Лабораторные работы для дисциплины "Естествознание"
учебно-методическое пособие по естествознанию по теме
Материал представляет собой комплект лабораторныз работ для рабочей программы дисциплины ОДБ 06. "Естествознание" образовательной программы по профессии 260807.01 "Повар, кондитер"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list.doc | 26.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_l.r.2.doc | 54.5 КБ |
l._r.no_1.doc | 26 КБ |
l.r._no_2.doc | 35.5 КБ |
l.r._no3.doc | 37.5 КБ |
l.r._no_4.doc | 34 КБ |
l.r._no_5.doc | 37.5 КБ |
l._r.no_6.doc | 37.5 КБ |
l._r.no_7.doc | 33 КБ |
l._r.no_8.doc | 34 КБ |
l.r._no_9.doc | 38 КБ |
l.r._no10.doc | 37.5 КБ |
l.r._no11.doc | 29.5 КБ |
l.r._no12.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего профессионального образования
Свердловской области
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Свердловской области «Первоуральский политехникум»
Согласовано: протокол методического совета № ___ от «____»_____________201__ г ____________________________ | Утверждаю: Заместитель директора по УР ______________(М.С.Кузьмина) «____»_____________201__ г. |
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ 06. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Составитель: Должность: Категория: | Кузнецова А.В. преподаватель первая |
Одобрено: протокол методической комиссии №___ от «___»____________201__ г ______________________________ |
Первоуральск
2013
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Лабораторные задания разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Физика».
Цель проведения лабораторных работ: формирование предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы базового курса физики.
Задачи проведения лабораторных работ:
№ п/п | Формируемые результаты | Требования ФГОС | Базовые компетенции |
1. | Владение навыками учебно-исследовательской деятельности. | Метапредметные результаты | Аналитические |
2. | Владение навыками социальной деятельности | Метапредметные результаты | Социальные |
3. | Умение применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений | Предметные результаты | Аналитические |
4. | Владение понятийным аппаратом естественных наук | Предметные результаты | Регулятивные |
5. | Владение приёмами естественнонаучных наблюдений, опытов исследований | Предметные результаты | Аналитические |
6. | Умение сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок. | Предметные результаты | Самосовершен-ствования |
Бланк-отчёт лабораторной работы содержит:
- Номер работы;
- Цель работы;
- Перечень используемого оборудования;
- Последовательность выполняемых действий;
- Рисунок или схему установки;
- Таблицы и/или схемы для записи значений;
- Расчётные формулы.
Критерии оценивания:
Демонстрация умений. | Оценка | |||||
Сборка установки (схемы) | Настройка устройств | Снятие показаний | Расчёт значений | Заполнение таблиц, построение графиков | Вывод по работе | |
+ | + | + | + | + | + | «5» |
+ | + | + | + | + | «4» | |
+ | + | + | «3» |
Перечень лабораторных работ.
№ работы | Название работы | Название раздела |
1. | Определение жёсткости пружины. | Механика. |
2. | Определение коэффициента трения. | Механика. |
3. | Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника. | Механика. |
4. | Измерение коэффициента поверхностного натяжения. | Молекулярная физика. Термодинамика. |
5. | Измерение модуля упругости резины. | Молекулярная физика. Термодинамика. |
6. | Исследование зависимости силы тока от напряжения. | Электродинамика. |
7. | Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. | Электродинамика. |
8. | Наблюдение действия магнитного поля на ток. | Электродинамика. |
9. | Измерение показателя преломления стекла. | Электродинамика. |
10. | Измерение длины световой волны. | Электродинамика. |
11. | Наблюдение линейчатых спектров. | Строение атома и квантовая физика. |
12. | Изучение треков заряженных частиц. | Строение атома и квантовая физика. |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 1.
«Определение жёсткости пружины».
Цель: Определить жёсткость пружины с помощью графика зависимости силы упругости от удлинения. Сделать вывод о характере этой зависимости.
Оборудование: штатив, динамометр, 3 груза, линейка.
Ход работы.
- Подвесьте груз к пружине динамометра, измерьте силу упругости и удлинение пружины.
- Затем к первому грузу прикрепите второй. Повторите измерения.
- Ко второму грузу прикрепите третий. Снова повторите измерения.
- Результаты занесите в таблицу:
Сила упругости Fупр, Н | Удлинение Δl, м |
- Постройте график зависимости силы упругости от удлинения пружины:
Fупр, Н
3,0
2,0
1,0
0 0,02 0,04 0,06 0,08 Δl, м
- По графику найдите средние значения силы упругости и удлинения. Рассчитайте среднее значение коэффициента упругости:
- Сделайте вывод.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 2.
«Определение коэффициента трения».
