Виды теплопередачи в природе и технике
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Урок в 8 классе «Виды теплопередачи в природе и технике» проводится в форме защиты учебных проектов. Тема проекта группой определяется по соглашению или в результате жеребьевки. Каждая группа в течение двух недель готовит теоретическое обоснование, физический эксперимент, мультимедийную презентацию, фотоотчет о защите, газету о виде теплопередачи. Учитель проводит консультации. Регламент защиты десять минут. На уроке заполняется обобщающая таблица. В заключении проводится рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_uroka.doc | 47 КБ |
prilozhenie_1.ppt | 1.79 МБ |
prilozhenie_3.ppt | 2.54 МБ |
prilozhenie_4.ppt | 1.76 МБ |
prilozhenie_5.doc | 32.5 КБ |
prilozhenie_2.ppt | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение гимназия №3
Центрального района г. Волгограда
Виды теплопередачи
в природе и технике
8 класс
Разработала:
Димитренко Марина Леонидовна,
учитель физики
Цели урока:
общеобразовательная: обобщить основные знания по теме «Виды теплопередачи», познакомить восьмиклассников с проявлениями теплопроводности, конвекции, излучения в природе и технике;
развивающая: продолжить формирование у обучающихся ключевых умений, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности – выделение проблемы, принятие решения, поиска, анализа и обработки информации;
воспитательная: воспитывать коллективизм, творческое отношение к порученному делу.
Подготовительная работа
Урок проводится в виде защиты учебных проектов по темам «Теплопроводность в природе и технике», «Конвекция в природе и технике», «Излучение в природе и технике». Ученики или учитель выбирают руководителя, который формирует на добровольных началах группу. Тема проекта определяется по соглашению или в результате жеребьевки.
Задание каждой группы включает теоретическое обоснование, эксперимент, мультимедийную презентацию, выпуск газеты, фотоотчет.
Восьмиклассники самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют поиск и сбор информации, ее анализ и представление, продумывают план эксперимента, подготавливают необходимое оборудование для его выполнения, обсуждают и объясняют наблюдаемое.
В ходе работы над проектом учитель и ученики тесно сотрудничают, в частности, проводятся консультации, на которых учитель осуществляет контроль и корректировку деятельности учащихся.
Оформление урока
Необходимо подготовить экран и мультимедийный проектор. На экран должен быть спроецирован слайд с названием темы урока. Оборудование для экспериментов следует разместить на демонстрационном столе. Газеты, посвященные видам теплопередачи, перед уроком можно вывесить в рекреации перед кабинетом физики.
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
Здравствуйте! Наш урок посвящен защите учебных проектов. Мы повторим виды теплопередачи, познакомимся с проявлениями теплопроводности, конвекции, излучения в природе и технике.
Три группы выбрали один из видов теплопередачи. Задание включало теорию, эксперимент, выпуск газеты и создание компьютерной презентации. По итогам защиты группа должна подготовить фотоотчет. Обратите внимание на то, что время защиты проекта не должно превышать 10 минут.
Запишите, пожалуйста, в тетрадях тему урока и перенесите графы обобщающей таблицы, которую необходимо заполнить, слушая выступления групп.
На экране проецируются соответствующие слайды (Приложение 1).
Вид теплопередачи | Что переносит энергию? | В какой среде происходит? | Примеры в природе и технике |
- Защита проектов
- Теплопроводность – вид теплопередачи, при котором энергия передается от одного тела к другому при соприкосновении или от одной его части к другой. Разные вещества имеют разную теплопроводность. Теплопроводность у металлов большая, у жидкостей – меньше, у газов – низкая. У вакуума теплопроводность близка к нулю. При теплопроводности не происходит переноса вещества.
Эксперимент
Демонстрация разной теплопроводности серебряной ложки и ложки из нержавеющей стали после нагревания их в горячей воде.
PowerPoint-презентация
«Теплопроводность в природе и технике» (Приложение 2).
- Конвекция – вид теплопередачи, при котором энергия переносится струями газа и жидкости. Существует два вида конвекции: естественная и вынужденная. В твердых телах конвекции нет, так как их частицы не обладают большой подвижностью. Много проявлений конвекции можно обнаружить в природе и жизни человека. Конвекция также находит применение в технике.
Эксперимент
Демонстрация горения свечи, которую частично накрывают стеклянным цилиндром без дна (внизу оставляют свободное пространство); прекращение горения свечи при полном опускании стеклянного цилиндра.
PowerPoint-презентация
«Конвекция в природе и технике» (Приложение 3).
