Государственные символы России
классный час (6 класс)
классный час-игра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_klassnogo_chasa_gosudarstvennye_simvoly_rossii.doc | 438 КБ |
simvoly_rossii.ppt | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуально-познавательная игра
Тема: «Государственные символы России»
Цель: обобщение и углубление знаний обучающихся о государственных символах России для формирования положительной основы для развития патриотических чувств.
Задачи:
образовательные:
- обобщить знания учащихся об истории создания Гимна, Герба и Флага России;;
- изучить историю возникновения и изменения государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна.
развивающие:
- развивать познавательную активность у учащихся;
- развивать умения самоконтроля и самооценивания;
- развивать речь, мышление.
воспитывающие:
- воспитать уважение к государственной и общественной символике как проявлению уважения к своей стране;
- способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, интереса к истории и символике страны;
- воспитывать чувство коллективизма при работе в группах.
Оборудование:
- раздаточный материал: карточки согласно приложениям;
- экран, видеопроектор, доска - использование данной оргтехники позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению;
Рекомендуемый возраст: 13-14 лет.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
До начала игры обучающимся предлагается выбрать карточки с изображением герба РФ и Республики Бурятия (Приложение 1), таким образом, мы их делим на две команды. Командам нужно придумать название команды, связанное с темой игры.
Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями. В ходе игры идет работа по обобщению, повторению и углублению знаний по теме “Государственные символы России”. До начала игры необходимо представить жюри, которое состоит из приглашенных классных руководителей и учителей истории и обществознания.
Выявляется победитель (команда).
- Вступительное слово учителя.
- Когда мы произносим с вами громкое, звучное слово – Родина, задумываемся ли о том, что такое Родина? (высказывания детей)
Талантливые люди: поэты, художники, композиторы – старались запечатлеть красоту родных мест в своих произведениях. (Дети рассматривают репродукции картин И.И. Шишкина и др., фотографии, звучит музыка русских композиторов). Нужно быть очень добрым, тонким, любящим свою Родину человеком, чтобы так передать увиденное, чтобы подобрать нужные слова. Послушайте отрывок из стихотворения поэта Е. Евтушенко (читают 3 ученика).
А любил я Россию всею кровью, хребтом – ее реки в разливе и когда подо льдом, | дух ее пятистенок, дух ее сосняков, ее Пушкина, Стеньку и ее стариков. | Если было несладко, Я не шибко тужил. Пусть я прожил нескладно, для России я жил. |
И надеждою маюсь (полный тайных тревог), Что хоть малую малость Я России помог. | Пусть она позабудет Про меня без труда, Только пусть она будет Навсегда, навсегда. | Быть бессмертным не в силе, Но надежда моя: Если будет Россия, Значит, буду и я. |
Одновременно идет просмотр видеофильма о России.
У меня в руках документ «Свидетельство о рождении». Как вы думаете, что в нем записано? (Дети высказывают свои предположения).
Этот важный документ говорит не только о факте вашего появления на свет, но и о том, что вы являетесь гражданином своей страны. Скажите, гражданами какой страны, какого государства вы являетесь? (Выслушиваются ответы детей)
организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.
– А что для нас – Россия? Как мы называем страну, где родились? (Родина)
Включается слайд 1 презентации
– Какие вы знаете символы нашей Родины? (Герб, гимн, флаг) Могут назвать «береза», «матрешка». Уточнить, что наша игра будет посвящена государственной символике.
Если ребята затрудняются с ответом, то учитель им помогает, задавая наводящие вопросы:
– Какой символ России поднимают во время государственных праздников, в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях?
– Какая музыка при этом исполняется?
- Прежде чем, мы перейдем к заданиям по теме сегодняшнего мероприятия. Команды должны представить свое название и обоснование, как оно связанно с темой игры.
Команды озвучивают свое название, получают оценочные листы и заносят всю информацию по баллам, жюри отмечают у себя таким же образом. (Приложение 2).
