Урок-обобщение в 10-м классе "Основы МКТ идеального газа. Изопроцессы"
план-конспект урока (физика, 10 класс) по теме
Урок-обобщение в 10-м классе "Основы МКТ идеального газа. Изопроцессы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_povtorenie_MKT_i_izoprocessy.docx | 24.01 КБ |
pril1.ppt | 486.5 КБ |
pril2.zip | 185.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-обобщение в 10-м классе "Основы МКТ идеального газа. Изопроцессы"
Предварительно на предыдущем уроке учащиеся получили д/з по вопросам повторения:
ПОВТОРЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ: «ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»
1. Каков предмет изучения молекулярно-кинетической теории?
2. Перечислить опытные факты, послужившие основой для разработки МКТ.
3. Сформулировать основные положения МКТ.
4. Какая физическая модель используется в МКТ? Дать краткую характеристику этой модели.
5. Объяснить с помощью модели «идеальный газ», почему газы:
А) легко сжимаются;
Б) оказывают давление на стенки сосудов любой формы и размера;
В) занимают весь предоставленный объём.
6. Записать основное уравнение МКТ идеального газа. Всегда ли оно справедливо?
7. Используя основное уравнение МКТ идеального газа, получить уравнение состояния идеального газа и его частные случаи для
А) Т = const;
Б) Р = const;
В) V = const.
8. Объяснить частные газовые законы с точки зрения МКТ.
9. Указать границы применимости МКТ.
10. Указать отличие теплового движения от механического.
Цели урока:
- Образовательные: закрепить основные положения МКТ теории идеального газа, добиться четкого представления термодинамических параметров и их условий изменения.
- Развивающие: продолжить формирование элементов творческого поиска, уметь сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, логически мыслить.
- Воспитывающая: продолжить воспитание личностных качеств; взаимопомощь, чувство коллективизма, ответственность, организованность. познавательного интереса, творческой мыслительной деятельности.
Особенность урока: этот урок нацелен не только на повторение материала, но и на продолжение работы по формированию умений искать информацию, решать задачи, применять знания в разных ситуациях, делать самостоятельно сопоставления.
Оборудование: видеомагнитофон, видеофильм с демонстрацией опытов по изопроцессам, (собрание демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы «Школьный физический эксперимент» - молекулярная физика. Изд. Современный гуманитарный университет, 2001 г.), ноутбук для индивидуальной работы каждой группе учащихся, пакет с контрольными заданиями каждой группе.
Продолжительность этапа | Содержание учебного материала (СУМ) | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Реальный результат |
Организация урока, | Психологический настрой | Приветствие учителя, готовят свое рабочее место. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. | Включение учащихся в ритм работы, полная готовность к уроку. |
Включение в учебную деятельность, | Сообщение темы занятия, цели и задачи. Короткий обзор основных вопросов предыдущих занятий. | Осознанное выслушивание учителя, записывают тему урока. | Метод эмоционального стимулирования и предъявление учебных требований. | Формирование дидактической цели урока, активности каждой группы. |
Повторение пройденного материала, подготовка к активной познавательной деятельности, | Фронтальный опрос | Класс отвечает на поставленные вопросы в устной беседе. | Беседа, метод устного контроля. | Быстрая проверка за короткий промежуток времени опорных знаний. |
Обобщение и систематизация знаний, | 1 группа. | Работа творческих | Корректировка материала. | Составление краткого опорного конспекта. |
Закрепление: контроль и самоконтроль знаний. | Электронная презентация «Основы МКТ идеального газа». | Устный контроль. | Выполняют задания в электронном варианте. | Проверка с поощрениями и указанием недостатков в знаниях. Повышение интереса к научным знаниям. |
Решение задач | Самостоятельное выполнение по вариантам | Задания на карточках составлены по возрастающей степени трудности | Учащиеся записывают в тетрадях решение задач. | Контроль умений и навыков учащихся, осознание физического смысла изменения состояния идеального газа. Проверка ЗУН с поощрениями и указаниями недостатков в знаниях. |
Подведение итогов урока | Общая характеристика работы класса и отдельных учеников, отметить успешное овладение содержания урока, отметить и недостатки в ЗУН. | Беседа. Метод контроля. | Слушают учителя. | Умение учесть реальные учебные возможности учащихся. |
Информация о домашнем задании. Инструктаж. | Домашнее задание: задачи на карточках. | Беседа. Контролирует записи учащихся. | Слушают учителя. Записывают домашнее задание в дневники. | Инструктаж в рамках урока, приводящий к успешности подготовки к контрольной работе. |
Домашнее задание (раздаются карточки с задачами всем учащимся):
- Сколько молекул содержится в классной комнате размерами 6 х 10 х 3 м при температуре 20оС и нормальном атмосферном давлении.
