Метапредметный подход в обучении
статья по естествознанию
Метапредметный подход к обучению науроках естественно - научного цикла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnyy_podhod.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметный подход к обучению учащихся на уроках естественно - научного цикла.
Современный мир, в котором мы живем, очень сложен и чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных в школе и в вузе. Причиной является то, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня ситуация кардинально меняется с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.
Метапредметный подход включает:
1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета.
2. Промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета.
3. Осознание понятий и работа с ними в рамках учебного предмета.
4. Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета.
Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. В основе лежит принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».
В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что хотят сделать. На уроках химии при изучении классов сложных веществ учащиеся составляют схемы. Это позволяет легче и быстрее запоминать новый материал. Составление схем широко применяется на уроках географии и биологии.
В рамках другого метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний).
Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы. Здесь они осваивают умение организовывать и вести диалог, у них развиваются способности целеполагания, самоопределения и др.
На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения.У школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения. При решении задач по химии предлагается решить ее несколькими способами. И учащиеся успешно с этим справляются.
Каковы же структурные элементы метапредметного урока:
-Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
-Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
-Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений.
-Взаимопроверка и взаимоконтроль.
-Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
Требования к заданиям на уроке:
-Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
-Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.
Требования к учителю на уроке:
- Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика.
- Добиваться от учеников аргументированных ответов.
- Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
-Чётко и точно формулировать задание.
Помимо уроков большое значение имеет внеурочная деятельность. При проведении метапредметных занятий необходимо:
-вовлечение школьников в проектную и исследовательскую деятельность. Здесь реализуются все этапы метапредметного подхода: актуализация, целеполагание, проблематизация. А как важно школьнику осознавать, что его исследования кому-то пригодятся: для семьи, для школы, для одноклассников.
-развитие индивидуальности ребенка, его неповторимости, потому что чем чаще теорию мы сталкиваем с надпредметом, тем деятельность школьника становится более продуктивной, тем больше он развивается всесторонне, как личность, а в этом мы видим свою главную задачу.
Исследовательские умения являются общими для многих учебных дисциплин, поэтому важно обеспечить единый подход к формированию данных умений при изучении различных предметов.
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Химия - это наука о природе. В природе химические, физические и биологические явления взаимосвязаны. В учебном процессе все эти явления изучаются раздельно, тем самым их связи разрываются. Для решения этой проблемы в школе должно быть предусмотрено осуществление межпредметных и метапредметных связей. Использование метапредметного подхода через выполнение различных заданий возможно на уроках химии:
Задание 1. Используя материал учебника, составьте схему, иллюстрирующую круговорот углерода (азота, кислорода и т.д.) в природе.
В 9 классе при проведении уроков по химической технологии учащиеся выполняют проекты по металлургическому производству. В 10 классе они делают проекты о производстве этанола, уксусной кислоты. При этом им необходимо представить свой проект, обосновав: место строительства данного производства, количество и виды отделов (цехов) производства, экономическую эффективность производства. Они должны решить вопрос о безопасности данного производства для здоровья человека. Учащиеся при выполнении проектов такого плана используют знания по географии, химии, биологии.
Обучение химии связано с обобщением знаний о явлениях реального мира. Способность познавать окружающий мир, действовать адекватно полученной информации, создавая благо для людей. В своей деятельности человек не просто приспосабливается к окружающим условиям, он преобразует их в соответствии с развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметный подход к обучению. Метапредмет "Проблема"
Доклад на педсовет по теме "Метапредметный подход к обучению. Метапредмет "Проблема"". Доклад содержит основные понятия о метапредметности и конкретно о метапредмете "Проблема"....
Основы метапредметного подхода в обучении математике
Одна из основных целей современной школы – создать ученику условия, способствующие формированию у него ключевой компетенции – умению уч...
Метапредметный подход в обучении географии. Автор Кремза И.М.
Метапредметность – это новая образовательная форма, которая накладывается на традиционные учебные предметы и позволяет работать с фундаментальными образовательными объектами, носящими универсальный ха...
Метапредметный подход в обучении географии
Метапредметный подход в обучении географии...
Мастер –класс учителя биологии по теме"Метапредметный подход в обучении биологии "
«Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков дет...
Метапредметный подход в обучении смысловому чтению в 5 классе при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах».
План урока. Применение метапредметного подхлда при обучении смысловому чтению на основе учебного текста. На уроке формируется ряд универсальных учебных действий, такие как:умение определять цель...
Метапредметный подход в обучении: от знаниевой парадигмы до личностного развития ребенка
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее ФГОС ООО) говорится, что по итогам получения основного общего образования ученики должны демонстрировать не ...