Рабочая программа
рабочая программа по экономике (5 класс) на тему
Рабочая программа и планирование по экономике для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 215.5 КБ |
planirovanie.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа (Программа) составлена, на основе программы учебника Ермаковой И.В., Протасевич Т.А. «Начала экономики» (Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – ВИТА-ПРЕСС, 2009).
Пояснительная записка
Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, конкретизирует основные положения его фундаментального ядра.
Программа составлена в соответствии с авторской программой Ермаковой И.В., Протасевич Т.А. «Начала экономики» и предназначена для учащихся основной школы.
В Программе предложена логичная последовательность изучения экономических вопросов. Комплекс знаний, полученных по экономике, включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи и государства. Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих представлений о процессах, связанных с экономикой. Основные экономические понятия изложены в увлекательной форме и адаптированы к детям данного возраста.
Актуальность. Мир экономики – это мир, в котором мы живем, учимся и работаем. И понимание законов этого мира помогает людям принимать некоторые наиболее важные в их жизни решения. Знания простейших явлений и законов экономики необходимы любому человеку, независимо от возраста. По-моему мнению, чем раньше ребенок начнет изучать и понимать закономерности экономической жизни, тем более успешно он может построить свое будущее.
Изучение экономики помогает сформировать представление об экономике как целостной системе хозяйственной деятельности человека, осуществляемой в основных экономических сферах: потреблении, производстве, обмене, а также о роли государства в экономике.
Рыночные экономические отношения, складывающиеся в России и являющиеся «новыми» для большинства россиян, для детей становятся естественной средой обитания. Жизнь в условиях рыночной экономики требует от них усвоения элементарных экономических понятий и приобретения «рыночных» навыков поведения. В то же время жизненный опыт учащихся достаточен для восприятия элементарных экономических сведений. Изучение экономики помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятия и приобрести навыки, необходимые для ориентации
и существования в современном рыночном мире, создает основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старших классах, формирует стимулы к приобретению знаний.
Цель Программы состоит в развитии экономического мышления, помощи в освоении понятий и приобретений навыков, необходимых для ориентации и существования в современном рыночном мире, создать основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старших классах, сформировать стимулы к приобретению знаний.
Исходя из цели программы, можно выстроить систему задач:
Образовательные:
• ознакомление учащихся с элементарными сведениями об экономике, раскрытие значений экономических понятий и терминов, с которыми школьники встречаются в своей повседневной жизни;
• объяснение некоторых доступных для этого возраста экономических взаимосвязей, складывающихся в непосредственном окружении учащихся, мотивов и ограничений в экономической деятельности людей; основных экономических принципов и законов и т. д.;
• привитие учащимся навыков экономически грамотного поведения в повседневной жизни;
• выработка умения наблюдать и объяснять события своей повседневной жизни с экономической точки зрения;
• создание основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах.
Развивающие:
• развитие гражданского образования, экономического образа мышления.
• подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
• освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
• развитие экономического образа мышления ; способности к личному самоопределению и самореализации.
Воспитательные:
• формирование коммуникативных навыков;
• воспитание ответственности за экономические решения;
• потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;
• воспитание уважения к труду.
Задачи обучения
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
• обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
• обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
• обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого- педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
• взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно- исследовательской деятельности;
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога
культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
• формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
• учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основной идеей при определении содержания обучения экономике школьников, делающих первые шаги в изучении этого предмета, стал отбор тех концепций, принципов, понятий, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни и которые могут быть ими применимы. При этом мы ориентировались не на разбор отдельных экономических понятий, доступных пониманию школьников этой возрастной группы, а на изучение системы понятий и правил, связанных между собой.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Основной идеей при определении содержания обучения экономике школьников, делающих первые шаги в изучении этого предмета, стал отбор тех концепций, принципов, понятий, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни и которые могут быть ими применимы. При этом мы ориентировались не на разбор отдельных экономических понятий, доступных пониманию школьников этой возрастной группы, а на изучение системы понятий и правил, связанных между собой. Предлагаемый курс «Начала экономики» включает четыре взаимосвязанных раздела:
Я и семья.
Город.
Страна.
Мир.
