Урок чистой воды
план-конспект урока по естествознанию (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Цель урока: донести до сознания школьников понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России. Необходимо побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем.
Задачи урока: Довести до учащихся информацию о водных ресурсах мира, России, их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека; о состоянии водных систем в настоящее время, проинформировать учащихся о проекте ВПП «Единая Россия» «Чистая вода», ставшем основой государственной программы «Чистая вода».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chistaya_voda.docx | 43.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24
УРОК ЧИСТОЙ ВОДЫ
(для учащихся 9 классов)
Автор: учитель химии
Кривова С.М.
Тамбов
2013 год
Цель урока: донести до сознания школьников понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России. Необходимо побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем.
Задачи урока: Довести до учащихся информацию о водных ресурсах мира, России, их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека; о состоянии водных систем в настоящее время, проинформировать учащихся о проекте ВПП «Единая Россия» «Чистая вода», ставшем основой государственной программы «Чистая вода».
Основные содержательные линии урока:
Формирование понимания проблемы чистой воды у учащихся.
Возможные варианты и сценарии развития событий в будущем.
Что надо делать сегодня, чтобы качество воды улучшалось и не происходило дальнейшее загрязнение.
Примеры экологических проектов/мероприятий, направленных на сохранение чистой воды.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
План урока.
I. Организационная часть. Вводное слово учителя.
II. Основная часть:
- Презентация «Вода-основа жизни на Земле» (15 минут).
- Выступления учащихся по теме «Воду надо беречь!» (15 минут).
III. Дискуссия на тему урока (10 минут).
IV. Домашнее задание (5 минут) – составление плана мероприятий по сбережению водных ресурсов родного города.
Ход урока:
2 слайд
Здравствуйте! Сегодня мы проводим необычный урок – «Урок Чистой воды». В декабре 2006 года партия «Единая Россия» выдвинула специальный проект «Чистая вода».
Цель этого проекта – кардинальное улучшение окружающей нас водной среды и формирование в гражданах России высокого экологического сознания.
Президент Российской Федерации В.В. Путин назвал экологию приоритетным направлением российской политики. Одной из самых острых экологических проблем является дефицит и качество питьевой воды.
К сожалению, экологическая ситуация в России и в целом в мире свидетельствует о резком ухудшении состояния источников пресной воды.
В одном из своих выступлений он сказал: «В России разработана «Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года». Этот документ определяет основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также по формированию и реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации в водной сфере, Россия может и должна стать мировым лидером в сфере водопользования.
Свой вклад может внести каждый, от Президента до первоклассника. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоемы и территорию вокруг них, принимать активное участие в экологических мероприятиях. Надо знать особенности воды в своем родном крае и понимать, что наши реки, озера и родники - это единая система. Если каждый гражданин страны будет заботиться о чистоте воды, то на всей Земле чистой воды станет больше»
3 слайд
Цель нашего урока: формирование понимания бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России.
4 слайд
И мне очень хотелось, чтобы каждый из вас, проникнулся важностью данной темы и, придя, домой, поделился с близкими впечатлениями об увиденном и услышанном на нашем уроке.
5 слайд
Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Необходимая составная часть всего живого. Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха; тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснишь только нашими пятью чувствами… Ты величайшее в мире богатство…».
6 слайд
Наш сегодняшний разговор пойдет о самом уникальном веществе на планете – о воде. Вода вылепила лицо нашей планеты
7 слайд
Вся земная жизнь рождена водой и не может существовать без нее. Мы дети воды.
8 слайд
Вероятно, мало кто из вас задумывался над удивительными свойствами воды, и это, пожалуй, понятно – ведь вода повсюду окружает нас, она очень обычна на нашей планете. Ну, а обычное никогда не кажется удивительным. Однако сама обыденность необычна.
9 слайд
Ведь никакое другое вещество не встречается на Земле в таких количествах, да еще одновременно в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.
10 слайд
Что же такое вода, и какова ее роль? Вода – поразительная жидкость – у нее есть аномалии. Для воды будто законы не писаны! Но, благодаря ее капризам, не могла бы родиться и развиваться жизнь.
11- слайд
Строение молекулы воды.
