Урок-викторина на тему "Плавание тел"
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Ворожцова Наталья Владимировна

 

     Методическая разработка урока применения знаний на тему:

"Плавание тел".

 

  •      Урок построен в виде викторины "Что? Где? Когда?"

 

 

  •      Цель урока: повторить основные понятия и законы плавания тел , проверить уровень знаний и умений учащихся, показать возможность использования полученных на уроках знаний в повседневной жизни.

 

  •      Урок позволяет развить у учащихся  навыки принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, а также коммуникативные навыки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТО?  ГДЕ?  КОГДА?

Урок – викторина

по теме: «Плавание тел»

7 класс

Ворожцова Н.В.                                                      Методическая разработка урока

Урок «Что? Где? Когда?»

по теме: «Плавание тел»  (7 класс)

Организация урока:

  1. Организация рабочего пространства (расстановка столов, подготовка интерактивной доски)
  2. Оснащенность вспомогательными средствами ( волчок, метроном, конверты с № вопроса, черный ящик, сосуд с водой, стакан, спирт, масло, газированная вода, ягодка, шарики (металлический, парафиновый, целлулоидный), свеча)
  3. Фиксация групповой работы (деление на «шестерки знатоков»)

Структура урока и распределение времени:

  1. Мотивация                                                                      2 мин
  2. Целеполагание                                                                3 мин
  3. Применение знаний                                                       35 мин
  4. Оценивание (включая рефлексию)                                 5 мин

Деятельность учителя:

  1. Опора на опыт учащихся (личностно-ориентирование знание)
  2. Наличие проблемных вопросов, стимулирующих мышление
  3. Поддержка коммуникативной состоятельности ученика

Деятельность учащихся:

  1. Активность, высокая степень вовлеченности в урок
  2. Кооперативные умения (умения работать в группе)
  3. Умение вести диалог с другими учащимися

Ход урока: 1

  1. Мотивация:  (демонстрация слайда «Вид Земли из космоса»).

     Наша планета из космоса кажется голубого цвета. Почему?  (Потому большая часть поверхности планеты покрыта водой). Да, верно, гидросфера занимает 71% поверхности Земли. В настоящее время известно, что жизнь на Земле зародилась в водной среде. Это произошло около 4 миллиардов лет тому назад. 400 миллионов лет назад жизнь вышла из моря. Но человек живет на суше.  Как же люди смогли путешествовать и передвигаться с одного континента на другой?  (Они плавали). Поднимите руки те, кто умеет плавать (учащиеся поднимают руки, но не все). Я вижу, что не все умеют плавать. И древние люди не все умели плавать. Однако, необходимость преодолевать водные преграды, перевозя грузы по воде, а также использование рек, озер и морей как охотничьих угодий уже в глубокой древности привело к изобретению человеком плавучих средств. Как вы догадались, темой сегодняшнего урока будет «Плавание тел».  

  1. Целеполагание:

     Ребята, нам известно о действии жидкости и газа на погруженное в них тело, мы изучили условия плавания тел. Сегодня наша задача: повторить и обобщить пройденный материал, а также проверить уровень ваших знаний и умений. А что вы должны знать и уметь? Давайте заполним таблицу:

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

        Знать/понимать:                                              Уметь:

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

* физические понятия:                                             *описывать и объяснять физические

архимедова сила                                                            явления:  плавание тел

*физические законы:                                                  *решать задачи на применение изу-

закон Архимеда, условие плавания                              ченных законов и формул: FA=ρgVпогр,

                                                                                        FA = FT  

                                                                                 *использовать физические приборы

                                                                                  для измерения выталкивающей силы:

                                                                                  динамометр

                                                                                  *приводить примеры практического

                                                                                   использования физических знаний о

                                                                                   плавании тел: корабли, подводные

                                                                                  лодки, воздушные шары, дирижабли    

                                                                                 *использовать приобретенные знания

                                                                                   и умения в повседневной жизни:

                                                                                   правила поведения на воде 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

1красным курсивом выделены ответы учащихся

  1. Применение знаний:

               Сегодня наш урок проводится в виде игры-викторины «Что? Где? Когда?»

