Рабочая программа ОУД.13 мм 22
рабочая программа по экономике
Дисциплина «Основы финансовой грамотности» является обязательной частью учебного цикла общеобразовательных дисциплин основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с с ограниченными возможностями здоровья по зрению)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22rp_fg_mm.docx | 61.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 6»
(ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ ДЗМ «МК №6»
__________Ю.Р.Абуталипов
«____»______________2022 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ОУД.13 Основы финансовой грамотности
по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с с ограниченными возможностями здоровья по зрению)
на базе среднего общего образования
форма обучения: очная
Москва
2022
,
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 | |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 | |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «Основы финансовой грамотности» является обязательной частью учебного цикла общеобразовательных дисциплин основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с с ограниченными возможностями здоровья по зрению)
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.2 - ОК.9
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины Основы финансовой грамотности является формирование базовых навыков финансовой грамотности и принятие финансовых решений в области управления личными финансами. В рамках программы дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК.2 ОК.3 ОК.4 ОК.5 ОК.6 ОК.7 ОК.8 ОК.9 |
|
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины
Вид учебной работы | Количество ак.час. |
Максимальная учебная нагрузка | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 40 |
- теоретические занятия | 40 |
- практические занятия | - |
Курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа | 20 |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в ак.час. | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
Раздел 1. Личное финансовое планирование | 4 |
| |
Тема 1. Предмет и задачи изучения финансовой грамотности. Человеческий капитал. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02. - ОК 09. |
Введение в предмет. Цели и задачи изучения финансовой грамотности. Финансовая грамотность как условие формирования финансовой культуры. Основные понятия: человеческий капитал, финансы, финансовая грамотность, финансовые операции, деньги и др. Активы и пассивы, доходы и расходы. | |||
Тема 2. Личный бюджет. Домашняя бухгалтерия. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02. - ОК 09. |
Понятия семейный и личный бюджет. Дефицит, профицит, баланс. Структура, способы составления и планирования личного бюджета. Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения. | |||
Раздел 2. Депозит | 4 | ||
Тема 1. Банк и банковская система. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02. - ОК 09. |
Понятия банка и банковской системы. Виды операций, проводимых банками. Виды банков в Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации, коммерческие банки. Понятие, типы денежных систем. Денежная масса, предложение и спрос на деньги. Важнейшие элементы денежной системы: национальная денежная единица, система эмиссии денег. Формы денег. Инфляция. Индекс потребительских цен. | |||
Тема 2. Банковские депозиты. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02. - ОК 09. |
Определение понятия и характеристика банковских депозитов. Виды банковских депозитов. Система страхования вкладов. Депозитный договор. Номинальная и реальная ставка по депозиту. Простой и сложный процент. Срок вклада. Финансовые риски, ликвидность депозита. Сбор и анализ информации о банке и банковских продуктах. | |||
Раздел 3. Кредит | 4 | ||
Тема 1. Кредит, виды банковских кредитов для физических лиц. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02. - ОК 09. |
Банковский кредит, кредитор, заемщик. Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность). Виды кредита по целевому назначению (потребительский, целевой), по сроку (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные), для физических и юридических лиц. Кредит как часть личного финансового плана. Кредитная история, бюро кредитных историй. Коллекторы, схемы работы коллекторских агентств. | |||
Тема 2. Анализ информации о кредитных продуктах. Кредитный договор. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02. - ОК 09. |