Цель: Определить коэффициент трения с помощью графика зависимости силы трения от веса тела. Сделать вывод о соотношении коэффициента трения скольжения и коэффициента трения покоя.
Оборудование: брусок, динамометр, 3 груза весом по 1 Н, линейка.
Ход работы.
- С помощью динамометра измерьте вес бруска Р.
- Расположите брусок горизонтально на линейке. С помощью динамометра измерьте максимальную силу трения покоя Fтр0.
- Равномерно двигая, брусок по линейке измерьте силу трения скольжения Fтр.
- Разместите груз на бруске. Повторите измерения.
- Добавьте второй груз. Повторите измерения.
- Добавьте третий груз. Снова повторите измерения.
- Результаты занесите в таблицу:
Вес тела Р, Н | Сила трения покоя Fтр, Н | Сила трения скольжения Fтр, Н |
- Постройте графики зависимости силы трения от веса тела:
Fупр, Н
1,0
0,5
0 1,0 2,0 3,0 4,0 Р, Н
- По графику найдите средние значения веса тела, силы трения покоя и силы трения скольжения. Рассчитайте средние значения коэффициента трения покоя и коэффициента трения скольжения:
μср0 = Fср.тр0 ; μср = Fср.тр ;
Рср Рср
- Сделайте вывод.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 3.
«Измерение ускорения свободного падения».
Цель: Измерить ускорение свободного падения с помощью маятника. Сделать вывод о совпадении полученного результата со справочным значением.
Оборудование: штатив, шарик на нити, динамометр, секундомер, линейка.
Ход работы.
- Подвесьте шарик на нити с помощью штатива.
- Толчком отклоните шарик от положения равновесия.
α
l
N
mg
- Измерьте время t, за которое маятник совершает не менее 20 колебаний (одно колебание – это отклонение в обе стороны от положения равновесия).
- Измерьте длину подвеса шарика l.
- Используя формулу периода колебаний математического маятника, рассчитайте ускорение свободного падения:
Т = 2.π. l ; Т = _t _ ; _t _ = 2.π. l ; _t2 = 4.π2. l
g n n g n2 g
g = 4. π2 . l. n2 ;
t2
( π2 можно принять равным 10).
- Результаты занесите в таблицу:
Длина подвеса l, м | Число колебаний n | Время колебаний t, с | Ускорение свободного падения g, м/с2 |
- Сделайте вывод.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 4 .
«Измерение коэффициента поверхностного натяжения».
Цель: Измерить коэффициент поверхностного натяжения воды. Сделать вывод о совпадении полученного значения со справочным значением.
Оборудование: пипетка с делениями, стакан с водой.
Ход работы.
- Наберите воду в пипетку.
- По капле выливайте воду из пипетки. Отсчитайте количество капель n, соответствующих определённому объёму воды V(например, 0,5 см3), вылившейся из пипетки.
- Рассчитайте коэффициент поверхностного натяжения: σ = F , где F = m . g; l = π .d
l
σ = m . g , где m = ρ .V σ = ρ .V. g
π .d n π .d . n
ρ = 1,0 г/см3 – плотность воды; g = 9,8 м/с2 – ускорение свободного падения; π = 3,14;
d = 2 мм – диаметр шейки капли, равный внутреннему сечению носика пипетки.
- Результаты занесите в таблицу:
Объём воды V, см3 | Количество капель n | Диаметр шейки капли d, мм | Коэффициент поверхностного натяжения σ, Н/м |
|
|
|
|
- Сравните полученное значение коэффициента поверхностного натяжения со справочным значением: σспр. = 0, 073 Н/м.
- Сделайте вывод.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 5.
«Измерение модуля упругости резины».
Цель: Определить модуль упругости резины. Сделать вывод о совпадении полученного результата со справочным значением.
Оборудование: штатив, кусок резинового шнура, набор грузов, линейка.
Ход работы.
- Подвесьте резиновый шнур с помощью штатива. Измерьте расстояние между метками на шнуре l0.
- Прикрепите к свободному концу шнура грузы. Вес грузов равен силе упругости F, возникающей в шнуре при деформации растяжения.
- Измерьте расстояние между метками при деформации шнура l.
l0
l
- Рассчитайте модуль упругости резины, используя закон Гука: σ = Е . ε, где σ = F
S
– механическое напряжение, S = π . d2 - площадь сечения шнура, d – диаметр шнура,
4
ε = Δl = (l – l0) – относительное удлинение шнура.
l l
4 . F = E . (l – l0) E = 4 . F . l0 , где π = 3,14; d = 5 мм = 0,005 м.
