Элективный курс "Азбук потребителя" 9 класс
рабочая программа по экономике (9 класс) по теме

экономика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_azbuka_potrebitelya_9klass_elektiv.docx36.05 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс «Азбука потребителя» Автор: Кеня Надежда Александровна

Пояснительная записка

Элективный курс «Азбука потребителя» создан в рамках организации предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы в соответствии с основными положениями концепции профильного обучения, а также с учётом требований к уровню подготовки выпускников основной школы.

          Содержание  курса «Азбука потребителя» призвано сформировать знания в области правового регулирования защиты прав потребителей, а также выработать умения в применении правовых норм по защите прав потребителей в процессе продажи товаров потребителям или оказании им услуг.

Курс разработан на основе УМК  Симоненко В.Д., Степченко Т.А.  «Основы потребительской культуры» (М.: Вита-Пресс, 2016) и адаптирован для учащихся 9-х классов.

Программа курса рассчитана на 35 часов. В основу программы положены следующие принципы: доступность, научность, связь с жизнью, преемственность.

Цель курса: формирование знаний об основах потребительской культуры, правил поведения и качеств культурного потребителя.

Задачи курса:

  • Освоение учащимися знаний рационального потребления, защиты прав потребителя;
  • Овладение умениями разумного выбора различных источников информации, товаров, услуг и навыками самозащиты на основе государственного законодательства;
  • Развитие логического и критического мышления, творческих способностей, коммуникативных умений;
  • Воспитание важнейших качеств культурного потребителя: целеустремлённости, настойчивости, выдержки, инициативности и самостоятельности, а также организованности и уверенности;
  • Подготовка учащихся к успешной самостоятельной деятельности;
  • Способствовать углублению знаний по обществознанию и повышению уровня подготовки учащихся к экзамену.

Формы и методы обучения: уроки – деловые игры, практикумы, уроки – защиты тематических заданий, творческих работ, самостоятельная работа, решение тестов, задач, проблемных ситуаций, выполнение творческих проектов.

Формы контроля:

- при текущем контроле: фронтальный опрос, индивидуальные задания, самостоятельные и практические работы;

- при итоговом контроле: защита творческих проектов.

Литература:

  1. Закон «О защите прав потребителей» (в последней редакции).
  2. Липсиц И.В. Экономика: В 2 кн. / Липсиц И.В. -  М.: Вита-Пресс, 2016.
  3. Симоненко В.Д. Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учрежд. / Симоненко В.Д., Степченко Т.А. - М.: Вита-Пресс, 2014.
  4. Симоненко В.Д. Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В.Д.Симоненко, Т.А.Степченко. – М.: Вита-Пресс, 2015.

Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Элементы содержания

Корректировка

1

2

3

4

5

6

Тема 1. Все мы – потребители (1час)

1(1)

Понятие «потребитель» в законе «О защите прав потребителей».

1

Основные документы, необходимые потребителю для отстаивания своих прав: договор, кассовый и товарный чеки и др.

Тема 2. Какие права имеют потребители (4часа)

2(1)

История становления институтов по защите прав потребителей в мире и в России.

1

История становления институтов по защите прав потребителей в мире и в России.

3(2)

Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».

1

Основные права потребителей в соответствии с законом «О защите прав потребителей»: право на просвещение в области защиты своих прав; на надлежащее качество товаров; на безопасность товаров; право на информацию; на возмещение морального вреда; право на судебную защиту и право на государственную, общественную защиту.

4(3)

Анализ проблемных ситуаций.

1

Практикум: решение тестов, проблемных ситуаций.

5(4)

Решение творческих задач.

1

Практикум: решение творческих задач.

Тема 3. Как не потеряться в мире информации (6часов)

6(1)

Виды источников информации для потребителей.

1

Виды источников информации для потребителей. Достоверная, недостоверная информация.

7(2)

Маркировка товаров: основные группы знаков.

1

Маркировка товаров: основные группы знаков.

8(3)

Применение и назначение пищевых добавок.

1

Применение и назначение пищевых добавок (индекс Е).

9(4)

Товарный знак и штриховой код товара.

1

Товарный знак и штриховой код товара. Подделка товаров и обман покупателей.

