Экспедиция в Вепсский лес
методическая разработка по естествознанию (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Программа экологической (краеведческой) экспедиции

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekspeditsiya_programma.docx234.05 КБ

Предварительный просмотр:

Программа экологической (краеведческой) экспедиции

(возраст 10-15 лет)

Педагог ДО: Яковлева Галина Владимировна

Место работы: ГБУ ДО Дворец творчества детей и молодёжи «Молодёжный творческий Форум Китеж плюс» Санкт-Петербурга

Должность: педагог ДО

Цель  экспедиции  –  экологическое  просвещение  и  оздоровление  школьников;  воспитание  и развитие  участников  экспедиции  в  процессе  комплексных  исследований  уникальной природы   и  культурного  наследия   природного  парка  «Вепсский  лес» (расположен на территории Подпорожского, Тихвинского, Бокситогорского, Лодейнопольского районов).

На территории парка в неизменном виде сохранились   бескрайние  лесные  массивы,  вековые  ельники  и  сосняки,  древние верховые  болота,  сотни  чистейших  озер,  родники,  водопады,  реки,  редкие  виды  растений и  животных.  Естественно  и  органично  вписываются  в  окружающие  ландшафты  вепсские  и русские  избы,  храмы,  часовни.   Полевая экспедиция позволяет сочетать  в  себе познавательный  процесс  и  активный  отдых.

Задачи:

 -  Углубить  и  расширить  знания  учащихся  об  объектах  и  явлениях  окружающей  природы.

- Формировать  чувство  ответственности  за  сохранение  природных  богатств,  способствуя воспитанию  бережного  отношения  и  любви   к  своей  Родине.

 - Познакомить  учащихся  с  историей,  традициям  и  бытом  вепсов  –  одной  из малочисленных  народностей  России.  

- Привлечь  школьников  к  участию  в  созидательной  экологической  деятельности.

- Формировать  у  учащихся комплексный  взгляд  на  природу  и  её  взаимодействие  с деятельностью  человека.  

- Стимулировать  развитие  коммуникативных  качеств,  повышение  способности адаптироваться  к  постоянно  меняющимся  условиям  социальной  среды,  овладение практическими  навыками  жизни  в  полевых  условиях.

-  Отразить  эмоциональные  переживания  ребенка,  связанные  с  познанием  природы  и  ее восприятием  в  игровой,  информационной  и  изобразительной  деятельности.

Ведущие принципы:

  • личностно-ориентированный подход;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • понимание ценности каждого природного организма;
  • организация экологического воспитания в условиях палаточного лагеря и жизни в лесу.

Виды деятельности: научно-исследовательская, проблемно - ценностное и досуговое общение, общественно-полезная практика, проектная деятельность, как итог экспедиции.

Форма организации – экспедиция (продолжительность – 7 дней, время проведения – июль).

Групповое снаряжение: палатки, спальные мешки, аптечка, котелки, ведро, сковородка, нож, половник, топор, пила, электрический фонарь, веревка, полиэтиленовая пленка, принадлежности для организации культурного досуга (волейбольный мяч, шахматы, бадминтон и т.д.)

Личное снаряжение: рюкзак или сумка, миска, кружка, ложка, полотенце, теплые вещи, мыло, зубная щетка, зубная паста, блокнот, карандаш, фонарик.

Набор оборудования: гербарная папка, гербарной сетка, лопатка, планшет, компас, рулетка, фотоаппарат, бинокль, топографическая карта, карандаши, ручки, блокноты, определители растений и животных.

Ожидаемые результаты

Личностные.

  • Приобретение таких качеств, как выносливость, выдержка, терпение.
  • Приобретение опыта самостоятельного действия в условиях пересеченной местности.
  • Умение ориентироваться в пространстве.
  • Выполнять правила личной гигиены. Правила поведения в природе.

Предметные.

  • Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
  • Различать изученные растения, животных.
  • Изучить некоторые особенности природы своего края.

Метапредметные. 

  • Умение работать в группе, в коллективе.
  • Создание отчетов и проектов по материалам экспедиции.
  • Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого. поддержание коммуникативных контактов в условиях преодоления трудностей, физических и психологических нагрузок.
  • Опыт разрешения конфликтных ситуаций.

Комплексная программа содержит  вариативные  групповые  занятия   учащихся  в  природе  под  руководством  педагога;  экскурсии  по экологическим  тропам  и  в  музеи   парка,   а  так  же  элементы  экологических  и туристических  игр,  соревнований  и  конкурсов.  Учащиеся получат   возможность  закрепить  и  применить полученные  знания  на  практике,  освоить  навыки  и  умения  работы  с  полевыми методиками,  определителями,  гербарными  сетками,  туристическим  инвентарем.  

  Задачи  теоретической   и  практической  подготовки:

- Пробудить  у  ребёнка  желание  работать  с  определителями,  научной  литературой, специализированным  оборудованием,  научить  его  этой  работе.  