π . d2 l π.d2.(l –l0)
- Результаты занесите в таблицу:
Длина шнура без деформации l0, м | Длина растянутого шнура l, м | Диаметр шнура d, м | Сила упругости F, Н | Модуль упругости Е, Па |
|
- Сравните полученное значение модуля упругости со справочным значением:
Еспр. = 8 . 108 Па.
- Сделайте вывод.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 6.
«Исследование зависимости силы тока от напряжения».
Цель: Построить ВАХ металлического проводника, с помощью полученной зависимости определить сопротивление резистора, сделать вывод о характере ВАХ.
Оборудование: Батарея гальванических элементов, амперметр, вольтметр, реостат, резистор, соединительные провода.
Ход работы.
- Собрать цепь:
А
V
- Снять показания с амперметра и вольтметра, регулируя напряжение на резисторе с помощью реостата. Результаты занести в таблицу:
U, В | 0 |
|
|
|
I, А | 0 |
|
|
|
- По данным из таблицы построить ВАХ:
I, А
0,4
0,3
0,2
0,1
U, В
0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 1,2 1,4 1,6 1,8
- По ВАХ определить средние значения тока Iср и напряжения Uср.
- Рассчитать сопротивление резистора, используя закон Ома:
Uср
R = .
Iср
- Сделать вывод.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 7.
«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».
Цель: Измерить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, объяснить причину отличия измеренного значения ЭДС от номинального значения.
Оборудование: Источник тока, амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.
Ход работы.
1) Собрать цепь:
А V
2) Снять показания с амперметра и вольтметра. Результаты занести в таблицу.
3) Разомкнуть ключ. Снять показания с вольтметра (ЭДС). Результат занести в таблицу. Сравнить измеренное значение ЭДС с номинальным значением: ε ном = 4,5 В.
4) Рассчитать внутреннее сопротивление источника тока, используя закон Ома для полной цепи: I = ε /(R + r).
I . (R + r) = ε; I . R + I . r = ε; U + I . r = ε; I . r = ε – U;
ε – U
r =
I
5) Результат занести в таблицу:
I, А | U, В | ε, В | r, Ом |
6) Сделать вывод.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 8.
«Наблюдение действия магнитного поля на ток».
Цель: Установить направление тока в витке, используя правило левой руки. Сделать вывод, от чего зависит направление силы Ампера.
Оборудование: Проволочный виток, батарея гальванических элементов, ключ, соединительные провода, дугообразный магнит, штатив.
Ход работы.
1) Собрать цепь:
2) Поднести магнит к витку без тока. Объяснить наблюдаемое явление.
3) Поднести к витку с током сначала северный полюс магнита (N), затем – южный (S). Показать на рисунке взаимное расположение витка и полюсов магнита, указать направление силы Ампера, вектора магнитной индукции и тока в витке:
I
N N
F
B B
S S
4) Повторить опыты, поменяв направление тока в витке:
N N
B B
S S
5) Сделать вывод.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 9.
«Измерение показателя преломления стекла».
Цель: измерить показатель преломления стекла. Сделать вывод о совпадении полученного результата табличным значением.
Оборудование: источник света, экран с щелью, стеклянная пластина, циркуль (или транспортир), угольник.
Ход работы.
- Обведите стеклянную пластину (рисунок расположить в центре листа).
- С помощью экрана получите тонкий луч света.
- Направьте луч света на пластину. Отметьте двумя точками падающий луч и луч, вышедший из пластины. Соединив точки, постройте падающий луч и вышедший луч. В точке падения В пунктиром восстановите перпендикуляр к плоскости пластины. Точка F – место выхода луча из пластины. Соединив точки В и F, постройте преломленный луч ВF.
А Е
α
В
β
D С
F
- Для определения показателя преломления используем закон преломления света:
n = sin α
sin β
- Постройте окружность произвольного радиуса (взять радиус окружности как можно больше) с центром в точке В.
- Обозначьте точку А пересечения падающего луча с окружностью и точку С пересечения преломленного луча с окружностью.
- Из точек А и С опустить перпендикуляры на перпендикуляр к плоскости пластины. Полученные треугольники ВАЕ и ВСD – прямоугольные с равными гипотенузами ВА и ВС (радиус окружности).
- Следовательно, отношение синусов углов можно заменить отношением противолежащих катетов:
n = АЕ
СD
- Измерьте катеты АЕ и СD. Рассчитайте показатель преломления стекла. Сравните полученный результат с табличным значением nтаб. = 1,6.
- Результаты занесите в таблицу:
Катет АЕ, мм | Катет СD, мм | Показатель преломления n |
- Сделайте вывод.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 10.
«Измерение длины световой волны».
Цель: измерить длины волн, соответствующих красному и фиолетовому концам спектра, с помощью дифракционной решётки. Сделать вывод о совпадении полученных результатов со справочными значениями.
