Урок по теме "Кипение", 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме
Основная цель урока: познакомить учащихся с особенностями процесса кипения. Урок построен по технологии развития критического мышления: нестандартная подача темы урока на стадии "Вызов", работа с текстом на стадии "Осмысление", создание СИНКВЕЙНА на стадии "Рефлексия".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_kipenie_8_klass.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Урок по теме «Кипение»
Попробуй пар не выпускать –
И чайник может бомбой стать!
В. Марков.
Цели урока:
-образовательные: Сформировать понятие кипения, как парообразования, выявить основные особенности кипения: происходит при температуре кипения, у разных жидкостей температура кипения разная, зависимость температуры кипения от атмосферного давления;
-развивающие: продолжить формирование умений наблюдать, обобщать и делать выводы; раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлениями в жизни;
-воспитательные: воспитание коммуникабельности, развитие интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.
Оборудование: термометр, штатив, колба с водой, спиртовка, спичечный коробок.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Стадия «Вызов»
Сегодня на уроке мы рассмотрим ещё один процесс перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое, а для того, чтобы узнать названия этого процесса, я предлагаю вам решить кроссворд, т.к. в нем обозначена тема сегодняшнего урока.
(на доске приготовлена таблица в первой строке которой отмечена нумерация вопросов, в третьей строке обозначена цифрой буква ответа, учащиеся угадывая ответ, прописывают букву в соответствующей клетке, таким образом разгадывают тему урока)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
к | и | п | е | н | и | е |
1 | 2 | 4 | 6 | 7 | 5 | 2 |
Вопросы:
1.Износика чайника клубы пара попадают на блюдце, и из него стекают капли. Что это за процесс?
2. Состояние вещества, сохраняемое форму, но легко изменяющее объём?
3. Физическая величина, характеризующая степень нагретости тела.
4. Парообразование, происходящее с поверхности жидкости?
5.Процесс, отраженный на участке графика АВ (плавление)
6. Источник энергии для теплового двигателя
7. В Земле на глубине 100км температура около 1000 0С. Какой из металлов: цинк, олово или железо - находится там в нерасплавленном состоянии? (железо)
Итак, тема урока «Кипение» - это физическое явление, о котором сегодня на уроке пойдет речь. Разделите листок на три колонки и подпишите графы
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
В течение нескольких минут в первой графе напишите все, что вам уже известно о процессе кипения из жизненного опыта, а во второй - о чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке.
III.Стадия «Осмысление»
Ученики делятся на группы, каждой группе предлагается ознакомиться с текстом параграфа 18.
Работу в группах провожу, используя прием «Кубик»: учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять тему занятия. (Учащимся, в зависимости от уровня подготовки класса, могут быть предложены наводящие вопросы)
Вопросы на гранях:
1.Опишите процесс кипения:
1)Дайте определение процесса
2)При каких условиях протекает процесс кипения
3)Одинаково ли протекает процесс кипения у различных веществ
2.Сравните процесс кипения с процессом испарения.
3.Проанализируйте процесс кипения, ответив на вопросы:
1) Когда в сосуде мы заметим появление многочисленных пузырьков воздуха?
2)Что можно сказать о размерах и числе пузырьков газа при дальнейшем повышении температуры?
3) Что содержат в себе пузырьки?
4)Чем можно объяснить рост пузырьков?
5) Почему пузырьки всплывают на поверхность воды? Что мы наблюдаем в этот момент?
6) Что происходит с пузырьками на поверхности?
4.Пронаблюдайтепроцесс кипения на опыте. Можно ли вскипятить воду в бумажной коробочке? (в спичечном коробке) Почему не горит бумага? (Пока вода кипит, температура бумаги не поднимается выше 100 0С, а бумага при такой температуре еще не загорается. Кипящая вода отнимает у нее лишнее тепло.)
