Экспедиция в Вепсский лес
методическая разработка по естествознанию (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Программа экологической (краеведческой) экспедиции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekspeditsiya_programma.docx | 234.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа экологической (краеведческой) экспедиции
(возраст 10-15 лет)
Педагог ДО: Яковлева Галина Владимировна
Место работы: ГБУ ДО Дворец творчества детей и молодёжи «Молодёжный творческий Форум Китеж плюс» Санкт-Петербурга
Должность: педагог ДО
Цель экспедиции – экологическое просвещение и оздоровление школьников; воспитание и развитие участников экспедиции в процессе комплексных исследований уникальной природы и культурного наследия природного парка «Вепсский лес» (расположен на территории Подпорожского, Тихвинского, Бокситогорского, Лодейнопольского районов).
На территории парка в неизменном виде сохранились бескрайние лесные массивы, вековые ельники и сосняки, древние верховые болота, сотни чистейших озер, родники, водопады, реки, редкие виды растений и животных. Естественно и органично вписываются в окружающие ландшафты вепсские и русские избы, храмы, часовни. Полевая экспедиция позволяет сочетать в себе познавательный процесс и активный отдых.
Задачи:
- Углубить и расширить знания учащихся об объектах и явлениях окружающей природы.
- Формировать чувство ответственности за сохранение природных богатств, способствуя воспитанию бережного отношения и любви к своей Родине.
- Познакомить учащихся с историей, традициям и бытом вепсов – одной из малочисленных народностей России.
- Привлечь школьников к участию в созидательной экологической деятельности.
- Формировать у учащихся комплексный взгляд на природу и её взаимодействие с деятельностью человека.
- Стимулировать развитие коммуникативных качеств, повышение способности адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной среды, овладение практическими навыками жизни в полевых условиях.
- Отразить эмоциональные переживания ребенка, связанные с познанием природы и ее восприятием в игровой, информационной и изобразительной деятельности.
Ведущие принципы:
- личностно-ориентированный подход;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- понимание ценности каждого природного организма;
- организация экологического воспитания в условиях палаточного лагеря и жизни в лесу.
Виды деятельности: научно-исследовательская, проблемно - ценностное и досуговое общение, общественно-полезная практика, проектная деятельность, как итог экспедиции.
Форма организации – экспедиция (продолжительность – 7 дней, время проведения – июль).
Групповое снаряжение: палатки, спальные мешки, аптечка, котелки, ведро, сковородка, нож, половник, топор, пила, электрический фонарь, веревка, полиэтиленовая пленка, принадлежности для организации культурного досуга (волейбольный мяч, шахматы, бадминтон и т.д.)
Личное снаряжение: рюкзак или сумка, миска, кружка, ложка, полотенце, теплые вещи, мыло, зубная щетка, зубная паста, блокнот, карандаш, фонарик.
Набор оборудования: гербарная папка, гербарной сетка, лопатка, планшет, компас, рулетка, фотоаппарат, бинокль, топографическая карта, карандаши, ручки, блокноты, определители растений и животных.
Ожидаемые результаты
Личностные.
- Приобретение таких качеств, как выносливость, выдержка, терпение.
- Приобретение опыта самостоятельного действия в условиях пересеченной местности.
- Умение ориентироваться в пространстве.
- Выполнять правила личной гигиены. Правила поведения в природе.
Предметные.
- Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
- Различать изученные растения, животных.
- Изучить некоторые особенности природы своего края.
Метапредметные.
- Умение работать в группе, в коллективе.
- Создание отчетов и проектов по материалам экспедиции.
- Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого. поддержание коммуникативных контактов в условиях преодоления трудностей, физических и психологических нагрузок.
- Опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Комплексная программа содержит вариативные групповые занятия учащихся в природе под руководством педагога; экскурсии по экологическим тропам и в музеи парка, а так же элементы экологических и туристических игр, соревнований и конкурсов. Учащиеся получат возможность закрепить и применить полученные знания на практике, освоить навыки и умения работы с полевыми методиками, определителями, гербарными сетками, туристическим инвентарем.
Задачи теоретической и практической подготовки:
- Пробудить у ребёнка желание работать с определителями, научной литературой, специализированным оборудованием, научить его этой работе.
- Познакомить с основными методиками изучения природной среды и апробировать их на практике.
- Научить систематизировать и фиксировать наблюдаемые в природе явления.
- Помочь в осознании взаимосвязи живого (биотических факторов) и неживого (абиотических факторов) в природе.
