Рабочаяя программа "Основы финансовой грамотности" к УМК В.В. Чумаченко, А.П.Горяева
рабочая программа по экономике (9 класс) на тему
Рабочаяя программа "Основы финансовой грамотности" к УМК В.В. Чумаченко, А.П.Горяева. Содержит личностные, предметные и метапредметные результаты освоения
курса, содержание и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya.docx | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения
курса «Основы финансовой грамотности»
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.
Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект «Личный финансовый план», при публичной презентации которого выпускники программы покажут степень готовности принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов.
При выполнении и презентации «Личного финансового плана» учащиеся должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.
Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.
Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Таким образом, элективный курс способствует самоопределению учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика.
Задачи курса:
формирование финансовой грамотности и воспитание финансовой культуры школьников;
формирование инвестиционной культуры школьников;
формирование основ экономического мышления и навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;
формирование социально-экономической компетентности на уровне готовности к сознательному участию в экономической жизни общества;
формирование практических навыков использования финансовых инструментов;
профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и финансов;
сформировать навыки построения личного финансового плана.
- изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
4. Содержание программы учебного предмета
Личное финансовое планирование (5 часов)
Вводное занятие
Человеческий капитал. Принятие решений по финансовому планированию. Домашняя бухгалтерия. Составление личного финансового плана.
Депозит(4 часа).
Накопления и инфляция. Что такое депозит и какова его природа? Условия депозита. Управление рисками по депозиту.
Кредит (5часов)
Условия кредитов. Виды кредита .Основные характеристики кредита. Как выбрать наиболее выгодный кредит. Как уменьшить стоимость кредита. Типичные ошибки при использовании кредита.
Расчетно-кассовые операции (3 часа)
Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания.
Страхование (4часа)
Что такое страхование? Виды страхования. Как использовать страхование в современной жизни?
Инвестиции (4 часа)
Что такое инвестиции. Как выбрать активы. Как делать инвестиции. Кейс. Куда вложить деньги.
Пенсии (3 часа)
Пенсионная система. Как сформировать частную пенсию.
Налоги (2 часа)
Виды налогов. НДФЛ. Подача налоговой декларации.
Финансовые махинации (3часов)
Махинации с банковскими картами. Махинации с кредитами. Махинации с инвестициями.
Повторение (1 час)
Календарно-тематическое планирование
Количество часов в неделю - 1 ч; в год - 34 ч.
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения темы | |
9А | 9Б | ||||
Личное финансовое планирование (5 часов) | |||||
1 | Вводный урок. | Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Знать роль предмета | 04.09.17-08.09.17 | ||
2 | Человеческий капитал | Знать понятие «деньги», их функции, виды . Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала | 04.09.17-08.09.17 | ||
3 | Принятие решений | Принятие решений о личном финансировании. Уметь создавать личный финансовый план достижения целей | 11.09.17-15.09.17 | ||
4 | Домашняя бухгалтерия | Уметь создавать личный финансовый план достижения целей. Принятие решений о личном финансировании. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. | 11.09.17-15.09.17 | ||
5 | Составление личного финансового плана | Уметь объяснять, что такое потребление, что является основными источниками доходов | 18.09.17-22.09.17 | ||
Депозит(4 часа). | |||||
6 | Накопления и инфляция | Знать понятия накопление и инфляции, причины инфляции. Рассчитывать инфляцию | 25.09.17-29.09.17 | ||
7 | Что такое депозит и какова его природа? | Знать понятие депозит. Уметь давать собственную оценку рискам Способы начисления процентов по депозитам. | 25.09.17-29.09.17 | ||
8 | Условия депозита | Знакомиться с условиями и содержанием депозита. Уметь характеризовать особенности депозита в России. Знать способы начисления процентов по депозитам. | |||
9 | Управление рисками по депозиту | Вычислять простые и сложные проценты по депозиту. Приводить примеры виды банковских депозитов. | |||
Кредит (5часов) | |||||
10 | Что такое кредит? | Знать понятие кредит. | |||
11 | Основные характеристики кредита | Знакомство с основными характеристиками кредита. Знать необходимые документы при оформлении кредита. | |||
12 | Как выбрать наиболее выгодный кредит | Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках | |||
13 | Как уменьшить стоимость кредита | Уметь характеризовать особенности кредита в России; приводить собственные примеры прав и обязанностей кредитополучателя | |||
14 | Типичные ошибки при использовании кредита | Уметь приводить собственные примеры; давать оценку изученному явлению | |||
Расчетно-кассовые операции (3 часа) | |||||