Кредитный договор. Анализ кредитного договора. Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора. Номинальная и реальная процентная ставка, минимальный платеж по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), переплата. Схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи). Микрофинансовые организации. Анализ недостатков и преимуществ краткосрочного и долгосрочного займов. Алгоритм анализа кредитных предложений, сайты-агрегаторы. Типичные ошибки при использовании кредита. | |||
Раздел 4. Расчетно-кассовые операции | 4 | ||
Тема 1. Банковские операции для физических лиц. Виды платежных средств. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02. - ОК 09. |
Определение понятия и характеристика расчетно-кассовых операций. Хранение, обмен и перевод денег: банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции. Виды платежных средств: чеки, банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом). Заключение договора о банковском обслуживании с помощью банковской карты. Формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты. | |||
Тема 2. Дистанционное банковское обслуживание | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02. - ОК 09. |
Банкомат, мобильный банкинг, он-лайн банкинг. Правила безопасного поведения при пользовании банкомата, интернет-банкинга. Электронные деньги. Валютные отношения и валютная система. | |||
Раздел 5. Страхование | 4 | ||
Тема 1. Страховые услуги, страховые риски. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02. - ОК 09. |
Определение понятия страхования. Основные виды. Добровольное и обязательное страхование. Договор страхования: страховщик, страхователь, выгодоприобретатель. Страхование имущества. Понятия страховая премия, страховой случай, страховая выплата, страховой полис, франшиза. Страховые риски. Основные критерии для принятия решения о покупке страхового полиса. | |||
Тема 2. Виды страхования в России. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02. - ОК 09. |
Структура российского рынка страхования. Наиболее популярные виды страхования в России. Автострахование. Страховые компании и их функции. Виды и особенности деятельности страховых компаний. Определение понятия медицинского страхования, его виды. Полис ОМС. Права владельца полиса ОМС. Законодательная база. Полис ДМС. Критерии принятия решения при покупке полиса ДМС. Страхование жизни: накопительное и инвестиционное. Как выбрать страховую компанию. Рейтинг финансовой надежности. | |||
Раздел 6. Инвестиции | 4 | ||
Тема 1. Инвестиции, способы инвестирования. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02. - ОК 09. |
Определение понятия инвестиции. Классификация ценных бумаг: облигации, акции, векселя, коносаменты, чеки, закладные и др. Свойства и функции ценных бумаг. Эмиссия и конвертация ценных бумаг. Акционерные общества. Паевые инвестиционные фонды. Активное и пассивное инвестирование. Инвестиции в драгоценные металлы. Риск и доходность. Ситуация неопределенности и финансовый риск. Инвестиционный портфель. Диверсификация инвестиций. Контрциклические отрасли. | |||
Тема 2. Фондовый рынок и его инструменты. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02. - ОК 09. |
Понятия фондовой биржи и фондового рынка. Функции и организация работы фондовой биржи. Самые известные биржевые организации мира. Московская и Петербургская биржи. Биржевой индекс. Фондовый рынок как механизм перераспределения денежных средств. Характеристика российского рынка ценных бумаг. Контроль деятельности биржи. Профессиональные участники биржевых торгов, их функции и задачи. Как зарабатывают на бирже. Биржевые правонарушения. Тендеры и медицинские закупки. Электронная торговая площадка ГПБ. | |||
Раздел 7. Пенсии | 2 | ||
Тема 1. Государственная пенсионная система РФ. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02. - ОК 09. |
Пенсионное законодательство. Пенсионный фонд России. Фонд государственного пенсионного страхования. Обязательное пенсионное страхование. Государственное и негосударственное пенсионное обеспечение. Порядок расчета и выплаты пенсий. Виды и формы социальной поддержки при назначении пенсии. Трудовой и страховой стаж. Инструменты для увеличения пенсионных накоплений. | |||
Раздел 8. Налоги | 4 | ||
Тема 1. Налоговая система в РФ. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02. - ОК 09. |
Определение понятия налогов. История их происхождения. Виды налогов для физических и юридических лиц. Налоговый кодекс РФ. Определение понятий субъект, предмет и объект налогообложения. | |||
Тема 2. Виды налогов, налоговые вычеты. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02. - ОК 09. |
Ставка налога, сумма налога. Системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация. Ставка налога, сумма налога. Системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты. Оптимизация личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физлиц. | |||
