Первый закон термодинамики
методическая разработка по физике (10 класс) по теме
Урок изучения и первичного закрепления нового материала основе системно-деятельностного подхода. Урок составлен с учетом требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Pervyy_zakon_termodinamiki.rar | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Глава 13 Основы термодинамики
Урок 43/3
Тема урока: Первый закон термодинамики
Тип учебного занятия | Изучения нового материала и первичного закрепления по теме «Первый закон термодинамики» | |
Дидактическая цель | Создать условия для осознания и осмысления первого закона термодинамики | |
Структура занятия |
| |
Личностные результаты |
| |
Метапредметные результаты |
| |
Предметные результаты | Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны понимать:
Обучающиеся должны уметь:
| |
Ключевые понятия темы |
| |
Ресурсы: -основные -дополнительные |
мультимедийная установка: компьютер, проектор, презентация к уроку, (Сопровождение - презентация к уроку) Программное обеспечение : пакет Microsoft Office-2003, операционная система Windows-95/98/2000/XP
В практический модуль включены 9 интерактивных заданий различных типов с возможностью автоматизированной проверки для закрепления знаний по теме "Первый закон термодинамики" для старшей школы.
| |
Организация пространства | Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа. |
Уровень учебной цели | Планируемые результаты обучения (знания, которые должны быть усвоены обучающимися) | Виды деятельности, адекватные знанию | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | |
Знание | • первый закон термодинамики ∆ U = A + Q: изменение внутренней энергии системы при переходе из одного состояния в другое обусловлено работой и теплопередачей. • Q = ∆U + А ' Количество теплоты, переданное системе, идет на изменение внутренней энергии и на совершение работы над внешними силами. | Эвристическая беседа Самостоятельная работа | Проблемная ситуация: Чем с энергетической точки зрения отличаются друг от друга изотермическое и изобарное расширения? Учебная задача 1: Установить связь между внутренней энергией, работой газа и количеством теплоты. | |
Понимание | •∆U = U2 – U1 = ± А ± Q Здесь знаки «+» относятся к случаям, когда газ приобретает энергию (по соответствующему «каналу» энергия поступает от окружающих тел к газу); знаки «-» относятся к случаям, когда энергия поступает от газа к окружающим телам. | Групповая работа | Рассмотреть ключевые понятия и установить связь между ними. Работа в группах. Время работы – 3 минут. По необходимости работайте с учебником §75, 76 и с раздаточным материалом. 1 группа: 1) Термодинамика; 2) Внутренняя энергия. 2 группа: 3) Связь внутренней энергии и температуры; 4) Способы изменения внутренней энергии.3 группа: 5) работа газа; 6) Количество теплоты. | |
Применение | • применять первый закон термодинамики для объяснения различий с энергетической точки зрения между изопроцессами; Невозможность создания вечного двигателя первого рода | Индивидуальная работа на ПК |
В практический модуль включены 9 интерактивных заданий различных типов с возможностью автоматизированной проверки для закрепления знаний по теме "Первый закон термодинамики" для старшей школы. | |
Анализ | • работа и количество теплоты не содержаться в теле, а характеризуют процесс изменения его внутренней энергии; Невозможность создания вечного двигателя первого рода | Групповая работа |
| |
Синтез | • обоснование важности понимания первого начала термодинамики для описания физических процессов Невозможность создания вечного двигателя первого рода | Групповая работа | Обоснуйте важность понимания первого закона термодинамики. | |
Оценка | •организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий | Индивидуальная работа | Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале. |
Ход урока.
№ | Этапы урока и их содержание | Цели этапа | Деятельность | |||||||
учителя | обучающихся | |||||||||
I | Организационный этап.
А сколько путей, по-вашему, ведут к знанию? Древний мыслитель и философ Китая Конфуций утверждал, что три.