15 | Хранение, обмен и перевод денег | Знать понятие «Банковская система», функции центрального банка. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации. | |||
16 | Различные виды платежных средств | Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Понимать, в чем состоит механизм получения банковской прибыли. Уметь характеризовать основные виды банковских процентов | |||
17 | Формы дистанционного банковского обслуживания | Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Знать правила пользования банкоматами, мобильными банками, онлайн-банками. | |||
Страхование (4часа) | |||||
18 | Что такое страхование? | Знакомство с понятиями страхования., страхователь., страховка., страховщик., договор страхования. Знакомство ведущими страховыми компании в России. Оценка роли обязательного и добровольного страхования в жизни человека. | |||
19 | Виды страхования | Знакомство с видами страховых продуктов. Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя. Составление таблицы «Страховые продукты с учетом интересов страхователя». | |||
20 | Как использовать страхование в повседневной жизни? | Знать особенности личного страхования. Алгоритм поведения страхователя в условиях наступления страхового случая | |||
21 | Выбор страховой компании | Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов | |||
Инвестиции (4 часа) | |||||
22 | Что такое инвестиции? | Знакомство с понятием инвестирования. Анализ информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка. | |||
23 | Как выбирать активы | Знакомство с инструментами личного финансирования на финансовых рынках и их особенности. Составление и анализ схемы «Структура рынка капитала». | |||
24 | Как делать инвестиции | Расчет доходности методом простых и сложных процентов. | |||
25 | Денежный рынок и рынок капиталов. | Знакомство с ценными бумагами., видами ценных бумаг, операции на рынке ценных бумаг. Расчет доходности методом простых и сложных процентов. Анализ различных способов размещения средств потребителя и их преимущества и недостатки. | |||
Пенсии (3 часа) | |||||
26 | Пенсионная система | Знакомство с понятием пенсии. Анализ информации о видах пенсии. Анализ корпоративных пенсионных программ. | |||
27 | Как сформировать частную пенсию | Вычет размера пенсии. Знакомство с инструментами получения пенсии. | |||
28 | Как сформировать частную пенсию | Знакомство с программами накопления и приумножения пенсионных сбережений. | |||
Налоги (2 часа) | |||||
29 | Налоги. Виды налогов | Знакомство с понятием налоги. Формирование базовых знаний о налоговой системе РФ как инструменте государственной экономической политики. Составление схемы «Налоги их виды». | |||
30 | НДФЛ | Расчет налогового вычета по НДФЛ. Расчет НДС. Функции налогов. Налоговый вычет. Местные налоги. | |||
Финансовые махинации (3часов) | |||||
31 | Махинации с банковскими картами | Анализ рисков банковским картам. Оценка средств защиты банковских карт. Составление алгоритма действий , если вы стали жертвой мошенников. Вычисление степени рисков. | |||
32 | Махинации с кредитами | Анализ типичных махинаций с кредитами. Вычисление степени рисков. Составление алгоритма действий , если вы стали жертвой мошенников | |||
33 | Махинации с инвестициями | Знакомство с мошенническими инвестиционными предложениями. Анализ признаков финансовых пирамид. Вычисление степени рисков | |||
Повторение (1 час) | |||||
34 | Повторение | Уметь использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока в 5 классе по учебнику Н.А. Горяевой "ДПИ в жизни человека".Урок №1. 2 четверть.Тема урока.Древние образы в современных народных игрушках..
Презентация к уроку в 5 классе 1урок, 2 четверть .Тема урока"Древние образы в современных народных игрушках".Эта презентация знакомит детей с игрушечных дел мастерами, с созданием филимоновской игрушк...
Рабочаа программа по информатике 11класс
Рабочаая программа по информатике и ИКТ в 11 классе, автор Угринович, 1 час в неделю....
Материал к конференции по страноведению "Шотландский костюм". Горяева Виктория, 6 класс, Гимназия №12_Саранск
Конференция по страноведению проводится в гимназии не один десяток лет и представляет интерес с точки зрения как лингвистики, так и культурологии. Национальный костюм шотландцев был представлен на кон...
Рабочаая программа 10-11кл(профильный уровень)
Рабочая лрограмма по математике,АГМордкович (10-11),ЛС.Атанасян (Геометрия(10-11)...
Психологический тест "Кем быть?" (в рамках недели финансовой грамотности школьника А.Горяев, В Чумаченко)
Многие из вас уже сейчас задумываются о взрослой жизни, о том, как выбрать хорошую про-фессию, реализовать свои планы и мечты. А для этого не в послед нюю очередь важно достичьфинансовой независимости...
Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс
Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...
Диплом обучающейся ТКК "Компас" Горяевой Дельгиры за 1 место в республиканском конкурсе исследовательских краеведческих работ "Бичкн Торскм 2021 г.
Диплом обучающейся туристско-краеведческого клуба "Компас" Горяевой Дельгиры за 1 место в республиканском конкурсе исследовательских краеведческих работ "Бичкн Торскм" 2021 г. (сек...