Итак, конкурс №1.
У вас на столе лист со словом ГОСУДАРСТВО. Придумайте из данных букв слова. За 3 минуты постарайтесь записать как можно больше слов. (Суд, дар, товар, досуг, удар, рота, ров, роса, руда и т.д) – подсчитывается число слов – за каждое 1 балл.
- Выберите из списка 1 слово и докажите, что то, что оно обозначает – необходимо в государстве. (Например: Руда – полезное ископаемое, необходимое для добычи металлов, а из них делают машины, станки, трубы и т.д.) по 1 балл за слово.
- Государственный флаг – важный символ страны. Он подлежит защите. Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства. Флаг – это святыня. Государственный флаг постоянно поднят на зданиях органов власти страны. Он вывешивается в дни государственных праздников и торжественных церемоний, поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом. В России существует праздник, который торжественно отмечается 22 августа, – День Государственного флага РФ. (Слайд 2, переход по гиперссылке)
Проводится конкурс №2.
- Расположи изображения флага РФ в хронологическом порядке.
Торговый флаг России при Петре I | |
Император Александр II утвердил первый государственный флаг российской империи | |
Александр III 28 апреля 1883 года утвердил флаг Российской империи, который просуществовал до апреля 1918 года | |
Флаг Российской Социалистической Федеративной Советской Республики до 1954 года | |
Флаг Союза Советских Социалистических Республик | |
Флаг Российской Федерации |
За каждый правильно расположенный флаг – 1 балл
- Что означает каждый цвет флага России
За каждое правильное пояснение цвета флага РФ – 1 балл.
Не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации , но самая популярная:
- Белый цвет символизирует благородство и откровенность;
- Синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;
- Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.
Жюри проверяет правильность выполнения задания.
На слайде появляется изображение Флага РФ (щелчок мыши на слайде 3)
Учитель читает стихотворение
Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота,
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес.
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак –
Доблестный трехцветный наш Российский флаг!
Конкурс №3 . «Расширь свой словарный запас!»
Учитель. В современном мире существует большое количество разнообразных наук, кроме известной всем вам математики, физики, химии и т. д. Есть науки, которые изучают деньги, гербы, печати и т. д.
Задание «Расширь свой словарный запас!»
Учащиеся каждого ряда получают 12 одинаковых карточек.
Задача учащихся – из данных 12 карточек (слов) ВЕРНО составить три предложения. Каждое предложение состоит из 4-х карточек.
1. Сфрагистика | занимается | изучением | печатей. |
2. Наука | об изучении | гербов – | геральдика. |
3. Изучением | стягов, флагов, знамён и штандартов | занимается | вексиллология. |
Команда, первой выполнившая задание, сообщает об учителю и первой имеет право хором прочитать составленные предложения. Если все предложения составлены верно, команда получает 3 балла.
Если команда допустила ошибку, есть шанс у команды, второй составившей предложения, предложить свою версию.
Учитель:
Везде орел, везде с ним слава!
Везде он гордый, впереди –
Крестом увенчана держава,
Святой Георгий на груди…
Ребята, о каком символе государства шля речь в этом стихотворении? (Участники отвечают) На слайде 3 по щелчку выходит название и изображение герба России.
Конкурс №4 «Расшифруй значение герба России».
Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах карточки, раскрывающие значения различных элементов гербов. Я предлагаю вам в течение 5 минут познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны (Приложение 3). Карточки даем разрезанные, им нужно сопоставить значение цветов и символов с изображением герба России. Обучающиеся составляют краткое пояснение, что означают различные элементы, приклеивая пояснения под изображением герба.
Давайте подведем итоги нашей работы. Команды поочередно, отчитываются о проделанной работе, учитель при необходимости корректирует их рассказ. После сдают карточки на проверку жюри. Максимальное количество баллов – 5.
Информация для проверки. Наш герб представляет собой золотого двуглавого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.
