Игра "Что? Где? Когда?"
методическая разработка по естествознанию (9 класс) на тему

Любавина Галина Владимировна

Обобщающий урок в 9 классе по теме:  "Колебония и волны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игра "Что? Где? Когда?" 9 класс39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра  «Что?  Где?  Когда?»

(Обобщающий  урок  по  теме  «Колебаний  и  волны»)

(9 класс.)

Цели  урока:

Обобщить,  систематизировать  знания  по  теме  «Колебания  и  волны»,  совершенствовать  навыки  решения  задач  различного  типа,  расширить  кругозор  учащихся.

Оборудование:

Песочные  часы,  волчок,  билетики  с  номерами,  конверты  с  вопросами,  лабораторное  оборудование  для  демонстрации  опытов,  игровой  стол,  столы  для  зрителей.

Подготовка  к  уроку:

Перед  началом  урока-игры  оглашаются  правила.  Назначаются  капитаны  команд.  Капитаны  на  листочках  пишут  список  членов  своей  команды  и  проставляют  любое  двузначное  число.  Команда,  обозначившая  наименьшее  число,  начинает  игру.  Вопросы  составляет  сам  учитель  или  совместно  с  активом  старших  учащихся.  Каждый  вопрос  должен  начинаться  с  одного  из  слов  названия  игры  (что,  где,  когда,  почему)  и  быть  интересным.  На  все  вопросы  у  ведущего  заранее  должны  быть  правильные  ответы.  

Ход  игры

Условия  игры

     ·  На  обдумывание  вопроса  даётся  1  мин.

      ·  Если  команда,  посовещавшись,  даёт  правильный  ответ,  то  каждый  её  участник  получает  одно  очко,  а  отвечавший – очко  со  знаком  «+»  (плюс  означает  учёт  ответа);

      ·  Если  команда  не  смогла  ответить  на  вопрос,  то  на  него  отвечает  любой  зритель,  получая  за  это  тоже  очко  со  знаком  «+»;

      ·  Высказываться  могут  все  желающие,  единственное  условие – не  повторяться;

      ·  Если  и  команда,  и  зрители  не  ответили  на  вопрос,  он  снимается,  и  ведущий  зачитывает  правильный  ответ;

      ·  Если  команда  не  дала  верный  ответ  на  предложенный  ей  вопрос,  она  освобождает  игровой  стол;  

      ·  Команда,  правильно  отвечающая  на  вопросы,  может  давать  подряд  ответы  не  более  чем  на  5  вопросов;

      ·  Во  время  ответа  никто  не  имеет  права  добавлять  или  исправлять  говорящего,  Уточнить  вопрос  или  ответ  может  только  ведущий;

      ·  Желающие  дополнить  ответ,  высказать  что - то   по  ходу  игры  обязаны  поднять  руку;

      ·  За  оригинальные  дополнения  ведущий  может  дать  говорившему  поощрительное  очко  со  знаком  « + «;

      ·  За  подсказки,  разговоры,  передачу  подсказок  жестами,  записками  участники  игры  (  в  том  числе  и  зрители )  подвергаются  штрафу.  У  них  вычитают  одно  очко;

      ·  В  конце  игры  участники,  набравшие  6  и  более  очков,  получают  две  пятерки,  5  очков – оценку  «5»,  4  очка – «4».  Право  на  оценку в  журнале  дают  только  очки  со  знаком  «+»,  свидетельствующие  о  самостоятельном  полном  и  правильном  ответе;

      ·  Во  время  игры  можно  пользоваться  справочной  литературой  и  учебником.  

Вопросы.

      1.  Почему  при  закрытых  дверях  и  окне  шум  с  улицы  или  из  коридора  в  комнате  менее  слышен?  Воздух  значительно  хуже  проводит  звук,  чем  дерево  и  стекло.

      (Закрытые  двери  и  окна  заглушают  звуки  потому,  что  значительная  часть  звуковых волн,  падающих  на  их  поверхность,  отражается  назад  и  количество  энергии,  попадающей  в  комнату,  значительно  уменьшается.)

       2.  Возьмем  прочную  бечевку  (60 см)  и  привяжем  к  ней  в  середине  металлическую  ложку,  концы  бечевки  привяжем  к  указательным  пальцам.  (Оба  конца  имеют  одинаковую  длину.)  Заткнув  уши  пальцами,  и  наклонившись  вперед,  чтобы  ложка  свободно  повисла  и  столкнулась  с  краем  стола.  Послышится  звук,  напоминающий  колокольный  звон.

        (Ударяясь  о  стол,  металл  начинает  колебаться.  Эти  колебания  передаются  ушам.  Мы  слышим,  благодаря  тому,  что  наши  уши  воспринимают  различные  колебания.  Чтобы  издавать  звук,  предмет  должен  колебаться.  Колебания  от  него  передаются  воздуху  и  распространяются  в  нем.  Колеблющиеся  молекулы  воздуха  ударяются  о  барабанную  перепонку,  из – за  чего  она  тоже  колеблется.  Эти  колебания  идут  дальше  через  костную  ткань  и  жидкость  в  ухе,  пока  не  доходят  до  слухового  нерва,  а  он  посылает  сигнал  в  мозг)

       3.  Почему  тонкий  бокал,  наполненный  жидкостью  «поет»,  если  мокрой  подушечкой  указательного  пальца  водить  по  его  торцу?

