«Атом – от Демокрита до ядерного реактора…»
план-конспект урока по естествознанию

Трибунская Елена Жановна

История атомной энергетики. Метапредмедтый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urokatom.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования

администрации Балаковского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

г. Балаково Саратовской области

Открытый урок

в рамках конкурса «История атомной энергетики»

«Атом – от Демокрита

до ядерного реактора…»

Авторы:

учителя МАОУ СОШ № 7 г. Балаково

Бикчураева Елена Викторовна, учитель географии,

Королева Татьяна Юрьевна, учитель физики

Макиенко Наталья Васильевна, учитель математики,

Трибунская Елена Жановна, учитель химии и биологии

Балаково - 2017

Урок «Атом – от Демокрита до ядерного реактора…»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: – в форме активной деятельности способствовать формированию у учащихся чувства гражданской ответственности за свое будущее, за будущее своего города, своей страны.

Задачи:

В предметном направлении (обучающие):

- Создать условия для формирования понятия о строении атома; устройстве ядерного реактора; принципах работы ядерного реактора; применении ядерной энергии в мирных целях;

- формирование способностей теоретического прогнозирования и оценки последствий вмешательства человека в природу при решении научно – технических задач;

- показать необходимость такой отрасли как атомная энергетика

- используя знания разных школьных дисциплин, убедить в обязательности рационального природопользования для сохранения здоровья людей.

В метапредметном направлении (развивающие):

способствовать:

- формированию научного мировоззрения;

- развитию умения анализировать и делать выводы;

- формированию и развитию навыков работе учащихся в группе;

- развитию навыков владения речью

В личностном направлении (воспитательные): 

способствовать формированию:

- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- развитию самостоятельности в приобретении н6овых знаний;

- ценностного отношения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

-объяснять строение атома, устройство ядерного реактора; приводить примеры использования ядерной энергии.

Метапредметные:

-формирование и аргументация своего мнения в коммуникации; умение делать выводы; контроль; коррекция; самооценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные:

- формирование познавательного интереса, самостоятельности в приобретении знаний, умение оценивать свои действия; проявлять инициативу.

Методы: системно-деятельностный, частично-поисковый, проблемно-эвристический; метод работы с таблицами, метод организации дискуссии.

Межпредметные связи: история, математика, физика, химия, география, экология.

Ход урока.

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Учитель математики

 (на доске лента времени,  портреты ученых, яблоко, модели атомов и молекул)

Легенда рассказывает, что однажды, сидя на камне у моря, Демокрит, древнегреческий философ,  (460 год до н.э -360 год до н.э.) держал яблоко и размышлял……

-Давайте сейчас представим себя философами древнего мира.

-Разрежем яблоко пополам. Одну половинку уберем. Какая часть яблока осталась? (1/2)

- Разрежем эту половинку. Одну часть уберем. Какая часть яблока осталась?(1/4)

-Если продолжить такое деление дальше, какие части будут получаться? (1/8,1/16 и. т.д.)

- Вопрос: Можно ли делить яблоко бесконечно? Существует ли предел этому деления?

 Демокрит пришел к выводу, что предел этого деления существует, и назвал неделимую частицу – атомом. Атом в переводе с древнего греческого «неделимый».

Демокрит свои мысли изложил в книге «Малый диакосмос», только вдумайтесь – это написано более 2500 лет назад. Атом  по Демокриту–нечто мельчайшее, неделимое, непроницаемое, неизменное, не содержащие в себе пустоту.

- Как же вы считаете, с чем вы сегодня будете знакомиться на уроке?

(тема урока высвечивается на экране) (Слайд 1)

-Но, время не стоит на месте…..

Мир сложен. Он полон событий,

Сомнений и тайн бесконечных.

И смелых догадок.

Как чудо природы, является гений!!!!!!

И в хаосе этом находит порядок.

- Кто же этот гений, кто совершил величайшее открытие в  18 веке?

Даниил Бернулли сказал про этого человека: «Нет ни одной науки, которая развивалась бы без знаний этого ФЕНОМЕНА».

Сын архангельского черносошного крестьянина –помора, стал единственным интеллектуалом, кто сумел решить основные задачи мировой философии и науки и продвинуть их дальше.