      До занятия вы разделились на  шестерки знатоков. Каждая команда приготовила вопросы.  После зачтения вопроса  играющая шестерка знатоков  отвечает на вопрос вслух, а остальные участники игры – болельщики (кроме участников команды, придумавшей вопрос) могут написать свой вариант ответа на листочке и передать его ведущему. Если  играющая шестерка не ответила на вопрос, то право сесть за игровой стол переходит к той шестерке, участник которой дал правильный письменный ответ на вопрос. За каждый правильный ответ (как устный, так и письменный) игроки получают по 1 баллу. Если ответ неправильный, то очко получает команда, подготовившая этот вопрос.  Ответ нужно дать через одну минуту после прочтения вопроса.

     Право первой занять игровой стол будет дано той  шестерке игроков, участники которой первыми назовут сосуд, который помог Архимеду открыть свой знаменитый закон.  (Ванна)

     Прошу первую шестерку занять место за игровым столом.

  1. Сюжет первый:  (демонстрация опыта)

     Здравствуйте,  уважаемые знатоки. На дно сосуда с водой я погружаю открытый стакан: один раз – дном вверх, другой раз – дном вниз. В каком из этих случаев работа, затраченная на погружение,  будет больше?

( Работа будет больше, когда больше архимедова сила, а она зависит от объема вытесненной воды  -  FA=ρgVвыт .  А объем вытесненой воды будет больше во втором случае, так как в первом случае вода частично входит в стакан).

  1. Сюжет второй: (показывается второй видеосюжет (отрывок из видеофильма: ))

     Уважаемые знатоки! Взгляните на кадры из жизни подводного мира и за одну минуту приведите примеры  использования закона Архимеда в мире живой природы.

( Например:  плавательный пузырь у рыб. Он обладает заметной сжимаемостью, поэтому рыба легко меняет объем своего тела и, тем самым, среднюю плотность. Так рыба  регулирует глубину своего погружения: пузырь надут – всплывает, сжат – уходит на глубину.)

  1. Сюжет третий: (выносится черный ящик)

     Внимание – черный ящик! Уважаемые знатоки, в черном ящике находится бесцветная жидкость. Известно, что, если в нее опустить кусочек льда – он потонет, а если дубовую щепочку – она будет плавать. Какая жидкость находится в черном ящике?

( Спирт.  Его плотность (800 кг/м3) больше, чем у дуба (700 кг/м3) и меньше, чем у льда (900 кг/м3)).

  1. Сюжет четвертый: (демонстрация опыта)

          Взгляните, уважаемые знатоки, как плавает ягодка винограда в стакане с газированной водой. Что общего между этим явлением и подводной лодкой?

( У подводной лодки есть специальные цистерны. Называются они – балластные. Когда лодка должна всплыть – они должны быть пусты, при погружении – их заполняют забортной водой. В случае ягоды винограда роль таких цистерн выполняют пузырьки воздуха, которыми покрыта эта ягода.)

  1. Сюжет пятый: ( выносится черный ящик и поднос с двумя стаканами)

     И вновь – черный ящик! В нем находится оригинальный индикатор, который поможет вам определить: в каком из стаканов налита пресная вода, а в  каком – соленая. Что находится в черном ящике?

( В черном ящике находится яйцо. Его плотность больше, чем у пресной воды, но меньше, чем у соленой. Поэтому яйцо будет плавать в стакане с соленой водой.)

  1. Сюжет шестой: (показывается видеосюжет)

     Уважаемые знатоки. Отгадайте загадку и объясните ее физический смысл: В огне не - горит, в воде – не тонет. Что это? Желаю успеха!

(Это – лед. Он не горит в огне, а тает. Он не тонет в воде, так как его плотность меньше, чем у воды.)

  1. Сюжет седьмой: (показывается видеосюжет: (демонстрация опыта))

     Уважаемые знатоки. На дне стакана лежат три шарика: металлический, парафиновый и целлулоидный. Как расположить их друг над другом?  Дайте ответ за одну минуту.

( Нужно налить вначале в стакан воду – металлический шарик утонет, а затем налить растительное масло или керосин – парафиновый шарик будет плавать на границе: вода-масло, а целлулоидный шарик всплывет))

  1. Сюжет восьмой: (показывается видеосюжет (отрывок из мультфильма     «Приключения Незнайки»))

     …Все жители Цветочного города приходили и смотрели на огромный шар, который был привязан к ореховому кусту.

- Шар легкий, - говорили одни, - его свободно можно поднять одной рукой кверху.

- Легкий-то он легкий, но, по-моему, он не полетит, - сказал малыш по имени Топик.

Коротышки задумались: «Шар легкий, а все-таки он тяжелый. Это верно. Как же он полетит?