- Излучение – вид теплопередачи, при котором энергия переносится электромагнитными волнами. Происходит всегда и везде. Тела с темной поверхностью лучше поглощают и излучают энергию, чем тела, имеющие светлую поверхность. Это используется на практике.
Эксперимент
Оборудование: теплоприемник, резиновая трубка, стакан с водой и электрическая лампочка. При нагревании темной поверхности в стакане с водой быстрее появляются пузырьки воздуха, чем при нагревании светлой поверхности.
PowerPoint-презентация
«Излучение в природе и технике» (Приложение 4).
- Обсуждение результатов заполнения таблицы
- Заключение
Резюмирующие выступления руководителей групп и учителя.
Подведение итогов по всем этапам работы.
Рефлексия учащихся (Приложение № 5).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВИД ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ ЧТО ПЕРЕНОСИТ ЭНЕРГИЮ? В КАКОЙ СРЕДЕ? ПРИМЕРЫ В ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ КОНВЕКЦИЯ ИЗЛУЧЕНИЕ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИЗЛУЧЕНИЕ Излучение - вид теплопередачи при котором энергия переносится электромагнитными волнами.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ Электромагнитное излучение – электромагнитные волны, возбуждаемые различными излучающими объектами, заряженными частицами, атомами, молекулами.
Микроволновая печь
Экран компьютера
ТЕПЛОВОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ Тепловое излучение - один из трёх элементарных видов переноса тепла, которое осуществляется при помощи электромагнитных волн.
ПРИМЕРЫ ТЕПЛОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ Солнечное излучение Костёр Электрическая лампочка
Предварительный просмотр:
Приложение 5
Отзывы учащихся об уроке
О том, что у нас будет защита проектов по физике, нас предупредили за 2 недели. К сожалению, эти две недели мгновенно пролетели, не оставив нам иного выбора, кроме как корпеть в последние дни над презентациями, поисками теоретических материалов и прочего, и прочего.
Мы делали газеты по темам: «Теплопроводность», «Конвекция», и «Излучение». И надо сказать, все три группы отлично с этим справились. Во всяком случае, газеты были очень мило оформлены. Камнем преткновения стали презентации. Из-за несвоевременного показа учителю, а вернее, из-за «непоказа», презентации были немного сыроваты. Но, как говорится, первый блин комом.
Итак, собственно урок. Едва ли не впервые, в воздухе не витало чувство легкого страха: «Ох, а вдруг меня спросят, а вдруг я не отвечу, а вдруг мне поставят двойку…». Кажется, поняв, что бразды правления на этот раз взяли в свои руки одноклассники, все слегка успокоились и начали просто получать удовольствие от происходящего. Однако под зорким присмотром Марины Леонидовны расслабиться так, чтобы провалить урок, не получилось. Эксперименты были удачно проделаны, в ходе их никто не пострадал, теоретический материал был рассказан и закреплен записями в тетрадях. Все три команды выступили, и хотя мы немного нервничали, думаю, все остались собой довольны.
В общем и целом, этот урок прошел удачно. Такие проекты развивают ответственность и самостоятельность, ведь весь материал мы искали сами, и сделай мы что-то не так, подвели бы всю команду. Надеюсь, что и в будущем нам будут давать возможность устраивать такие уроки!
Зеленцова Екатерина, ученица 8 «А» класса.
26 сентября у учеников 8 классов проходила защита проектов по физике «Виды теплопередачи в природе и технике» в рамках недели естественных наук.
Я хочу рассказать о проектах 8 «А» класса. У меня остались только положительные впечатления от увиденных презентации и опытов. Сразу было видно, что ребята готовились к защите ответственно. Мне и всем моим одноклассникам понравились презентации, подготовленные нашими товарищами. Очень интересно было поподробнее узнать о видах теплопередачи.
Все сошлись во мнении, что такая форма проведения уроков очень интересна и познавательна, хотя и требует от учеников большего времени на подготовку. Но ведь это нужно, прежде всего, нам!
Яцечко Станислав ученик8 «А» класса
26 сентября в кабинете №21 состоялся очередной урок физики, но он явно отличался от других, ведь провели его сами учащиеся 8-ого «В». из класса были выбраны три руководители, создавшие свои группы и контролировавшие их работу над презентациями на тему «Виды теплопередачи в природе и технике».
Также были изготовлены красочные газеты и сделаны отличные фотографии.