-  Познакомить  с  основными  методиками  изучения  природной  среды  и  апробировать  их  на практике.

-  Научить  систематизировать  и  фиксировать  наблюдаемые  в  природе  явления.

- Помочь  в  осознании  взаимосвязи  живого  (биотических  факторов)  и  неживого (абиотических  факторов)  в  природе.

- Научить  проводить  анализ  явлений  природы,  обобщать  их  и  делать  выводы, отражающие  понимание  происходящего.  

 Важное  место  на  практических  выходах  в  природу  занимает  обучение  пользоваться картографическим  материалом,  ориентироваться  на  местности,  выделять  свойства  и

характеристики  живых  объектов,  их  особенности,  уметь  определять  их  видовую принадлежность.  

Ботаника. Учащиеся получат  навыки  работы  с  определителями, научатся  узнавать  редкие  и  распространенные;  ядовитые,  лекарственные  и съедобные   растения  региона  и  монтировать  гербарии.

Общая  зоология. Знание   закономерностей  взаимодействия  леса  и  населяющей  его  фауны  является  одной  из необходимых  предпосылок  к  формированию  чувства  ответственности  за  состояние окружающей  среды  и  охраны  природы.  Учащиеся     познакомятся  с  экологическими  и  биологическими  характеристиками  отдельных  видов  и целых  групп  птиц,  представленных   на  территории  природного  парка;  научатся определять  их  по  голосам  и  внешнему  облику;  научатся  различать  следы  млекопитающих; научатся  определять  виды  земноводных  и  пресмыкающихся,  обитающих  в  районе исследования.

Общая  энтомология  и  лесопатология .  Учащиеся познакомятся  с  фаунистическим  составом  беспозвоночных  животных,  научатся  работать  с определителями;  создавать  энтомологические  коллекции,  выявлять  редкие  и охраняемые  виды.  Также  учащиеся  познакомятся   с  основными  методиками  оценки состояния  лесных  сообществ  по  обилию  лесных  насекомых- вредителей.  

Краеведение. Учащиеся познакомятся с интереснейшими памятниками природы: каньоном в нижнем течении р. Канжая, «висячими» озерами в бассейне реки Оять, Карбоновыми отторженцами; культурой и традициями малой народности России – вепсами, памятниками деревенского зодчества, обрядовыми традициями, народными промыслами – резьба по дереву, вязание крючком и на спицах, изготовление берестяных изделий, изделий из глины (п. Курба, п. Озера, п. Ладва, д. Макарьинское (Ладва), п. Винницы).

Методика полевых исследований

Полевые исследования включают в себя несколько этапов работ.

Первый этап - сбор информации – включает в себя:

1. Ежедневные маршруты с изучением биоценозов.

2Самостоятельные исследовательские работы по темам, выбранным учащимся вместе с педагогом.

Второй этап - камеральная обработка материалов.

Основные правила ведения полевого дневника:

- Наблюдения записывают в блокнот в клеточку с твердой непромокаемой обложкой.

- Карандаш должен быть простым, не химическим.

- Записи следует вести на одной стороне листа с указанием номера маршрута, даты, времени начала маршрута, описания погодных условий.

- Объекты обозначаются топографическими знаками.

- В каждом маршруте при прохождении определенного расстояния или при смене биоценозов делаются точки описания. На карте маршрута в этом месте ставится точка и ее номер, а в блокноте описывается биоценоз.

Изучение растительного покрова

Основные объекты описания - растительная ассоциация, ее флористический состав, количественное соотношение видов, их фенологическое состояние и другие. Флористический состав, т.е. список видов в данной ассоциации, за одно посещение полностью выявлен быть не может, но какие-то основные виды определяются или сразу с помощью педагога или в дальнейшем по определителю. После составления флористического списка выявляются количественные соотношения между видами, произрастающими на данном участке. Для этого применяется шкала оценок обилия Друде:

Soc (sociales) - растительность образует сплошной покров

Сор. 3 - очень обильно

Сор. 2 (copiosae) - обильно

Сор. 1 - довольно обильно

Sp. (sparsae) - рассеяно

Sol. (solitariae) - единично

Rr (rarisime) - очень редко

Un.(unicum) - единственный экземпляр

Установлены соответствия между оценками Друде и расстояниями между растениями:

Сор. 3 - от 0 до 20 см

Сор. 2 - от 20 до 40 см

Сор. 1 - от 40 до 100 см

Sp. -от 100 до 150 см

Sol. -более 150 см

Используется также такая шкала обилия:

5 - вид покрывает ¾ пробной площадки;

4 - покрывает от ½ до ¾ пробной площадки; 3 – покрывает от ¼ до ½ пробной площади;

2 - от 5 до 25% пробной площади;

1 - менее 5% пробной площади.