Молекула воды состоит из 2 атомов водорода и 1 атома кислорода, которые находятся друг относительно друга под углом 104,5
12 слайд
Физические свойства воды. Воде по ее химической структуре положено плавиться и кипеть при низких температурах, которых на Земле не бывает. А она кипит при 100° С. .
У воды теплоемкость в 10 раз больше, чем у железа. Из-за исключительной способности воды поглощать тепло - температура при ее нагревании и охлаждении изменяется незначительно, поэтому морским обитателям никогда не угрожает ни сильный перегрев, ни чрезмерное охлаждение.
13 слайд
У воды очень высокая удельная теплота парообразования. Если бы у воды не было этого свойства, многие озера и реки летом быстро бы пересохли до дна, и вся жизнь в них погибла.
Замерзая, вода расширяется на 9% по отношению к прежнему объему. Поэтому лед всегда легче незамерзшей воды и всплывает вверх. Под такой «шубой» даже зимой в Арктике морским животным не очень холодно.
14 слайд
Химические свойства воды.
- Вода взаимодействует с металлами:
А) очень активные металлы при взаимодействии с водой образуют гидроксид металла и водород
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
2K + 2H2O = 2KOH + H2
Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2
15 слайд
б) средние по активности металлы при взаимодействии с водой при нагревании образуют оксид металла и водород
Zn + H2O = ZnO + H2
в) малоактивные металлы с водой не реагируют
16 слайд
2. Вода взаимодействует с оксидами металлов и неметаллов:
А) оксиды металлов при взаимодействии с водой образуют гидроксиды металлов (основания) CaO + H2O = Ca(OH)2
Б) оксиды неметаллов образуют при взаимодействии с водой кислоты
Р2O5 + 3H2O = 2H3РO4
17 слайд (гиперссылка)
3.Под действием постоянного электрического тока или при высокой температуре( 2000 С ) вода разлагается:
2H2O = 2H2 ↑ + O2↑
18 слайд(1 ученик)
Вода в природе.
19 слайд
97% всех водных ресурсов – это запасы Мирового океана, не пригодные для питья. Приблизительно 2,1% воды сосредоточено в полярных льдах и ледниках. Вся пресная вода в озерах, реках и в составе грунтовых вод составляет лишь 0,6% от ее общего количества. Оставшиеся 0,1% воды входят в состав соленой воды из скважин и солончаковых вод.
20 слайд
Воды суши:
Ледники-49%
Подземные воды-47%
Реки-1%
Озера-1%
Болота-1%
В земной коре – подземные воды.
21-29 слайд (автоматически)
Мириады водяных пылинок
Поднимаются над океаном,
Чтобы тут же в путь пуститься длинный
По широтам и меридианам,
Стать сгустившимися облаками,
Тучами, чтоб тяжестью воды
Где-то падать на пески и камни,
На поля и на сады.
30 слайд гиперссылка (распечатка на партах)
Составление синквейна в рабочих тетрадях. Это японское слово, которое означает в буквальном переводе «эмоциональное отношение». Синквейн будет состоять из 5 строк.
1. Одним словом (именем существительным) выразите тему сегодняшнего урока
2. Подберите к этому слову 2 прилагательных
3. Подберите к этому слову 3 глагола
4. Составьте фразу, в которой будет отражена значимость этого слова
5. Подберите синоним к этому слову.
Пример «синквейна», написанного учащимися.
1. Вода.
2. Бесцветная, жидкая.
3. Растворяет, орошает, питает.
4. Не все то золото, что блестит.
5. Жизнь.
31 слайд (2 ученик)
Как человек использует водные ресурсы.
32-37 слайды автоматически
Водные ресурсы используются как способ получения Электроэнергии, транспортные артерии, как источник централизованного водоснабжения. Также реки и озера - это прекрасное место для отдыха. Промышленность нашей страны
ежесекундно потребляет столько воды,
сколько несет ее Волга.
На получение
- 1 т стали расходуется 150 т воды,
- 1 т бумаги — 250 т,
- 1 т синтетических волокон — 4000 т.
- Многие химические процессы ускоряются в присутствии воды, т. е. вода играет роль катализатора.
- Но вода и непосредственно принимает активное участие в реакциях, например при получении кислот, гашении извести, в процессах гидратации.