10(5)

Реклама. Виды рекламы.

1

Реклама. Закон о рекламе.  Виды рекламы: публичная оферта, скрытая реклама, недобросовестная реклама.

11(6)

Информация о товаре.

1

Информация о производителе, о продавце. Информация о товаре на этикетке.

Тема 4. Такие разные магазины (4часа)

12(1)

Виды магазинов.

1

Виды магазинов: традиционные, самообслуживания (супер- и гипермаркеты); бутики, салоны.

13(2)

Пользование дисконтной картой.

1

Пользование дисконтной картой. Игра в лотерею. Особенности покупки товаров через интернет- магазины.

14(3)

Продажа товаров на дому покупателей.

1

Продажа товаров на дому покупателей. Торговля по схеме «Пирамида».

15(4)

Психология поведения потребителя при покупке товаров.

1

Психология поведения потребителя при покупке товаров.

Этика потребительского поведения.

Тема 5. Наш постоянный спутник – деньги (4часа)

16(1)

Деньги настоящие и фальшивые.

1

Деньги настоящие и фальшивые. Способы защиты денежных знаков.

17(2)

Пластиковые карты.

1

Пластиковые карты. Способы защиты. Правила пользования банкоматом.

18(3)

Рациональное распределение бюджета.

1

Рациональное распределение бюджета. Семейный бюджет.

19(4)

Сбережения.

1

Сбережения. Проблема сбережения. Страхование.

Тема 6. Если товар оказался некачественным (4часа)

20(1)

Признаки качественных товаров, фальсифицированный товар.

1

Признаки качественных товаров, фальсифицированный товар.

21(2)

Недостаток товара.

1

Недостаток товара. Виды недостатков: явные, скрытые, существенные.

22(3)

Обмен качественных товаров.

1

Обмен качественных товаров: условия и сроки обмена. Специальные сроки, устанавливаемые на товары: гарантийный срок, срок годности, срок службы.

23(4)

Правила торговли.

1

Правила торговли. Анализ конкретных ситуаций.

Тема 7. Услуги, которые мы получаем (4часа)

24(1)

Договор.

1

Что такое договор. Виды договоров: купли-продажи, перевозки, договор-заказ и др. Условия письменного договора.

25(2)

Сроки выполнения и окончания работ.

1

Сроки выполнения и окончания работ. Неустойка. Расчет и выплата неустойки.

26(3)

Оказание услуг.

1

Оказание услуг. Услуги сотовой связи. Заключение договора с оператором. Видеопрокат.

27(4)

Услуги туристических  агентств.

1

Услуги туристических  агентств. Существенные условия заключения договора. Потребитель в роли пассажира. Права пассажиров.

Тема 8. Защита прав потребителя (5часов)

28(1)

Развитие потребительского движения в мире и в России.

1

Развитие потребительского движения в мире и в России.

29(2)

Государственные органы по защите прав потребителей.

1

Государственные органы по защите прав потребителей: Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

30(3)

Общественные организации защиты прав потребителей.

1

Общественные организации защиты прав потребителей: их особенности и права.

31(4)

Правила обращения в суд.

1

Правила обращения в суд. Составление искового заявления.

32(5)

Анализ проблемных ситуаций.

1

Практикум: решение тестов, проблемных ситуаций, творческих задач.

33

Итоговое повторение  «Защити свои права».

1

Деловая игра.

34

Профессиональная проба.

Составление буклета «Правовое поле потребителя»

1

Составление буклета.

35

Защита буклетов

1

Ученическая конференция.

Итого: 35часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по элективному курсу 9 класс

Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...

Элективный курс 9 класс Решение нестандартных задач

Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению....

Элективный курс. 10 класс

Элективный курс для 10 класса по английскому языку рассчитан на 34 часа....

Элективный курс 11 класс "Физика человека"

Элективный курс для 11класса по теме "Физика человека". В данном курсе представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование, рас читанное  на 34 часа....

Элективный курс 9 класс русский язык

Научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи. ...

элективный курс 8 класс

Элеективный курс для 8 класса по английскому языку...

Программа элективного курса 9 класса

Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...