- При какой температуре находится газ, если в результате изобарного нагревания на 1К его объем увеличился на 35% первоначального?
- В вертикально поставленный цилиндр с площадью основания 40см2 вставлен поршень, под которым находится столб воздуха высотой 60 см. На сколько опустится поршень, если на него поставить гирю массой 10 кг? Масса поршня 2 кг, атмосферное давление нормальное.
- Электрическая лампочка ёмкостью 0,5 л наполнена азотом при давлении 76 кПа. Какое количество воды войдёт в лампу, если у неё отломить кончик под водой на глубине 1,4 м? Атмосферное давление нормальное.
- Когда из сосуда выпустили некоторое количество газа, давление в нём упало на 40%, а абсолютная температура уменьшилась на 10%. Какую часть газа выпустили?
- Некоторую массу идеального газа сначала изобарно расширили, затем изохорически нагрели, следующим этапом – изотермически сжали и наконец изохорно охладили, вернувшись в исходное состояние. Изобразите данные действия над газом в координатах (P,T) и (Р, V)
Дополнительный материал по биографиям учёных:
1. Этот ученый первым выделил химический элемент бор, выиграв пари у своего научного соперника, знаменитого химика сэра Гэмфри Деви. (Гей-Люссак Жозеф Луи.)
2. Этот ученый был французом. (Гей-Люссак, Мариотт, Шарль.)
3. Он прославился своими открытиями как в физике, так и в химии. (Гей-Люссак, Бойль.)
4. Одна из его заслуг – полет на воздушном шаре. (Шарль.)
5. Он получил церковное образование, был игуменом монастыря. (Мариотт.)
6. Он писал, как можно при помощи барометра определить высоту местности. (Мариотт.)
7. Одним из его ассистентов был Гук, впоследствии ставший знаменитым ученым. (Бойль.)
8. Ему принадлежат термины «пипетка» и «бюретка», вошедшие в обиход. (Гей-Люссак.)
9. С установлением закона, открытого им, связаны серьезные приоритетные вопросы, однако его экспериментальные данные по точности превосходили все другие. (Бойль Роберт.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Назови макроскопические параметры: Масса, давление, объем, температура давление, объем, температура
К макроскопическим параметрам идеального газа относятся: давление, объем и температура! P, V, T
2.Из предложенных формул выбери уравнение состояния идеального газа P = 1/3 m o v 2 n PV = m/MRT P = 2/3nE PV = 3/2kT
Неправильно! Повтори теорию!
Молодец! Переходи к следующему вопросу
Неправильно! Повтори теорию!
Уравнением состояния идеального газа называется зависимость между макроскопическими параметрами: давлением, объемом и температурой! pv = m/MRT
Молодец! Переходи к следующему вопросу
3.Масса газа равна: m = RT / pvM m = pvM / RT m = vM / pRT m = pRT / vM
Молодец! Переходи к следующему вопросу
Неправильно! Повтори теорию!
Чтобы выразить неизвестную величину из уравнения Менделеева – Клапейрона, умножь левую и правую часть уравнения на знаменатель (М), получишь: р vM = mRT , найди неизвестный множитель, разделив произведение на известные множители. pv = m/MRT
4.Универсальная газовая постоянная равна: 6,022 *10 23 моль -1 1,38 * 10 – 23 Дж/К 8,31 Дж/ (моль*К)
Неправильно! Повтори теорию!
Молодец! Переходи к следующему вопросу
Универсальной газовой постоянной называется произведение числа Авогадро и постоянной Больцмана: 6,02 * 10 23 * 1,38 * 10 -23 k N A = R
5.Процесс изменения состояния термодинамической системы макроскопических тел при постоянной температуре называется… изобарный изохорный изотермический
Согласно уравнению состояния газа в любом состоянии с неизменной температурой произведение давления газа на его объем остается постоянным. Процесс изотермический. T = const Закон Бойля-Мариотта pv = const
Молодец! Переходи к следующему вопросу
Неправильно! Повтори теорию!
