Афоризмы
материал по физике (11 класс) на тему

Высказывания о познании мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aforizmy.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание любителей  афоризмов

11 класс

Цели:

  1. создать условия для развития логического и творческого мышления учащихся;
  2. воспитывать интерес школьников к высказываниям великих людей;
  3. создать условия для расширения кругозора учащихся.

Материалы: портреты учёных и писателей, сборники афоризмов, плакаты с высказываниями.

Комментарий: подготовка к мероприятию начинается за месяц до проведения. Учащимся предлагается выписать  наиболее интересные для них  афоризмы. Мероприятие  включает в себя организацию выставки сборников афоризмом,  тетрадей учащихся с записью высказываний. Афоризмы, которые используются в конкурсной программе, заранее представляются в печатном виде на стендах.

Блок 1. Назовите имя автора афоризмов.

1. Автор этих строк был известным врачом Востока и его советы актуальны до сих пор.

Я волос расщепил, но всё ж на волосок

К загадке бытия  приблизиться не смог.

Я тыщу солнц в душе своей зажёг,

Но мир по-прежнему и тёмен и жесток.

Ответ:  Авиценна.

2.  Древнегреческий учёный, который утверждал, что окружающий мир состоит из мельчайших невидимых частиц (философ называл их «семена»).

Блажен, кто задаётся вопросом, как Космос возник, отчего? К таким людям никогда не льнут помыслы о постыдных делах.

Ответ: Анаксагор.

                                                                                                           

3. Автора этих высказываний можно назвать отцом «физики»

… ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле…

                                                                                                               

Удивление – источник появления науки.

                                                                                                                

Ответ: Аристотель.

                               

4. Автор этих строк английский поэт-мистик.

В одно мгновенье видеть вечность

Огромный мир – в зерне песка

В единой горсти бесконечность

И небо в чашечке цветка.

 Ответ: У. Блейк.

5. Автор этих строк был сожжён на площади Цветов в Риме,

Кристалл небес мне не преграда боле,

Разрушивши его, подъемлюсь в бесконечность.

Ответ: Джордано Бруно

6. Автор этих строк «поддержал» планетарную модель атома» двумя постулатами.  

Нельзя проводить грань между большим и малым, ибо то и другое одинаково важно для единого целого.

Ответ: Нильс Бор.

7. Автор этих  высказываний английский философ, основоположник экспериментального метода в науке.

Умный вопрос – это уже добрая половина знаний.

***

Жаден разум человеческий. Он не может ни остановиться, ни пребывать в покое, а порывается всё дальше.

***

Истинная и законченная цель всех наук состоит в том, чтобы  наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами.

***

Знание – сила.

Ответ: Френсис Бэкон.

8. Автор этого «гимна» исследователя природы – бельгийский поэт.

Твой ум уклончивый ведёт тебя в обход,

Ища проторенных тропинок,

Но ты вступи с ним в поединок:

Дать радость может только взлёт.

Что виделось вчера как цель глазам твоим

Для завтрашнего дня оковы;

Мысль – только пища мыслей новых,

Но голод их неутомим.

           

             Ответ: Верхарн.

9. Автор этих строк русский поэт

Мир отвечал размерам человека,

И человек был мерой всех вещей.

***                                                                                  

Всё относительно: и бред и знанье

Срок жизни истин: двадцать – тридцать лет.

Ответ: Волошин М.

10. Автор афоризма итальянский учёный, исследователь свободного падения тел.

Говорить туманно умеют многие, говорить ясно – немногие.

Ответ: Галилей Г.

11. Автор поэтических строк немецкий поэт, интересовавшийся природой света.

Мирозданье постигая,

Всё познай, не отбирая:

Что – внутри, во внешнем сыщешь;

Что – вовне, внутри отыщешь

Так примите ж без оглядки

Мира внятные загадки.

***

Употребляйте с пользой время,

Учиться надо по системе.

Сперва хочу вам в долг вменить

На курсы логики ходить

***

История науки и есть сама наука.

Ответ: Гёте.

12. Автор этого высказывания первым предположил, что свет имеет волновую природу.

Если всё в природе создано для людей, то для чего же существуют невидимые нам звёзды.

 Ответ: Гюйгенс.                                                                                                  

13. Данное высказывание принадлежит автору романов «Час быка», «Туманность Андромеды».

Самое ужасное – отсутствие цели и жажды познания мира …

Ответ: Ефремов И.

14. Автор этих строк является «отцом» Шерлока Холмса.