- Научить проводить анализ явлений природы, обобщать их и делать выводы, отражающие понимание происходящего.
Важное место на практических выходах в природу занимает обучение пользоваться картографическим материалом, ориентироваться на местности, выделять свойства и
характеристики живых объектов, их особенности, уметь определять их видовую принадлежность.
Ботаника. Учащиеся получат навыки работы с определителями, научатся узнавать редкие и распространенные; ядовитые, лекарственные и съедобные растения региона и монтировать гербарии.
Общая зоология. Знание закономерностей взаимодействия леса и населяющей его фауны является одной из необходимых предпосылок к формированию чувства ответственности за состояние окружающей среды и охраны природы. Учащиеся познакомятся с экологическими и биологическими характеристиками отдельных видов и целых групп птиц, представленных на территории природного парка; научатся определять их по голосам и внешнему облику; научатся различать следы млекопитающих; научатся определять виды земноводных и пресмыкающихся, обитающих в районе исследования.
Общая энтомология и лесопатология . Учащиеся познакомятся с фаунистическим составом беспозвоночных животных, научатся работать с определителями; создавать энтомологические коллекции, выявлять редкие и охраняемые виды. Также учащиеся познакомятся с основными методиками оценки состояния лесных сообществ по обилию лесных насекомых- вредителей.
Краеведение. Учащиеся познакомятся с интереснейшими памятниками природы: каньоном в нижнем течении р. Канжая, «висячими» озерами в бассейне реки Оять, Карбоновыми отторженцами; культурой и традициями малой народности России – вепсами, памятниками деревенского зодчества, обрядовыми традициями, народными промыслами – резьба по дереву, вязание крючком и на спицах, изготовление берестяных изделий, изделий из глины (п. Курба, п. Озера, п. Ладва, д. Макарьинское (Ладва), п. Винницы).
Методика полевых исследований
Полевые исследования включают в себя несколько этапов работ.
Первый этап - сбор информации – включает в себя:
1. Ежедневные маршруты с изучением биоценозов.
2. Самостоятельные исследовательские работы по темам, выбранным учащимся вместе с педагогом.
Второй этап - камеральная обработка материалов.
Основные правила ведения полевого дневника:
- Наблюдения записывают в блокнот в клеточку с твердой непромокаемой обложкой.
- Карандаш должен быть простым, не химическим.
- Записи следует вести на одной стороне листа с указанием номера маршрута, даты, времени начала маршрута, описания погодных условий.
- Объекты обозначаются топографическими знаками.
- В каждом маршруте при прохождении определенного расстояния или при смене биоценозов делаются точки описания. На карте маршрута в этом месте ставится точка и ее номер, а в блокноте описывается биоценоз.
Изучение растительного покрова
Основные объекты описания - растительная ассоциация, ее флористический состав, количественное соотношение видов, их фенологическое состояние и другие. Флористический состав, т.е. список видов в данной ассоциации, за одно посещение полностью выявлен быть не может, но какие-то основные виды определяются или сразу с помощью педагога или в дальнейшем по определителю. После составления флористического списка выявляются количественные соотношения между видами, произрастающими на данном участке. Для этого применяется шкала оценок обилия Друде:
Soc (sociales) - растительность образует сплошной покров
Сор. 3 - очень обильно
Сор. 2 (copiosae) - обильно
Сор. 1 - довольно обильно
Sp. (sparsae) - рассеяно
Sol. (solitariae) - единично
Rr (rarisime) - очень редко
Un.(unicum) - единственный экземпляр
Установлены соответствия между оценками Друде и расстояниями между растениями:
Сор. 3 - от 0 до 20 см
Сор. 2 - от 20 до 40 см
Сор. 1 - от 40 до 100 см
Sp. -от 100 до 150 см
Sol. -более 150 см
Используется также такая шкала обилия:
5 - вид покрывает ¾ пробной площадки;
4 - покрывает от ½ до ¾ пробной площадки; 3 – покрывает от ¼ до ½ пробной площади;
2 - от 5 до 25% пробной площади;
1 - менее 5% пробной площади.
