Контрольная работа по естествознанию "Структуры мира природы"
учебно-методический материал по естествознанию (10 класс)

Меньшикова Анастасия Александровна

Материал может быть использован для проверки знаний обучающихся. Учебник под редакцией И.Ю. Алексашиной "Естествознание. 10 класс. Базовый уровень."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachet_no2_po_ez_10.docx707.13 КБ

Предварительный просмотр:

Зачет № 2 по естествознанию. 10 класс.

Вариант 1

1.Как называется весь существующий материальный мир, бесконечно разнообразный по формам, которые принимает материя в процессе своего развития? (1 балл)

А.Мегамир      Б.Структура    В.Вселенная           Г.Природа

2. Установите соответствие между частицами и их характеристиками. (2 балла)

А.Электронейтральный нуклон                                                                1. Протон

Б.Нуклон, обладающий положительным зарядом                                  2. Электрон

В.Отрицательно заряженная частица, входящая в состав атома           3. Нейтрон

Г.Частица – переносчик электромагнитного взаимодействия               4. Фотон

А

Б

В

Г

3. Установите соответствие между термином и его определением. (2 балла)

А. Некоторая характеристика объекта, выраженная как функция от координат и времени

Б. Линия, которую описывает точка при своём движении

В. Величина, каждое значение которой может быть выражено одним числом

А

Б

В

1. Поле                                                    

2. Траектория

3. Скаляр

4. О каком оптическом понятии идет речь? (1 балл)

https://kotomania.com/data1/489.jpg

А. отражение света  

Б. поглощение света  

В. разложение белого света  

Г. рассеяние белого света

5. Выберите верные утверждения. (2 балла)

1Чтобы описать объект с позиций корпускулярного подхода, необходимо задать параметры для каждой из составных частей объекта

2. Изобары (линии, соединяющие места одинакового атмосферного давления) на картах погоды соответствуют векторному полю

3. Чтобы описать объект с позиций континуального подхода, необходимо задать поле величины, характеризующей объект

4. Поле скоростей жидкости, изображённое на географических картах как линии течений, является скалярным полем

5. Корпускулярный подход используется при описании движения тел в рамках классической механики

Ответ:____________________

6. Расположите цвета в солнечном спектре в порядке уменьшения показателя преломления. (2 балла)

А. Красный  Б. Зеленый  В. Фиолетовый  Г. Желтый  Д. Синий  Е. Голубой  Ж. Оранжевый

Ответ:____________________

7. Какое явление изображено? (1 балл)

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1245815/pub_5c3895c4efbd5000a917c018_5c38c5db11006c00aae0ca1e/scale_1200

1.Интерференция

2.Фотоэффект

3.Дифракция

4.Дисперсия

8. Заполните пропуск в тексте. (1 балл)

____________– нейтральная элементарная частица с массой, входящая в состав ядра атома.

9. Выделите особенности строения мегамира. (2 балла)

  1. Возможность исследования мегамира существенно ограничены по сравнению с исследованием макромира
  2. Все объекты мегамира равноудалены друг от друга
  3. Все «одинаковые» объекты мегамира тождественны
  4. Все объекты мегамира подчиняются единым законам
  5. В мегамире преимущественны силы гравитационного взаимодействия
  6. Галактики и скопления галактик распределены по Вселенной неравномерно

Ответ:____________________

10. Какие характеристики имеют  биологические системы? (2 балла)

  1. Наличие биополимеров (белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты)
  2. Неклеточное строение
  3. Энергозависимость
  4. Саморегуляция
  5. Раздражительность
  6. Наследство
  7. Адаптация к меняющимся условиям среды
  8. Индивидуальное и эволюционное развитие во времени. Ответ:____________________

11. Определить соответствие между компонентами клетки и их функциями (2 балла)

1.Митохондрии

А.жидкая среда клетки (цитозоль)

2.Цитоплазма

Б.сложные процессы синтеза и транспорта белковых молекул.

3.Лизосомы

В.процессы клеточного дыхания

4.ЭПС

Г.Пищеварительные ферменты

1

2

3

4

12. Прокомментируйте  рисунок: Что изображено на рисунке? Запишите названия компонентов. (3 балла)

http://900igr.net/up/datai/69428/0014-023-.png

13. Узнайте клеточную органеллу по описанию: «Представлен в виде пластинок, пузырьков, трубочек, которые расположены вокруг ядра. Функция – транспорт веществ, химическая (ферментативная) обработка и выведение продуктов жизнедеятельности из клетки». (1 балл)

А. Клеточный центр;      Б. Ядро;       В. Комплекс Гольджи;    Д. Митохондрии    

Е. Цитоплазма;       Ж. ЭПС

14. Решите ребус (2 балла)

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5465/20190514113503/OEBPS/objects/t_natur_10_20_8/5c111271716ca79723b9a484.jpgОтвет:__________________

15. Заполните пропуск в тексте. (1 балл)

______________популяции – это число особей на единицу площади территории или объёма (например, в случае организмов, обитающих в воде или почве). ()

16. Что из списка является характеристиками популяции? Выберите несколько вариантов ответов. (2 балла)

А. Численность  Б. Плотность   В. Объем    Г. Выживаемость  Д. Обмен веществ

Ответ:____________

17. Заполните пропуск в тексте. (1 балл)

Принцип_____________ – возможность возникновения водородной связи между определёнными (соответствующими) азотистыми основаниями. Комплементарные основания: А – Т, Г – Ц.