(древний мыслитель и философ Китая) (слайд 2) Сегодня на уроке нам предстоит пройти все эти пути и согласится, а может быть засомневаться в истинности этого утверждения. У каждого из Вас на столе есть рабочая карта. Прошу Вас познакомиться с рабочей картой и заполнять его по мере продвижения по этапам. Предлагаю Вас оценить Ваше настроение в начале пути, отметив смайлик, близкий Вашему состоянию. Итак, в добрый путь. | Цели: -создание позитивного эмоционального настроя учеников на урок; Погружение в метатему | Организационная | Знакомятся с рабочими листами; Оценивают настроение в начале урока | ||||||
II | Целеполагание и мотивация. Проблемная ситуация. Учитель: Знакомы ли вы с термином «изопроцессы»? Ученик: Изопроцессы – это процессы, протекающие при неизменном значении одного из параметров, характеризующих состояние газа. Учитель: С какими изопроцессами вы знакомы? Ученик: Изобарный, изотермический, изохорный. Учитель: Какие изопроцессы представлены на слайдах? Что вы можете о них рассказать? (слайд 3) P Р 0 V 0 V Рис.1 рис.1 Ученики называют процессы, анализируют изменение физических величин.
Учитель: значит, можно предположить, что в обоих случаях, газ при расширении может совершить работу, например, поднять поршень, если этот газ находиться в цилиндре. За счет чего совершается эта работа газа? А как при этом изменяется внутренняя энергия газа? И чем с энергетической точки зрения отличаются друг от друга изотермическое и изобарное расширения? Возникают затруднения. Чтобы найти выход из сложившейся проблемной ситуации необходимо размышлять. Итак, РАЗМЫШЛЯЕМ! Каков план действий? Необходимо из многообразия физических понятий выбрать ключевые для разрешения данной проблемы, те ключевыми понятиями, которые характеризуют энергетическое состояния газа и установить связь между ними. Предлагаю вам поразмышлять, обсудить в группах в течении 2-3 мин какие ключевые понятия нам необходимы для разрешения данной проблемы? Аши предложения запишите в рабочих картах. (После обсуждения заслушать предложения. Выделить из предложенных ключевые понятия темы Проблемная ситуация: Чем с энергетической точки зрения отличаются друг от друга изотермическое и изобарное расширения?
Ключевые понятия:
Учебная задача: установить связь между внутренней энергией, работой газа и количеством теплоты – первый закон термодинамики Разрешение проблемы: Данная зависимость носит название первый закон термодинамики. Сформулируйте тему урока. Заполните рабочие карты | Цели: -создание условий через проблемную ситуацию для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -наметить шаги учебной деятельности. | Эвристическая беседа с учениками. Совместный с учениками анализ предложений учеников, подвести учеников к необходимости установить зависимость между внутренней энергией, работой газа и количеством теплоты. Подводит школьников к формулировке учебной задачи урока, темы урока | Обсуждение в малых группах. Анализируют графики состояний идеального газа Высказывание предложений по определению ключевых понятий. В ходе беседы высказывают необходимость установить зависимость между внутренней энергией, работой газа и количеством теплоты Заполнение рабочих листов Формулируют тему урока, основную задачу урока. Записывают в рабочие тетради. | ||||||
III | Следующий путь - путь подражания – это путь самый легкий. Актуализация. Предлагаю вам рассмотреть ключевые понятия и установить связь между ними. Прошу вас разделиться на 3 группы. Время работы – 3 минут. По необходимости работайте с учебником §75, 76 и с раздаточным материалом. 1 группа: 1) Термодинамика; 2) Внутренняя энергия. 2 группа: 3) Связь внутренней энергии и температуры; 4) Способы изменения внутренней энергии. 3 группа: 5) работа газа; 6) Количество теплоты. | Цели: -организовать актуализацию знаний учеников для вывода первого закона термодинамики - уточнить следующий шаг учебной деятельности. | Организовать групповую работу Учитель консультирует, помогает, тем, кто испытывает затруднения | Групповая работа : 1) повторяют самостоятельно пройденный материал. 2) Заполнение рабочих листов | ||||||
