р - репродуктивный
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Уч.матер. дом.зад | Метод обучения | Средства обучения, демонстрации | Требования к базовому уровню подготовки | Тип урока | Вид контроля, измерители |
ВВЕДЕНИЕ. Основные особенности физического метода исследования (1 ч) | ||||||||
1 | Физика и познание мира | введение | ИР | Знать/понимать цепочку: научный эксперимент→физическая гипотеза-модель→физическая теория→критериальный эксперимент | ОНМ | УО | ||
МЕХАНИКА (22 ч) | ||||||||
Кинематика (7 ч) | ||||||||
Основные понятия кинематики | § 3-5 | ПП ИР | Относительность движения. Система отсчёта. Прямолинейное равномерное движения. Скорость равномерного движения. Прямолинейное и криволинейное движение. Относительность перемещения и траектории. Прямолинейное равноускоренное движение. Измерение ускорения. Акселерометр. Падение тел в воздухе и разрежённом пространстве. Траектория движения тела, брошенного горизонтально. Время движения тела, брошенного горизонтально. Равномерное движение по окружности. Линейная скорость | Знать различные виды механического движении; знать/понимать смысл физических величин: координата, скорость, ускорение, относительность движения; уметь описывать равномерное прямолинейное движение Знать уравнение зависимости скорости и координаты от времени при прямолинейном равнопеременном движении; уметь описывать свободное падение Знать/понимать смысл понятий: частота и период обращения, центростремительное ускорение Уметь решать задачи на определение высоты и дальности полёта, времени движения для тел, брошенных под углом к горизонту Знать/понимать смысл понятий: поступательное движение, вращательное движение Уметь применять полученные знания при решении задач | К | ФО | ||
Скорость. Равномерное прямолинейное движение | § 9, 10 | |||||||
Относительность механического движения. Принцип относительности в механике | § 11,12,30 | |||||||
Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения | § 13-16 | Т, СП | ||||||
Свободное падение тел – частный случай равноускоренного прямолинейного движения | § 17, 18 | УО | ||||||
Равномерное движение материальной точки по окружности | § 19-21 | ПП | ВП | |||||
Зачёт № 1 по теме «Кинематика» | § 3-21 | Р, ТР | ПКЗУ | З | ||||
Динамика и силы в природе (8 ч) | ||||||||
Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение | § 22,24-28 | ПП Р, ТР | Примеры механического взаимодействия. Сила. Измерение силы. Сложение сил. Масса тел. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Знакомство учащихся с силами по обобщённому плану ответа. Различие силы тяжести и веса тела. Центр тяжести. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Невесомость. Закон Гука. Сравнение результатов и получение вывода о точности измерений и об использовании различных методов исследования для изучения одного и того же явления. Силы трения покоя и скольжения. Законы сухого трения. Трение качения | Знать/понимать смысл величин: масса, сила; знать/понимать смысл законов Ньютона, уметь применять их для объяснения механических явлений и процессов Знать/понимать смысл понятий: инерциальная и неинерциальная система отсчёта, смысл принципа относительности Галилея; уметь различать единицы масс и сил, решать задачи Знать/понимать смысл понятий: деформация, жёсткость; смысл закона Гука Знать историю открытия закона всемирного тяготения; знать/понимать смысл понятий: всемирное тяготение, сила тяжести, невесомость, сила трения; смысл физических величин: постоянная всемирного тяготения, ускорение свободного падения | К | УО | ||
Решение задач на законы Ньютона | РК | |||||||
Силы в механике. Гравитационные силы | § 31-34 | ФО | ||||||
Сила тяжести и вес | § 35 | |||||||
Силы упругости – силы электромагнитной природы | § 36, 37 | ИР, ПП | К | ПДЗ | ||||
Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести» | Инстр.к лаб.раб. | ПП, Р | ПЗУ | ЛР | ||||
Силы трения | § 38-40 | ИР, ПП | К | ВП | ||||
Зачёт № 2 по теме «Динамика. Силы в природе» | § 36-38 | ТР, Р | ПКЗУ | З | ||||
Законы сохранения в механике. Статика (7 ч) | ||||||||
Закон сохранения импульса | § 41,42 | ИР ПП ТР Р | Импульс силы. Импульс тела. Квазиизолированные системы. Закон сохранения импульса. Ракета. Реактивное движение. Космические полёты. Реактивные двигатели. Превращение одних видов движения в другие. Преобразование потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно. Изменение механической энергии при совершении работы. | Знать/понимать смысл величин: импульс тела, импульс силы; уметь вычислять изменение импульса тела в случае прямолинейного движения Знать/понимать смысл закона сохранения импульса Уметь объяснять и описывать реактивное движение и его использование Знать/понимать смысл физических величин: механическая работа, мощность, энергия; уметь вычислять работу сил тяжести и упругости, потенциальную и кинетическую энергию тела Знать/понимать смысл закона сохранения энергии в механике Уметь применять полученные знания при решении задач Знать/понимать виды равновесия и его законы Уметь применять полученные знания при решении задач | К | УО | ||