Учитель: Гимн также является символом государства.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН – главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя.
Он исполняется в особых случаях: во время различных торжественных мероприятий, визитов государственных деятелей в другие страны, в честь российских спортсменов-победителей. Гимн прославляет могущество и величие государства.
Учитель: Следующее наше задание поможет выяснить, знаете ли вы гимн своей страны.
Конкурс № 5 «Гимн Российской Федерации»
Команды получают текст гимна Российской Федерации, в котором пропущена часть слов. Задача участников вставить правильно пропущенные слова. За каждое правильно вставленное слово балл. (Приложение 4) Максимальное количество баллов – 5.
Проводится конкурс.
На доску вывешивается текст Гимна РФ
Учитель: Государственный герб и флаг – это символы нашей жизни, которые сопровождают каждого из нас на всем жизненном пути. Они всегда рядом с нами, слиты воедино с нашей жизнью, бытом общественностью. Поэтому каждый гражданин России должен знать и разбираться в государственной символике своей страны. Я надеюсь, сегодня вы многое узнали о государственных символах государства. И чтобы закрепить наши знания, мы предлагаем вам решить кроссворд, если вы все слова по горизонтали впишите правильно, то по вертикали получится ключевое слово – Фамилия автора музыки российского гимна.
Команды получают карточки с кроссвордом и вопросами.
Конкурс № 6. Кроссворд «Государственные символы России»
Если в колонки по горизонтали будут правильно вписаны слова , то по вертикали получится ключевое слово- Фамилия автора музыки российского гимна.
1. Полотнище, являющиеся символом государства, выражающее идею его единства, независимости и суверенитета.
2. Символ власти российских монархов.
3. Автор стихов государственного гимна России.
4. Хвалебная песня, прославляющая красоту родной земли, ее богатства, подвиги предков во имя Отечества
5. Эмблема государства, города, рода.
6. Символ царской власти, введенный в обиход самодержцем Борисом Годуновым
7. Птица – древнейший символ власти, верховенства, силы и мудрости.
ОТВЕТЫ: 1. Флаг. 2.скипетр. 3.Михалков 4.гимн. 5держава,6. Герб 7.орел 8.Александров.
Проводится конкурс.
Учитель. Наше мероприятие подходит к концу. Пока жюри подводит итоги игры, мы с вами составим синквейн на тему «Флаг России», «Герб России» (Приложение 5)
Подводятся итоги конкурса. Проводится награждение.
Учитель. Дорогие ребята, мы благодарим вас за участие. Желаем удачи и успехов. Любите и берегите свою Родину, знайте символы своего государства.
Приложение 1.
Приложение 2
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Интеллектуальная игра «Государственные символы России»
команда «_____________________________________»
№ | Название конкурса | Баллы |
1. | Государство | |
2. | Флаг Российской Федерации | |
3. | «Расширь свой словарный запас!» | |
4. | Герб Российской Федерации | |
5. | Гимн Российской Федерации | |
6. | Кроссворд |
Итого баллов:___________
Приложение 3.
Символика цветов на гербах:
- Серебро – «чистота и скромность», «благородство»;
- Золото – «богатство, сила, верность», «знатность»;
- Пурпурный – «власть»;
- Красный (червленый) - храбрость (вертикальные черные полосы), «мужество», «страсть»;
- Голубой - верность (горизонтальные черные полосы).«величие, красота, ясность»;
- Лазурь (ярко-голубой) – великодушие;
- Синий – мир;
- Зеленый - надежда, обновление, молодость (косые линии, изущие из правого верзнего угла в левый нижний угол).«изобилие, свобода, надежда»;
- Черный - мудрость и печаль (обозначался перекрестием горизонтальных и косых линий, идущих из верхнего левого и правого углов соответственно в нижний правый и левый углы). «печаль, скромность», «постоянство»;
- Белый - вечность.