- Вода обязательно требуется для процессов схватывания и затвердевания вяжущих материалов — цемента, гипса, извести.
38 слайд (3 ученик)
Влияние воды на организм человека.
39 слайд
Вода нужна для нашего организма как растворитель питательных веществ, и как переносчик их, и как среда, в которой протекают различные процессы, связанные с нашей жизнедеятельностью. Выделяясь потовыми железами и испаряясь с поверхности кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Кроме того, вода необходима для удаления из организма различных вредных веществ, образующихся в результате обмена. Содержание воды в отдельных органах и тканях тела почти постоянно.
Питательные вещества попадают в кровь через стенки пищеварительного канала. Через эти стенки могут проникать только вещества, растворенные в воде, только жидкости. Если бы кусок сахара не растворился в слюне и в желудочном соке, глюкоза не попала бы в кровь. Кровь, состоящая на четыре пятых из воды, разносит питательные вещества по всему организму.
Ни одно живое существо не может жить в абсолютно сухом пространстве и не может оставаться живым, лишившись воды. Каждый организм может потерять только вполне определенную часть содержащейся в нем воды. У человека потеря 10% воды вызывает целый ряд расстройств, а потеря 20% воды – смерть.
(4 ученик)
Некоторые животные менее чувствительны к потере воды. Какое бы животное или растение мы ни взяли, в него входит вода как одна из главных составных частей. Обитатели водоемов, как правило, содержат в себе больше воды, чем жители суши. В теле рыб, например, до 70-80% воды, а в медузе – больше 95%. В травянистых растениях суши процент воды доходит до 85%. Организмы млекопитающих животных и человека содержат воды меньше.
40 слайд (5 ученик)
Вода – это жизнь. Во всех живых организмах количество воды колеблется от 60 до 99%. Организм человека содержит около 65% воды. Недаром французский биолог Э. Дебуа-Реймон назвал живой организм «l’eau animee» («одушевленная вода»). Вода обеспечивает протекание биохимических процессов, терморегуляцию организма, переносит питательные вещества и продукты обмена.
Суточная потребность организма человека в воде составляет от 2 до 2,5 л и зависимость его от воды намного сильнее, чем от пищи: без еды мы можем прожить около месяца, а без воды – не более недели!
41 слайд (6 ученик)
Употребление чистой воды является залогом сохранения нашего здоровья. По-другому и быть не может. Вы только вдумайтесь, по средним подсчетам каждый из нас за свою жизнь выпивает около 75 тонн воды и от того, насколько она чиста и полезна, поверьте, зависит очень многое.
В первую очередь, наше с Вами самочувствие в течение дня. Помимо утоления жажды, вода обладает прекрасным тонизирующим эффектом и в отличие от напитков, содержащих кофеин, не имеет побочных действий.
Ее бокал взбодрит и освежит Вас, снимет усталость, тревожность, улучшит концентрацию и Ваше внимание.
(7 ученик)
Во-вторых, чистая вода влияет на наше с Вами здоровье. С одной стороны, с ее помощью можно сохранить то состояние, которое генетически было заложено в нас. Всемирная Организация Здравоохранения уже давно бьет тревогу: 80% своих болезней мы выпиваем вместе с грязной некачественной водой. С другой стороны, если чистая вода отвечает требованиям физиологической полноценности, то с ее помощью в любом возрасте можно укреплять здоровье и проводить ежедневную профилактику мочекаменной болезни, йоддефицита, кариеса, остеопорозов и остеохондрозов.
Ну и, наконец, от чистой воды зависит наша с Вами продолжительность жизни. Об этом свидетельствуют результаты американских исследований, согласно которым при постоянном употреблении чистой воды можно продлить свою жизнь на 8-10 лет.
42 слайд (8 ученик)
Охрана воды.
Огромное значение воды и важность проблем, связанных с ее загрязнением ни у кого не вызывает сомнений. Народная мудрость гласит: Первый хлеб- это хлеб, второй хлеб- это дух, третий хлеб- это вода.
43 слайд (9 ученик)
Источники загрязнения воды.
Загрязнение воды чревато большими опасностями.
Развитие современных технологий приводит к использованию и попаданию в окружающую среду все возрастающих количеств органических и неорганических веществ.