Реактивное движение | § 43,44 | ОНМ | ФО | |||||
Работа силы (механическая работа) | § 45-47 | К | ФО | |||||
Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии | § 48 | К | УО | |||||
Закон сохранения энергии в механике | § 52,53 | |||||||
Лабораторная работа № 2 «Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии» | Инстр. | ЛР | ||||||
Зачёт № 3 по теме «Законы сохранения в механике», коррекция | § 1-53 | Р, ТР | ПКЗУ | З | ||||
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (21 ч) | ||||||||
Основы молекулярно-кинетической теории (9) | ||||||||
Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование | § 57,58 | ПП | Броуновское движение. Диффузия газов. Притяжение молекул. Свойства вещества в различных агрегатных состояниях. Установление межпредметных связей с химией: относительная атомная масса, молярная масса вещества, масса молекулы (атома), количество вещества, число молекул, постоянная Авогадро. Зависимость давления газа от числа частиц и их средних кинетических энергий. Определение постоянной Больцмана. Газовый термометр. Прибор для демонстрации газовых законов. Зависимость между объёмом, давлением и температурой для данной массы газа. Изотермический процесс. Изобарный процесс. Изохорный процесс. | Знать/понимать смысл понятий: вещество, атом, молекула; основные положения МКТ, уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества Знать/понимать смысл величин: молярная масса, количество вещества, постоянная Авогадро; уметь решать задачи на данную тему Знать основные характеристики движения и взаимодействия молекул Уметь описывать основные черты модели «идеальный газ»; уметь объяснять давление, создаваемое газом. Знать основное уравнение МКТ Знать/понимать смысл понятия «абсолютная температура»; смысл постоянной Больцмана; уметь вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре Знать уравнение состояния идеального газа; уметь решать задачи с применением уравнения Менделеева-Клапейрона Знать/понимать смысл законов Бойля-Мариотта, Гей-Люссака и Шарля Уметь применять полученные знания при решении задач | ОНМ | ФО | ||
Решение задач на характеристики молекул и их систем | Р ИР | К | РК, СП | |||||
Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа | § 63-65 | ОНМ | УО | |||||
Температура | § 66-68 | ИР, ПП | ОНМ | УО | ||||
Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона) | § 70 | К | ФО | |||||
Газовые законы | § 71 | ИР, ПП | К | РК ЛР | ||||
Решение задач на уравнение Менделеева-Клапейрона и газовые законы | Упр.13 В.1-13 | Р, ТР | ПЗУ | ВП | ||||
Лабораторная работа № 3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака» | Инстр. | ПП, Р | ЛР | |||||
Зачёт № 4 по теме «Основы молекулярно-кинетической теории идеального газа», коррекция | § 57-71 | Р, ТР | ПКЗУ | З | ||||
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела (4) | ||||||||
Реальный газ. Воздух. Пар | § 72-74 | ИР | Переход ненасыщенных паров в насыщенные при уменьшении объёма. Кипение воды при пониженном давлении. Влажность воздуха (принцип устройства и работы гигрометра). Свойства поверхности жидкости. Изучение свойств поверхности жидкости с помощью мыльных плёнок. Капиллярные явления. Сравнение кристаллических и аморфных тел. Рост кристаллов. Пластическая деформация твёрдого тела | Знать/понимать смысл понятия «реальный газ»; смысл величин: относительная влажность, парциальное давление; уметь решать задачи на данную тему Знать/понимать различие строения и свойств кристаллических и аморфных тел Уметь применять полученные знания при решении задач | ОНМ | ФО | ||
Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости | конспект | ПП | К | ВП | ||||
Твёрдое состояние вещества | § 75,76 | ПП, ИР | К | ПДЗ | ||||
Зачёт № 5 «Жидкие и твёрдые тела», коррекция | § 72-76 | Р, ТР | ПКЗУ | З | ||||
Термодинамика (8) | ||||||||
Термодинамика как фундаментальная физическая теория | конспект | ПП | Представление термодинамики как физической теории с выделением её оснований. Ядра и выводов-следствий. Применение первого закона термодинамики к различным изопроцессам в газе. Статистический смысл второго закона термодинамики. Вероятностное толкование равновесного состояния системы. | Знать/понимать смысл величины «внутренняя» энергия; формулу для вычисления внутренней энергии; смысл понятий: количество теплоты, работа; уметь вычислять работу газа при изобарном расширении/сжатии Знать/понимать смысл первого закона термодинамики; уметь решать задачи с вычислением количества теплоты, работы и изменения внутренней энергии газа Знать/понимать формулировку первого закона термодинамики для изопроцессов Знать/понимать смысл второго закона термодинамики Знать/понимать устройство и принцип действия теплового двигателя, формулу для вычисления КПД Уметь решать задачи с применением изученного материала | ОНМ | УО | ||