Так как это был первый такого вида проект, группы и их руководителей не судили слишком строго. Хотя недостатки, конечно, были. Например, рассказчики часто слишком увлекались своей презентацией и иногда забывали про класс. Они считывали информацию по своему проекту с листа. К концу проекта дело поправилось, и рассказчики вступили в активный контакт со зрителями, показывали красочные опыты, задавали каверзные вопросы, на которые зачастую приходилось отвечать самим, рассказывали интересные факты о роли теплопередачи в жизни человека, природе и технике.
Стрижова Ирина, ученица 8 «В» класса.
В рамках недели естественных наук, проходившей в нашей гимназии с 21 по 27 сентября, в параллели 8 классов прошли защиты проектов по физике. К этому ответственному мероприятию ученики готовились две недели. Урок в 8 «В» прошел замечательно.
Ребята защищали проекты по теме «Виды теплопередачи». Надо было подготовить тематическую газету, небольшой теоретический материал, компьютерную презентацию и физический эксперимент.
Придя пораньше, ребята развесили в холле гимназии красочные и яркие плакаты. Прозвенел первый звонок на урок, ученики от волнения быстро повторяли текст, держа листочек в одной руке, а другой «пытались делать зарядку». Потом и начался наш первый опыт в проектной деятельности. Чтобы ребята лучше запоминали материал, рассказываемый одноклассниками, они за урок должны были заполнить таблицу по видам теплопередачи. Три группы блестяще подготовили соответственно 3 проекта по темам «Теплопроводность», «Конвекция» и «Излучение». Все ребята постарались и выступили на славу.
Мне кажется, что надо регулярно проводить такие уроки, потому что они вносят в школьную будни некую изюминку и делают жизнь гимназистов более яркой, творческой и незабываемой.
Чекунова Екатерина, ученица 8 В класса
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ ВЕЩЕСТВ Металлы обладают хорошей теплопроводностью. Меньшей - обладают жидкости. Газы плохо проводят тепло.
ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ Различная
МЕДЬ – ХОРОШИЙ ПРОВОДНИК ТЕПЛА
ВОДА ОБЛАДАЕТ ПЛОХОЙ ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬЮ
МЕТАЛЛЫ Хорошая теплопроводность металлов приносит пользу в быту.
ПЛАСТМАССА В быту используется плохая теплопроводность: ручки чайников, кастрюль делают из пластмассы, посуду из закаленного стекла.
ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ В БЫТУ Утюг Термос Прихватки
Снег предохраняет озимые посевы от вымерзания.
Мех животных из-за плохой теплопроводности предохраняет их от охлаждения зимой и перегрева летом.
Теплообмен играет исключительно важную роль в различных областях техники. Теплопроводность используется при: * нагревании материалов в технологических процессах * охлаждении печей, камер сгорания, двигателей механических деталей и т.п.
Регулирование теплообмена является одной из основных задач строительной техники. В тех случаях, когда теплообмен является нежелательным, его стараются затруднить. Для этого используют теплоизоляцию .
Посредством теплопроводности происходит передача теплоты через стенку дома в зимнее время.
Здания на сваях
Проверь себя ! * Под каким одеялом будет теплее – под старым скомканным или пушистым шерстяным? * Эскимосы строят свои дома из снежных и ледяных глыб. Что спасает их от холода? * В морозное утро зимой вы можете увидеть птиц с распушенными перьями. Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Виды теплопередачи в природе, быту, технике"
Разработка урока по физике 8 класс "Виды теплопередачи в природе, быту, технике"...
Виды теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике
Презентация составлена для проведения урока в 8 классе. Рассмотрены виды теплопередачи. Много рисунков для облегчения понимания материала, а также слайдов со словами "объясни", что помогает активизиро...
Урок по теме «Виды теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике. Использование энергии Солнца на Земле»
урок проводится как семинар, продолжение этого урока захватывает часть следующего урока...
Проект " Виды теплопередачи в быту и технике" физика 8 класс
В проекте "Виды теплопередачи в быту и технике" всесторонне изучена информация по видам теплопередачи, использованию излучения, теплопроводности и конвекции в быту и технике, выяв...
Презентация " Виды теплопередачи в быту и технике" 8 класс
Данная презентация является составной частью проекта с аналогичным названием....
Сила трения и её виды. Трение в природе и технике.
С трением мы сталкиваемся на каждом шагу. Вернее было бы сказать, что без трения мы и шагу ступить не можем. Презентация Ловцовой А.Ф находится по ссылке -https://vk.com/wall555604454_2534...
сценарий урока физики 7 класс "Сила трения и ее виды. Трение в природе и технике"
Сценарий урока физики 7 класс с учетом требований ФГОС ООО....