Михаил Васильевич Ломоносовв 1745 году разграничил понятия атом и молекула. Молекула – наименьшая частица вещества, атом – наименьшая частица химического элемента. Молекулы состоят из атомов.

Много проблем ставит перед нами наша жизнь. Одни решаются легко, над другими бьются несколько поколений ученых. Казалось бы, почти простой вопрос: «Как устроен атом?», а ответ искали более двух тысячелетий.

Конец 19 века Джозеф Джон Томсон открыл электрон. Наконец-то атом разделили! Но еще предстояло разобраться в том, как устроен атом.

 Сегодня будем говорить об истории формирования представлений  о строении атома. Что бы вы хотели узнать?

Предполагаемые ответы учащихся: Как разделить атом?

Зачем это необходимо?

Как это применить на практике?

  1. Актуализация знаний и пробного учебного действия

Учитель химии

Чтобы узнать это, давайте распределимся на группы.  Каждая группа внимательно читает текст и рисует модель атома, согласно описанию в тексте. Вам дается 3 минуты, после этого расскажите о своей модели другим группам. (Каждая группа представляет свою модель у доски, предварительно прикрепив ее.)

Джозеф Джон Томсон

18.12.1856–30.08.1940

Английский физик, член Лондонского королевского общества. В 1897 году экспериментально доказал существование – электрона, мельчайшей частицы, которая в 2000 раз меньше атома, определил массу и заряд электрона. В 1903–1904 годах выдвинул гипотезу, что атом представляет собой положительно заряженную сферу, внутри которой находятся электроны. Ученые назвали эту модель «пудингом с изюмом»

Модель атома Дж. Томсона не была подтверждена экспериментальными фактами и осталась гипотезой.

(Слайд 2)

Эрнест Резерфорд

30.08.1871–19.11.1937

Английский физик, основоположник ядерной физики, член Лондонского королевского общества. В 1911 году экспериментально обосновал ядерную модель атома: в центре атома находится положительное ядро, а вокруг ядра по круговым орбитам двигаются отрицательно заряженные электроны, подобно планетам вокруг Солнца. Эту модель называют еще планетарной.

Но теория Э.Резерфорда не могла объяснить излучение и поглощение энергии атомом.

 В 1919 году осуществил опыт, в котором из ядра вылетали ядра водорода, получившие названия протонов, имеющие положительный заряд

(Слайд 3)

Джеймс Чедвик

20.10.1891–24.07.1974

Английский физик – экспериментатор, член Лондонского королевского общества. В 1920 году подтвердил теорию атома Резерфорда и вывод о том, что заряд ядра равен порядковому номеру элемента. В 1932 году обнаружил частицы, которые отличаются от протонов электрическими свойствами, но очень близки к ним по массе и размеру. Он назвал эти частицы нейтронами. И доказал, что ядра атомов тоже делимые! Они состоят из протонов и нейтронов, которые связаны между собой мощным ядерным воздействием.

(Слайд 4)

-Перед нами три модели, которые созданы по описанию ученых.
А сейчас сравним каждую модель с реальной моделью атома.

-Что Вы знаете о современных представлениях о строении атома?

Вывод: Атом состоит из ядра и электронов. Ядро состоит из протонов и нейтронов. Протон имеет положительный заряд, нейтрон не имеет заряда. Масса протона приблизительно равна массе нейтрона

III. Этап выявления места и причины затруднения

Задание: определите, какие величины, характеризующие строение атома и положение химического элемента в периодической таблице Д.И. Менделеева, численно равны между собой. Буквы, соответствующие правильным ответам, образуют название химического элемента, обнаруженного в 1868 г. в солнечном спектре. На слайде:

Строение атома

Положение химического элемента в таблице периодической системы Д.И. Менделеева

порядковый номер

номер периода

номер группы

1. Заряд ядра

Г

Д

Ж

2. Число электронов в атоме

Е

З

К

3. Число протонов в ядре

Л

М

Н

4. Число нейтронов в ядре атома

Ю

У

С

5. Число электронов в наружном слое атома

О

П

И

6. Число электронных слоев (энергетических уровней) в атоме

Ч

Й

Я

(Слайд 5)

Ответ: Гелий
Сообрази, как заполнить таблицу. (Приложение №1)

I вариант                                                      

O

Cu

p+

8

29

e-

8

29

n0

8

35

II вариант

P

Fe

p+

15

26

e-

15

26

n0

16

30

(Слайд 6)

Эталон для сравнения (взаимопроверка): 

I вариант                                                      

O

Cu

p+

8

29

e-

8

29

n0

8

35

II вариант

P

Fe

p+

15

26

e-

15

26

n0

16

30

(Слайд 7)

Взаимопроверка по эталону

Оцените друг друга:

Если выполнено правильно, ставьте отметку «5».

