конспект урока "Линза"
план-конспект урока по естествознанию (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок №30 11 класс
Линзы. Построение изображения в линзах
Цели урока:
- Образовательная: продолжить изучение световых лучей и их распространение, ввести понятие линзы, изучить действие собирающей и рассеивающей линз; научить строить изображения даваемые линзой.
- Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умений видеть , слышать, собирать и осмысливать информацию, самостоятельно делать выводы.
- Воспитательная: воспитывать внимательность, усидчивость и аккуратность в работе; учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения практических и познавательных задач.
Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний.
Ход урока
Организационный момент (2 мин):
- приветствие учащихся;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- ознакомление с целями урока (образовательная цель ставится общая,не называя тему урока);
- создание психологического настроя:
Повторение ранее изученного материала происходит в несколько этапов (26 мин):
1.Новая образовательная технология
Обучающая структура для получения информации о классе «Тэйк оф-тач даун»(Встать-сесть)
Утверждения
- Свет- электромагнитная волна(да)
- Свет может отражаться и преломляться(да)
- Мы видим окружающий мир из-за диффузного отражения(да)
- Диффузное отражение –это отражение от абсолютно гладкой поверхности(нет)
- Зеркала бывают плоскими,
- Зеркала бывают выпуклыми,
- Зеркала бывают вогнутыми? (да)
- Отражение бывает зеркальным и диффузным? (да)
- На границе двух прозрачных сред, световой луч меняет свое направление? (да)
- Угол падения всегда больше угла отражения? (нет)
- Скорость света в любой среде одинакова и равна 3*108 м/с? (нет)
- Скорость света в воде меньше скорости света в вакууме? (да)
- Скорость света впервые измерил датский учёный Рёмер(да)
- Он применил лабораторный метод измерения (нет)
- Он применил астрономический метод измерения (да)
- Закон отражения выведен из принципа Гюйгенса(да)
Пословица «Солнце сияет, а месяц светит».
Вопрос: Чем отличаются данные источники света?
Ответ: Солнце излучает электромагнитные волны, а Луна лишь отражает солнечный свет.
Мотивационный вопрос
Как добыть огонь без спичек? (варианты ответов) Презентация Зухра
После правильного ответа учащихся им предлагается история возникновения слова “Линза”.
“Линза - слово латинское и означает чечевица. Чечевица – растение, плоды которого похожи на горох, но горошины не круглые,а имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть - линзами.”
Теперь озвучивается тема урока и ставится образовательная цель урока.
Изучение нового материала :
1.Определение линзы
2. Виды линз
3.Почему так называются?
4.Виды собирающих линз
5.Виды рассеивающих линз
6. Основные характеристики линзы
7.Где на практике применяются?
8.Какие изображения дают линзы?(проектор в классе, очки у ученика, у меня)
9. Виды изображения от чего зависят?
10. Основные лучи линзы
Закрепление
- Выполнить построение изображения в собирающей линзе на доске, дать характеристику (выполняет учащийся).
- Выполнить построение изображения в рассеивающей линзе на доске, дать его характеристику (выполняет учащийся).
Если предмет находится за фокусом линзы.
Если предмет находится между фокусом и линзой.
2. Физический диктант в двух вариантах (4 минуты):
I вариант:
1. Какие явления наблюдают при попадании света на границу раздела двух сред?
- часть проходит в другую среду, а часть отражается
- свет поглощается
- свет рассеивается
- свет проходит в другую среду
2. Какое зеркало называют плоским?
- с гладкой поверхностью
- с зеркальной поверхностью
- с прозрачной поверхностью
- с плоской поверхностью
3. Какое выражение определяет закон отражения света?
- α = β
- α = γ
- sin α = sin γ
4. Выберите правильное направление преломленного луча при переходе света из стекла в воздух.
- луч 1
- луч 2
- луч 3
- луч 4
5. На границе сред 1 и 2 световой луч АВ изменил свое направление. Назовите угол падения и угол преломления?
- SAE – угол падения, CAB - угол преломления
- SAD - угол преломления, FАВ - угол падения
- SAE - угол падения, FАВ - угол преломления
- ЕАS - угол падения, FАD – угол преломления
6. Угол между падающим лучом и отраженным лучом равен 70о. Чему равен угол падения?
- 70о
- 140о
- 35о
- 20о
II вариант:
1. Какое выражение определяет закон преломления света?