     На следующее утро стали готовится в путь. Торопыжка первым залез в корзину, за ним – Незнайка.

- Вы чего забрались в корзину? – спросил Знайка. – Вылезайте, еще рано. Шар сначала надо заполнить теплым воздухом.

- А зачем теплым? – спросил Торопыжка.

     Знайка велел коротышкам наполнить несколько мешков песком и положить их в корзину.

- Что это они делают? – спрашивали друг друга зрители.

- Эй, зачем вам мешки с песком? – закричал Топик, который сидел на заборе.

- А вот поднимемся и будем вам сверху на головы бросать!- ответил Незнайка.

А как вы думаете, зачем коротышкам понадобились мешки с песком и зачем шар заполняют теплым воздухом?    

(Шар заполняют теплым воздухом, так как его плотность меньше, чем холодного атмосферного воздуха. А мешки с песком нужны для того, чтобы уменьшить вес шара, сбрасывая их на высоте. Ведь когда шар поднимется, воздух в нем начнет остывать и архимедова сила начнет уменьшаться).

  1. Сюжет девятый:  (демонстрация опыта)

     Уважаемые знатоки, взгляните. К свечке я прикрепила груз так, чтобы она плавала в воде. Видите, только краешек свечи находится над водой. Зажжем свечу. Долго ли она будет гореть? Догорит ли она до конца?

(Да, она догорит до конца. Сгорая, она уменьшается в весе и всплывает снова и снова, пока не догорит).

  1. Сюжет десятый: (показывают видеосюжет: «Айсберг»)

     Взгляните, как плывет громадный айсберг. «Белый айсберг плывет по волне, в океан  погруженный для верности. На три четверти он в глубине и на четверть всего на поверхности», - такие строчки написал поэт М. Матусовский. Какую ошибку допустил поэт с точки зрения физики? 

(У айсберга лишь десятая часть видна над водой, а под водой находится девять десятый всей массы льда.  Ведь из условия плавания:  ρльдаV = ρводыVпогр  следует, что Vпогр = ρльдаV/ρводы  = 9/10 V)

  1. Сюжет одиннадцатый:  (показывают видеосюжет: «Спасение утопающих»)

     Средняя плотность тела человека около 1 г/см3, т.е. как у воды. Следовательно, люди должны в воде плавать. Почему же некоторые люди тонную в воде?

(Чтобы не утонуть, человек должен погрузиться в воду почти целиком. Для людей, не умеющих плавать, наиболее правильной будет вертикальная позиция идущего человека, причем голову следует откинуть и погрузить в воду так, чтобы над ней оставались только рот и нос. Но такое равновесие очень хрупкое и достаточно вскинуть руку или поднять голову, чтобы оно нарушилось. Тогда рот и ноздри окажутся под водой, которая при попытке вздохнуть проникает в легкие и желудок. Тело становится тяжелее, и человек идет ко дну.)

     

  1. Оценивание:

     

     А теперь подведем итоги игры:  (подсчитываются баллы, набранные каждой шестеркой). Игроки команды, набравшей  пять баллов, получают отметку «5»,  четыре балла – «4» и т.д.

     Спасибо всем! Урок окончен.

     

 

 

                                                                                       

           

         

           

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по сказкам А.С. Пушкина 5 класс (урок-викторина)

Методическая разработка по сказкам А.С.Пушкина для 5 класса. Урок разработан с учётом возрастных особенностей детей....

"Штат за Штатом" материал к уроку обобщения по теме "География С.Америки"11 класс. Урок-викторина.

"Штат за Штатом" - материал к уроку географии в 11 классе. Цель: посредством игры закрепить знания интересных фактов о природе, населении, истории, особенностях США....

План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов “BRAIN RING”

Итоговое внеклассное мероприятие по английскому языку среди 6-х классов за I и  II четверть по учебнику Starlight 6 (Звездный английский)., под редакцией : Баранова...

План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов

План-конспект урока-викторины по теме:Starlight of English Викторина среди 6-х классов...

Урок-викторина "Интеллектуальная викторина «СВОЯ ИГРА» по творчеству Н.А.Некрасова"

    Предлагаю вам литературную викторину по творчеству Н.А. Некрасова. Материалом для составления литературной викторины послужили произведения русской классической литературы, ...

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» Итоговый урок-викторина

Книга Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»,которую необходимо обучающимся прочитать до проведения данного урока....