 1 ошибка – отметка «4»,

2-3 ошибки – отметка «3».

IV. Физминутка (эмоциональная разрядка)

1.Он бежит по проводам,

Он бывает тут и там.

Свет зажег, нагрел утюг

Электрон — наш лучший друг.

Если в атом он попал —

То, считай, почти пропал:

Он с утра и до утра

Носится вокруг ядра.

 

2. Очень положительный,

С массою внушительной.

А таких, как он, отряд

Создает в ядре заряд.

Лучший друг его — нейтрон.

Догадались? Он — …!

 

3. Зарядом я похвастать не могу,

А потому сижу в ядре и ни гу-гу.

А то еще подумают: шпион.

А я нейтральный и зовусь …!

V. Этап построения проекта выхода из затруднения

Учитель физики

              Середина 20 века определяется акселерацией науки: фантастическим ускорением, внедрением научных достижений в производство и в нашу жизнь. Всё это заставляет нас задуматься – что же даст нам наука завтра?

В 1939 году немецкими учёными Отто Ганом и Фрицем Штрассманом было открыто деление ядер урана. (Слайд 8) Они установили, что при бомбардировке урана нейтронами возникают элементы средней части периодической системы – радиоактивные изотопы бария ( Z = 56 ), криптона (Z = 36 ) и другие.

Давайте рассмотрим, как можно расщепить атом. Расщепление – это деление атомного ядра вещества, обычно урана или плутония.

Ядро состоит из положительно заряженных протонов и нейтронов, не имеющих заряда. Электростатическая сила должна бы оттолкнуть эти частицы друг от друга. Однако этого не происходит. Почему? Какие силы удерживают частицы в ядре атома?

Предполагаемый ответ: ядерные.

Действительно, есть такие силы, превышающие силы электростатического отталкивания в 100 раз. Но есть у них одна особенность: действуют они на коротком расстоянии, поэтому их часто называют «богатырь с короткими руками». Но и с этим «богатырем» ученые научились справляться.

         Уран-235 находится в конце таблицы Менделеева – это значит, что ядро его содержит много частиц, так называемое, тяжелое ядро. Баланс внутри тяжелого ядра очень хрупок. Если послать туда нейтрон, равновесие нарушится. Ядро возбуждается и начинает деформироваться подобно жидкой капле. Оно растягивается до тех пор, пока электрические силы отталкивания не начнут преобладать над ядерными. Ядро разрывается на два осколка, выбрасывая при этом два или три нейтрона. При этом выделяется огромная энергия. Выделившиеся при делении нейтроны вызывают новые деления. Получается лавинообразный процесс – цепная ядерная реакция. (Слайд 9-10) В итоге получается взрыв огромной силы. Это и происходит в ядерном оружии.

Для осуществления цепной реакции необходимо, чтобы так называемый коэффициент размножения нейтронов К (отношение числа нейтронов последующего поколения к числу в предыдущем поколении во всем объеме размножающей нейтронной среды) был больше единицы, но при К = 1,01 происходит взрыв. (Слайд 11)

VI.        Этап реализации построенного проекта

      Как сделать атом мирным?  Поставить его на службу созидания, а не разрушения?

Предполагаемый ответ: убирать часть нейтронов. И тогда энергию атома можно использовать в мирных целях.

Вы правы, человек научился «усмирять» атом, изобрел атомный реактор, сумел получить управляемую ядерную реакцию.  

Что бы вы хотели узнать о ядерном реакторе??

Ядерный реактор – устройство, в котором осуществляется управляемая цепная ядерная реакция.