Создавать теорию, не имея данных опасно. Незаметно для себя человек начинает подтасовывать факты, чтобы пригнать их к своей теории.

Ответ: А. Конан Дойль.

15. Афоризм принадлежит итальянскому учёному, художнику, скульптору, инженеру.

Эксперимент никогда не обманывает, обманывают наши суждения.

Ответ: Леонардо да Винчи.

16. Автор этого высказывания  выдвинул гипотезу о существовании электромагнитного поля.

То ли слова формируют мысль, то ли мысль рождает слова?

Ответ: Максвелл.

17.  Автор этих высказываний открыл закон, определяющий направление давления в газах и жидкостях.

Бесконечность в большом, бесконечность в малом.

***                                                                                                               

Любознательность зачастую превращается в тщеславие, и нередко люди хотят знать лишь для того, чтобы «проговорить» своё знание окружающим.

Ответ: Паскаль.

18. Автор высказываний – великий русский поэт.

Время изменяет человека как в физическом, так и в духовном отношении. Глупец один не изменяется, ибо время не приносит ему развития, а опыты для него не существуют.

***                                                                                            

Я думал уж о форме плана…

Ответ: Пушкин А.С.

19.  Автор этих высказываний  русский художник, мыслитель, живший в Индии.

Нужно в школах установить науку о мышлении не как отвлечённую психологию, но как практические основы памяти, внимания, сосредоточенности, наблюдательности. Конечно, кроме этих четырёх областей в науке о мышлении, многие качества требуют развития, именно: чёткость, гибкость, быстрота, синтетичность, оригинальность и другие.

***

Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель.  Культура есть спасение.

Ответ: Рерих Н.К.

20. Автор высказывания английский учёный, открывший явление электромагнитной индукции.

Наука выигрывает тогда, когда её крылья раскованы фантазией.

Ответ:  М. Фарадей.

Блок  2. Продолжите афоризм.

1. Гельвеций сказал: «Страх перед возможностью ошибки не должен останавливать нас от …»

 Ответ: «…  поисков истины».

2. Продолжите слова Горелика: «Творческие люди ценят труды других людей не за отсутствие недостатков, а за наличие …»

Ответ: «… достоинств».

3. Продолжите слова Даниила Данина: «В спорах истина умирает. Она в них просто …»

Ответ: «… тонет».

4. Чем заканчивается фраза (Д. Данин) «Главная помеха сосредоточенности – шумы нашей…»

Ответ: «… внутренней жизни».

5. Завершите афоризм Джеменека «Мудрость рождается из ошибок: смотрите на свои ошибки и…

Ответ: «…  учитесь».

6. Продолжите высказывание Дидро «Люди перестают мыслить, когда перестают…»

Ответ: «… читать».

7.  Завершите высказывание Дюма-сына «Ум человеческий имеет свои пределы, тогда как глупость человеческая…

Ответ: «… беспредельна».

8. Как завершается высказывание Инфельд «Человечество проявило хороший вкус, должным образом оценив всё величие работ Эйнштейна по…»

Ответ: «…теории относительности».

9. Продолжите афоризм Канта «Вещи, достойные удивления – звёздное небо и нравственный…»

Ответ: «… закон внутри нас».

10. Продолжите высказывание Карцева В. «Пришёл час, когда нужно было положить на одну чашку весов ушедшее время, а на другую – то на что это время…»

Ответ: «… потрачено».

11. Что же сказал о разбросанном уме Кардано: «Разбросанный ум к постижению истины вещей не способен. 

Ответ: Кардано.

12. Как Камю охарактеризовал абсурд: «Абсурд является не конечной, а …»

Ответ: «… начальной точкой наших рассуждений».

13. Завершите высказывание Лафатера «… научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда…»

Ответ: «…  нечего больше сказать».

14. Продолжите афоризм Митчелл: «В науке необходимо воображение. Она не исчерпывается целиком ни математикой, ни логикой, в ней есть что-то от красоты и…»

Ответ: «…  поэзии».

15.  Как заканчивается четверостишье А. Навои:

Мне мудрость не была чужда земная,

Разгадки тайн ища, не ведал сна я.

За семьдесят перевалило мне,

И что ж узнал я! – …

Ответ: « … Что ничего не знаю».

16. Как заканчивается пословица: «Коротко да ясно, оттого и…»

Ответ: «... прекрасно».

17. Завершите высказывание Тайгера: «Все мудрые люди имеют одно общее свойство: способность…»

Ответ: «… слушать».