Раздел 9. Защита от мошеннических действий на финансовом рынке | 4 | ||
Тема 1. Финансовое мошенничество | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02. - ОК 09. |
Виды финансового мошенничества: фальшивомонетчики, фальшивые банки, финансовые пирамиды. Фишинг, фарминг, нигерийское письмо, хайп, Evil twin. Правила личной безопасности. | |||
Тема 2. Мошенничество с банковскими картами, кредитами | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02. - ОК 09. |
Определение, виды банковских карт. Виды мошенничества с банковскими картами: скимминг, SMS-мошенничество, бесконтактная оплата, поддельные банкоматы и др. Способы защиты от видов мошенничества. Мошеннические действия с кредитами. Кредит по подложным документам, «кредит другу», семейное мошенничество, экспресс кредиты, «черные брокеры» и др. Как избежать рисков. Действия пострадавшего от мошенников. | |||
Раздел 10. Трудовые отношения | 6 | ||
Тема 1. Наемный работник | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02. - ОК 09. |
Прием на работу: составление резюме, собеседование, испытательный срок, заработная плата, премии и бонусы. Трудовой договор. Лист нетрудоспособности, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком, выходное пособие. Профсоюз. Права и обязанности работника и работодателя. | |||
Тема 2. Особенности предпринимательства в здравоохранении | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02. - ОК 09. |
Создание собственного бизнеса. Преимущества и недостатки предпринимательской деятельности. Основные понятия: бизнес, бизнес идея, стартап. Основные этапы создания бизнеса. Бизнес-ангел, венчурный фонд, бизнес-инкубатор. Вид деятельности, формы собственности (индивидуальный предприниматель, самозанятый, ООО). Лицензирование. Бизнес-план. | |||
Комплексный дифференцированный зачет. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02. - ОК 09. |
Комплексный дифференцированный зачёт. |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены специальные помещения
Кабинет «Основы финансовой грамотности», оснащенный оборудованием:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- доска классная;
- и т.д.
Технические средства обучения, необходимые для реализации программы:
- мультимедийная установка;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- и т.д.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
- Жданова, А.О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование / А.О. Жданова, Е.В. Савицкая. - Москва: ВАКО, 2020. - 400с.
- Чумаченко А.П., Горяев, А.П. Основы финансовой грамотности: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.В. Чумаченко, А. П. Горяев. - 5-е изд. дополненное. - Москва: Просвещение, 2019. – 271 с.
- Чумаченко А.П., Горяев, А.П. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. - 3-е изд. - Москва: Просвещение, 2018 – 80 с.
- Чумаченко А.П., Горяев, А.П. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / В.В. Чумаченко, А. П. Горяев. - 3-е изд. - Москва: Просвещение, 2018 – 50 с.
3.2.2. Электронные издания
- Горяев А., Чумаченко А. Финансовая грамота. Электронная книга. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам - Москва: Баккара-Принт, - 106 с. - URL: http://fgramota.org/book#page/cover
- Лаврушин О.И. Финансы и кредит: учебное пособие/ коллектив авторов; под ред. О.И. Лаврушина - Москва: КноРус, 2021. - 316 с. - ISBN 978-5-406-09115-9. – Текст: электронный // BOOK.ru: электронно-библиотечная система. - URL:https://book.ru/book/942270 (дата обращения 25.04.2022). – Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Учебное пособие создано экономическим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». - Текст: электронный // Портал МОИФИНАНСЫ.РФ. - URL: https://моифинансы.рф/landing/guide/
3.2.3. Перечень ресурсов и информационных справочных систем информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
- Образовательные проекты ПАКК [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.pacc.ru/
- Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: //http:www.prf.gov.ru/.
- Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.nalog.gov.ru/.
- Финансовая грамота [Электронный ресурс]. – URL: http://fgramota.org/
- Финансовая грамотность каждому [Электронный ресурс]. – URL: https://vashifinancy.ru/
- Финансовая культура [Электронный ресурс]. – URL: https://fincult.info/
- Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://cbr.ru/finmarket/protection/finprosvet/
3.2.4. Дополнительные источники
- Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 г. № 4015-1.