5. Ж.Верн «Дети капитана Гранта»
Путешественники на перевале в Андах развели костер. «… Вода здесь закипит не при 100 градусах, а раньше…»Майор «оказался прав: термометр, опущенный в закипевшую воду, показал всего лишь восемьдесят семь градусов». Объясните это явление
Для ответа на вопрос задачи учащимся необходимо ознакомиться с текстом по теме «Кипение», предложенным учителем ( см.приложение1), используя прием ИНСЕРТ. 6.Применение процесса кипения (работа с текстом, предложенным учителем ( см.приложение1), с использованием приема ИНСЕРТ)
В процессе выступления каждой группы учащиеся делают необходимые записи в тетрадях, после чего им предлагается вернуться к таблице ЗХУ, и в третьей графе отметить, что нового они узнали на уроке. После чего учитель выясняет, не появилось ли у кого-нибудь желание поработать с дополнительной информацией по данному вопросу.
Стадия «Рефлексия»
1)На данной стадии учащимся предлагается составить Синквейн к слову вода.
Например: 1. Вода 2. Прозрачная, полезная. 3. Испаряется, кипит, нагревается.
4. Красота всей природы 5. Жизнь
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. В случае нехватки времени на уроке ребятам предлагается составить Синквейн в качестве домашнего задания.
Подведение итогов урока
Подача и комментарии к домашнему заданию:
1) (п.18, Л.А.Кирик С-10, начальный уровень)
2)Вопрос к задаче, рассмотренной на уроке: Оцените, на какой примерно высоте находились путешественники, считая приблизительно, что температура кипения воды уменьшается на 1 0С на каждые 324м подъема. (4212м)
Приложение 1
Текст по теме «Кипение»
Температура, при которой кипит жидкость, называется температурой кипения.
Температура кипения зависит от давления, оказываемого на свободную поверхность жидкости. При увеличении этого давления рост и подъем пузырьков внутри жидкости начинается при большей температуре, при уменьшении давления - при меньшей температуре.
Всем известно, что вода кипит при 100 °С. Но не следует забывать, что это справедливо лишь при нормальном атмосферном давлении (примерно 101 кПа). При увеличении давления температура кипения воды возрастает. Так, например, в кастрюлях - скороварках пищу варят под давлением около 200 кПа. Температура кипения воды при этом достигает 120 °С. Скороварку изобрел французский ученый Дени Папен. Преимущества скороварки по сравнению с обычной кастрюлей очевидны. Прежде всего, она позволяет быстро готовить мясо, свеклу, горох, фасоль и т. п. Блюда, сваренные в скороварке, отличаются особым насыщенным вкусом. А благодаря ускоренному приготовлению в продуктах сохраняется максимальное количество витаминов и полезных веществ.
И, наоборот, при понижении давления температура кипения воды становится меньше
100 °С (рисунок 3). Например, в горных районах (на высоте 3 км, где давление атмосферы составляет 70 кПа) вода кипит при 90°С. На самой высокой горе – Джомолунгме (Гималаи) на высоте 8848м вода кипит при70°С. Поэтому жителям этих районов, использующим такой кипяток, требуется значительно больше времени для приготовления пищи, чем жителям равнин. А сварить в этом кипятке например, куриное яйцо вообще невозможно, так как белок при температуре ниже 100 °С не сворачивается.
Уменьшение температуры кипения жидкости может играть и полезную роль. Так, например, при нормальном атмосферном давлении жидкий фреон кипит при температуре около 30 °С. При уменьшении же давления температуру кипения фреона можно сделать ниже О °С. Это используется в испарителе холодильника. Благодаря работе компрессора в нем создается пониженное давление, и фреон начинает превращаться в пар, отнимая теплоту от стенок камеры. Благодаря этому и происходит понижение температуры внутри холодильника.
Температуры кипения различных веществ при одном и том же атмосферном давлении различны. Например, жидкий кислород кипит при — 183 °С, а железо — при 2750 °С.
Различие в температурах кипения разных веществ находит широкое применение в технике, например в процессе перегонки нефти. При нагревании нефти до 360 °С та ее часть (мазут), которая имеет большую температуру кипения, остается в ней, а те ее части, у которых температура кипения ниже 360 °С, испаряются. Из образовавшегося пара получают бензин и некоторые другие виды топлива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...
Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки
Уроки разработаны к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....