- α = β
- α = γ
- sin α = sin γ
2. На границе двух сред световой луч меняет свое направление. Часть света (а в ряде случаев и весь свет) возвращается в первую среду. Как называется данное явление?
- отражением света
- поглощением света
- рассеиванием света
- преломлением света
3. Выберите правильное направление преломленного луча при переходе света из воздуха в стекло.
- луч 1
- луч 2
- луч 3
- луч 4
4. На границе сред 1 и 2 световой луч АВ изменил свое направление. Назовите угол падения и угол преломления?
- SAE – угол падения, CAB - угол преломления
- SAD - угол преломления, ВAC - угол падения
- SAD - угол падения, ВAF - угол преломления
- SAE - угол падения, BАF – угол преломления
5. Угол падения луча света на зеркальную поверхность равен 70о. Каков угол между падающим лучом и отраженным лучом?
- 70о
- 140о
- 35о
- 20о
6. Какое зеркало называют плоским?
- с гладкой поверхностью
- с зеркальной поверхностью
- с прозрачной поверхностью
- с плоской поверхностью
После выполнения диктанта учащиеся выполняют взаимопроверку (ответы представлены на доске), за каждый правильный ответ 1 балл:
«5» - 6 баллов, «4» - 5 баллов, «3» - 4 балла.
Загадки:
Придет в дом - не выгонишь колом,
Пора придет – сам уйдет.
(Солнечный луч)
Попутчица за мною ходит вслед,
Мне от нее ни зла, ни пользы нет.
(Тень)
И языка нет, а правду скажет.
(Зеркало)
Когда небо ниже земли бывает?
(Когда отражается в воде)
Перед нами - вверх ногами,
Пред тобой – вверх головой.
(Отражение в воде)
С помощью моделя Фрейера закрепим материал
Линза – это прозрачное тело, ограниченное с двух сторон сферическими поверхностями. Линза считается тонкой (тонкая линза), если ее толщина много меньше, чем радиусы кривизны R1 и R2 обеих поверхностей.
Виды линз.
Собирающие -- Рассеивающие
(толщина линзы у середины (толщина линзы у середины
больше, чем у краев). меньше, чем у краев).
d М
а в рис. 1
с N
Главная оптическая ось линзы – это прямая (ав), проведенная через центры сферических поверхностей.
Оптический центр линзы – это точка О, лежащая на оптической оси, через которую любой луч проходит не изменяя своего направления.
Фокальной плоскостью – называется плоскость М N, проведенная через фокус линзы перпендикулярно к главной оптической оси.
Побочная оптическая ось - это любая прямая (сd), проходящая через оптический центр линзы, но не совпадающая с главной оптической осью.
Лучи, параллельные оптической оси, после
прохождения через собирающую линзу собираются
в фокусе F. Расстояние от оптического центра линзы F
до ее фокусов называется фокусным расстоянием – F.
У всякой линзы имеются два фокуса по обе стороны от нее.
Лучи, параллельные оптической оси, после
прохождения через рассеивающую линзу рассеи –
ваются. Если лучи выходящие из линзы продол –
жить в сторону, противоположную их направлению F
то продолжения лучей пересекутся в фокусе – F,
расположенного перед линзой.. Расстояние от опти -
ческого центра линзы до ее фокусов называется фокусным расстоянием. У вогнутых линз фокусное расстояние выражается отрицательным числом.
Формула тонкой линзы:
d – - расстояние от предмета до линзы.
f - - расстояние от линзы до изображения.
F - - фокусное расстояние линзы, это расстояние от оптического центра линзы до ее фокусов
.
Оптическая сила линзы - D-
это величина обратная фокусному расстоянию.
За единицу оптической силы принята – диоптрия ( 1 дптр ).
1 диоптрия – это оптическая сила такой линзы, фокусное расстояние которой равно 1 метр.
Для собирающей линзы D 0, для рассеивающей D .
Линейное увеличение тонкой линзы – Г-
это отношение линейного размера изображения к линейному размеру предмета.
Н – линейные размеры изображения.
h – линейные размеры предмета.
Г=.
Построение изображения в линзе.
Луч 1 –параллельный главной оптической оси; после преломления в линзе он проходит через фокус;
Луч 2 – проходящий через центр линзы; этот луч не меняет после линзы своего направления.
Луч 3 – фокальный луч; после преломления в линзе он параллелен главной оптической оси.
Характеристика изображения:
- Увеличенное, уменьшенное
- Прямое, перевернутое.
Действительное, мнимое
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...