Первый ядерный реактор был создан Энрико Ферми в 1942 году. (Слайд 12)

         Принцип работы ядерного реактора рассмотрим на схеме. (Слайд 13)

Главная часть любого реактора – активная зона. В активной зоне происходят реакции деления. Там выделяется наибольшее количество тепла. Условием возникновения цепной реакции деления является наличие размножения нейтронов при делении ядер и при К = 1. Управление реактором осуществляется стержнями, которые поглощают нейтроны. Если эти стержни полностью ввести в активную зону, то k<1, если их постепенно выводить из активной зоны, то k>1. Кроме этого, при работе реактора обязательно присутствует утечка нейтронов из активной зоны; чтобы повысить безопасность и вместе с тем увеличить возможность нейтронов оставаться в активной зоне нужен отражатель.

VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Мини-проект учащегося

Основные элементы ядерного реактора

  • Ядерное горючее.
  •  Замедлитель нейтронов (тяжелая вода, графит).
  •  Теплоноситель для вывода энергии.
  •  Устройство для регулирования скорости реакции (регулирующие стержни).

Внутри реактора циркулирует обычная вода, очищенная от всех примесей. Реактор запускается, когда из его активной зоны извлекают стержни, поглощающие нейтроны.  Нельзя забывать, что во время ядерных реакций образуется большое количество теплоты, которое необходимо все время непрерывно отводить. Для этой цели через активную зону обязательно пропускают теплоноситель. Циркулируя через активную зону реактора и омывая топливные элементы, ТВЭЛы, вода нагревается до 320 ˚С. Проходя внутри теплообменных трубок парогенератора, вода первого контура отдает тепло воде второго контура, не соприкасаясь с ней, что исключает попадание радиоактивных веществ за пределы реакторного зала.

А далее – все как на обычной теплоэлектростанции: вода второго контура превращается в пар, пар с бешеной скоростью вращает ротор турбины, а турбина приводит в движение электрогенератор. Он-то и вырабатывает электрический ток. (Слайд 14)

VIII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

 Подумайте, каких слов не хватает в тексте. Вставьте их в пропуски

1 вариант

  1. Реактор запускается, когда из его активной зоны извлекают ……………….    …………….
  2. Начинается ………    …………     ………… ядер урана.
  3. В ходе реакции выделяется энергия, которая …………………… воду.
  4. Вода первого контура нагревает воду второго контура в ………………………….., превращая ее в пар.
  5. Образующийся водяной пар устремляется в …………………       …………….. .

2 вариант

  1. На одном валу с турбиной надет ротор  ………………….., в котором вырабатывается …………………   …………
  2. Отработанный пар поступает в …………………, где ………………….. водой из водохранилища, превращается в воду, и она снова поступает в парогенератор.
  3. Далее весь цикл …………………..
  4. Задвинув стержни обратно, можно ………………………. цепную реакцию.

 

Проверьте, правильно ли вы заполнили пропуски (эталон для самопроверки). (Слайд 15)

1 вариант

  1. регулирующие стержни;
  2. цепная реакция деления;
  3. нагревает воду;
  4. парогенераторе;
  5. паровую турбину;

       2 вариант

  1. генератора;
  2. электрический ток;
  3. конденсатор; охлаждается;
  4. повторяется;
  5. приостановить.

Если вы заполнили все слова правильно, ставьте отметку «5».

 1 ошибка – отметка «4»,

2-3 ошибки – отметка «3».

IX. Этап включения в систему знания и повторения

Учитель географии

         Постигая законы природы и используя научно-технический прогресс в своей практической деятельности, человек становится все более могущественным. Современному человеку все под силу. Но технический прогресс имеет и оборотную, «теневую» сторону.

        После открытия деления ядер тяжелых элементов начала развиваться ядерная энергетика. Она нашла широкое применение в различных областях науки, техники и технологии.

      К сожалению, силы, заключенные в ядре, сначала были обращены во зло, а лишь затем – во благо.

      Первое применение ядерная энергия получила в военном производстве.

       В 1945 году мир потрясла трагедия японских городов Хиросима и Нагасаки. 