Работа в термодинамике | § 78 | ИР | Т, ВП | |||||
Решение задач на расчёт работы термодинамической системы | Р, ТР | ЗИ | ВП | |||||
Теплопередача. Количество теплоты | § 79 | ПП ИР | ОСЗ | ПДЗ | ||||
Первый закон (начало) термодинамики | § 80,81 | К | ФО | |||||
Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики | § 82,83 | ВП | ||||||
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды | § 84 | ФО | ||||||
Зачёт № 6 по теме «Термодинамика» | § 78-84 | Р, ТР | ПКЗУ | З | ||||
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (21 ч) | ||||||||
Электростатика (8) | ||||||||
Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория | § 85-88 | ПП | Электризация тел. Притяжение наэлектризованным телом ненаэлектризованных тел. Взаимодействие наэлектризованных тел. Устройство и принцип действия электрометра. Делимость электричества. Два рода электрических зарядов. Одновременная электризация обоих соприкасающихся тел. Сравнение закона Кулона с законом всемирного тяготения. Справедливость закона Кулона. Характеристика поля по обобщённому плану. Проявления электростатического поля. Определение результирующего вектора напряжённости. Проводники и диэлектрики. Распределение зарядов на проводнике. Полная передача заряда проводником. Явление электростатической индукции. Распределение зарядов на поверхности проводника. Экранизующее действие проводников. Поляризация диэлектриков. Особенности проводников и диэлектриков в сравнении. Особенности энергетических характеристик электростатического и гравитационного полей. Измерение разности потенциалов. Измерение электроёмкости. Электроёмкость плоскости конденсатора. Устройство конденсатора переменной ёмкости. Энергия заряженного конденсатора. | Знать/понимать смысл физических величин: электрический заряд, элементарный электрический заряд; знать смысл закона сохранения заряда Знать/понимать смысл закона Кулона, уметь вычислять силу кулоновского взаимодействия Знать/понимать смысл величины «напряжённость», уметь вычислять напряжённость поля точечного заряда и бесконечной заряженной плоскости Уметь приводить примеры практического применения проводников и диэлектриков Знать/понимать основные энергетические характеристики, смысл понятия «эквипотенциальная поверхность»; уметь объяснять и описывать связь напряжённости и разности потенциалов Знать/понимать смысл величины «электрическая ёмкость» | К | СП | ||
Закон Кулона | § 89,90 | ИР | К | ВП | ||||
Электрическое поле. Напряжённость. Идея близкодействия | § 91-94 | ПП | УО | |||||
Решение задач на расчёт напряжённости электрического поля и принцип суперпозиции | Упр.17 В.1,5 | ПП | ПДЗ | |||||
Проводники и диэлектрики в электрическом поле | § 95-97 | |||||||
Энергетические характеристики электростатического поля | § 98-100 | Р, ТР | ||||||
Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора | § 101-103 | ФО | ||||||
Зачёт № 7 «Электростатика», коррекция | § 85-103 | ПКЗУ | З | |||||
Постоянный электрический ток (7) | ||||||||
Стационарное электрическое поле | конспект | ПП | Характеристика и сравнение полей с помощью обобщённого плана ответа. Электрическое поле в цепи постоянного тока. Одновременное существование в цепи постоянного тока как электрического поля, так и магнитного поля. Решение разнообразных задач. Построение эквивалентных схем электрических цепей. Работа в исследовательском режиме. Использование формул для расчёта энергетических характеристик тока и законов соединения проводников. Электродвижущая сила и внутреннее сопротивление источника тока. Закон Ома для полной цепи. | Знать условия существования электрического тока; знать/понимать смысл величин: сила тока, сопротивление, напряжение, ЭДС; смысл закона Ома Уметь собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников Знать и уметь применять при решении задач формул для вычисления работы и мощности электрического тока Знать/понимать смысл величины «электродвижущая сила»; знать формулировку и формулу закона Ома для полной цепи Уметь решать задачи с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи | ОНМ | УО | ||
Схемы электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи | ПП, Р, ТР | ЗИ | ||||||
Решение задач на расчёт электрических цепей | Р, ТР | ПЗУ | ПДЗ | |||||
Лабораторная работа № 4 «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников» | Инстр. | ПП, Р | ЛР | |||||
Работа и мощность постоянного тока | § 108 | ПП, ИР | К | ВП | ||||
Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи | § 109,110 | ФО | ||||||