IV | Отчеты групп. 1 группа. 1) Термодинамика – раздел физики, в котором с наиболее общих позиций (без обращения к молекулярным представлениям) рассматриваются процессы обмена энергией между изучаемым объектом и окружающей его средой. Изучаемый объект – идеальный газ. 2) Внутренняя энергия макроскопического тела равна сумма кинетических энергий беспорядочного движения всех молекул (атомов) тела и потенциальных энергий взаимодействия всех молекул друг с другом (но не с молекулами других тел). 2 группа. 4) , где U – внутренняя энергия, m – масса газа, М – молярная масса, R = 8,31 Дж/(моль · К) – универсальная газовая постоянная Т – абсолютная температура
Анализ: U ~ T, U ~ m; ∆U ~ ∆T 5) При m = const два способа энергообмена (два канала) системы с окружающей средой: а) вследствие совершения работы А. В этом случае объем газа должен изменяться (при расширении газ совершает работу над окружающими телами, например, отодвигая поршень; при сжатии окружающие тела совершают работу над газом); б) вследствие передачи теплоты Q (от газа к окружающим телам или, наоборот, от окружающих тел к газу). Учитель: Чем же обусловлено изменение внутренней энергии газа? Ученики: изменение внутренней энергии газа обусловлено совршением работы и теплопередачей. Учитель: Таким образом, изменение (приращение) ∆U внутренней энергии газа можно представить в виде ∆U = U2 – U1 = ± А ± Q Здесь знаки «+» относятся к случаям, когда газ приобретает энергию (по соответствующему «каналу» энергия поступает от окружающих тел к газу); знаки «-» относятся к случаям, когда энергия поступает от газа к окружающим телам. ∆U = U2 – U1 = ± А ± Q Изменение внутренней энергии при переходе системы из одного состояния в другое обусловлено работой и теплопередачей. Данное утверждение носит название первый закон термодинамики. Часто вместо работы А внешних тел рассматривают А ' работу системы над внешними телами. Учитывая, что А ' = - А, первый закон термодинамики можно записать так: ∆U = А + Q → Q = ∆U - А Q = ∆U + А ' Количество теплоты, переданное системе, идет на изменение внутренней энергии и на совершение работы над внешними силами. Это фактически закон сохранения энергии для тепловых процессов. Этот закон был открыт в середине XIX века немецким ученым, врачом по образованию Маейром, английским ученым Дж. Джоулем и получил наиболее точную формулировку в трудах немецкого ученого Гельмгольца. Отчет 3 группы: 5) Работа газа А = p(V2 – V1) = p∆V, если газ сжимаю, то А<0, если газ расширяется, то А>0. 6) При нагревании Q = mc(t2 – t1) При парообразовании (конденсации) Q = ± rm При плавлении (отвердевании) Q = ± љm. | Цели: -организовать отчеты групп. | В ходе обсуждения учитель подводит учеников к формулировке первого закона термодинамики. Обратить особое внимание на знаки при изменении состояния газа | Ученики актуализируют знания по теме, совершают мыслительную деятельность при разборе ключевых понятий и связи между ними при проверке ответов по слайдам Фиксируют главные моменты в рабочих картах | ||||||
Осознание и осмысление учебной информации. Вернемся к нашей проблеме. При изобарном процессе газ получает теплоту. Часть теплоты идет на совершение газом работы (объем газа увеличивается), часть – на приращение внутренней энергии газа. При изотермическом расширении ∆U = 0, т.к. Т = const, поэтому работу газ совершает за счет теплопередачи, при чем Q = А ' Газ получает извне теплоту, такое же количество энергии в виде работы он возвращает в окружающую среду. Физминутка. Думающий колпак | Цели: -создать условия для осознания и осмысления учебной информации: 1)разрешение проблемной ситуации По выполнению заданий можно судить о степени понимания и сознания Цель: снять напряжение в мышцах головы; подготовить детей к первичному закреплению учебной информации | Учитель консультирует, помогает, тем, кто испытывает затруднения | Восстанавливают цепочку рассуждение в рабочих картах | |||||||
И путь опыта – это путь самый горький. Первичное закрепление учебного материала. 1. (ЕГЭ 2001 г.) А9. Газ в сосуде сжали, совершив работу 25 Дж. Внутренняя энергия газа при этом увеличилась на 30 Дж. Следовательно
2. (ЕГЭ 2001 г.) А11. В тепловом двигателе газ получил 300 Дж тепла и совершил работу 36 Дж. Как изменилась внутренняя энергия газа?