       Утром 6 августа 1945 года американский бомбардировщик , сбросил на японский город Хиросиму атомную бомбу «Little Boy» («Малыш») эквивалентом от 13 до 18 килотонн тротила. (Слайд 16)

      Три дня спустя, 9 августа 1945, атомная бомба «Fat Man» («Толстяк») эквивалентом в 21 килотонну тротила, была сброшена на город Нагасаки. Общее количество погибших составило от 90 до 166 тыс. человек.

       Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки — два единственных в истории человечества примера боевого применения ядерного оружия.

Это научило людей сдержанно относиться к возможностям ядерной энергии.

В последствии многие страны создавали ядерное оружие в основном для защиты своих рубежей, но не применяли его. (Слайд 17)

        Группа стран, владеющих на сегодняшний день ядерным оружием, условно называются «Ядерным клубом». (Слайд 18)

Вот список участников клуба:

    Легитимные на международном правовом поле

Соединенные Штаты Америки; Россия (заполучившая оружие СССР после распада великой державы); Франция; Великобритания; Китай.

      Нелегитимные Индия; Северная Корея; Пакистан.

С середины 20 века ядерная энергетика все бльше используется в мирных целях. (Минипроекты учащихся).

1. Подводные лодки. (Слайд 19)

      Подводная лодка— класс кораблей способных к автономным действиям под водой и на поверхности. Могут как нести вооружение, так и выполнять специализированные операции (от научно-исследовательских, до ремонтных и развлекательных) под водой, в зависимости от конструкции. Также подлодками в некоторых источниках называют беспилотные роботизированные подводные аппараты на дистанционном управлении.

       Самыми глубоководными обитаемыми аппаратами являются мини подлодки серии «Мир». Аппараты широко используются для проведения разнообразных океанографических глубоководных исследований. Аппараты этой серии использовались при съёмках кинокартины «Титаник».

      Аварийно-спасательные субмарины предназначены для спасения экипажей затонувших судов, способны переносить до 3 подводников с аварийной субмарины «сухим» способом.

      Существовал проект перестройки субмарины проекта 940 под транспортные нужды, для круглогодичной доставки грузов в районы Крайнего Севера. До металла проект не дошел из-за финансовых трудностей.

      Самая быстрая в мире почтовая доставка (зафиксированная в книге рекордов Гиннеса) была выполнена 7 июня 1995 года, российской подводной лодкой К-44 «Рязань». Ракетой «Волна», спускаемый модуль с аппаратурой и почтой был доставлен из Баренцева моря на Камчатку.        

     На 1997 год в мире насчитывалось 45 туристических субмарин. Они способны погружаться на глубину до 37 метров и перевозить до 50 пассажиров.

2. Атомные ледоколы. (Слайд 20)

       Атомный ледокол — морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. Наша страна обладает единственным атомным ледокольным флотом в мире, задачей которого является обеспечение судоходства по северным морям и освоение арктического шельфа. Из 10 атомных ледоколов мира – 5 принадлежат России, в том числе самый мощный «50 лет Победы» и «Арктика», а в ближайшие годы будут спущены на воду еще 3. Атомные ледоколы могут длительно находиться на трассах, не нуждаясь в заправке.

3. Атомные станции (Слайд 21)

        Атомная электростанция (АЭС) — ядерная установка, использующая для производства электрической (и в некоторых случаях тепловой) энергии.

        Первая в мире АЭС опытно-промышленного назначения мощностью 5 Мвт была пущена в СССР 27 июня 1954 г.  г. Обнинске. До этого энергия атомного ядра использовалась преимущественно  в военных целях.

      Опыт эксплуатации первых АЭС показал реальность и надежность ядерно-энергетической технологии для промышленного производства электроэнергии. С этого времени началось стремительное развитие атомной энергетики. Уже к 1986 г. в мире работали на АЭС 365 энергоблоков суммарной установленной мощностью 253 млн.кВт. Практически за 20 лет мощность АЭС увеличилась в 50 раз.

      Условия развития атомной энергетики были крайне благоприятны, АЭС могли успешно конкурировать с ТЭС.

       Атомная энергетика позволяла уменьшить потребление органического топлива и резко сократить выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от ТЭС.