Лабораторная работа № 5 «Определение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока» | Инстр. | ПП, Р | ПЗУ | ЛР | ||||
Электрический ток в различных средах (6) | ||||||||
Вводное занятие по теме «Электрический ток в различных средах» | § 111 | ПП | Характеристика закономерностей протекания тока в среде. Зависимость сопротивления полупроводника от температуры. Зависимость сопротивления полупроводника от освещённости. Явление термоэлектронной эмиссии. Односторонняя проводимость диода. Вольт-амперная характеристика диода. Электропроводность дистиллированной воды. Электропроводность раствора серной кислоты. Электролиз раствора сульфата меди. | Знать/понимать и уметь объяснять основные положения электронной теории проводимости металлов Знать/понимать, как зависит сопротивление металлического проводника от температуры Знать/понимать понятия: собственная и примесная проводимость, уметь объяснять и описывать два вида проводимотс металлов, электронно-дырочный переход, назначение принцип действия транзистора Знать/понимать понятие электролиза; смысл и формулировку закона Фарадея Знать/понимать понятие «плазма», уметь объяснять и описывать существование электрического тока в газах, применение плазмы Уметь решать задачи с применением изученного материала | К | ФО | ||
Электрический ток в металлах | § 112 | |||||||
Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках | § 115,116 | СП | ||||||
Закономерности протекания тока в вакууме | § 120 | УО | ||||||
Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях | § 122,123 | ВП | ||||||
Зачёт № 8 по теме «Электрический ток в различных средах», коррекция | § 111-123 | РК | ||||||
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (3 ч) | ||||||||
Механика | § 1-53 | Р, ТР | Сборники познавательных и развивающих заданий | Уметь решать задачи с применением изученного материала | ОСЗ | Т, СР, ВП | ||
Молекулярная физика. Термодинамика | § 57-84 | |||||||
Основы электродинамики | ПКЗУ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шеломовская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по предмету «Физика» для 11 класса
2012 -2013 учебный год |
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе
- федерального компонента государственного стандарта общего образования
- авторской программы (авторы: В.С. Данюшков, О.В. Коршунова), составленной на основе программы автора Г.Я. Мякишева (Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова и др. – М.: Просвещение, 2009).
Всего часов 68
Количество часов в неделю 2
Количество плановых зачётов 6
Количество лабораторных работ 9
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Цели изучения физики
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи учебного предмета
Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
- формирования основ научного мировоззрения
- развития интеллектуальных способностей учащихся
- развитие познавательных интересов школьников в процессе изучения физики
- знакомство с методами научного познания окружающего мира
- постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению
вооружение школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Основное содержание (68 часов)
Тема | Количество часов | Зачёты | Лабораторные работы |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (продолжение) | 10 | 2 | 2 |
Магнитное поле | 6 | 1 | 1 |
Электромагнитная индукция | 4 | 1 | 1 |
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ | 10 | 1 | 1 |
Механические колебания | 1 | 1 | |
Электромагнитные колебания | 3 | ||
Производство, передача и использование электрической энергии | 2 | ||
Механические волны | 1 | ||
Электромагнитные волны | 3 | 1 | |
ОПТИКА | 13 | 1 | 5 |
Световые волны | 7 | 4 | |
Элементы теории относительности | 3 | ||
Излучение и спектры | 3 | 1 | 1 |
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА | 13 | 2 | 1 |
Световые кванты | 3 | ||
Атомная физика | 3 | 1 | |
Физика атомного ядра. Элементарные частицы | 7 | 1 | 1 |
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИРА И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЩЕСТВА | 1 | ||
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ | 9 (10 в авт.план.) | ||
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ | 12 | ||
ИТОГО | 68 | 6 | 9 |
Зачёты | Лабораторные работы | |||
№ | Тема | № | Тема | |
1 | Стационарное магнитное поле | 1 | Наблюдение действия магнитного поля на ток | |
2 | Электромагнитная индукция | 2 | Изучение явления электромагнитной индукции | |
3 | Колебания и волны | 3 | Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника | |
4 | Оптика | 4 | Экспериментальное измерение показателя преломления стекла | |
5 | Световые кванты. Атомная физика | 5 | Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы | |
6 | Физика ядра и элементы физики элементарных частиц | 6 | Измерение длины световой волны | |
7 | Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света | |||
8 | Наблюдение сплошного и линейчатого спектров | |||
9 | Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям |
Учебно-методический комплект и дополнительная литература
- Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский – М.: Просвещение, 2010
- Физика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»
- Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты
Расшифровка аббревиатур, использованных в рабочей программе
- В столбце «Типы урока»:
- ОНМ – ознакомление с новым материалом
- ЗИ – закрепление изученного
- ПЗУ – применение знаний и умений
- ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
- ПКЗУ – проверка и коррекция знаний и умений
- К – комбинированный урок
- В столбце «Вид контроля, измерители» (индивидуальное, фронтальное, групповое оценивание):
- Т – тест
- СП – самопроверка
- ВП – взаимопроверка
- СР – самостоятельная работа
- РК – работа по карточкам
- З – зачёт
- ПДЗ – проверка домашнего задания
- УО – устный опрос
- ФО – фронтальный опрос
- ЛР – лабораторная работа
- В столбце «Метод обучения»
- ИР – информационно-развивающий
- ПП – проблемно-поисковый
- ТР – творчески-репродуктивный
- Р - репродуктивный
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Уч.матер. дом.зад | Метод обучения | Средства обучения, демонстрации | Требования к базовому уровню подготовки | Тип урока | Вид контроля, измерители |
ЭЕКТРОДИНАМИКА (продолжение) – 10 ч | ||||||||
Магнитное поле (6 ч) | ||||||||
Стационарное магнитное поле | § 1, 2 | ПП ИР | Магнитное поле постоянного тока. Магнитное поле постоянных магнитов. Наблюдение картин магнитных полей. Взаимодействие параллельных токов. Действие прибора магнитоэлектрической системы. Действие магнитного поля на электрические заряды. Движение электронов в магнитном поле. Магнитная запись информации. Зависимость ферромагнитных свойств от температуры | Знать и уметь применять правило буравчика и правило левой руки, уметь вычислять силу Ампера; знать/понимать смысл величины «магнитная индукция» Уметь определять величину и направление силы Лоренца; знать/понимать явление действия магнитного поля на движение заряженных частиц; уметь приводить примеры его практического применения в технике и роль в астрофизических явлениях | К | Т | ||
Сила Ампера | § 3-5 | СП | ||||||
Лабораторная работа № 1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | Инстр. | ПП, Р, ТР | ПЗУ | ЛР | ||||
Сила Лоренца | з.2, в.4 | ПП ИР | К | РК | ||||
Магнитные свойства вещества | § 7 | ВП | ||||||
Зачёт № 1 по теме «Стационарное магнитное поле» | § 1-7 | ТР, Р | ПКЗУ | З | ||||
Электромагнитная индукция (4 ч) | ||||||||
Явление электромагнитной индукции | § 8, 9 | ПП, ИР | Опыты Фарадея. Установление причинно-следственных связей и объяснение возникновения индукционного тока во всех случаях. Получение индукционного тока при движении постоянного магнита относительно контура. Получение индукционного тока при изменении магнитной индукции поля, пронизывающего контур. Особенности вихревого электрического поля и явления самоиндукции. Демонстрация правила Ленца. Вихревые токи и их применение на практике. Использование компьютерной модели явления. Закон электромагнитной индукции | Знать/понимать смысл физических величин: индуктивность, ЭДС индукции, энергия магнитного поля; понятий: вихревой ток, явление самоиндукции; смысл закона электромагнитной индукции; уметь решать задачи по данной теме | К | СР | ||
Направление индукционного тока. Правило Ленца | § 10 | Т | ||||||
Лабораторная работа № 2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | Инстр. | ПП, Р, ТР | ПЗУ | ЛР | ||||
Зачёт № 2 по теме «Электромагнитная индукция», коррекция | § 8-13 | ТР, Р | ПКЗУ | З | ||||
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (10 ч) | ||||||||
Механические колебания (1 ч) | ||||||||
Лабораторная работа № 3 «Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника» | Инстр. | ПП, Р, ТР | Оценка своего роста с помощью маятника | Знать/понимать смысл понятий: колебательное движение, свободные вынужденные колебания, резонанс;; уметь объяснять и описывать механические колебания | К, ПЗУ | ЛР | ||
Электромагнитные колебания (3 ч) | ||||||||
Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями | § 29 | ПП, ИР | Заполнение обобщающей таблицы. Устройство и принцип работы индукционного генератора | Знать схему колебательного контура, формулу Томсона; уметь объяснять и применять теоретическое и графическое описания электромагнитных колебаний; уметь решать простейшие задачи по данной теме Понимать принцип действия генератора переменного тока, уметь составлять схемы колебательного контура с разными элементами | ОНМ | РК ВП УО | ||