18. Заполните пропуск в тексте. (1 балл)

______________(гетеротрофы) – это живые организмы, которые потребляют органические вещества. Как правило, консументов подразделяют на порядки – по тому типу энергии, который они потребляют в экосистеме.

19. Заполните пропуск в тексте. (2 балла)

_______________может принимать различные виды. В механике различают_____________  и кинетическую энергии, которые могут переходить друг в друга, например, при движении брошенного камня вверх. Сумму этих двух видов энергий называют____________  энергией.

20. Выберите из приведённого перечня характеристик те, которые соответствуют живым организмам. (2 балла)

1. Клеточное дыхание

2. Обратимость увеличения размера

3. Синтез органических веществ

4. Не нуждаются в обмене веществом и энергией в окружающей средой

5. Поглощение веществ из окружающей среды

6. Качественное состояние может не изменяться в течение всего периода существования

21. Заполните пропуск в тексте.(1 балл)

________________(обмен веществ) – сложная цепь превращений веществ в организме начиная с момента их поступления из внешней среды и кончая удалением продуктов распада.

22. Как называется симметрии пространства, согласно которому пространство однородно, а следовательно при одинаковых условиях эксперимент в разных точках планеты будет схожесть результатов? (1 балл)

1. Трансляционная симметрия

2. Поворотная симметрия

3. Осевая симметрия

Зачет № 2 по естествознанию

Вариант 2

1.Выберите верные утверждения. (2 балла)

А.Вселенная – это все материальные объекты, окружающие нас

Б.Мегамир, макромир и микромир резко разграничены между собой

 В.Особые структуры микромира, лежащие в основе нанотехнологий, можно назвать наномиром

Г. С помощью современных приборов мы можем непосредственно увидеть строение атомов и молекул

Д. Масштабы мегамира настолько огромны, что для их описания вводят специальную величину – световой год

Ответ:____________

2.Установите соответствие между структурной  областью Вселенной и её особенностью. (2 балла)

А. Макромир  Б.Микромир     В.Мегамир

1.Основными фундаментальными взаимодействиями в данной структурной области Вселенной являются гравитационное и электромагнитное взаимодействия

2.Преимущественным взаимодействием в этой структурной области Вселенной является гравитационное взаимодействие, описываемое законами общей теории относительности

3.Ключевую роль в данной области Вселенной играют электромагнитное, сильное и слабое взаимодействия

А

Б

В

3. Как называется область пространства, в каждой точке которой определено числовое значение некоторой величины? (1 балл)

А. Траектория                Б. Скаляр                 В. Скалярное поле            Г. Векторное поле

4. Установление соответствие между линиями, наглядно изображающими поле, и видом поля. (2 балла)

А. Линии течений на географических картах

Б. Линии равных высот на топографических картах и линии равных средних годовых температур на климатических картах

1. Скалярное поле                             2. Векторное поле

А

Б

5. О каком оптическом понятии идет речь? (1 балл) https://i.artfile.ru/3500x2100_783196_%5bwww.ArtFile.ru%5d.jpg

А. отражение света  

Б. поглощение света  

В. разложение белого света  

Г. рассеяние белого света

6. Почему планетарная модель атома, предложенная Эрнестом Резерфордом, оказалась несостоятельной? (2 балла)

1. Она не объясняет прерывистый спектр излучения атомов

2. Она не имеет наглядного образа

3. Она не объясняет продолжительное существование атомов

4.Она противоречит закону всемирного тяготения

Ответ:_____________

7. Заполните пропуск в тексте. ( 1 балл)

 ___________– стабильная положительно заряженная элементарная частица, которая входит в состав ядра атома.

8. Укажите из списка частицы, которые НЕ входят в состав ядра атома. (1 балл)

  1. Протон
  2. Электрон
  3. Нейтрон
  4. Нейтрино

9. Выделите характеристики, которые соответствуют особенностям строения микромира. (2 балла)

  1. Возможности исследования микромира существенно ограничены по сравнению с исследованием макромира
  2. Все частицы можно увидеть в электронный микроскоп
  3. Все «одинаковые» объекты микромира тождественны
  4. Все объекты микромира обладают свойствами волн и частиц
  5. В микромире преимущественны силы гравитационного взаимодействия

Ответ:_______________

10. Из приведённого перечня характеристик выделите те, которые соответствуют характеристикам всех биологических систем (живой природы). (2 балла)

  1. Единство химического состава
  2. Передвижение в пространстве
  3. Характерный химический состав (белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты)
  4. Клеточное строение
  5. Дыхание лёгкими
  6. Энергозависимость, обмен веществ и рост
  7. Саморегуляция и гомеостаз
  8. Наличие сердца

