Урок "Растворы и взвеси"
методическая разработка по естествознанию (5 класс) по теме

Платунова Валентина Васильевна

Методическая разработка урока "Растворы и взвеси" предназначена для проведения урока по предмету "Физика-химия" (УМК А.Е.Гуревич) в 5-х классах. При создании урока использовала принципы системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению, которые способствуют развитию личности в процессе собственной деятельности, и направлены на развитие исследовательских умений учащихся. Это соответствует основным идеям ФГОС. На определенных этапах урока в качестве учебно-методического сопровождения занятия, используется презентация, выполненная в программе Smart Notebook с использованием интерактивной доски. Особенностью этой программы является то, что среди инструментария программы имеется довольно развитая библиотека интерактивных элементов. В рамках этой программы можно создавать электронные уроки, где на титульном листе можно разместить скрыто  цели урока, заметки к уроку, заметки преподавателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Развернутый конспект урока94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Растворы и взвеси»

(Методическая разработка урока для учащихся 5-х классов по предмету «Физика - химия»)

Учитель высшей категории Платунова Валентина Васильевна

ГБОУ Лицей №395 Красносельского района

Г.Санкт-Петербург

Цели урока:

  • создать условия для изучения учащимися   свойства воды – растворитель, понятия раствор, взвесь;
  • формировать исследовательские умения в практической деятельности;
  • формировать универсальные учебные действия, (формулировать тему и выявлять объект исследования; анализировать текст, ставить проблему; наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности);
  • развивать наблюдательность, мыслительную деятельность, воспитывать бережное отношение к воде.

Задачи урока:

  • восстановить некоторые предварительные знания;
  • приготовить растворы для исследования;
  • дать представление о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах; познакомить с понятием «фильтр»;
  • познакомить  с простейшим способом разделения растворимых и нерастворимых веществ – фильтрованием;
  • проверить полученные на уроке знания.

Оборудование:

-ПК, проекционное оборудование, презентация к уроку, выполненная в программе Notebook, Smart -доска;.

- ЦЛ «Архимед», датчики для измерения температуры;

-химическая посуда для опытов: стаканчики, воронки, стеклянные палочки, фильтровальная бумага;

- вещества для приготовления растворов: поваренная соль и речной песок, вода.

-колбы с растворами перманганата калия, медного купороса, гидроксида кальция, глины, мела;

-рабочий лист к уроку(см.приложение)

Технологии:

  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология создания условий для развития познавательной активности учащихся;
  • технология решения изобретательских задач;
  • исследовательская деятельность.

Ход урока.

I. Организационный момент

Прозвенел звонок, а это значит надо проверить, всё ли Вы подготовили для урока?

Посмотрите на себя, на свою парту. Взгляните на своего соседа, на учителя, улыбнитесь. Здравствуйте, ребята. Начинаем урок.        

II. Этап мотивирования к учебной деятельности

Ребята, сегодня урок мы начнем с маленькой интриги. Внимание на экран.

Слайд №1. Перед Вами «Черный ящик». Используя подсказки, определите, какое вещество находится в «черном ящике».

Подсказка №1.

Сайрес Смит, герой романа Жюля Верна «Таинственный остров считал, что это вещество  - «уголь грядущих веков», наступит день и оно заменит топливо.

Подсказка №2.

"Прослушав" сочинения Бетховена, "Аве Марию" Шуберта или "Свадебный марш" Мендельсона, это вещество образует кристаллы фантастической красоты.

Подсказка №3.

Это довольно простое вещество с химической точки зрения, может находиться в трёх состояниях: жидком, твердом и газообразном, без этого вещества не может существовать  ни один живой организм.

В кружево будто одеты  

Деревья, кусты, провода

И кажется сказкою это,

А, в сущности, только вода.

Ну, конечно же, ребята, это ВОДА!  («Перевертыш» черного квадрата)

«Вода – это  эликсир жизни», «Самое необыкновенное вещество в мире», «»Вода – это чудо природы». Именно поэтому о воде слагают стихи, песни, пишут картины.

Значение вещества определяется его свойствами. Какими же магическими свойствами обладает вода?

Слайд № 2. Ребята, на слайде перечислены разные свойства. Красным флажком, пожалуйста,  отметьте свойства, характерные для воды. (Ученики поочередно выходят к интерактивной доске и перемещают флажок).