Решение задач на характеристики электромагнитных свободных колебаний | Упр.4, в.1-3 | Р, ТР | ЗИ | |||||
Переменный электрический ток | § 31, 37 | ПП, ИР | К | |||||
Производство, передача и использование электрической энергии (2 ч) | ||||||||
Трансформаторы | § 38 | ПП, ИР | Устройство и принцип работы однофазного трансформатора. Выпрямление переменного тока. Доклады учащихся | Знать/понимать основные принципы производства и передачи электрической энергии; знать экономические, экологические и политические проблемы в обеспечении энергетической безопасности стран и уметь перечислить пути их решения | К | УО, ВП | ||
Производство, передача и использование электрической энергии | § 39-41 | |||||||
Механические волны (1 ч) | ||||||||
Волна. Свойства волн и основные характеристики | §42-46,48,54 | ПП, ИР | Наблюдение поперечных волн. Наблюдение продольных волн. Волны на поверхности воды. Отражение поверхностных волн. Отражение волн. Преломление волн. Прохождение волн через треугольную призму. Интерференция волн. Бегущие волны. Дифракция волн. Поляризация волн | Знать/понимать смысл понятий: механическая волна, звуковая волна;; смысл уравнения волны; уметь объяснять и описывать механические волны, решать задачи на уравнение волны | К | ФО | ||
Электромагнитные волны (3 ч) | ||||||||
Опыты Герца | § 49,50 | ПП, ИР | Электромагнитные волны. Радиоуправление. Устройство и принцип работы простейшего радиоприёмника | Знать историю создания и экспериментального открытия электромагнитных волн; знать основные свойства электромагнитных волн Знать/понимать смысл понятий: интерференция, дифракция, поляризация; уметь описывать и объяснять явления интерференции, дифракции и поляризации электромагнитных волн; уметь приводить примеры их практического применения Знать/понимать смысл понятий: амплитудная модуляция, детектирование, радиолокация; знать историю изобретения радио; уметь описывать и объяснять принципы радиосвязи и телевидения, решать задачи на распространение и приём электромагнитных волн | К | ВП | ||
Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи | § 51-53 | ПДДЗ | ||||||
Зачёт № 3 по теме «Колебания и волны», коррекция | Краткие итоги гл.3-7 | ТР, Р | ПКЗУ | З | ||||
ОПТИКА (13 ч) | ||||||||
Световые волны (7 ч) | ||||||||
Введение в оптику | Введ. | ПП, ИР | Получение тени и полутени. Преломление света. Кольца Ньютона. Интерференция света в тонких плёнках. Получение дифракционного спектра. Поляризация света. Явление дисперсии. Обнаружение внешнего фотоэффекта. Обнаружение внутреннего фотоэффекта и демонстрация работы фоторезистора. Преломление света в призме. Одновременное отражение и преломление света на границе раздела двух сред. Законы отражения света. Изображение в плоском зеркале. Законы преломления света. Формула тонкой линзы. Определение относительного показателя преломления двумя методами (с/без транспортира). Явление дисперсии. Оценка длины световой волны с помощью дифракционной решётки. Экспериментальное наблюдение волновых свойств света. Определение длины по интерференционной картине (кольца Ньютона) | Знать/понимать, как развивались взгляды на природу света Знать/понимать смысл законов отражения и преломления света, смысл явления полного отражения; уметь определять показатель преломления Уметь строить изображения в тонких линзах; знать/понимать смысл понятий: фокусное расстояние, оптическая сила линзы; знать формулу тонкой линзы и уметь применять её при решении задач Знать/понимать смысл понятий: дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация света; уметь описывать и объяснять эти явления; уметь приводить примеры их практического применения | К | ФО | ||
Основные законы геометрической оптики | § 60-62 | ПДЗ | ||||||
Лабораторная работа № 4 «Экспериментальное измерение показателя преломления стекла» | Инстр. | ПП, ИР, Р, ТР | К ПЗУ | ЛР | ||||
Лабораторная работа № 5 «Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» | Инстр. | |||||||
Дисперсия света | § 66 | ПП, ИР | К | ВП | ||||
Лабораторная работа № 6 «Измерение длины световой волны» | Инстр. | ПП, Р, ТР | К, ПЗУ | ЛР | ||||
Лабораторная работа № 7 «Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света» | Инстр. | |||||||
Элементы теории относительности (3 ч) | ||||||||
Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна | § 75-78 | ПП, ИР | Факты (наличие противоречия) → проблема → гипотеза-модель → следствия → эксперимент Повторение цепочки научного познания. Заполнение таблицы с формулами | Знать/понимать смысл постулатов СТО; уметь описывать и объяснять относительность одновременности и основные моменты релятивистской динамики | ОНМ | ФО | ||
Элементы релятивистской динамики | § 79, 80 | К | ||||||
Обобщающе-повторительное занятие по теме «Элементы специальной теории относительности» | Краткие итоги гл.9 | Р, ТР | ОСЗ | ВП | ||||