Резко ухудшилось состояние водоемов, что характеризуется следующими признаками; появление плавающих веществ на поверхности воды (прозрачности, цвета, появления запаха, привкуса), изменение химических свойств, уменьшение растворенного в воде кислорода.
Сейчас известны более 15000 опасных для окружающей природы и здоровья человека загрязнений, которые могут находиться в воде рек, озер, водохранилищ. А ведь из них мы берем воду для питья!
44 слайд (10 ученик)
Меры по охране водных объектов.
- Контроль за уровнем загрязнения воды.
- Установка очистных сооружений на предприятиях;
- Экономия воды (закрыть кран, уменьшить напор, когда умываешься, чистишь зубы, моешь посуду и т.д.)
- Посадка и охрана растений по берегам водоёмов.
- Рациональное природопользование;
- Создание заповедных территорий.
45слайд (11 ученик)
Современное состояние водных ресурсов в мире. Сегодня ситуация с мировыми водными ресурсами может быть названа крайне тяжелой. В целом из 10 жителей планеты:
- 5 имеют доступ к водопроводу в своем доме;
- 4 не имеют приемлемого с санитарной точки зрения туалета;
- 3 получают воду из безопасных источников;
- 2 не имеют доступа к удобным и безопасным источникам.
46 слайд (12 ученик)
Причина недостатка воды - ее повсеместный перерасход.
В среднем на планете 70% всей доступной пресной воды используется на нужды сельского хозяйства, причем более половины этой воды теряется вследствие неразвитости применяемых технологий;
В ХХ веке использование воды возросло в 6 раз по сравнению с предыдущими столетиями;
Вода на планете используется крайне неравномерно ( в США на каждого жителя – 380л воды в день, в России-249л, в Германии-129л, а во многих развивающихся странах-20-30л в день );
Во многих регионах ( США, Индия, Китай ) вода из подземных источников расходуется быстрее, чем пополняется.
47 слайд (13 ученик)
Некоторые факты, а также прогнозы на будущее.
По подсчетам ООН, к 2025 году 2/3 населения Земли будут жить в регионах, испытывающих средний или сильный недостаток воды;
В развитых странах до 30% воды теряется при доставке к потребителю, а в крупных городах потери составляют 40-70%;
В развивающихся странах 90% канализационных стоков сливаются в водоемы и реки без какой-либо очистки;
Ежегодно 2,2 млн. человек в мире умирают от болезней, связанных с низким качеством воды, 90% из них – дети до 5 лет.
48 слайд (14 ученик)
Россия- страна с богатейшими водными ресурсами
Наша страна омывается водами 12 морей, принадлежащих трем океанам, а также внутриматериковым Каспийским морем.
49 слайд
На территории России насчитывается свыше 2,5 млн. больших и малых рек, более 2 млн. озер, сотни тысяч болот и др. Именно в России сосредоточено 22% мировых запасов воды. Однако по назначению используется не более 2% от общего количества водных запасов.
50 слайд
Крупнейшие реки России
- Лена, длина, -4320 км
- Енисей, длина, -4012 км
- Волга, длина, -3690 км
- Урал, длина, -2530 км
- Дон, длина, -1950 км
51 слайд
Почти все реки подвержены сильному антропогенному воздействию, возможности экстенсивного водозабора для хозяйственных нужд по многим из них в целом исчерпаны, а тысячи малых рек прекратили по вине человека свое существование. Вода многих российских рек загрязнена и непригодна для питьевых целей.
Наиболее сильно поверхностные воды загрязнены в бассейнах Волги, Дона, Иртыша, Невы, Северной Двины, Тобола, Томи и ряда других рек.
52 слайд (15 ученик)
Крупнейшие озера России
- Каспийское море, площадь в кв.км-376000, наибольшая глубина-1025м
- Озеро Байкал, площадь в кв.км-31500, наибольшая глубина-1620м
- Ладожское озеро, площадь в кв.км-17700, наибольшая глубина-230м
- Онежское озеро, площадь в кв.км-9690, наибольшая глубина-127м
- Озеро Таймыр, площадь в кв.км-4560, наибольшая глубина-26м
53 слайд
Озеро Байкал
Озеро Байкал _ уникальный источник пресной воды. Объем воды в Байкале – около 23 тысяч кубических метров, что составляет 20% мировых и 90% российских запасов пресной воды. Если бы на Земле не было других источников пресной воды, то благодаря Байкалу жители нашей планеты могли бы прожить около 40 лет.