3.(ЕГЭ 2001 г.) А11. Чему равно изменение внутренней энергии газа, если ему передано количество теплоты 300 Дж и внешние силы совершили работу 500 Дж?
4.(ЕГЭ 2002 г., Демо) А10. Внутренняя энергия гири увеличивается, если
2. Работа с ЭОР. В практический модуль включены 9 интерактивных заданий различных типов с возможностью автоматизированной проверки для закрепления знаний по теме "Первый закон термодинамики" для старшей школы. Оценку по пятибалльной системе можно выставить по следующему принципу: «5» ставится, если 8-9 баллов «4» ставится, если 6 – 7 баллов «3» ставится, если 4 - 5 баллов «2» ставится, если < 4 баллов Самооценка по журналу успеваемости ОМС | Цель: первичное закрепление учебного материала по теме урока | Организовывает обсуждение Учитель организует самостоятельную работу, оказывают необходимую помощь |
Учащиеся обсуждают данную работу в парах и аргументируют свой ответ Выполняют тестовые задания на ПК. Форма работы – индивидуальная. | |||||||
V | Информация о домашнем задании. § 78 Стр.189 Пример 2 решения задач (конспект) с 236, Упр. 15 (2, 5) | Учитель комментирует домашнее задание, отвечает на вопросы | Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы | |||||||
VI | Анализ деятельности
Оценка деятельности 3.Обоснуйте важность понимания первого закона термодинамики. В природе непрерывно и многообразно совершается обмен энергией между отдельными телами и их система. Общие законы этого обмена определяют законы термодинамики. Сегодня вы познакомились с первым законом, пройдя определенный пути познания. Вернемся к высказыванию Конфуция. Согласны ли вы с древним философом. Если – да, то отметьте эти пути в рабочем листе. Какой путь для Вас был самым легким, самым трудным? Есть ли другие мнения, реплики, мысли… Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале. | Контролирует грамотность рассуждений | Работа в малых группах, представление результатов обсуждения, записывают ключевые моменты в тетрадь Заполнение листов самоконтроля. | |||||||
VII | Рефлексия (подведение итогов урока)
Оцените Ваше настроение в конце урока с помощью смайликов. | Заполнение листов самоконтроля |
1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение первого закона термодинамики к изопроцессам.
Цель урока: установить связь между изменениями внутренней энергии, работы и количеством теплоты для изопроцессов; научить решать задачи из ЕГЭ по данной теме.Задачи урока: 1) образовательн...
Применение первого закона термодинамики.
Открытый урок в 10 классе районный семинар физиков...
Тест по теме первый закон термодинамики
Тестовая работа предназначена для оценки уровня общеобразовательной подготовки по теме «Первый закон термодинамики»...
Решение задач по теме "Первый закон термодинамики".
Данный материал создан на основе программы Notebook 10 для интерактивной доски. Содержание включает пять задач разной степени сложности с решениями.Используется на уроках в 10 классе базового уро...
Открытый урок по теме Применение первого закона термодинамики к изобарическому процессу
Данная разработка предназначена для проведения урока в 10 классе ( автор учебника А.В, Грачев). Урок отвечает требованиям ФГОС. Оснавная работа на уроке отводится самостоятельному добывани...
Технологическая карта по теме "Первый закон термодинамики" в 10 классе для модульного изучения физики с учётом когнитивных стилей.
Материал расчитан на 1-2 урока, в зависимости от подготовки учеников. Учитель может убрать проверку домашного материала, часть заданий, если сочтёт объём узучаемого материала большим. Задания имеют 3 ...
презентация на тему" Первый закон термодинамики"
Первое начало термодинамики выражает универсальный закон сохранения энергии применительно к задачам термодинамики....