КОНСПЕКТ
учебно-методический материал по экономике

Кулько Юлия Алексеевна

азбука финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_deneg.docx39.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Азбука  денег»

Цель: сформулировать понятие денег, рассмотреть причины возникновения, а также знать их виды, усвоить функции денег.

Задачи:

Воспитательные:

  • Воспитывать  разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Развивающие:

  •  развивать умение: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.
  • Развитие памяти, внимания, умения ясно выражать свои мысли и обыгрывать житейские ситуации.

Образовательные:

  • формировать представления воспитанников о причинах возникновения денег;
  • показать процесс развития денег от примитивных форм до современных модификаций
  • раскрыть основные функции денег.

        

Оборудование:  проектор, презентация «Деньги. Номинал денег», презентация «География на денежных знаках»,  монеты (10 копеек, 50 копеек,1 рубль, 2 рубля, 5 рублей,10 рублей), банкноты (50 рублей,100 рублей,200 рублей, 500 рублей, 1000 рублей, 2000 рублей, 5000 рублей) из набора «Касса»; лупы (по количеству воспитанников); альбомы с коллекцией денег (нумизматика)

Ход занятия:

1.Оргмомент 

Девиз нашего занятия «Знаешь – говори, не знаешь – слушай»

2.Мотивационно – ориентированный этап

- Ребята для начала давайте, определим тему нашей с вами встречи. А для этого отгадайте, пожалуйста, ребус:

(Слайд 2)

D:\hello_html_m7d6390a5.png

- Зная ключевое слово нашего занятия, сформулируйте тему.

-  Какую цель мы поставим перед собой?

- На какие вопросы  вы планируете получить ответы?

-Предлагаю составить  совместный план, включающий в себя интересующие  вас вопросы.

(Слайд 3)

 План 

  • Что такое деньги?
  • Как появились первые деньги?
  • Какие бывают деньги?

- Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и выясним, что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать.

3.Основной этап.

  1.  Работа с литературой 

- Ребята, так что же такое деньги? (ответы воспитанников).

 - Давайте найдем в толковом словаре определение слова «деньги». (работа со словарем).

(Слайд 4)

(ДЕНЬГИ, - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления.)

2. Вводное слово. (Слайд 5)

- Если у вас кто-нибудь спросит что такое деньги, то вы наверно сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги - это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.

- А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт?

- Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем.

  - Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми.

 - А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? (ответы воспитанников)

 - Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы.

  1. Как появились первые деньги. Экскурс в историю денег.

(Слайд 6.)

   Деньги существовали не всегда. Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др. (Слайд 7)

    В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, Мексике – какао-бобы, в Перу и Боливии ту же роль играл один из видов перца, на Филиппинских островах – рис, на побережье Западной Африки – раковины. (Слайд 8)

На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса. Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца. (Слайд 9)

 Гончары меняли горшки и кувшины. Земледельцы – зерно, растительное масло, вино. Скотоводы - быков, овец, шерсть и кожи. (Слайд 10)

На Руси долгое время денежными единицами служили шкурки животных, особенно куницы и белки. Но это были крайне неудобные деньги. Постепенно роль денег перешла к благородным металлам.

Известно, что, в конечном счете, золото стало выполнять функцию всеобщего эквивалента и превратилось в деньги.

Причины этого:  1. Не портятся 2. Мягкий метал, т.е. хорошо делится 3. При малом количестве высокая цена 4. Востребовано всегда и везде.

Итак, золото стало деньгами 7000 лет назад. Первоначально оно выполняло эту функцию в форме золотого песка, самородков. При покупке товаров золото взвешивали, что вызывало неудобства. Затем стали делать золотые пластины и отрезать от них кусочки. В процессе дальнейшей эволюции денег появились слиточки, а затем – «лепёшечки». В 7 веке до н.э. возникли монеты – золотые лепёшечки, на которых указывали вес и герб того, кто их чеканил.  (Слайд11)

Возникает монетная форма денег. Считается, что самые первые монеты появились в Китае и в древнем Лидийском царстве в 7 веке до н. э.. Первый монетный двор в Риме был учрежден при храме Юноны – Монеты. Отсюда пошел термин – "монета". Монета – денежный знак, изготовленный из металла. Государство своим оттиском – штемпелем на монете удостоверяло чистоту и вес металла. Металлические деньги были не совсем удобны в обращении. Они теряли вес в результате длительной эксплуатации, а также их можно было легко подделать. (Слайд12)

На замену металлических денег пришли бумажные деньги. Они появились в Китае.

 (Слайд 13)

В Европе и Америке бумажные деньги появились в конце 17 – начале 18 века. В России бумажные деньги впервые выпущены в 1769 году. (Слайд 14)

   В современной экономике одновременно с бумажными и металлическими деньгами существуют деньги безналичного расчета.

   Хранение денег на расчетных счетах в банках получило большое распространение, т. к. это безопасно и удобно. Во многих случаях более удобно выписать чек, чем использовать наличные деньги

   Следующий шаг в развитии денег – в 20 веке на смену бумажным деньгам приходят  пластиковые банковские карточки( электронные деньги, цифровые), позволяют рассчитываться, не прибегая к наличным деньгам. (Слайд 15)

  1. Виды денег

Существует два вида денег: наличные и безналичные.

 Наличные (монеты и купюры), безналичные (банковский чек и электронные карточки).

