Воздух и его свойства
план-конспект
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад №52 «Ромашка»
Конспект
НОД по познавательному развитию
на тему:
«Воздух и его свойства»
для детей старшей группы
Воспитатель: Фирсова Юлия Викторовна
Истра, 2019г.
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Методы и приемы: Беседы, экспериментально-исследовательская деятельность.
Демонстрационный материал: Воздушный шарик, обычный шарик, Фрукты: апельсин, лимон. Овощи: лук, чеснок.
Раздаточный материал: салофановый пакет, зубачистка, стакан, трубочка, сигнальные карточки зелёного и красного цвета.
Ход занятия
Воспитатель: Подходите все ко мне, предлагаю встать в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, друг с другом,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
Подарим улыбку всем, пусть хорошее настроение будет у всех нас целый день.
Звучит музыка, воспитатель читает стихотворение:
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет:
Он плывет себе в волнах,
На раздутых парусах.
Воспитатель: Ребята, закройте глаза и прислушивайтесь. Что вы слышите? (Ответы детей.)
А я слышу шелест и представляю, как по нашей группе летает легкий свежий ветерок, слышите? (Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, ветерок побывал в нашей группе и что-то принес. (Воспитатель показывает воздушный шар.)
Кто это к нам прилетел? А почему он называется воздушным?
Дети. В нем спрятался воздух.
Воспитатель: Ребята, давайте знакомится. Его зовут Летунчик. А кто его нам отправил? Наверное какой-то сказочный герой, который летает по воздуху. Каких летающих героев вы знаете?
Дети. Винни-Пух, Баба-Яга, Гуси-Лебеди, Карлосон, Змей-Горыныч.
Воспитатель: А я, кажется знаю, это Винни-Пух шел в гости к ослику ИА и потерял свой шарик. Он мне тоже подарил шарик, но он не летает. Почему?
Дети. Один шарик заполнен воздухом, а другой нет.
Воспитатель: Где же мы возьмем воздух, у меня его нет. Летунчик утверждает, что воздух есть везде. И мы сейчас это проверим. Мы станем учеными и проведем опыт.
Воспитатель: Предлагаю вам отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).
Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие?
Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
1. Эксперимент «ЗАДЕРЖКА ВОЗДУХА»
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? (ответы детей). Давайте проверим, попробуем зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? (Вы начали задыхаться). Чего вам не хватало? (Воздуха) Дети, можем мы долго находиться без воздуха? (нет)
Вывод: человек не может жить без воздуха.
2. Воспитатель: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (Ответы детей)
Эксперимент «ПОЙМАЙ ВОЗДУХ»
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами?
Дети: Надулись.
Воспитатель: Что в них находится?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Где можно использовать это свойство воздуха?
Дети: надувной матрац, спасательный круг.
Воспитатель: Какой мы сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
Воспитатель: Дети, мы видим, что воздух в пакете?
Вывод: воздух бесцветный.
3. Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, можно ли воздух почувствовать? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Шипение, воздух выходит).
Вывод: воздух можно почувствовать.
4. Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (Ответы детей)
Мы сейчас с вами проверим. Подготовимся к следующему опыту.
Физкультминутка:
Коль с водой имеем дело - (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело. (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда, (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда. (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Халат - наш друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок. (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Эксперимент «УВИДИМ ВОЗДУХ»
Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.
5. Эксперимент «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?
Дети: Без вкуса.
Воспитатель: Вдохните воздух носом. Какого он запаха?
Дети: Без запаха.
Воспитатель: Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком). Вы замечательно справились. Но что-то сильно чесноком запахло? Как же исправить неприятные запахи, если они появились? (Духи, дезодоранты)
Вывод: Воздух переносит запахи
Воспитатель: Летунчик помог нам обнаружить воздух.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы сегодня очень хорошо поработали, провели опыты и узнали про некоторые свойства воздуха. И обязательно продолжим изучать воздух в следующий раз. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (Ответы детей) Какой опыт вам показался интересным больше всего? (Ответы детей) Что вы сегодня узнали нового? (Ответы детей) Хорошо, сейчас я вам предлагаю взять со стола 2 сигнальные карточки – зеленый и красный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!
1. Воздух окружает нас со всех сторон (да).
2. Воздух можно услышать (да).
3. Воздух голубого цвета (нет).
4. Воздух прозрачный, не имеет цвета (да).
5. Воздух имеет свой вкус (нет).
6. Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов (да).
7. Человек может жить без воздуха (нет).
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы проводили опыты. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся и все вместе пройдем в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация "Свойства воздуха" 5 класс
Урок-презентация...
Урок биологии в 5-м классе «Свойства воздуха»
Данный урок позволяет расширить и углубить знания учащихся о свойствах воздуха, показать практическое применение человеком этих знаний о воздухе....
Контрольная работа по природоведению после изучения тем "Строение и свойства вещества", "Воздух"
Контрольная работа после изучения тем ""Строение и свойства вещества", "Воздух"...
Конспект урока "Воздух. Свойства воздуха".
Конспект урока по учебному предмету "Живой мир" для учащихся 5 класса с ОВЗ....
Открытый урок по тема "Воздух. Какими свойствами обладает воздух"
Открытый урок по тема "Воздух. Какими свойствами обладает воздух"Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деяте...
Воздух. Свойства воздуха.
Расширение представлений о воздухе в природе и вокруг нас. Обнаружение воздуха вокруг нас с помощью практической деятельности . Исследование значения свойств воздуха для жизни человека в окружающем на...
Интерактивный тест ВОЗДУХ. СВОЙСТВА ВОЗДУХА. Биология. 7 класс. АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Интерактивный тест ВОЗДУХ. СВОЙСТВА ВОЗДУХА. Биология. 7 класс. АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...