Ответ:________________

11. Установите соответствие так, чтобы каждой структуре белка соответствовала характеристика. (2 балла)

А. Первичная Б. вторичная В. третичная Г. четвертичная

1. Глобулярная 2. несколько глобул 3. линейная 4. спиральная

А

Б

В

Г

12. Прокомментируйте  рисунок: Что изображено на рисунке? Запишите названия компонентов. (3 балла)

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06e4/001a321b-9f97d239/img4.jpg

13. Установите соответствие между названием органеллы и описанием. (2 балла)

А. Окружено цитоплазмой, состоящей из гиалоплазмы, клеточных органелл и включений

Б. Состоит из двух плотных образований – центриолей, и расположен возле ядра или комплекса Гольджи. Его центриоли входят в состав веретена клетки, образуют жгутики и реснички

В. Представлен в виде пластинок, пузырьков, трубочек, которые расположены вокруг ядра. Функция – транспорт веществ, химическая (ферментативная) обработка и выведение продуктов жизнедеятельности из клетки

Г. Состоят из внутренней и внешней мембран и имеют форму нитей, зёрен и палочек. За счёт содержащихся во внутренней мембране ферментах, осуществляют расщепление аминокислот, глюкозы, процесс окисления жирных кислот, образование основного энергетического материала клетки АТФ (аденозинтрифосфорнай кислота)

1.Митохондрии            2. Комплекс Гольджи       3. Ядро       4.Клеточный центр

А

Б

В

Г

14. Решите ребус (2 балла)

C:\Users\teach\Desktop\5c11124c716ca79723b9a47c.jpgОтвет:______________________

15. Заполните пропуск в тексте. (1 балл)

  ______________– это число потомков, производимых одной особью в ходе одного размножения либо в течение жизни

16.Установите правильный порядок действия регулирующих факторов, которые действуют на популяцию. (2 балла)

1. Внутривидовая конкуренция

2. Паразиты

3. Хищники

4. Инфекционные заболевания                           Ответ:_______________

17. Заполните пропуск в тексте. (1 балл)

_______________– свойство молекулы ДНК, заключающееся в самодублировании молекулы на основе принципа комплементарности. Этот процесс лежит в основе наследственности.

18. Заполните пропуск в тексте. (1 балл)

_______________(или автотрофы) – это живые организмы фототрофы и хемотрофы (главным образом, водоросли и высшие растения) синтезирующие из минеральных соединений и солнечного света (в случае хемотрофов – за счет химических реакций) органические вещества.

19. Из приведённого перечня законов выберите те, которые являются наиболее общими (2 балла)

1. Закон Архимеда

2. Закон сохранения энергии

3. Закон Авогадро

4. Закон сохранения механической энергии

5. Закон Ампера

6. Закон сохранения импульса

7. Закон прямолинейного распространения света

8. Закон сохранения момента импульса

Ответ:____________________

20. Заполните пропуск в тексте. (1 балл)

Из всего многообразия существующих форм энергии живые существа на нашей планете используют только две – _____________ и энергию  связей. Таким образом, по способу______________ (источнику углерода) живые организмы делят на______________  и гетеротрофов.

21. Заполните пропуск в тексте. (1 балл)

________________процесс образования органических веществ из неорганических (углекислого газа и воды) с использованием солнечной энергии.

22. Чем может быть обусловлено нарушение симметрии? (1 балл)

1. Внутренним «стремлением» организма растения;

2. Внешними силами (воздействиями);

3. Причинами, не поддающимися научному описанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по "Древнему миру"

Контрольная работа выполнена ввиде теста, содержит вопросы по первообщинному миру и по Древнему Египту....

Контрольная работа .Тема "Силы в природе.Законы Ньютона"

Материалы для подготовки к ЕГЭ ГИА. Контрольная работа по теме " Силы в природе.Законы Ньютона" 9 класс .Бланк ответов....

7 класс. Контрольная работа №3. «Силы в природе»

7 класс. Контрольная работа №3. «Силы в природе»...

Контрольная работа "Научные методы изучения природы. Измерение физических величин"

Контрольная работа по физике для учащихся 7 класса, изучающих физику на углубленном уровне (к учебнику А.А.Пинского, В.Г.Разумовского)...

Контрольная работа по стихотворениям о природе поэтов 20 века, 6 класс

Контрольная работа по стихотворениям о природе поэтов 20 века, 6 класс (с ответами)...

презентация для подготовки к контрольной работе №2 "Вещества в природе. Понятие о газах"

данный материал поможет организовать повторение и обобщение по теме "Вещества в природе. Понятие о газах" курса химии 8 кл. по программе Кузнецовой...

Тематическая контрольная работа по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России», 8 класс

Контрольно-измерительные материалы для проверки уровня освоения предметных, метапредметных планируемых результатов по разделу  «Особенности природы и природные ресурсы России», 8 клас...