Излучение и спектры (3 ч) | ||||||||
Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений | § 81-87 | ПП, ИР | Приёмники теплового излучения. Обнаружение инфракрасного излучения в сплошном спектре нагретого тела. Обнаружение ультрафиолетового излучения. Зависимость люминесценции от температуры. Демонстрация рентгеновских снимков | Знать/уметь смысл понятий: спектр, спектральный анализ; уметь описывать и объяснять линейчатые спектры излучения и поглощения, их применение | К | ПДЗ | ||
Решение задач по теме «Излучение и спектры» с выполнением | ПП, Р, ТР | ПЗУ | ЛР | |||||
лабораторной работы № 8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | Инстр. | |||||||
Зачёт № 4 по теме «Оптика», коррекция | Кр. итоги гл.11 | Р, ТР | ПКЗУ | З | ||||
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (13 ч) | ||||||||
Световые кванты (3 ч) | ||||||||
Законы фотоэффекта | § 88,89 | ПП ИР Р | Законы внешнего фотоэффекта. Возникновение квантовой физики. Применение фотоэффекта на практике. Опыты Вавилова. Волновые свойства частиц. Дифракция электронов. Гипотеза де Бройля. Вероятностно-статистический смысл волн де Бройля. Принцип неопределённостей Гейзенберга (соотношения неопределённостей). Корпускулярно-волновой дуализм. Понятие о квантовой и релятивистской механике. Фотохимические реакции. Опыты Резерфорда. | Знать/понимать смысл понятий: фотоэффект, фотон; знать и уметь применять уравнение Эйнштейна для фотоэффекта при решении задач Знать историю развития взглядов на природу света; уметь описывать и объяснять применение вакуумных и полупроводниковых фотоэлементов в технике Знать/понимать смысл явления давления света; уметь описывать опыты Лебедева; решать задачи на давление света | К | Т ВП РК | ||
Фотоны. Гипотеза де Бройля | § 90 | |||||||
Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света | § 92,93 | |||||||
Атомная физика (3 ч) | ||||||||
Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом | § 95,96 | ПП, ИР | Дискретность энергетических состояний атомов. Сравнение свойств лазерного излучения и излучения обычного источника света | Знать/понимать смысл экспериментов, на основе которых была предложена планетарная модель строения атома Знать/понимать сущность квантовых постулатов Бора Знать и уметь описывать и объяснять химическое действие света, назначение и принцип действия квантовых генераторов, лазеров; знать историю русской школы физиков и её вклад в создание и использование лазеров | К | СР Т З | ||
Лазеры | § 97 | |||||||
Зачёт № 5 по темам «Световые кванты», «Атомная физика», коррекция | Кр.итоги гл.11-12 | Р, ТР | ПКЗУ | |||||
Физика атомного ядра. Элементарные частицы (7 ч) | ||||||||
Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | Дополн. ист.инф. | ПП, Р | Изучение треков заряженных частиц по фотографиям, полученным в камере Вильсона. Правила смещения для всех видов распада. Механизм осуществления процессов распада. Естественная и искусственная радиоактивность (история открытия). Трансурановые химические элементы. Мария кюри – великая женщина-учёный. Закон радиоактивного распада. Состав ядра атома. Ядерные реакции и их энергетический выход. Ознакомление с двумя способами расчёта энергии связи. И.В. Курчатов – выдающийся учёный России. Область использования достижений физики ядра на практике (медицина, энергетика, транспорт будущего. Космонавтика, сельское хозяйство, археология, промышленность, в том числе и военная) Примеры записей уравнений, моделирующих процессы взаимопревращений и распадов частиц. Метод Фейнмана | Уметь описывать и объяснять процесс радиоактивного распада, записывать реакции альфа-, бета- и гамма-распада Знать/понимать смысл понятий: естественная и искусственная радиоактивность, уметь приводить примеры практического применения радиоактивных изотопов Знать/понимать условия протекания и механизм ядерных реакций, уметь рассчитывать выход ядерной реакции; знать схему и принцип действия ядерного реактора; знать/понимать важнейшие факторы, определяющие перспективность различных направлений развития энергетики | К, ПЗУ | ЛР | ||
Радиоактивность | § 99-101 | ПП ИР | К | ФО | ||||
Энергия связи атомных ядер | § 106 | ПДЗ | ||||||
Цепная ядерная реакция. Атомная электростанция | § 109,110 | ВП | ||||||
Применение физики ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений | § 112-114 | Т | ||||||
Элементарные частицы | § 115-117 | РК | ||||||
Зачёт № 6 по теме «Физика ядра и элементы физики элементарных частиц», коррекция | Кр.итоги гл.13-14 | Р, ТР | ПКЗУ | З | ||||
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИРА И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЩЕСТВА (1 ч) | ||||||||