      Высокие темпы развития атомной энергетики не соответствовали уровню ее безопасности. Тяжелейшая авария на Чернобыльской АЭС в Украине в 1986 г., квалифицируемая по международной шкале ядерных инцидентов как авария самого высокого седьмого уровня и вызвавшая экологическую катастрофу на огромной территории, гибель людей, переселение сотен тысяч людей, подорвала доверие мирового сообщества к атомной энергетике.

       Во многих странах были приостановлены программы развития атомной энергетики, а в ряде стран вообще отказались от намеченных ранее планов по ее развитию.

      Несмотря на это, к 2000 г. на АЭС, работающих в 37 странах мира, действует 411 энергетических ядерных реакторов, вырабатывается 16% мирового производства электроэнергии. (Слайд 22)

Список АЭС России (Слайд 23-33)

Балаковская АЭС, которая считается крупнейшей станцией на территории современной России.

Белоярская АЭС. Уникальность данной станции заключается в применении энергоблоков различных типов

Билибинская АЭС, являющаяся единственным источником электричества для Чукотского автономного округа и его столицы — города Анадырь.

Калининская АЭС. Преимуществом данной станции является удачное географическое расположение, что дает возможность вырабатывать высоковольтную энергию.

Ростовской АЭС, которая располагается недалеко от города Волгодонск. Особенностью станции является ее способность удовлетворить требования поточного производства

Кольская АЭС. Первая на территории станы атомная электростанция, которая была построена за Полярным кругом

Курская АЭС. Отличительной особенностью объекта является использование очищенной воды.

Ленинградская АЭС. Эта станция является первой в России, на которой были применены самые мощные из современных реакторов.

Нововоронежская АЭС - является первой в стране станцией, на которой стали применяться новые реакторы типа ВВЭР

Смоленская АЭС - По итогам 2010 года данный объект был признан самым лучшим в области безопасности

        Подавляющее большинство АЭС находятся в странах Европы, Северной Америки, Дальневосточной Азии и на территории бывшего СССР, в то время как в Африке их почти нет, а в Австралии и Океании их нет вообще.

       Предпринятые беспрецедентные усилия по обеспечению безопасности эксплуатируемых АЭС позволили в начале XXI в. восстановить доверие общества к атомной энергетике. Наступает время нового этапа в ее развитии.

4.Плаву́чая атомная электростанция (Слайд 34)

        Российский проект по созданию мобильных плавучих атомных электростанций малой мощности, разрабатываемый государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и предприятием ОАО «Балтийский завод».

Согласно проекту, плавучая атомная станция малой мощности (АСММ) состоит из гладкопалубного несамоходного судна с двумя реакторными установками  ледокольного типа.

 Плавучая станция может использоваться для получения электрической и тепловой энергии, а также для опреснения морской воды. В сутки она может выдать от 40 до 240 тысяч кубометров пресной воды.

      Срок эксплуатации станции составит минимум 36 лет три цикла по 12 лет, между которыми необходимо осуществлять перегрузку активных зон реакторных установок.

    4 октября 2016 года началось строительство береговой инфраструктуры ПАТЭС в г. Певек, Чукотский АО.

      В сентябре 2019 года Росэнергоатом планирует приступить к установке энергоблока на штатное место, а осенью того же года — начать испытания ПАТЭС и ввести ее в эксплуатацию

        А.Эйнштейн сказал: «Обнаруженная сила урана угрожает цивилизации и людям не больше, чем, когда мы зажигаем спичку. Дальнейшее развитие человечества зависит не от уровня технических достижений, а от его моральных принципов».

      Многие готовы отказаться от развития атомной энергетики только потому, что живут днем сегодняшним, не думая о будущем. Но какую энергию будет использовать человек, когда иссякнут запасы твердого топлива, нефти и газа? А ведь они не безграничны. Кроме того, обычное топливо, сгорая, очень сильно загрязняет воздух и нарушает экологию Земли.              Необходимо задуматься еще и над тем, что, развиваясь технически, наша цивилизация требует все больше и больше энергии, и решить эту проблему помогает атомная энергетика. Ею только надо разумно и крайне осторожно пользоваться. Не бывает плохой или хорошей погоды.

      Не бывает плохих или хороших открытий и изобретений. Такими их делает человек!