  (Слайды 16-19)

  1. Практическая работа в парах. Язык монеты. 

(Работа с монетами)

- Ребята, у каждого из вас на столах есть монеты разного достоинства: 10 копеек, 50 копеек,1 рубль, 2 рубля, 5 рублей,10 рублей.

- Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах? Для удобства используйте лупу.(ответы воспитанников).

- Сравните монеты. Найдите на монетах лицевую и оборотную сторону, ребро, номинал и легенду. Я  вам объясню значение непонятных слов и покажу на монетах.

- Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка».

- Кто из вас знает, почему «решка»?(ответы воспитанников).

- Решка – это сокращенное или искаженное от слова «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при царе Петре первом в обращение ввели  серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка».

-  Сторона монеты, на которой изображен герб,  портрет или какой-то другой рисунок - лицевая. Она называется «аверс» или «орел».

- Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда».  

       - Какие сведения о монете можно получить, рассматривая её? (Номинал, дату выпуска, страну, банк)

  1. Познавательная страничка.  Презентация «География на денежных знаках»

Сообщение о значении изображений на купюрах. . (Слайды1-2)

(Слайды3-6)

10 рублей. На купюре этого номинала изображен город Красноярск. Лицевая часть - часовня Параскевы Пятницы - это святая, которая является покровительницей семьи и домашних животных. Оборотная часть - Красноярская ГЭС с мостом через реку Енисей, который входит в книгу ЮНЕСКО "Лучшие мосты мира".

(Слайды7-9)

50 рублей. Изображен город Санкт-Петербург. Лицевая сторона - основание Ростральной колонны с женской фигруой, которяа восседает на троне - это символ Невы. За Ростральной колонной видно Петропавловскую крепость. Оборотная сторона - здание бывшей биржи, которая находится на набережной. 

(Слайды10-12)

100 рублей. Москва. Лицевая часть - скульпутра с фронтона Большого Театра - Аполлон с колесницей. Оборотная часть - площадь перед Большим Театром и само здание театра. 

(Слайды13-15)

200 рублей. На купюре изображены символы города-героя Севастополя: памятник затопленным кораблям (лицевая сторона) и вид на музей-заповедник «Херсонес Таврический» (оборотная) 

(Слайды16-18)

500 рублей. Представлен город Архангельск. Лицевая часть - на фоне морского вокзала и парусника расположен памятник Петру I. Оборотная часть - Соловецкий монастырь, который является одной из великих святынь. Это очень известный и многими любимый памятник архитектуры, поэтому неудивительно, что именно он расположился на купюре.

(Слайды19-21)

1000 рублей. На этой денежной купюре изображен город Ярославль. Лицевая сторона - памятник Ярославу Мудрому, который держит храм в руках. Это символизирует, что наша вера в наших же руках. Оборотная сторона - храм Иоанна Предтечи (Крестителя).

(Слайды22-24)

2000 рублей. На купюре изображены символы Дальнего Востока: мост на остров Русский (лицевая сторона) и космодром «Восточный» в Амурской области (оборотная). 

(Слайды25-27)

5000 рублей. Здесь мы можем увидеть город Хабаровск. Лицевая сторона - памятник, посвященный генерал-губернатору восточной Сибири, графу Николаю Николаевичу Муравьев-Амурскому. Именно он дал начало возвращению Амура, который был отдан Китаю в 1689 году. Оборотная сторона изображает Царский амурский мост длиной 2700 метров.

  1. Хобби – нумизматика. (Слайд20)

-Человек коллекционирует разные предметы. Деньги – не исключение.

-Кто знает, как называют человека коллекционирующего деньги? 

(ответы воспитанников).

Нумизматика — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения

Многие люди по незнанию считают нумизматику обычным коллекционированием различных монет. Но это не совсем правильно. Нумизматика – самая что ни на есть настоящая наука, цель которое изучение монет как объекта, представляющего ценность, так и в качестве средства платежа, а также история их возникновения и развития по всему миру. Сегодня таинственный и увлекательный мир нумизматики манит многих людей, ведь изучение монет – это, прежде всего погружение в мир истории, знакомство с судьбой денежного знака (особенно, ели он был выпущен давно). А когда монета найдена, сюда добавляется еще и связь самого коллекционера с ней: как он о раритете узнал и где его нашел.

Рассматривание альбома с монетами и купюрами.

IV. Закрепление изученного материала 

Игра «Верю - не верю»

Каждой команде по очереди задается вопрос, а они должны ответить верят или нет.

1. Верите ли вы, что существовали «съедобные «деньги»?

(Да. Съедобными деньгами считалось зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов).

2. Верите ли вы, что жители островов Санта-Крус применяли деньги в виде перьев?

(Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта-Крус. Представляли они собой тонкие красные перья длиной до 10 сантиметров).

3. Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики?

(Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц)

4. Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть «Остров каменных денег»?

(Да. В бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть огромный регион Микронезии, включающий архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названием Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег».)

4.Итог занятия.

-  Так что же такое деньги?  Дополните фразу:

Деньги – особый _____, который принимается всеми в обмен  на любые другие товары и услуги.        ( товар )

Вопросы:

1 Какую тему мы сегодня изучили?

2Какие новые термины мы теперь знаем?

  1. Какие функции денег мы сегодня изучили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...