Физическая картина мира | § 117 | ИР | Физическая картина мира как составная часть естественно-научной картины мира. Эволюция физической картины мира. Временные и пространственные масштабы Вселенной. Предмет изучения физики; её методология. Физические теории: классическая механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, квантовая физика | Знать и уметь описывать современную физическую картину мира и роль физики для научно-технического прогресса | К | ФО | ||
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (9 ч) | ||||||||
Небесная сфера. Звёздное небо | § 2-4 | ИР ПП | Видеофильмы, слайды и таблицы по астрономии; портреты выдающихся астрономов; карта звёздного неба; научно-популярная литература, справочники и энциклопедии; электронные библиотеки по астрономии | Знать/понимать смысл понятий: небесная сфера, эклиптика, небесный экватор и меридиан, созвездие (и зодиакальное), дни летнего/зимнего солнцестояния и весеннего/осеннего равноденствия, звезда, планета, астероид, комета. Метеорное тело, фото- и хромосфера, солнечная корона, вспышки, протуберанцы, солнечный ветер, звёзды-гиганты и –карлики, переменные и двойные звёзды, нейтронные звёзды, чёрные дыры; уметь описывать и объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли, пояс астероидов, изменение внешнего вида комет, метеорные потоки, ценность метеоритов; знать основные параметры, историю открытия и исследований планет-гигантов | К | УО | ||
Законы Кеплера | § 8,9 | ВП | ||||||
Строение Солнечной системы | § 11 | ПДЗ | ||||||
Система Земля – Луна | § 12, 13 | ФО | ||||||
Общие сведения о Солнце, его источники энергии и внутреннее строение | § 18, 20 | Т | ||||||
Физическая природа звёзд | § 24, 25 | СП | ||||||
Наша Галактика | § 28 | ВП | ||||||
Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение | § 29,30-32 | ПДЗ | ||||||
Жизнь и разум во Вселенной | § 33 | ФО | ||||||
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (12 ч) | ||||||||
Магнитное поле | Гл.1 | ПП ТР | Мультимедийные средства | Знать: действия магнитного поля на ток; правило Ленца Уметь: проводить наблюдения за действием магнитного поля на ток; демонстрировать явление электромагнитной индукции, проверять выполнение правила Ленца Знать: основные понятия и формулы по теме «Колебания и волны», как определять ускорение свободного падения Уметь: определять ускорение свободного падения при помощи маятника Знать: материал по главе «Световые волны»; как измерить показатель преломления стекла, как определить оптическую силу и фокусное расстояние собирающей линзы Уметь: применять знания по главе 8 на практике; измерить показатель преломления стекла, как определить оптическую силу и фокусное расстояние собирающей линзы Знать: теоретический материал глав 8 и 10; как измерить длину световой волны; как наблюдать сплошной и линейчатый спектры Уметь: применять теоретический материал по главам 8 и 10 на практике; измерять длину световой волны; наблюдать сплошной и линейчатый спектры Знать основной материал 11-14 глав Уметь применять его на практике | ОСЗ | УО СП | ||
Электромагнитная индукция | Гл.2 | ПП ТР | ||||||
Механические колебания | Гл.3 | |||||||
Электромагнитные колебания | Гл.4 | |||||||
Производство, передача и использование электрической энергии | Гл.5 | ФО | ||||||
Механические волны | Гл.6 | ТР | Т | |||||
Электромагнитные волны | Гл.7 | Р, ТР | ВП | |||||
Световые волны | Гл.8 | ФО | ||||||
Элементы теории относительности | Гл.9 | ПДЗ | ||||||
Излучения и спектры | Гл.10 | ВП | ||||||
Световые кванты. Атомная физика | Гл.11,12 | ФО | ||||||
Физика атомного ядра. Элементарные частицы | Гл.13,14 | СП |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс. УМК Мякишев Г.Я.
Рабочая программа разработана применительно к примерной программе среднего (полного) общего образования по физике для 10–11 классов общеобразовательных учреждений.Федеральный базисный учеб...
Рабочая программа по физике 11 класс. УМК Мякишев Г.Я.
Рабочая программа разработана применительно к примерной программе среднего (полного) общего образования по физике для 10–11 классов общеобразовательных учреждений.Федеральный базисный учеб...
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике 11 класс (3 ч в неделю) авторы: Г.Я. Мякишев. Б.Б. Буховцев
Содержание:1. Пояснительная записка2. Учебно-тематический план3. Содержание курса4. Требования к уровню подготовки учащихся5. Календарно-тематическое планирование6. Оценка ответов учащихся7. ЦОР8. Спи...
Рабочая программа по физике. 10 класс. 3 часа в неделю. Авторы учебника Мякишев Г.Я.
Настоящая программа составлена в соответствии со стандартом образования по физике на основе программы для общеобразовательных учреждений, автором которой является Мякишев Г.Я. из расчёта 3 ч. в неделю...
Рабочая программа по физике 10 класс Мякишев 3 часа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 6 города Димитровграда Ульяновской области» РАССМОТРЕНО...