Внутренняя энергия и способы её изменения
презентация по физике на тему

Ефимова Елена Александровна

 

Раздел:  Молекулярная физика и термодинамика.<?xml:namespace prefix = o /??>

 

Тема:  Основы термодинамики.

 

Тема урока: Внутренняя энергия и способы её изменения.

 

Вид урока: Комбинированный урок.

 

Цели урока:

1)     образовательная:

- изучить понятие «внутренняя энергия»;                                                      

-изучить способы изменения внутренней энергии;

 

2)   развивающая:

 - способствовать развитию логического мышления;

      - способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы,      предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать; 

      - развивать умение выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности;

 

3)   воспитательная:

- способствовать формированию научного мировоззрения;

     -пробуждать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям;

      - развитие способностей к сотрудничеству, общению, работе в коллективе;

      -  формировать умение критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).

 

 

Содержание деятельности:

Студент должен:

1)   знать:

- физическую сущность понятий: внутренняя энергия, работа, количество теплоты

- способы изменения внутренней энергии;

- виды теплопередачи

2) уметь:

- решать задачи на расчёт внутренней энергии, количества теплоты, работы в термодинамике.

Принципы: научности, последовательности, природосообразности, доступности, развития личности, коллективизма.

Виды деятельности: индивидуальная, групповая, парная.

Средства обучения: наглядные пособия (опорные конспекты, опросные листы), ТСО ( видеопроектор, экран, слайды, учебный видеофильм).

Оборудование студентов:

-         лабораторный стакан с горячей водой;

-         металлическая ложка;

-         колба;

-         марганцовка;

-         улитка из бумаги;

     -   свеча;

     -   пробирка;

-         деревянная палочка (карандаш).

Оборудование преподавателя:

-         штатив;

-         пробирка с водой;

-         лёд;

     -   проволока, кнопки, кусочек пластилина.

Вид деятельности студентов:

-         групповая работа;

-         исследование;

-         фронтальный эксперимент;

-         решение задач;

-         взаимоконтроль.

Межпредметные связи: строительные материалы, химия,

                                            строительные  конструкции.

  

Ход урока

 

1 Организационный момент – 2 мин.

-         приветствие студентов;

-         заполнение журнала;

-         вступительное слово учителя.

 

2 Повторение изученного материала – 13 мин

  (  работа в микрогруппах)

 

а) назовите основные положения молекулярно-кинетической теории

б) какие агрегатные состояния вещества вы знаете?

      в) какое из агрегатных  состояний мы изучаем? Почему?

г) какой газ называют идеальным газом?

д) какими видами энергии обладают молекулы любого вещества?

е) чем характеризуется кинетическая энергия молекул?

ж) чем характеризуется потенциальная энергия молекул?

     

3 Изучение нового материала - основная часть  -  40 мин

 

1.     Знакомство с понятием « внутренняя энергия»

( фрагмент 1), записи в тетради.

2.     Изучение зависимости внутренней энергии от температуры

( фрагмент 2).

3.     Теплопередача как один из способов изменения внутренней энергии.

Виды теплопередачи:

-теплопроводность (эксперимент, кинофрагмент 3);

-конвекция (эксперимент, кинофрагмент 4);

-излучение (эксперимент, кинофрагмент 5), записи в тетрадях;

        4. Работа как способ изменения внутренней энергии

              (эксперимент, фрагмент 6), записи в тетрадях;

5.     Работа с опорными конспектами (групповая работа).

    

4.    Закрепление изученного материала  - 20 мин

 

1.     Решение задачи (объяснение учителя, слайд);

2.     Решение задачи самостоятельно;

3.     Ответы на качественные вопросы:

 

- мука из-под жерновов выходит горячей, хлеб из печи     вынимают тоже горячим. Сравните причины повышения температуры этих тел.

- на горячей отопительной батарее лежит давно просохшее полотенце. Одинаковы ли степени их нагретости, оцениваемые на ощупь?  Одинаковы ли их температуры?

- в зимний день температура внутренней поверхности стены ниже температуры помещения, а температура наружной стены выше температуры наружного воздуха. Чем это объяснить?

- какие свойства красной меди делают её исключительно удобным материалом для паяльников? Есть ли другие материалы, обладающие такими же свойствами?

- почему при заточке инструментов на наждачном круге необходимо охлаждать их водой?

- для чего используют пористые материалы (пенопласт, поролон, керамзит и т.д.) в строительстве?

- в зависимости от того, какой объем занимают поры пенопласта, объемная плотность его различна (от 40 до 100 кг/м³). Должна ли теплопроводность пенопласта зависеть от его плотности? Почему?

- стены некоторых помещений делают двойными. Почему, несмотря на то, что воздух является хорошим теплоизолятором, пространство между этими стенами не оставляют пустыми, а заполняют рыхлым материалом?

- почему в системах центрального водяного отопления, несмотря на то, что вода может циркулировать за счет конвекции, действует принудительная циркуляция с помощью насосов?

     - какое значение имеют высокие дымовые трубы?

5.  Рефлексия   - 1 мин.

 

6.  Подведение итогов занятия  - 3 мин.

 

7.  Запись домашнего задания  -  2 мин

        А. А. Пинский, Г.Ю. Граковский, Физика §5.6,5.7, задача.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 8 классе по теме "Внутренняя энергия и способы её изменения"

ТЕМА: Внутренняя энергия и способы её изменения.Цели урока:Образовательные:углубить и закрепить знания учащихся по данной теме, способствовать формированию умений применять полученные знания в н...

Урок по физике на тему "Внутренняя энергия и способы ее изменения"

Урок по физике на тему: «Внутренняя энергия и способы ее изменения» для 1 курса по всем специальностям технического профиля, преподавателя высшей категории Н.А.Малышевой. Содержание материала даёт воз...

Анисимова В. В. Презентация к уроку физики 8 класса "Внутренняя энергия и способы ее изменения"

Разработка урока физики для 8 класса по теме "Внутренняя энергия тела и способы ее изменения"....

Презентация по теме "Внутренняя энергия и способы ее изменения"8кл

В работе представлен наглядный материал к уроку в 8классе по теме "Внутренняя энергия и способы ее изменения"...

Презентация к уроку по теме "Внутренняя энергия и способы ее изменения" 8класс

В работе представлен наглядный материал  к уроку в 8классе по теме "Внутренняя энергия и способы ее изменения"...

Тест по физике 8 класс "Внутренняя энергия и способы её изменения"

Тест для уроков физике для закрепления пройденного материала....

Тест по теме "Внутренняя энергия и способы ее измерения"

Тест по теме "Внутренняя энергия и способы ее измерения"...