На слайде свойства:  текуча, без цвета, без запаха, растворитель, без вкуса, не имеет формы, имеет форму, бесцветна, белая, прозрачная, текучая, упругая, без запаха

без вкуса, растворитель, горюча

Открыть на слайде заметку к уроку. Вспомните пословицу: «Где вода, там и жизнь. Земля умирает, если ушла вода».

Как Вы понимаете эту пословицу?

Внимание вопрос: как Вы думаете, какое свойство у воды самое важное, если бы вода утратила это свойство, растения бы не могли получать питательные вещества и погибли б, а вслед за ними погиб бы и животный мир?

Предполагаемый ответ: вода – хороший растворитель, в этом её сила, а поэтому вода – носитель жизни.

III. Этап формирования новых знаний.

 «Растворы и взвеси» (запись в рабочий лист - тема урока, а это значит, цель нашего урока расширить представление о воде как о растворителе. Сегодня на уроке мы узнаем, что такое истинные растворы и что такое взвеси.

Для изучения растворов, предлагаю очень внимательно посмотреть видеоролик: приготовление растворов.

Внимание, вопрос: что вы узнали о воде как растворителе из видеоролика?  (Вода как растворитель растворяет одни вещества и не растворяет другие). Далее, для расширения знаний о растворах, предлагаю их приготовить. На некоторое время Вам необходимо стать исследователями.

Давайте подумаем, с чего начинают свою работу исследователи?

Предполагаемый ответ: выбирают объект исследования.

Что будет сегодня объектом исследования? (запись в рабочий лист).

Объект исследования  – вода

Предмет исследования (т.е. что мы хотим больше узнать о воде): вода как растворитель.

Опыт (эксперимент) №1. Приготовление раствора соли.

Внимание, вопрос: подумайте и определите порядок действий при проведении опыта.

Слайд № 3. Задание: в нужном порядке расположите «действия», которые видите на слайде.

  • 1.В стакан с веществом прилейте воду;
  • 2. размешайте стеклянной палочкой;
  • 3.понаблюдайте, что происходит с веществом;
  • 4.ответьте на вопросы, сравните ответы с соседом по парте.

Как Вы думаете, мы можем приступить к выполнению опыта?

Нет, так как не повторили правила по технике безопасности.

Слайд № 4.  На слайде открыть «заметку к уроку»: Соблюдай правила по технике безопасности:

1.Содержите рабочее место в чистоте.

2.Старайтесь не разливать на стол жидкости и не рассыпать сухие вещества.

3. Опыт проводит один из учеников, остальные молча наблюдают или по просьбе соседа помогают ему.

4. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.

Обсудите с соседом, кто будет выполнять опыт №1 и приступите к выполнению задания.

Наблюдайте, что происходит с веществом в воде и запишите в рабочий лист результаты наблюдений.

  • Видны ли частицы вещества в воде?
  • Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность не изменилась)
  • Изменился ли цвет воды? (Цвет не изменился)
  • Изменился ли вкус воды? (Вода стала соленой)
  • Можно ли сказать, что соль исчезла? (Да, она растворилась, исчезла, её не видно)
  • Сделайте вывод. (Вода растворяет соль).

Слайд №5. Ребята, «волшебный прямоугольник» поможет нам рассмотреть, что происходит в растворе поваренной соли на уровне молекул.

А затем, подключив датчики температуры к компьютеру и опуская их  в приготовленный раствор видим, что и температура при приготовлении раствора тоже изменяется.

Приходим к выводу: процесс растворения соли сложный на уровне молекул, но о

б этом дети узнают в старших классах.

Опыт №2. Приготовление раствора речного песка.

  1. Насыпьте в стакан с водой мерную ложку песка и размешайте.
  2. Понаблюдайте, что происходит с кристаллами песка.
  3. Ответьте на вопросы, сделайте вывод (вода не растворяет речной песок), сравните ответы с соседом по парте.

Итак, уважаемые исследователи, сравните полученные растворы, что показал эксперимент? Растворы бывают одинаковые или разные? От чего это зависит? (От свойства воды – растворять вещества).

Мы получили разные растворы. Разные у них и названия. Обратимся как настоящие исследователи к научной литературе, то есть к учебнику, на стр.39 найдите информацию о названии каждого раствора и после этого вставьте пропущенное слово в общий вывод.

Слайд № 6.    Физкультминутка.

Руки опустите вниз, расслабьтесь.

Потянулись все вперед,

Разминаем пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Молодцы все девочки и мальчики.

Теперь наклоны головой,

Вперед, назад

Из стороны в сторону.