       (При  движению  пальца  по  бокалу  кожа  то  зацепляется  за  стекло,  то  проскальзывает  по  его  поверхности,  При  этом  возникают  упругие  деформации  стакана,  сопровождаемые  звуком.  А  т.к.  бокал – твердое  тело,  имеющее  полость,  то  он  является  резонатором,  усиливающим  звук.  Высота  звука  зависит  от  размеров  резонатора.)

       4.  Когда  мы  держим  стакан  в  руке  и  размешиваем  чай  в  нем  ложкой,  то  слышим  звук.  Затем,  поставив  стакан  на  стол  и  продолжая  помешивать  чай,   слышим  другой  звук.

       (Звуковые  колебания  стакана  передаются  столу.)

       5.  Когда  гроза,  как  можно  определить  на  каком  расстоянии  находится  эпицентр  грозы?

       (Увидев  вспышку  молнии,  необходимо  по  часам  засечь  время,  а  потом  по  часам  же  определить  момент,  когда  слышны  раскаты  грома.  Зная,  что  молния  и  гром  происходят  одновременно,  что  свет  распространяется  очень  быстро,  скорость  звука  в  воздухе  при 20º С  примерно  343 м/с  и  время,  за  которое  до  него  дошел  звук  грома,  можно  рассчитать  путь,  произведенный  звуком.  Он  равен  расстоянию  до  эпицентра  грозы.)

        6.  Почему  трубы  отопления  так  хорошо  передают  звук?

Скорость  звука  в  стали  равна  5000 -  6100 м/с,  а  в  воздухе – 340 м/с.

        (Причин - две.  Во – первых,  трубы  твердые  металлические  тела;  звук  в  таких  средах  распространяется  с  большой  скоростью.  Во – вторых,  в  металле  звук – а  это  продольные  волны – затухает  слабо.)

        7.  Что  произойдет,  если,  переключая  проигрыватель,  менять  скорость  проигрывания  пластинки?

       (Проигрыватель  будет  издавать  то  нормальные  ,  то  визгливые  звуки.  Т.к.  при  изменении  частоты  вращения  пластинки  увеличиваются  или  уменьшаются  частоты  колебаний  иглы  и  создаваемых  иглой  звуковых  колебаний.  Известно,  что  высота  звука  зависит  от  частоты  колебаний.)

        8.  Почему  кричат?

        (Четкость  восприятия  произнесенной  речи  обеспечивает  попадание  в  ухо  всего  пакета  произнесенных  звуковых  колебаний.  Распространяясь  по  воздуху,  звуковые  волны  передают  часть  своей  энергии  окружающей  среде  и  поэтому  затухают:  их  амплитуда  уменьшается,  нарушается  и  периодичность.  Кроме  того,  в  среде  происходит  и  дисперсия  звука:  появляется  зависимость  скорости  распространения  волн  от их  частоты. В  результате  всего  этого  в  ухо  поступает  пакет  колебаний,  отличающийся  от  испущенного,  т.е.  весьма  искаженный.  И  чем  дальше  приемник  звука  находится  от  источника,  тем  больше  это  искажение.)

         9.  Что  вы  слышите  и  почему,  если  на  газету  насыпать  небольшую  горку  сухого  песка  и  начать  катать  по  нему  тяжелую  цилиндрическую  гирьку?

         (Песок  поскрипывает.  песчинки  имеют  неправильную  форму,  и  при  трении  гирьки  о  шероховатую  поверхность  возникает  звук;  кроме  того,  под  действием  приложенной  силы  некоторые  из  них  разрушаются,  тоже  издавая  звук.)

       

        10.  Что  произойдет,  если  пуговицу,  через  дырки  которой  продета  резинка,  прикрепленная  к  кусочку  изогнутой  проволоки,  завернуть  в  бумагу?

         (При  вращении  пуговица  задевает  своими  краями  за  плотную  бумагу  кулька,  та  начинает  колебаться,  издавая  звук.  Для  увеличения  громкости  нужно  увеличить  амплитуду  колебаний  бумаги,  например,  сделав  на  боковой  поверхности  пуговицы  зубчики.)

Подведение  итогов.

        Подводятся  итоги  игры,  выставляются  оценки.

 Заключительное  слово  учителя.

         Большое  спасибо,  уважаемые  коллеги,  за  совместную  работу.  очень  надеюсь,  что  это  не  последняя  наша  игра,  мы  еще  не  раз  встретимся  с  вами  за  круглым  столом,  т.к.  жажда  новых  познаний  как  «великий  океан  истины»  по-прежнему  расстилается  перед  вами  не  исследованный  до  конца.  

 

Результативность:

                       - развивается  тяга  к  творческой  деятельности:  размышлениям,

                         дискуссиям,  спорам;

                       - совершенствуется  умение  доказывать  правоту  собственной  точки  

                         зрения;

                       - появляется  потребность  в  инициативе,  творческой  мысли.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальная игра по физике "Что? Где7 Когда"

Игра для учащихся 8- классов. В ходе игры они используют знания полученные на уроках физики.  игра состоит из трех туров. В начале игры команды отвечают на поставленные вопросы. Вопросы интересны...