- Инструкция ЦБ РФ от 02.04.2010 г. № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций.
- Инструкция ЦБ РФ от 06.06.2019 г. № 198-И «Об обязательных нормативах небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением».
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 146-ФЗ.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
- Положение о Пенсионном фонде РФ (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федерального закона от 05.05.1997 № 77-ФЗ).
- Указание Банка России от 23.04.2014 г. № 3240-У «О табличной форме индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа)».
- Федеральный закон от 02.07.2010г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
- Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России).
- Федеральный закон от 16.07.1998 №102 – ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости».
- Федеральный закон от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах».
- Федеральный закон от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
- Федеральный закон от 23.12.2003 №177 – ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации».
- Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации».
- Федеральный закон от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
- Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях».
- ФЗ от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности».
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Умения: | ||
Анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации. | Анализирует информацию о способах инвестирования денежных средств (ценные бумаги, ПИФы, валютная и фондовая биржи и др.), предоставленную различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, Интернет-ресурсы и пр.). Умеет диверсифицировать активы в инвестиционном портфеле. | Тестирование. Наблюдение за работой обучающихся. Решение ситуационных задач. Защита индивидуальной и групповой презентации (представление выполненного задания). |
Составлять семейный бюджет и личный финансовый план. | Составляет личный бюджет, расписывает доходы и расходы, определяет дефицит, профицит, баланс. | |
Применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина. | Умеет использовать понятия “семейный и личный бюджет” при оценке экономических действий. | |
Анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов, из источников различного типа. | Владеет умением определять структуру личного бюджета, знает способы составления и планирования личного бюджета. | |
Оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов. | Умеет сравнить доходность депозита при влиянии на него инфляции. | |
Использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты, определять влияние факторов, воздействующих на валютный курс. | Применяет знания по оценке валютного курса (продажи и покупки), спреда при решении типовых задач по обмену и покупке валюты. | |
Применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения. | Формулирует финансовые цели, стратегии и знает способы их достижения. | |
Применять полученные знания о хранении, обмене и переводе денег. | Владеет терминами: банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции. | |
Использовать банковские карты, электронные деньги; пользоваться банкоматом, мобильным банкингом, онлайн-банкингом. | Может определить виды платежных средств: чеки, банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом). Владеет правилами безопасного поведения при пользовании банкомата, интернет-банкинга. | |
Применять полученные знания о страховании в повседневной жизни (выбор страховой компании, сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия личного страхования, страхования имущества и ответственности). | Определяет основные виды добровольного и обязательного страхования. Знает основные разделы договора страхования. Может дать определение страховщику, страхователю, выгодоприобретателю. Сравнивает страховые компании. | |
Применять знания о депозите, управления рисками при депозите; о кредите, сравнение кредитных предложений, учет кредита в личном финансовом плане, уменьшении стоимости кредита. | Различает виды банковских депозитов. Оперирует информацией для включения банка в систему страхования вкладов. Разбирается в разделах депозитного договора. Определяет номинальную и реальную ставку. Может решать задачи на простой и сложный процент. Владеет понятиями платность, срочность, возвратность кредитования. Умеет читать и анализировать кредитный договор. Определяет полную стоимость кредита (ПСК) и переплату. Различает схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи). | |
Определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию. | Может рассчитывать ставку налога, сумму налога. Различает системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная). Оценивает возможность использования налоговых льгот, различает порядок уплаты налога, может составлять налоговую декларацию и рассчитывать налоговые вычеты. | |
Оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом. | Может сделать выбор между способами трудоустройства: быть наемным работником или оформить индивидуальное предпринимательство. | |
Знания: | ||
Экономические явления и процессы общественной жизни. | Уровень усвоения обучающимися теоретического материала, предусмотренного учебной программой дисциплины. Уровень знаний, общих компетенций, позволяющих обучающемуся решать типовые ситуационные задачи. Обоснованность, четкость, полнота изложения ответов. | Текущий контроль по темам курса: - письменный опрос; - устный фронтальный опрос; - решение ситуационных задач; - контроль выполнения практических заданий. Итоговый контроль – комплексный дифференцированный зачет/зачет, который проводится на последнем занятии и включает в себя контроль усвоения теоретического материала и контроль усвоения практических умений. |
Структура семейного бюджета и экономика семьи. | ||
Депозит и кредит. Накопления и инфляция, роль депозита в личном финансовом плане. Понятия о кредите, его виды, основные характеристики кредита, роль кредита в личном финансовом плане. | ||
Расчетно-кассовые операции. Хранение, обмен и перевод денег, различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания. | ||
Пенсионное обеспечение: государственная пенсионная система, формирование личных пенсионных накоплений. | ||
Виды ценных бумаг. Сферы применения различных форм денег. | ||
Основные элементы банковской системы. Виды платежных средств. | ||
Страхование и его виды. | ||
Налоги, виды налогов, налоговые вычеты, налоговая декларация. | ||
Правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг. | ||
Признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц. |
4.2. Текущий контроль успеваемости
К формам текущего контроля относятся: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), письменная работа, задача (практическое задание), собеседование, тест, деловая и/или ролевая игра, учебные кейсы (комплексные кейсы, мини-кейсы, исследовательские кейсы и др.), контрольная работа, круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты, портфолио, учебный проект (информационный, практико-ориентированный, исследовательский, творческий и др.), рабочая тетрадь, разноуровневые задачи и задания, расчетно-графическая работа, эссе, реферат, доклад, сообщение и другие формы текущего контроля.
Примеры форм текущего контроля и краткая характеристика оценочных средств представлены в Приложении 1.
4.3. Промежуточная аттестация
Форма проведения промежуточной аттестации – комплексный дифференцированный зачёт.
Способ проведения – тестирование.
Контрольно-измерительные материалы для проведения комплексного дифференцированного зачета, предназначены для оценки уровня знаний, умений, сформированности общих компетенций по дисциплинам ОУД.10 Информатика и ОУД.13 Основы финансовой грамотности.
Дифференцированный зачет, проводится в форме решения разноуровневых тестовых заданий на образовательном портале СПО колледжа. Контрольно-измерительные материалы охватывают учебный материал, изученный обучающимися с 1 сентября 2022 по 12 июня 2022 года. Тестовыми заданиями разного уровня сложности проверяется уровень подготовки студентов по всем элементам содержания, изученным за данное учебное время. Соотношение числа заданий по разным элементам содержания определяется целями работы, содержанием курса, а также продолжительностью её проведения.
Дифференцированный зачет по дисциплинам ОУД.10 Информатика и ОУД.13 Основы финансовой грамотности состоит из 2-х частей, задания которых различаются по форме и уровню сложности.
Часть 1 содержит 30 тестовых заданий закрытого типа с выбором одного правильного ответа.
Часть 2 содержит 10 тестовых заданий повышенного уровня сложности с множественным выбором, на установление соответствия, на установление последовательности.
Время начала и окончания работы над тестовыми заданиями ограничено. Количество попыток ограничено – не более 1 попытки.