X.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Учитель физики

        А сейчас, используя ось времени, мы вместе с вами пройдем этапы долгого пути атома от Демокрита до ядерного реактора.  (На оси времени вывешиваются портреты ученых около дат их открытий, а также две таблички: «Хиросима и Нагасаки» и «Обнинская АЭС», учащиеся называют этапы в истории атома.)

 

Вывод:

Использование ядерной энергии имеет как положительные, так и отрицательные результаты. Увидев положительное в применении ядерной энергии, человек начал ее пропагандировать, потерял бдительность и не до конца отработал системы контроля и безопасности. Но когда случилась беда (Чернобыль, Фукусима), он бросился в другую крайность: потребовал запретить ядерную энергии, прекратить ее использование. Это невыход. Человек должен всегда помнить, что, при вторжении в тайны природы, нельзя нарушать ее законы.

Не бывает плохих и хороших  открытий. Такими их делает человек.

Пусть будет атом рабочим, а не солдатом!

XI. Домашнее задание:

По выбору:

Создание презентаций и сообщений «История Балаковской АЭС»

XII. Подведение итогов.

Приложение №1

 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА

ФИ___________________________________________

Дата__________________________________________

Тема урока__________________________________________________________________                    

Задание 1. Внимательно прочитайте текст и нарисуйте модель атома, согласно описанию в тексте. Вам дается 3 минуты, после этого расскажите о своей модели другим группам.

Задание 2. Сообрази, как правильно заполнить таблицу

I вариант                                                      

O

Cu

p+

e-

n0

II вариант

P

Fe

p+

e-

n0

Задание 3. Подумайте, каких слов не хватает в тексте. Вставьте их в пропуски.

1 вариант

  1. Реактор запускается, когда из его активной зоны извлекают ……………….    …………….
  2. Начинается ………    …………     ………… ядер урана.
  3. В ходе реакции выделяется энергия, которая …………………… воду.
  4. Вода первого контура нагревает воду второго контура в ………………………….., превращая ее в пар.
  5. Образующийся водяной пар устремляется в …………………       …………….. .

Задание 4. Мини-проекты

Домашнее задание: 

По выбору:

Создание презентаций и сообщений  «История Балаковской АЭС»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА

ФИ___________________________________________

Дата__________________________________________

Тема урока__________________________________________________________________

Задание 1. Внимательно прочитайте текст и нарисуйте модель атома, согласно описанию в тексте. Вам дается 3 минуты, после этого расскажите о своей модели другим группам.

Задание 2. Сообрази, как правильно заполнить таблицу

I вариант                                                      

O

Cu

p+

e-

n0

II вариант

P

Fe

p+

e-

n0

Задание 3. Подумайте, каких слов не хватает в тексте. Вставьте их в пропуски

  1. вариант
  1. На одном валу с турбиной надет ротор  ………………….., в котором вырабатывается …………………   …………
  2. Отработанный пар поступает в …………………, где ………………….. водой из водохранилища, превращается в воду, и она снова поступает в парогенератор.
  3. Далее весь цикл …………………..
  4. Задвинув стержни обратно, можно ………………………. цепную реакцию.

Задание 4. Мини-проекты

Домашнее задание: 

По выбору: Создание презентаций и сообщений  «История Балаковской АЭС»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Ядерный реактор" 11 класс

Презентация и конспект урока....

Урок по физике в 9 классе "Ядерный реактор"

Урок изучения нового с использованием мультимедийных технологий...

Тест по теме "Ядерный реактор" 11 класс

Тест в формате презентации поможет учителю быстро оценить знания всего класса учащихся 11-ых классов по теме "Ядерный реактор". Использовать тест можно как во время урока объяснения нового материала в...

План-конспект урока физики в 9 классе на тему: "Ядерный реактор" с использованием ЭОР.

На уроках физики электронные образовательные ресурсы позволяют более наглядно, а, следовательно, понятно изучать темы, связанные с рассмотрением ядерных процессов....

Презентация "Ядерный реактор"

Презентация содержит информацию об истории создания ялерного реактора, описания принципа работы, преимущества и недостатки. В презентации используются фотографии, картинки и анимация....

увеличение КПД ядерного реактора

урок физики в 11 класе...

Задание по теме "Ядерный реактор"

Таблица по теме "Ядерный реактор"...