Вращения плечами начинай,

Чтоб прогнать усталость.

Влево, вправо

Разминка всем нужна всегда.

Ну что ребята, отдохнули? Да!

Задание (закрепление). Ребята, посмотрите, на столе колбы с разными растворами. Как вы думаете, в каких колбах истинные растворы, а в каких взвеси?

Поочередно выходят ученики, берут в руки колбу с раствором  и определяют: взвесь или истинный раствор, мотивируя свой выбор.

Слайд №7.

Ребята, мы уже приготовили раствор, узнали, какие бывают растворы, но не ответили на вопрос: что такое раствор? Назовите основные компоненты раствора.

Предполагаемый ответ и запись:

Раствор = растворитель + растворенное вещество («Перевертыш» понятия раствор)

Слайд № 8.

Пословица: «Не всякая водица для питья годится».

Внимание, вопрос: почему? Можете ли Вы назвать такое место в природе, где бы находилась абсолютно чистая вода?

Предполагаемый ответ: вода растворитель, растворяет как полезные, так опасные для жизни вещества.

Поэтому, прежде чем вода природная станет водопроводной, её очищают. На водоочистительных станциях один из этапов очистки воды фильтрование.

Слайд № 9.

Предлагаю и вам попытаться фильтрованием очистить приготовленные растворы от растворенных веществ.

Подумайте, что нам для этого пригодится?

Предполагаемый ответ: фильтр, воронка, фильтровальная бумага.

Определите порядок действий.

Предполагаемый ответ:

1.Приготовление фильтра.

2.Фильтрование.

3.Наблюдение.

После обсуждения ученики выполняют фильтрование и смотря полученный результат, рассужают, отвечая на вопросы учителя.

Разверните фильтр и посмотрете, есть в нем частички вещества или их нет?

Сделайте вывод, вставьте  пропущенные слова в текст: фильтрованием можно очистить воду от  …(нерастворимых)  примесей, а  от (растворимых) ………примесей..нельзя фильтрованием очистить воду.

От растворимых примесей воду можно очистить выпариванием.

IV этап.Рефлексия

Слайд №10.

Тест. Определите, истинный раствор или взвесь.

1.Раствор мела в воде

2.Раствор соды в воде

3.Раствор соли в воде

4. Раствор земли в воде

5.Раствор цемента в воде

V этап. Заключение.

Слайд № 11

Ребята, заканчивая урок. Хочется вспомнить слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери:

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать…

 Тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое.

 Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…

 Ты самое большое богатство в мире»    

V. Домашнее задание     

  Слайд №12.

Чтобы наш  урок о растворах был незабываемым, дома повторите всё, что узнали на уроке по учебнику, стр.39.

2.Дополнительное задание (по желанию): Сообщение по теме «Значение растворов в нашей жизни».


«Не всякая водица для питья годится».

Тема урока: -------------------------------------------------------------------------------

«Я – исследователь!»

Объект исследования  -------------------------------------------------------

Предмет исследования ------------------------------------------------------

Гипотеза ------------------------------------------------------------------------

Эксперимент №1.  Приготовление растворов соли и речного песка.

Методика:  

1.----------------------------

2.-------------------------------------------

3.-------------------------------------------

Результаты исследования:

Что наблюдаем?

Соль + вода

Речной песок + вода

1.Видны ли частицы вещества?

2.изменилась ли прозрачность воды?

3.изменился ли цвет воды?

4.изменился ли вкус воды?

5.вещество исчезло?

6.Вывод:

Общий вывод:

Растворы, которые прозрачны, так как вещество при растворении распадается до мельчайших частиц, называются ------------------------------------------------------.

Растворы, в которых остаются видимые частицы, так как твердое вещество практически не растворяется в растворителе, называются -----------------------

Запомним!

Раствор = --------------------------  +  ----------------------------------                       Эксперимент №2. Фильтрование. 

Вывод:  фильтрованием можно очистить воду от  ……………………………веществ,

а  от ………..……….. ………………… веществ нельзя фильтрованием очистить воду.

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать…

 Тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое.

 Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…». (А. де Сент-Экзюпери )

Домашнее задание

1.Чтобы наш  урок о растворах был незабываемым, дома повторите всё, что узнали на уроке по учебнику, стр.39.

2.Дополнительное задание. Сообщение по теме «Значение растворов в нашей жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия "Взвесим ..." ( О истории весов)

Рассказ о истории обычной вещи - весах . С древнейших времен до наших дней....