- К геральдическим металлам относились только золото (обозначение: черные точки на белом фоне) и серебро (обозначение: белое поле без штриховки). Первый символизирует благородство, знатность, богатство, силу; второй - невинность и доброту.
Символика фигур, изображаемых на гербе:
- лев – «властная сила»;
- корона – власть, благородство;
- конный всадник – победа;
- орел – сила, власть, величие;
- меч – военная слава, могущество;
- символы царской власти – твердая центральная власть
- конь — храбрости, быстроты;
- дуб — силы;
- оливковое дерево — мира;
- лавровая ветвь — победы и т. д.;
- Скипетр и держава подразумевают сильную власть и защиту государства и его единство.
- Всадник, поражающий копьем дракона, означает победу добра над злом, готовность народа защищать свою свободу и независимость.
Приложение 4
Гимн Российской Федерации.
Россия – священная наша ……………!
Россия –………… наша страна!
Могучая воля, ……….. слава –
Твое достоянье на все …………..
Славься, Отечество …….. свободное –
……………. народов союз вековой.
Предками данная ……….. народная.
Славься, страна! Мы ……… тобой!
От южных ……… до полярного края
Раскинулись наши леса и ……. .
Одна ты на свете! ……. ты такая!
Хранимая Богом родная ………... .
Славься, Отечество …….. свободное –
………… народов союз вековой.
Предками данная ………….. народная.
Славься, страна! Мы …………. тобой!
Широкий простор для мечты и для ………,
Грядущие …… открывают года.
Нам ……. дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так …….. всегда!
Славься, Отечество ……… свободное –
………….. народов союз вековой.
Предками данная …………. народная.
Славься, страна! Мы ………… тобой!
Приложение 5 .
Составьте синквейн на тему «Флаг России»
Памятка. Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает своё отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание
синквейна.
Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка - три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает
своё отношение.
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое
человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Составьте синквейн на тему «Герб России»
Памятка. Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает своё отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание
синквейна.
Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка - три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает
своё отношение.
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое
человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как у каждого государства, у России есть свои государственные символы: ГЕРБ ФЛАГ ГИМН РОССИЯ
Государственный герб Российской Федерации Государственный флаг Российской Федерации
По – иному объясняют расцветку Российского флага геральдисты ( учёные, которые изучают символы государства). Они полагают, что белый и синий цвета издревле считались цветами Русской православной церкви. БЕЛЫЙ – ОЗНАЧАЕТ ОТКРОВЕННОСТЬ, БЛАГОРОДСТВО, СОВЕРШЕНСТВО. СИНИЙ – ВЕРНОСТЬ И ЧЕСТНОСТЬ. КРАСНЫЙ – МУЖЕСТВО, ОТВАГУ, ГЕРОИЗМ.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН Гимн – это главная песня страны. Слово гимн греческое и означает ВОСХВАЛЕНИЕ . Слова гимна написал Сергей Михалков, а музыку Александр Александров. Гимн России был принят в 2000 году.
Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава — Твоё достоянье на все времена! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля! Припев. Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу даёт наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Припев. ГИМН РОССИИ
СИМВОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Флаг- государственный символ России"
Мероприятие, посвященное государственному символу России, с использованием ИКТ...
ВИКТОРИНА «Колесо истории» на тему: «Государственные символы России»
Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно. Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и...
Конспект урока по правоведению "Государственные символы России"
«Государственные символы России» 7 класс. «Основы правовых знаний» Цели учебного занятия: • формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; • ...
Классный час "Государственные символы России".
Государственные символы России Внеклассное мероприятие по историидля обучающихся 5-7 классов Цель: воспитание на примере изучения государственной символики и ее истории патриотизма и г...
Викторина "Государственные символы России"
Викторина...
Урок на тему "Государственные символы России"
Урок обществознания в 9 классе....
Единый урок государственности ко Дню Знаний на тему "Государственные символы России"
Классный час, посвящённый 1150 летию российской государственности....