«В мире науки» для 2 классов
методическая разработка по естествознанию на тему
Данная программа занятий относится к общеинтеллектуальному направлению.
В наше время, когда дети часто слышат о необходимости прагматичного отношения к жизни, стало не модным знакомить их с профессиями научной направленности. Поэтому представляется интересным показать красоту и романтику науки. И раннее знакомство с различными аспектами науки послужит толчком к развитию фантазии и интереса ребенка к научным и философским вопросам и проблемам современного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_nauki_-17-18.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
2017-2018 учебный год
Рабочая программа
интеллектуального направления внеурочной деятельности
«В мире науки» для 2 классов
Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. От 07.05.2013);
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
- Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (далее – приказ № 1241);
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
- Приказ Минобрнауки России № 576 от 08.06.2015 г."О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"
- Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 26.06.2013);
- Распоряжение Комитета по Образованию Правительства Санкт-Петербурга №2158 от 06.05.2015 «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015/2016 учебном году»;
- Распоряжение Комитета по Образованию Правительства Санкт-Петербурга №2328-р от 13.05.2015 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год».
- Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №60 Выборгского района Санкт-Петербурга;
- Внутришкольные локальные акты, регламентирующие сопровождение учебно-воспитательного процесса.
Назначение программы.
Данная программа занятий относится к общеинтеллектуальному направлению.
В наше время, когда дети часто слышат о необходимости прагматичного отношения к жизни, стало не модным знакомить их с профессиями научной направленности. Поэтому представляется интересным показать красоту и романтику науки. И раннее знакомство с различными аспектами науки послужит толчком к развитию фантазии и интереса ребенка к научным и философским вопросам и проблемам современного мира.
Актуальность и перспективность курса.
Программа базируется на знаниях, полученных на уроках по окружающему миру в начальной школе. Основой для данного курса являются материалы школьной программы по предметам естественнонаучной направленности, литература по истории наук и мировых изобретений, коллекции научно-популярных фильмов по истории научных изобретений и проблем, а также, архивы передач научно-познавательных телевизионных каналов.
Возрастная группа, на которую ориентированы занятия.
Учащиеся 2-х классов возраста 8-9 лет.
Объём часов, отпущенных на занятия.
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия-40 минут.
.Цели и задачи реализации программы.
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Цели и задачи курса вытекают из пояснительной записки – познакомить учеников с различными вопросами и аспектами науки в предсказании научных, экологических и социальных проблем последующих поколений. Задачами являются во-первых- знакомство с азами астрономии, географии, биологии, физики и химии, во-вторых- чтение книг и просмотр фильмов, знакомство с отдельными, самыми яркими эпизодами научных открытий. Для осуществления этих задач будут использованы аудио- и видеоматериалы, иллюстрации к книгам. Будут проводиться беседы и обсуждения о достоинствах и преимуществах разных способов представления материала (документальные фильмы, аудиозаписи книг, сопровождаемые иллюстрациями). Ученикам будет показана возможность применения своих знаний, полученных при прохождении школьной программы.
К числу задач курса относятся также:
- расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;
- укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла;
- последовательное приобщение учащихся к детской научной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
В целом преподавание курса «В мире науки» позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования в последующих классах.
Формы и методы работы
Урок-игра, урок-беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
В процессе обучения, наравне с традиционными формами и методам используются новые, интерактивные технологии.
Содержание курса.
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Астрономия | 5 |
2. | География | 8 |
3. | Биология | 12 |
4. | Физика | 6 |
5. | Викторины. Заключительное занятие. | 3 |
| ||
ИТОГО | 34 |
Тематическое планирование.
Наименование разделов и тем | Количество часов | Перечень универсальных учебных действий обучающихся |
Астрономия | Познавательные Общеучебные действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
| |
Вводное занятие «Этот прекрасный мир знаний» | 1 | |
Границы мира | 1 | |
Погода на планетах | 1 | |
Чем дышать в космосе? | 1 | |
Кто придумал телескоп? | 1 | |
География | ||
Прогноз погоды | 1 | |
Голубые глаза Карелии. На просторе саванн. | 1 | |
Байкал. Урал | 1 | |
Фьорды. Дюны | 1 | Познавательные Общеучебные действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
Болота. Гейзеры. | 1 | |
Тундра. Как живут оленеводы | 1 | |
Пещеры, водопады | 1 | |
Что такое батискаф? Арктика и Антарктика. | 1 | |
Биология | ||
Ботанический сад. Ядовитые растения | 1 | |
Симбиоз. Как питаются грибы? | 1 | |
Есть ли у растений родственники? Листовой салат. | 1 | Познавательные Общеучебные действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
Где растет танцующий лес? Что такое эндемики? Байкал. | 1 | |
Что такое первичный бульон? «Слезы морской богини». | 1 | |
Звериный взгляд на мир. Почему поют птицы? | 1 | |
Почему пингвины не летают? Что помогает птицам парить в небе? | 1 | |
Чем отличается ворон от вороны? Где у птиц зубы? | 1 | |
Черепахи. Где раки зимуют? | 1 | |
Осы. Чем гордится серая жаба? | 1 | |
Звезды бамбукового леса. Панды. | 1 | Познавательные Общеучебные действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
Горбатое совершенство пустыни. Почему у собак нос мокрый? | 1 | |
Физика | ||
Огонь. Спиртовка. | 1 | |
Телескоп. Микроскоп. | 1 | |
Кто придумал рентген? Что такое фонарь? Маяки. | 1 | |
Архимед (блоки, рычаги). Прогноз погоды (приборы) | 1 | |
Чудесный перезвон. Секрет бумеранга. | 1 | |
Кёрлинг. Сёрферы. | 1 | |
Викторина (астрономия, география) | 1 | |
Познавательные Общеучебные действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
| ||
Викторина (биология, физика) | 1 | |
Заключительное занятие. «Только знающий человек свободен» | 1 | |
Итого 34 часа |
Информационно- методическое, материально- техническое обеспечение.
