Новые педагогические технологии - четырехактный урок
методическая разработка по физике (11 класс) по теме

В материале представлена теория и этапы четырехактного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Chetyrehaktnyy_urok.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Четырехактный урок

Проблемой сегодняшней школы является низкая  эффективность традиционного урока. Современный традиционный урок не обеспечивает полной включенности каждого ребенка в учебный процесс, так как ученик- объект воздействия. На основании анализа и обобщения накопленного опыта использования сочетания фронтальной, индивидуальной, групповой, коллективной форм работы проректор Красноярского ИПК работников образования И. Г.Литвинская предложила структуру  четырехактного урока.

1.Фронтальная работа, где  происходит  проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала. Во время фронтальной работы ученик может слышать и воспринимать текст, но это не означает, что он его понимает, а часть учеников вообще пропускает мимо ушей информацию учителя. Учителю необходимо иметь в виду, что фронтально решаются организационные вопросы, он обеспечивает психологический настрой, а также предъявляет информацию с обязательной ее фиксацией учеником и самим учителем на доске, чтобы обеспечить опору для дальнейшего понимания.

2. Работа в постоянных парах – тренаж, повторение, закрепление материала, предъявленного в предшествовавшей фронтальной работе.

Последующая проработка учебного материала в постоянных парах должна помочь восстановить его содержание, проверить знания. Задания ученикам должны соответствовать содержанию учебного материала: повторить текст учителя, задать вопросы, выделить главную мысль, озаглавить части текста, выразить свое отношение, выдвинуть гипотезу т.д.

Мышление начинается с вопроса, который должен быть задан кем-то или кому-то. А лучше всего это делать в паре. Предоставляется возможность больше общаться, и трудно отсидеться, когда вопрос задан лично тебе.

3 Работа в парах сменного состава – глубокое усвоение отдельных моментов материала по изучаемой теме.

Важные задачи и понятия требуют разностороннего рассмотрения. И здесь как нельзя лучше подходит работа в парах. Ученик, рассматривая одну и ту же проблему с разных сторон, смотрит на нее своими глазами и глазами других учеников. Происходит обогащение разными техниками мышления, эмоциями. За счет других вовремя обнаруживаются проблемы, происходит коррекция.

Работу в парах можно организовать по-разному, для этого целесообразно применять различные приемы и технологии, методики коллективных занятий. Один из приемов работы в сменных парах – «Ручеек».

Каждый ученик имеет свое задание. Учащиеся сидят парами. После выполнения его и обсуждения начинается движение одного варианта: с первой парты ученик идет на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперед. Движение идет до тех пор, пока ученики не вернуться на свои места. Возможна также работа в парах сменного состава, когда пара создается по желанию ученика.

Такая работа помогает обмениваться результатами деятельности, осуществлять постоянную смену позиции «учитель-ученик», это обеспечивает взаимоконтроль, повышает мотивацию обучения, развивает самостоятельность, способствует развитию индивидуальных задатков.

4Индивидуальная работа – самостоятельное выполнение заданий по теме урока.

Структура четырехактного урока – это последовательность оргформ. Но эта последовательность не жестко задана, ее можно изменить: 1,2,3; 1,3,4 и т.д.

Может быть объединение 2, 3 этапа.

Например, можно организовать овладение учащимися программного материала в свободных группах, например, для изучения какого-либо текста. Класс делится на группы по 6 человек. В каждой группе выбирается ведущий. Урок начинается с фронтальной работы, в ходе которой учитель ставит проблему и выясняет уровень знаний по данной теме, задав вопрос или вопросы. Ответы могут быть правильными и ошибочными. Опираясь на ответы учащихся, учитель обозначает проблему и помогает каждому ученику определить конечный результат и спланировать дальнейшие действия. Затем в сводных группах учащиеся работают парами различного состава, изучают текст. Продуктом этой работы будет план текста. Кроме этого учащиеся отвечают на вопросы к тексту, составляют свои «умные» вопросы. Сильным учащимся можно предложить задания более сложного уровня. Каждая группа ведет свой дневник, в котором записывают тему урока, план текста, здесь же выписываются важнейшие термины.

Урок заканчивается фронтальной работой, где каждая группа представляет свой план, предлагает свои вопросы. В ходе обсуждения выясняется, насколько план точен и соответствует содержанию.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка

Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка...

новые педагогические технологии на уроках русского языка

в этих статьях представлен материал направленный в помощь учителям русского языка и литературы...

Использование новых педагогических технологий на уроках географии

Статья содержит материал "Из опыта работы учителя географии"...

Новые педагогические технологии на уроке английского языка.

Понятие «педагогическая технология» появилось в начале 1960-х годов. С 1966 года в Англии раз в два года проходят конференции, по материалам которых выпускаются книги «Aspects of Educational Technolog...

Новые педагогические технологии на уроках физики.

Рассказывается о применении современных технологий на уроках физики и не только....

Использование новых педагогических технологий на уроках изобразительного искусства "Компьютерные технологии".

В работе представлены компьютерные технологии, применяемые на уроках изобразительного искусства, указываются положительные моменты использования ИКТ, приемуществом которых является гибкость....