54 слайд (16 ученик)
Методы очистки воды. Вопросы:
-Задумывались ли вы над тем, какую воду пьете?
-Почему воду надо кипятить?
55 слайд
В лабораториях водопроводных станций микробиологи ведут ежедневный контроль воды. Количество микробов в воде после ее специальной обработки резко уменьшается. Так, например, исследование воды в одной из таких лабораторий показало, что в 1 мл. куб. речной воды было 5639 бактерий; после прохождения воды через отстойник в том же объеме было найдено 138 бактерий, а после фильтрования – только 17 бактерий
- Большинство водопроводных станций обеззараживание производят хлором с добавлением аммиакосодержащего реагента.
- Другая методика обеззараживания воды- озонирование.
- Еще одна технология - это система дозирования порошкообразного активированного угля, обеспечивающая удаление запаха и нефтепродуктов.
56 слайд (17 ученик)
Вода обладает чрезвычайно ценным свойством — непрерывного самоводообновления под влиянием солнечной радиации. Оно заключается в перемешивании загрязненной воды со всей ее массой, в дальнейшем процессе минерализации органических веществ и отмирании бактерий. Агентами самоочищения являются бактерии, грибы и водоросли. В ходе бактериального самоочищения через 24 часа остается не более 50% бактерий, через 96 часов – 0,5%. Чтобы обеспечить самоочищение загрязненных вод, необходимо их многократное разбавление чистой водой.
Способов воспроизводства в больших объемах воды не существует, не существует также и заменителей воды, поэтому необходимо обращаться с самым ценным природным ресурсом с величайшей осторожностью. Значение проблемы воды для здоровья человека в современном мире подчёркнуто тем, что ООН объявила Международным десятилетие обеспечения доброкачественной питьевой водой.
57 слайд (учитель)
Будущее России, состояние окружающей среды, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. Сегодняшние дети завтра станут руководителями промышленных предприятий, автомобилистами, сами создадут семьи. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар.
РЕФЛЕКСИЯ:
Итак, давайте подведем итог нашего урока, заполнив таблицу, которая лежит у вас на столах.
+ что понравилось, что нового узнали | - что осталось непонятным | ? что хотелось бы еще узнать на уроках химии |
Ребята делятся впечатлениями об услышанном и увиденном на уроке.
Как вы оцениваете свои знания полученные на сегодняшнем уроке?
Как вы оцениваете работу ваших одноклассников на уроке?
Как вы оцениваете урок в целом?
Спасибо за внимание! Урок окончен.
Использованная литература.
- Урок Чистой воды. Проект партии Единая Россия.
- Зверев А.Т. Учебник Экология 7-9 классы. Москва. Оникс. 2007
- Зверев А.Т. Учебник Экология 10-11 классы. Москва. Оникс. 2005
- Энциклопедия для детей. Экология. Аванта+. 2001
Интернет Ресурсы
- www.water.ru
- www.goldenformula.spb.ru
- www.water-drinking.ru
- www.school-collection.edu.ru
- www.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие "Урок чистой воды"
разработка урока может использоваться как внеклассное мероприятие по экологии...
Урок чистой воды
Презентация к уроку, посвященному проблеме сохранения и восстановления водных ресурсов....
Урок «Чистая вода»
Урок по экологическому воспитанию....
Всероссийская акция "Урок чистой воды"- 2010.
«Урок чистой воды». Это Всероссийская акция и она имеет огромное значение. На всей территории России проходят различные мероприятия, призванные привлечь внимание людей к проблеме чистой воды, необходи...
Урок чистой воды
Ø Донести до сознания всей молодежи понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России. Необходимо побудить учащихся к самостоятельному размыш...
Всероссийский Урок чистой воды
В рамках Второго Международного форума «Чистая вода —2010» было объявлено о проведении Урока чистой воды. Он прошёл и в нашей школе в 2010 году.Цель проведения Урока — воспитание экологического мирово...
Урок чистой воды
Донести до сознания школьников и всей молодежи понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России. Необходимо побудить школьников к самостояте...