Печатные пособия.
- Большая энциклопедия открытий и изобретений. Артемова О. В. Науч.-поп. издание для детей. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007г.
- Популярная энциклопедия для детей. Все обо всем. Ликум А. М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 2006г.
- Популярная энциклопедия для детей. Все обо всем. Шалаева Г. М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 2007г.
- Географические карты.
- Индивидуальный раздаточный материал.
Цифровые ресурсы:
- Современные программно - технологические комплексы ((используются в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.20120 (пункт 10.18 «Продолжительность непрерывного применения технических средств на уроках»).
- Видеофильмы, соответствующие тематике программы «В мире науки».
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы «В мире науки».
Оборудование
Использование на уроках МФУ, интерактивного проектора и компьютера.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Наука и фантастика» можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели ;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Содержание |
1. | 04.09 | Вводное занятие «Этот прекрасный мир знаний» |
2. | 11.09 | Границы мира. |
3. | 18.09 | Погода на планетах. |
4. | 25.09 | Чем дышать в космосе? |
5. | 02.10 | Кто придумал телескоп? |
6. | 09.10 | Прогноз погоды. |
7. | 16.10 | Голубые глаза Карелии. На просторах саванн. |
8. | 23.10 | Байкал. Урал. |
9. | 13.11 | Фьорды. Дюны. |
10. | 20.11 | Болота. Гейзеры. |
11. | 27.11 | Тундра. Как живут оленеводы. |
12. | 04.12 | Пещеры. Водопады. |
13. | 11.12 | Что такое батискаф? Арктика и Антарктика. |
14. | 18.12 | Ботанический сад. Ядовитые растения. |
15. | 25.12 | Симбиоз. Как питаются грибы? |
16. | 15.01 | Есть ли у растений родственники? Листовой салат. |
17. | 22.01 | Где растет танцующий лес? Что такое эндемики? Байкал. |
18. | 29.01 | Что такое первичный бульон? «Слезы морской богини» |
19. | 05.02 | Звериный взгляд на мир. Почему поют птицы? |
20. | 12.02 | Почему пингвины не летают? Что помогает птицам парить в небе? |
21. | 19.02 | Чем отличается ворон от вороны? Где у птиц зубы? |
22. | 26.02 | Черепахи. Где раки зимуют? |
23. | 05.03 | Осы. Чем гордится серая жаба? |
24. | 12.03 | Звезды бамбукового леса. Панды. |
25. | 19.03 | Горбатое совершенство пустыни. Почему у собак нос мокрый? |
26. | 02.04 | Огонь. Спиртовка. |
27. | 09.04 | Телескоп. Микроскоп.. |
28. | 16.04 | Кто придумал рентген? Что такое фонарь? Маяки. |
29. | 23.04 | Архимед (блоки, рычаги). Прогноз погоды (приборы). |
30. | 07.05 | Чудесный перезвон. Секрет бумеранга. |
31. | 14.05 | Керлинг. Серферы. |
32. | 21.05 | Викторина. Заключительное занятие. «Только знающий человек свободен» |
33-34 | Резервные занятия | |
. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для оформления стенда "Физика в мире наук"
Данный материал можно использовать для оформления стенда, на тематической неделе и просто на уроках, как интересные факты....
Программа дополнительного образования "В мире науки физики"
Программа дополнительного образования для использования учителями физики при проведении занятий кружков в начальной школе....
В мире науки и фантастики - внеурочная деятельность по ФГОС
Данная программа показывает красоту и романтику науки, через знакомство с биографиями великих ученых и писателей и их произведениями....
Элективный курс «В мире науки об электричестве»
Предлагаемый элективный курс предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 17 часов. Содержание курса расширяет и углубляет знания у...
В мире науки и фантастики. Презентация к учебному курсу.
Мультимедийная презентация является пособием при изучении ранее разработанного курса "В мире науки и фантастики". Она, с использованием средств компьютерной графики и анимации, знакомит учащ...
Устный журнал «В мире науки»
laquo;Устный журнал» выгодно отличается от других внеклассных мероприятий широтой и свежестью, живой и увлекательной формой, широким простором для творчества учащихся. Он повышает интерес к физ...
Интеллектуальный марафон "В мире наук"
Интеллектуальный марафон проводится для студентов 1 курса и включает вопросы по предметам естественнонаучного цикла: Физика + химия + математика +информатика + биология + география....