6.Газовый закон для изобарного процесса – это… PV = const v/T = const p/T = const
Неправильно ! Повтори теорию!
Молодец! Переходи к следующему вопросу
Для данной массы газа отношение объема к температуре постоянно, если давление газа не меняется. v/T = const Закон Гей-Люссака. P = const
7. Газовый закон Шарля устанавливает зависимость между: Давлением и объемом Между давлением и температурой Объемом и температурой
Повтори теорию! Неправильно!
Поздравляю! Переходи к следующему вопросу
Процесс изменения состояния термодинамической системы при постоянном объеме называют изохорным. Газовый закон Шарля. V = const. p/T = const
8.Графиком изотермического процесса в координатах PV является: P P V V
Поздравляю! Переходи к следующему вопросу
Неправильно! Повтори теорию!
Зависимость между давлением и объемом в изотермическом процессе обратно пропорциональная. Графиком в координатах PV является изотерма – гипербола.
9.Графиком изобарного процесса в координатах PV является: P V P V
Поздравляю! Переходи к следующему вопросу
Неправильно! Повтори теорию!
Если процесс изобарный давление постоянно, в координатах PV график прямая линия параллельная оси объема.
10.Графиком изохорного процесса в координатах VT является: V V T T
Поздравляю! Переходи к следующему вопросу
Неправильно! Повтори теорию!
Если процесс изохорный объем постоянный, в координатах VT график - прямая линия параллельная оси температуры.
Реши задачу: Найди давление газа бутана (С 4 Н 8 ) в баллоне для портативных газовых плит объемом 0,5 л и массой 250г при температуре 20 0 С 21,7 МПа 12кПа
Поздравляю! Переходи к следующей задаче
Неправильно! Посмотри решение
Решение: Переведи единицы измерения объема, массы, температуры в СИ. Найди молярную массу бутана: M=( 4*12 + 1*8) * 10 -3 = 56 10 -3 кг/моль Из уравнения М-К вырази давление: p = mRT / VM , выполни вычисления.
Реши задачу: Изобрази изобару в координатах VT и PT V T P T V T P T
Поздравляю! Переходи к контрольному тесту
Неправильно! Повтори теорию
Предварительный просмотр:
1 вариант | 2 вариант |
1. Для газа данной массы произведение давления газа на его объем постоянно, если температура газа не меняется. Это закон:
| 1. Для газа данной массы отношение объема к температуре постоянно, если давление газа не меняется. Это закон:
|
2. Какой из приведенных ниже графиков соответствует изобарному расширению? | 2. Какой из приведенных ниже графиков соответствует процессу изотермического расширения? |
3. Какие три процесса представлены на диаграммах рисунка?
| 3. Какие три процесса представлены на диаграммах рисунка?
|
4. Какое значение температуры по шкале Кельвина соответствует температуре 1000С?
| 4. Универсальная газовая постоянная равна:
|
5. В сосуде объемом 8,3м3 находится 0,04 кг гелия при температуре 1270С. Определить его давление.
| 5. Определите массу водорода, находящегося в баллоне вместимостью 20 м3 под давлением 830 Па при температуре 17 0С.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уравнение состояния идеального газа
1. Тема урока: Уравнение состояния идеального газа2....
Обучающий тест для 10 класса к уроку по теме : «Изопроцессы и их графики. Законы идеальных газов» .
Обучающий тест для 10 класса к уроку по теме : «Изопроцессы и их графики. Законы идеальных газов» может быть использован в...
Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ, уравнение состояния идеального газа и изопроцессы» 10 класс
Урок: Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ, уравнение состояния идеального газа и изопроцессы» 10 класс...
Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Модели строения газа, жидкости, твердого тела. Абсолютная температура. Связь абсолютной температуры со средней кинетической энергией частиц вещества. Связь давления идеального газа с средней кинетической энерг
Разработка серии уроков посвященных изучению: Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Модели строения газа, жидкости, твердого тела. Абсолютная температура. Связь абсолютной температуры со средн...
Конспект урока физики в 10 классе по теме: "Идеальный газ. Давление идеального газа. Основное уравнение МКТ"
Конспект урока физики в 10 классе по теме: "Идеальный газ. Давление идеального газа. Основное уравнение МКТ"...
Презентация по МКТ: "Уравнение идеального газа. Изопроцессы"
Уравнение идеального газа. Изопроцессы....