Рекомендуемое время выполнения заданий
Вид задания | Время на выполнение одного задания (мин) | Количество заданий | Всего (мин) |
Часть 1. Тестовые задания закрытого типа с выбором одного правильного ответа | 1 | 30 | 30 |
Часть 2. Разноуровневые тестовые задания | 2 | 10 | 20 |
Общее время выполнения заданий | 50 |
Критерии оценки
Результат тестирования формируется с использованием информационных систем автоматически с указанием процента правильных ответов от общего количества тестовых заданий. На основании итогов тестирования преподаватель переводит полученный результат из 100- балльной в 5-бальную систему оценки:
- при результате 90-100% правильных ответов от общего числа тестовых заданий – оценка 5 (отлично)
- при результате 80-89% правильных ответов от общего числа тестовых заданий – оценка 4 (хорошо)
- при результате 70-79% правильных ответов от общего числа тестовых заданий – оценка 3 (удовлетворительно)
- при результате 69% и менее правильных ответов от общего числа тестовых заданий – оценка 2 (неудовлетворительно)
Оценка за тестирование заносится в лист промежуточной аттестации в графу «Результаты тестирования». В лист промежуточной аттестации также заносится оценка индивидуального зачета текущей успеваемости студента.
Итоговая оценка по дисциплинам формируется выведением среднего балла по результатам тестирования и индивидуального зачета текущей успеваемости обучающегося и переносится преподавателем в ведомость.
Приложение 1
Формы текущего контроля успеваемости и соответствующих оценочных средств
№ п/п | Наименование формы контроля (оценочного средства) | Краткая характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства в фонде |
Устный опрос (индивидуальный, фронтальный) | Устный опрос предназначен для закрепления изученного материала. Устный опрос проводится как беседа преподавателя с обучающим(и)ся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающего(их)ся по определенному разделу, теме, и т.п. | Вопросы для устного опроса (индивидуального, фронтального), эталоны ответов, критерии оценки | |
Письменная работа | Самостоятельная письменная работа, направленная на творческое освоение дисциплины и выработку соответствующих профессиональных компетенций. | Перечень вопросов, комплект заданий для письменной работы, эталоны ответов, критерии оценки | |
Задача (практическое задание) | Средство оценки умения применять полученные теоретические знания в практической ситуации. Задача (задание) должна быть направлена на оценивание тех компетенций, которые подлежат освоению в данной дисциплине, должна содержать четкую инструкцию по выполнению или алгоритм действий. | Комплект задач (практических заданий), эталоны ответов, критерии оценки | |
Собеседование | Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. | Вопросы по темам/ разделам дисциплины, представленные в привязке к компетенциям, предусмотренным рабочей программой, эталоны ответов, критерии оценки | |
Тест | Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. | Фонд тестовых заданий, эталоны ответов, критерии оценки | |
Деловая и/или ролевая игра | Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи. | Тема (проблема), концепция, сценарий, роли и ожидаемый результат по каждой игре, критерии оценки | |
Учебные кейсы (комплексные кейсы, мини-кейсы, исследовательские кейсы и др.) | Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. | Комплект заданий для решения учебных кейсов, эталоны ответов, критерии оценки | |
Контрольная работа | Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу дисциплины. | Комплект контрольных заданий по вариантам, эталоны ответов, критерии оценки | |
Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты | Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения. | Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов, критерии оценки | |
Портфолио | Целевая подборка работ обучающихся, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких дисциплинах. | Структура портфолио, образец портфолио, критерии оценки | |
Учебный проект (информационный, практико-ориентированный, исследовательский, творческий и др.) | Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. | Темы групповых и/или индивидуальных проектов, образец проекта, критерии оценки | |
Рабочая тетрадь | Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала. | Образец рабочей тетради, критерии оценки | |
Разноуровневые задачи и задания | Различают задачи и задания: а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей. | Комплект разноуровневых задач и заданий, эталоны ответов, критерии оценки | |
Расчетно-графическая работа | Средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по дисциплине. | Комплект заданий для выполнения расчетно-графической работы, эталоны ответов, критерии оценки | |
Эссе | Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. | Темы эссе, образец эссе, критерии оценки | |
Реферат | Продукт самостоятельной работы обучающихся, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. | Темы рефератов, образец реферата, критерии оценки | |
Доклад, сообщение | Продукт самостоятельной работы обучающихся, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. | Темы докладов, сообщений образец доклада, сообщения, критерии оценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...