Фенологические состояния или фазы сезонного развития, чаще всего отмечаются значками по шкале профессора В. А. Алехина:
I - растения только вегетируют, находятся в стадии розетки, начинают давать стебель;
Λ - растение выкинуло стебель или стрелку и заметны бутоны;
) - растение в стадии расцветания, появляются первые цветки;
O - растение в полном цвету;
( - растение в стадии отцветания;
+ - растение отцвело, но семена еще не созрели и не высыпаются;
# - семена, плоды созрели и высыпаются (отпадают);
~ - вегетация после цветения
Пример точки описания. Хвойный лес. Древостой сложен елью с примесью сосны и березы (8Е+1С+1Б). Высота елей 24-25м, диаметр 40-45 см, расстояние между деревьями 5-6 м, возраст около 60-70 лет. Сомкнутость кроны 7-8. Подлесок почти не развит, с единичными экземплярами осины, ивы, рябины, можжевельника. В подросте ель, сосна, береза: древостой развит слабо, общее покрытие 12-20%.
Описание точек
Вид | Высота, см | Численность | Покрытие, % | Фенофаза |
|
|
|
|
|
Описание древостоя
Порода | Кол-во экземпляров | возраст | Высота, м | Диаметр, см | ||
Средн. | Макс. | Средн. | Макс. | |||
|
|
|
|
|
|
|
Кустарничковые и кустарниковые ярусы, травянистые растения
Растение | Численность | Высота, см | Фенофаза |
|
|
|
|
Учет птиц на маршрутах
Во время прохождения маршрута можно вести количественный учет птиц. Учетная линия совпадает с линией маршрута. Это обычно тропинка или дорога. Ширина учетной полосы 25 или 50 метров в каждую сторону от направления движения. Птицы учитываются, когда они находятся от учащихся в направлении, перпендикулярном к линии движения. При встрече каждого нового вида записывается его название.
Поющих самцов отмечают значком - ♂
Непоющих самцов и самочек - I
Учет идет на слух или визуально. Результаты количественного учета птиц
можно записать в таблицу:
Маршрут № 1 (01.07.20--) Птицы | Время прохождения (начало 9.00- окончание 12.30 | Число пар |
Пеночка-весничка |
|
|
Тематика полевых исследований
- Растительность исследуемой территории
- видовой состав
- ярусность
- экология
- Комплексные исследования биогеоценозов:
- природно-территориальный комплекс
- видовой состав растений
- видовой состав животных
- экологические проблемы
- Редкие и исчезающие виды растений и животных:
- видовой состав
- экология
- Определение и учет птиц
- видовой состав
- учет
- экологический аспект
Подведение итогов экспедиции
В экспедиции можно собрать материалы по широкому кругу тем. Все собранные полевые материалы обрабатываются окончательно в учебном заведении. Материалы экспедиции оформляются в виде исследовательских работ, рефератов, докладов, гербариев, коллекций. По окончании экспедиции проводится отчетная научно-практическая конференция, на которой учащиеся делятся друг с другом результатами своих исследований, а порой и открытиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия «Обереговая вепсская кукла»
Главной целью написания данной работы было обобщение и систематизация знаний о народной кукле и связанных с ней обычаях и обрядах....
План-конспект интегрированного занятия по прикладному искусству и психологии «Вепсская кукла-оберег»
обучение технологии изготовления вепсской куклы-оберега и психологическому приёму самовнушения;развитие интереса к прикладному творчеству на основе народных традиций, умения анализировать и делать выв...
Буклет "Вепсская кукла"
Буклет "Вепсская кукла"...
Всероссийская поисковая экспедиция «Вахта Памяти–2007» (несколько дней из жизни поисковой экспедиции)
В апреле 2007 года в Великом Новгороде стартовала 17-я Всероссийская поисковая экспедиция по поиску и подъему останков советских солдат погибших в годы Великой Отечественной войны.К местам боев ...
Совместная археологическая экспедиция клуба «Сиргис» в составе лагеря волонтеров Восточно-Боспорской археологической экспедиции Института археологии РАН
Летом 2016 представители молодежного археологического центра «Сиргис» МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-Дону в рамках проекта «Наследие предков» приняли участие в работе археологического лагеря волонтеров Вос...
Совместная археологическая экспедиция клуба «Сиргис» в составе лагеря волонтеров Восточно-Боспорской археологической экспедиции Института археологии РАН
Летом 2016 представители молодежного археологического центра «Сиргис» МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-Дону в рамках проекта «Наследие предков» приняли участие в работе археологического лагеря волонтеров Вос...
Авторская программа. Рекомендации в помощь ответственному за туристско-краеведческие экспедиции: «Маршруты однодневных походов, многодневных поисково-исследовательских экспедиций со школьниками»
Очень много сказано о пользе совершения походов и о трудностях, с которыми связана для учителя в школе их подготовка.Поэтому данные рекомендации не ставят целью агитировать за совершение походов. Напи...