Предпринимателем нужно родиться или можно научиться?
статья по экономике (8 класс)
В нашей стране рождаются дети с особыми способностями к предпринимательской деятельности, для выявления которых в раннем возрасте нужно создавать условия. Научить быть предпринимателем нельзя, как и быть художником или писателем, но в сфере художественного творчества детям предоставляется хотя бы возможность попробовать свои силы в студиях и клубах. Система гуманно-личностного подхода при реализации проекта «Школьная компания» предоставляет школьникам возможность попробовать свои силы в предпринимательской деятельности, основываясь на принцапах развитие способностей, заложенных в ребенке от природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i.a.serebrennikova_o_predprinimatelstve.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Предпринимателем нужно родиться или можно научиться?
Гуманная педагогика на примере реализации проекта «Школьная компания»
«Предприниматели - современный эквивалент великих первооткрывателей прошлого». Даг Холл
В современных условиях предпринимательство – движущая сила экономического развития общества. У предпринимателей есть не только новые идеи, но и стремление их реализовать. Их инновационный подход и трудолюбие способствуют позитивным изменениям в экономической и социальной сферах – появлению новых продуктов на рынке, созданию дополнительных рабочих мест, повышению уровня благосостояния людей. Именно это сейчас так необходимо российской экономике, когда темпы ее прироста отрицательные, экономические санкции продолжаются, а НАТО расширяется. В очередной раз обострилась потребность в людях, обладающих предпринимательскими способностями.
Предпринимательская способность – набор качеств, умений, способностей человека, позволяющих ему находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для производства, продажи товаров, принимать разумные последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск [1].
Наша страна богата не только природными ресурсами, но и талантливыми во всех областях людьми. Нужно только создавать условия для реализации актуальной и потенциальной одаренности россиян, особенно школьников.
Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником или предпринимателем?
«Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения» [2].
У большинства из нас неявные представления о предпринимательской деятельности вообще (иначе мы бы ею занимались, а не говорили о ней), о предпринимательских способностях в частности! Как мы будем искать и развивать что-то, о чем имеем смутное представление?
Практическая (тем более предпринимательская) одаренность редко признается школой. Будущий менеджер или предприниматель может в школе иметь репутацию среднего ученика без особых дарований. Эти дети не обязательно успешны в работе с абстрактными понятиями, и академические требования не всегда раскрывают их талант. Но они с успехом применяют интеллект к окружающей действительности: вырабатывают свои способы решения возникающих проблем, включая привлечение нужных для этого решения людей и ресурсы (дружить с «ботаником», например).
Становятся ли люди предпринимателями или нет, зависит от большого количества факторов: способностей, личных качеств, мотивации и места жительства, например. Больше всего от социально-экономических, политических условий жизни людей, в меньшей степени - от системы школьного экономического образования. Но школьникам нужны базовые экономические знания и навыки как основа для возможного предпринимательства. Поскольку не любой экономически просвещенный человек должен стать предпринимателем, но любой предприниматель должен быть экономически просвещенным человеком!
«Вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости основные постулаты гуманной педагогики» [3], которые являются основой при реализации учебного проекта по созданию «Школьной компании», разработанного МОО «Достижения молодых». Реализация такого проекта позволяет выявить детей c предпринимательскими способностями, дать им опыт практической работы, приобщить к экономическим действиям, что соответствует и требованиям ФГОС по организации внеурочной деятельности обучающихся как неотъемлемой части образовательного процесса.
Учащиеся работают в качестве сотрудников созданного ими предприятия (фирмы) - основная концепция этого учебного проекта. Действия учащихся определяются не учителем, а косвенно управляются должностными инструкциями сотрудников фирмы, взаимодействием с бизнес-партнерами и потребителями, образовательной средой. «Школьная компания» производит и торгует реальными товарами, оплата товаров или услуг производится настоящими деньгами. Реализация проекта требует интеграции нескольких предметных областей: экономики (расчет себестоимости и прибыли, маркетинг), технологии (поделки, рецепты, выкройки), информатики (отчеты, калькуляция, вебсайт), МХК (колористика, дизайн), иностранных языков (деловая корреспонденция, реклама) и права (формы организации предприятия). Нам нужно, чтобы дети не просто «поиграли в магазин», а получив частный опыт предпринимательской деятельности, могли проанализировать возможность его обобщения и применения в будущем.
Реализация проекта «Школьная компания» начинается с бизнесидеи. Нужно найти нишу на рынке: чего не хватает? Что можно предложить особенного, новый продукт? Дальше определяется состав работников, причем не обязательно из одного класса. Оценить конкуренцию, выбрать местоположение, определить ресурсы, организационную структуру, этапы производство и даже название компании - это время и силы!
Индивидуальный подход при реализации этого проекта позволяет избежать перегрузок, способствует преодолению неизбежных стрессовых ситуаций, содействует развитию самоуправляемой работы и учебы.
Работа в «Школьной компания» способствует профессиональной ориентации, потому что школьники приобретают опыт работы в команде, могут лучше определить свои цели, интересы и способности, учатся управлять временем и мотивируются на дальнейшую учебу, вырабатывают модели поведения.
Формирование ценностных представлений и оценочных компетенций тоже важная задача школьного экономического образования. Проект «Школьная компания» позволяет школьникам задуматься о социальной ответственности бизнеса. Возникающий часто конфликт между рентабельностью и моралью не всегда разрешается в пользу второго. Но вновь вступающим на поле предпринимательства нужно будет в этих конфликтных ситуациях принимать ответственное перед обществом решение.
Реализация проекта «Школьная компания» осуществляется в течение учебного года. Не у всех участников хватает сил и терпения дойти до итоговых результатов, но и это важный практический опыт приобщения к экономическим реалиям.
В нашей стране рождаются дети с особыми способностями к предпринимательской деятельности, для выявления которых в раннем возрасте нужно создавать условия. Научить быть предпринимателем нельзя, как и быть художником или писателем, но в сфере художественного творчества детям предоставляется хотя бы возможность попробовать свои силы в студиях и клубах. Система гуманно-личностного подхода при реализации проекта «Школьная компания» предоставляет школьникам возможность попробовать свои силы в предпринимательской деятельности, основываясь на принцапах развитие способностей, заложенных в ребенке от природы.
Cписок литературы:
1. Экономика и право: словарь-справочник. М.: Вуз и школа, под ред. Л.П. Куракова, 2014
2. Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д.Б. Богоявленская. – М, 2003, с. 53
3. http://www.icr.su/rus/departments/human/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 5 классе. Можно ли увидеть музыку? Можно ли услышать живопись?
Цель урока: 1. Знакомство с новым материалом. 2. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков исполнительского мастерства. 3. Накопление слушательского опыта. 4. Воспитание познавательного ин...
Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...
С данным эссе я стала победителем интернет-тура I Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Знаток русского языка», который проходи...
Притча к классному часу на тему "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..."
Притча к классному часу на тему "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..."...
Детей можно и нужно обучать первой помощи!
О необходимости обучения детей оказанию первой помощи...
Эссе "Учителем нужно родиться"
Педагогическое эссе в рамках конкурса "Учитель года"...
Можно ли, а главное, нужно ли на уроке говорить только по-английски
в своей заметке автор делится опытом использования только английского языка на уроке...
Вопросы по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу
Приходилось ли вам когда-нибудь обращаться к школьному психологу? Наверное, многие родители ответят на этот вопрос примерно так: «К счастью, нет». А зря&helli...