18. Что хотел сказать Толстых В.И? «Тех, кто не знает, можно научить. Нельзя помочь тем, кто…».

Ответ: «… не хочет знать».

19. Как заканчивается афоризм Б. Шоу: «Наука всегда оказывается неправой. Она никогда не решит вопроса, не поставив при этом десятка…»

Ответ: «… новых».

20. Что хотел сказать Эмпидокл:  «Разум растёт у людей в соответствии с …»

Ответ: «… познанием мира».

Блок  3.  Афоризмы в копилку.

Истина! Как много связано с ней в человеческой жизни! Истина радует и печалит, восхищает и огорчает, парализует слабых и зовёт на подвиг сильных. Истина всегда была окружена в сознании людей ореолом высокой святости и нераздельно связана со всем самым возвышенным и непреходяще ценным.

                                                                                                                 Кудрин А.

Дайте физику точные значения координат и скоростей всех тел и частиц Вселенной в данный момент, и он, физик, предскажет картину мира в любой другой момент, сколь угодно близкий или далёкий!

Лаплас П.

Без способности к умственному одиночеству культура была бы невозможна.

                                                                                                                        Рассел

Знание действия зависит от знания причины и заключает в себе последнее.

                                                                                                              Спиноза

Космос вмещает в себя и истину и ложь;

Каждая вещь выражает себя и своё предсуществование;

Истина непрерывна как пространство.

                                                                                                           Уолт Уитмен

Ошибаться может каждый, оставаться при своих ошибках – только безумный.

                                                                                                               Цицерон

 

Каждый принимает конец своего кругозора за конец света.

                                                                                                              Шопенгауэр

День, в который вы ничего не узнали, - это потерянный день.

Нам так много надо узнать – у нас так мало на это времени.

                                                                                                           

 А. Эйнштейн

Самое прекрасное, что мы можем испытать, - это ощущение тайны. Она есть источник всякого подлинного искусства и всей науки.

                                                                                                                               А. Эйнштейн

Блок 4.

1. О какой особенности движения говорится в стихотворении А.С. Пушкина:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый,

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не смог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Ответ: относительность движения.

2. Кому посвятил эти строки А.С. Пушкин:

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

Ответ: Шиллингу – изобретателю телеграфа.

3. Какому физическому открытию посвящено стихотворение В. Брюсова:

Быть может, эти электроны -

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков!

Еще, быть может, каждый атом -

Вселенная, где сто планет.

Там все, что здесь, в объеме  сжатом,

Но также то, чего здесь нет.

Ответ: созданию планетарной  модели  атома.

5. И. Бунин видит Луну багряной. При каком явлении это возможно?

Багряная печальная луна

Висит вдали, но степь еще темна,

Луна во тьму свой теплый отблеск сеет.

И над болотом красным сумрак реет.

Ответ: возможно, лунное затмение.

6. Поэт А.М. Фёдоров  пишет:

Пустыня мертвая пылает, но не дышит.

Блестит сухой песок, как желтая парча,

И даль небес желта и так же горяча,

Мираж струится в ней и сказки жизни пишет.

Вопрос: какое название получил сложный мираж в пустыне.

Ответ: Фата Моргана.

7. Вспомним строки И. Бунина:

Все - точно в полусне. Над серою водой

Сползает с гор туман, холодный и густой

Под ним гудит прибой,

                        зловеще разрастаясь,

А темных голых скал прибрежная стена,

В дымящийся туман погружена,

Лениво курится, во мгле теряясь.

Вопрос: туман – это какое состояние воды?

Ответ: жидкое.

8. О чём идёт речь в стихотворении Шелли:

Я землей рождено, я водой вспоено,

Взращено  средь небесной равнины,

Отдыхаю в горах, исчезаю в морях;

Я меняюсь, но нет мне кончины.

Ответ: облако.

9. Лукреций Кар пишет:

... Молния, как бы созревши,

Вдруг разорвет облака и проносится пламенем ярким.

Быстро сверканье ее, заливая окрестности светом.

Следует тяжкий удар, как будто бы, лопнув внезапно,

рушится весь небосвод и грозит обвалиться на землю.

Вопрос: какова природа молнии?

Вариант ответа: молния – это электрический разряд в воздухе.

10. Лукреций Кар пишет:

Тут, если солнце блеснет во мгле непогоды лучами

Прямо против дождя, из тучи кропящего капли,

Радуги яркой цвета появляются в облаке черном.

Вопрос: какова природа радуги?