Фенологические состояния или фазы сезонного развития, чаще всего отмечаются значками по шкале профессора В. А. Алехина:

I растения только вегетируют, находятся в стадии розетки, начинают давать стебель;

Λ - растение выкинуло стебель или стрелку и заметны бутоны;

) - растение в стадии расцветания, появляются первые цветки;

O - растение в полном цвету;

( - растение в стадии отцветания;

+ - растение отцвело, но семена еще не созрели и не высыпаются;

- семена, плоды созрели и высыпаются (отпадают);

~ - вегетация после цветения

Пример точки описания. Хвойный лес. Древостой сложен елью с примесью сосны и березы (8Е+1С+1Б). Высота елей 24-25м, диаметр 40-45 см, расстояние между деревьями 5-6 м, возраст около 60-70 лет. Сомкнутость кроны 7-8. Подлесок почти не развит, с единичными экземплярами осины, ивы, рябины, можжевельника. В подросте ель, сосна, береза: древостой развит слабо, общее покрытие 12-20%.

Описание точек

Вид

Высота, см

Численность

Покрытие, %

Фенофаза

 

 

 

 

 

 

Описание древостоя

Порода

Кол-во экземпляров

возраст

Высота, м

Диаметр, см

Средн.

Макс.

Средн.

Макс.

 

 

 

 

 

 

 

 

Кустарничковые и кустарниковые ярусы, травянистые растения

Растение

Численность

Высота, см

Фенофаза

 

 

 

 

 

Учет птиц на маршрутах

Во время прохождения маршрута можно вести количественный учет птиц. Учетная линия совпадает с линией маршрута. Это обычно тропинка или дорога. Ширина учетной полосы 25 или 50 метров в каждую сторону от направления движения. Птицы учитываются, когда они находятся от учащихся в направлении, перпендикулярном к линии движения. При встрече каждого нового вида записывается его название.

Поющих самцов отмечают значком - ♂

Непоющих самцов и самочек - I

Учет идет на слух или визуально. Результаты количественного учета птиц
можно записать в таблицу:

Маршрут № 1 (01.07.20--) Птицы

Время прохождения (начало 9.00- окончание 12.30

Число пар

Пеночка-весничка

 

 

 Тематика полевых исследований

  1. Растительность исследуемой территории
  • видовой состав
  • ярусность
  • экология
  1. Комплексные исследования биогеоценозов:
  • природно-территориальный комплекс
  • видовой состав растений
  • видовой состав животных
  • экологические проблемы
  1.  Редкие и исчезающие виды растений и животных:
  • видовой состав
  • экология
  1. Определение и учет птиц
  • видовой состав
  • учет
  • экологический аспект

Подведение итогов экспедиции

В экспедиции можно собрать материалы по широкому кругу тем. Все собранные полевые материалы обрабатываются окончательно в учебном заведении. Материалы экспедиции оформляются в виде исследовательских работ, рефератов, докладов, гербариев, коллекций. По окончании экспедиции  проводится  отчетная  научно-практическая конференция,  на которой  учащиеся  делятся  друг  с  другом  результатами  своих  исследований, а  порой  и  открытиями.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия «Обереговая вепсская кукла»

Главной целью написания данной работы было обобщение и систематизация знаний о народной кукле и связанных с ней обычаях и обрядах....

План-конспект интегрированного занятия по прикладному искусству и психологии «Вепсская кукла-оберег»

обучение технологии изготовления вепсской куклы-оберега и психологическому приёму самовнушения;развитие интереса к прикладному творчеству на основе народных традиций, умения анализировать и делать выв...

Буклет "Вепсская кукла"

Буклет "Вепсская кукла"...

Всероссийская поисковая экспедиция «Вахта Памяти–2007» (несколько дней из жизни поисковой экспедиции)

В апреле 2007 года в Великом Новгороде стартовала 17-я Всероссийская поисковая экспедиция по поиску и подъему останков советских солдат погибших в годы Великой Отечественной войны.К местам боев ...

Совместная археологическая экспедиция клуба «Сиргис» в составе лагеря волонтеров Восточно-Боспорской археологической экспедиции Института археологии РАН

Летом 2016 представители молодежного археологического центра «Сиргис» МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-Дону в рамках проекта «Наследие предков» приняли участие в работе археологического лагеря волонтеров Вос...

Совместная археологическая экспедиция клуба «Сиргис» в составе лагеря волонтеров Восточно-Боспорской археологической экспедиции Института археологии РАН

Летом 2016 представители молодежного археологического центра «Сиргис» МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-Дону в рамках проекта «Наследие предков» приняли участие в работе археологического лагеря волонтеров Вос...

Авторская программа. Рекомендации в помощь ответственному за туристско-краеведческие экспедиции: «Маршруты однодневных походов, многодневных поисково-исследовательских экспедиций со школьниками»

Очень много сказано о пользе совершения походов и о трудностях, с которыми связана для учителя в школе их подготовка.Поэтому данные рекомендации не ставят целью агитировать за совершение походов. Напи...