Оборудование: источник света, дифракционная решётка, держатель с линейкой, экран с щелью и с линейкой.
Ход работы.
- Установите дифракционную решётку в держателе, расположите экран на расстоянии a от решётки.
- С помощью решётки получите изображения спектров на экране, для этого рассматривайте нить накаливания лампы через щель в экране.
1 max
b
φ а
0 max (щель)
дифракционная
решётка b
1 max
экран
- C помощью линейки на экране измерьте расстояние от щели до красного максимума первого порядка.
- Аналогичное измерение сделайте для фиолетового максимума первого порядка.
- Рассчитайте длины волн, соответствующие красному и фиолетовому концам спектра, с помощью уравнения дифракционной решётки: d . sin φ = k . λ, где d – период дифракционной решётки.
d = 1 мм = 0,01 мм = 1 . 10-2 мм = 1 . 10-5 м; k = 1; sin φ = tg φ = a (для малых углов).
100 b
λ = d.b
а
- Сравните полученные результаты со справочными значениями: λк = 7,6 . 10-7 м; λф = 4,.0 . 10-7 м.
- Результаты занесите в таблицу:
Цвет конца спектра | Расстояние от решётки до экрана а, м | Расстояние от щели до максимума 1-го порядка на экране b, м | Длина волны λ, м |
Красный | |||
Фиолетовый |
- Сделайте вывод.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 11.
«Наблюдение линейчатых спектров».
Цель: наблюдать и зарисовать спектры инертных газов. Сделать вывод о совпадении полученных изображений спектров со стандартным изображениями.
Оборудование: источник питания, высокочастотный генератор, спектральные трубки, стеклянная пластина, цветные карандаши.
Ход работы.
- Получите изображение спектра водорода. Для этого рассматривайте светящийся канал спектральной трубки через непараллельные грани стеклянной пластины.
- Зарисуйте спектр водорода (Н):
400 600 800, нм
- Аналогично получите и зарисуйте изображения спектров:
криптона (Кr)
400 600 800, нм
гелия (Не)
400 600 800, нм
неона (Nе)
400 600 800, нм
- Сделайте вывод.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 12.
«Исследование треков частиц».
Цель: определить удельный заряд частиц по их трекам в камере Вильсона. Сделать вывод о совпадении полученных значений со справочными значениями.
Оборудование: фотография треков, линейка.
Ход работы.
- Переведите треки частиц в тетрадь (через стекло), располагая их по углам страницы.
- Определите радиусы кривизны треков RI, RII, RIII, RIV. Для этого проведите две хорды из одной точки траектории, постройте серединные перпендикуляры к хордам. Точка пересечения перпендикуляров – центр кривизны трека О. Измерьте расстояние от центра до дуги. Полученные значения занесите в таблицу.
R R
О
- Определите удельный заряд частицы, сравнив его с удельным зарядом протона Н11 q = 1.
m
На заряженную частицу в магнитном поле действует сила Лоренца: Fл = q . B. v. Эта сила сообщает частице центростремительное ускорение: q . B . v = m. v2 q пропорционален 1 .
R m R
q = RI
m RII, III, IV
- Результаты занесите в таблицу:
Номер трека | Частица | Радиус трека R,см | Удельный заряд q m | |
Полученное значение | Справочное значение | |||
I | Протон Н11 | - | 1,00 | |
II | Дейтрон Н12 | 0,50 | ||
III | Тритон Н13 | 0,33 | ||
IV | α – частица Не24 | 0,50 |
- Сделайте вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Базы данных. Основы работы с СУБД MS Access: разработка и заполнение таблиц, создание связей (лабораторная работа 1)
Документ в формате pdf представляет собой первую часть лабораторной работы и содержит пошаговую инструкцию по началу работы в программе MS Access:создание БД;создание таблиц;заполнение таблиц;создание...
Виртуальные лабораторные работы как один из способов реализации темы самообразования «Использование ИКТ в работе учителя физики»
Использование ИКТ в работе учителя физики...
Лабораторная работа "Измерение работы и мощности в электрической лампочке"(8класс)
Работа выполнена в виде презентации и дополнена подробным конспектом урока. Возможно использование интерактивной доски....
Лабораторная работа №2 Тема: «VBA. Работа со списком»
По выбранным данным в списке в MS Excel осуществляется отбор данных в базе данных MS Access. Код написан на VBA. Результат представлен в MS Excel...
Практические работы (лабораторные работы) по истории
Несколько вариантов работы с документами...
Использование проблемно-диалогической технологии на лабораторных работах.Лабораторная работа ,, Внутреннее строение рыбы"
Особенности проблемно - диалогического обучения и его использование на уроках биологии.Описание этапов внедрения технологии при проведении лабораторныхработ...
Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник
Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...