Ответ: преломление света в каплях воды.

11. Какому явлению посвящены строки М.В. Ломоносова:

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не  солнце ль ставит нам свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл.

Се в ночь на землю день вступил!

Ответ: полярное сияние.

12. К какому виду люминесценции относится свечение светлячка?

Увы, в руке моей,

Слабея неприметно,

Погас мой светлячок ...

(Кирей)

Ответ: биолюминесценция.

13. У Блока А. читаем:

Листва кружевная!

Осеннее злато!

Зову - и трикраты

Мне издали звонко

Ответствует нимфа, ответствует Эхо ...

Вопрос: что такое эхо?

Ответ: отражение звука.

14. Вспомним строки С. Острового:

А я все гладил снег рукой,

А он все звездами отсвечивал...

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не излечивал.

Он весь как музыка. Он – весть.

Его безудержность бескрайна.

Ах, этот снег... Не зря в нем есть

Всегда какая-нибудь тайна.

Вопрос: почему снежный покров хранит тепло?

Ответ: из-за низкой теплопроводности.

15. Байрон посвятил Ньютону следующие строки:

Когда однажды в думу погружен

Увидел Ньютон яблоко паденье,

Он вывел притяжения закон

Из этого простого наблюденья.

Вопрос:  какой закон открыл учёный?

Ответ: закон всемирного тяготения.

  16. ... Сесть на железный круг

        И, взяв большой магнит,

        Его забросить вверх высоко,

        Докуда будет видеть око:

        Он за собой железо приманит, -

        Вот средство верное!

        А лишь он вас притянет,

        Схватить его и кинуть вверх опять,

        Так поднимать он бесконечно станет!

                                Э.Ростан

Вопрос: возможно ли такое путешествие.

Ответ: конечно, нет.

17. Какое явление помогает «создавать» водяные лилии, о которых пишет поэт Л. Тёмин:

... Дождя косые линии

Весь мир перечеркнули,

И водяные лилии

По лужам вверх взметнули...

Ответ: явление поверхностного натяжения.

18. Приближение какой погоды предвещают герои стихотворения Э. Дженнера:

Лягушка изменила цвет.

На ней коричневый жакет.

И жаба выползла в траву.

Свинья тревожится в хлеву.

Ответ: дождь.

19. Какому учёному поэт Кедрин посвящает эти строки:

Над математиком курчавым

Солдат занес короткий нож,

А он на отмели песчаной

Окружность вписывал в чертеж.

Ответ: Архимед.

20. О каком теле пишет М. Ломоносов?

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов;

Там вихри пламенны  крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

Ответ: Солнце.

Литература:

1. Великие мысли великих людей. Санкт-Петербург:  Ленинград, 2007.

2. Мысли о науки. Кишинёв: Штиинца, 1973.

3. Слово о науке. Москва: Знание, 1978.

4. Три века русской поэзии. Москва: Просвещение, 1986.

5. Энциклопедия для детей. Физика. Москва: Аванта+, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку в 8 классе «Русские языковые афоризмы (пословицы, поговорки и крылатые выражения)»

Знание особенностей происхождения русских пословиц, поговорок и крылатых выражений, внимание к их стилистическим оттенкам поможет учащимся не только правильно употреблять эту категорию языковых ...

В мире афоризмов

В статье автор предлагает свои афоризмы. Данная статья может быть использована на уроках русского языка и внеклассных занятиях по теме "Крылатые выражения"...

Презентация "Афоризмы в пьесе Горького "На дне""

Ф.И.Шаляпин в интервью сотруднику «Санкт-Петербургских ведомостей» заявил:«Я нахожу, что по красоте языка и по глубине содержания «На дне» напоминает «Снегурочку» Островского…» Действительно, речь пер...

Афоризмы

Прикольные афоризмыСтавьте перед собой большие цели - по ним тяжелее промазать! Говорят, звёзды, которые гаснут, светят нам ещё тысячи лет... Очень трудно всю жизнь ползать с высоко поднятой головой. ...

Афоризмы А.В.Суворова

Презентация содержит высказывания великого полководца Александра Васильевича Суворова...

Пословицы, поговорки, афоризмы на уроках русского языка.

1.Формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой  мысли и опыта «,- считал К.Д.Ушинский.»Ни в одной из форм языкового...

Пословицы, поговорки, афоризмы о здоровье на уроках русского языка.

1.Формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой  мысли и опыта «,- считал К.Д.Ушинский.»Ни в одной из форм языкового...