Концепция курса заключается в том, чтобы ученик научился мыслить логически и уметь делать обобщающие выводы. Поэтому в первый год обучения, когда у учащихся сильнее развито конкретное образное мышление, они знакомятся толь ко с теми экономическими понятиями, с которыми сталкиваются в кругу своей семьи. По мере приобретения навыков обобщения конкретных фактов и формулирования некоторых абстрактных принципов, появления навыков системного анализа круг изучаемых понятий расширяется. Ученики переходят к изучению экономических понятий, с которыми они сталкиваются как жители своего города, затем — как граждане своей страны и, наконец, мира в целом. От шага к шагу расширяется круг изучаемых экономических изменяется глубина их анализа.
Формы организации учебных занятий.
Рекомендуемые формы организации учебного процесса многообразны: игры, решение задач, выполнение проблемных заданий, постановка контролирующих и итоговых вопросов и т.п. Наиболее часто структура урока включает несколько взаимосвязанных по теме, но различных по типу деятельности частей. Например, рассказ учителя с элементами беседы, дискуссии, игра, выполнение заданий из Рабочей тетради.
Особое внимание уделяется такому методическому приему, как чтение сказки. Следует добиваться того, чтобы по ходу чтения сказки школьники многое высказывали бы сами, направляемые вопросами учителя; дискутировали бы друг с другом, обсуждали прочитанное. Желательно, чтобы ответы учите ля на вопросы, которые задают герои сказки, звучали только после того, как ученики сами попытались дать на них ответ. Учитель должен постоянно вовлекать учащихся в беседу, с помощью цепочки вопросов направлять ход дискуссии, обобщать и корректировать ответы учеников.
Эффективным приемом преподавания экономики являются развивающие игры, которые стимулируют активность детей, формируют способность самостоятельно ориентироваться в учебных и жизненных ситуациях, поддерживают интерес к предмету. В курсе разработаны игры различных типов:
проблемные обучающие игры, рассчитанные на то, что через участие в игре ученики осознают проблему и в конце игры сами смогут сделать нужные выводы;
обучающие игры, рассчитанные на закрепление знаний, полученных на уроке;
игры, рассчитанные на повторение и контроль знаний учащихся по всему пройденному материалу.
На проведение последних желательно отвести целый урок. Задача учителя — организовать эти игры так, чтобы они носили не только образовательный, но и праздничный, соревновательный характер. Формы организации этих уроков могут быть разнообразны. Это такие игровые формы, как «Брейн-ринг» , «Путешествие в страну Экономика», «Звездный час», «Как стать миллионером», «Экономический КВН» и другие известные формы организации интеллектуальных игр.
Чтобы произношение экономических терминов было правильным и грамотным, рекомендуется новые понятия записывать на доске. Это позволит задействовать зрительную память учащихся. По мере приобретения школьниками экономических знаний перед учителем ставится задача добиваться, чтобы в своих ответах ученики использовали изученные экономические понятия.
Формы контроля знаний.
Большое место в методике отводится контролю знаний учащихся. Формы контроля знаний могут быть различны:
постановка контролирующих и итоговых вопросов, проведение итоговых уроков, игр, решение задач, выполнение учениками заданий из Рабочей тетради и т.п.
Каждый урок рекомендуется начинать с повторения материала, пройденного на предыдущем занятии, и заканчивать выполнением учащимися заданий на закрепление полученных знаний. Вопросы для закрепления и повторения материала сформулированы в учебном пособии «Начала экономики» в конце каждого урока в блоке «Вопросы Почемучек». Изучение каждой темы рекомендуется заканчивать проведением итогового урока с целью повторения, систематизации и контроля знаний учащихся по изучаемой теме.
Оценка знаний.
С первых уроков в обращение вводится денежная единица сказочного королевства, название которой ученики могут придумать сами. Например, ее можно назвать «экон». Вместо применения обычной пятибальной системы для оценки знаний предлагается система начисления эконов, которые ученики получают за каждый правильный ответ. Сумма эконов, полученная каждым учеником, изменяется от урока к уроку и считается в некотором роде итоговой оценкой изучения всего курса экономики. Полученные учащимися эконы являются прообразом заработной платы и значительно повышают активность работы школь ников. Система начисления эконов носит сквозной характер.
В некоторых деловых играх ученикам предоставляется возможность распорядиться по своему усмотрению заработанными ими эконами. Это значительно повышает интерес к игре, учащиеся с нетерпением ожидают ее результата. Так, например, в игре на уроке «Как заранее помочь самому себе в беде» учащиеся оказываются в ситуации
выбора — по тратить пять эконов и купить страховку (тогда, если случится пожар, страховая компания возместит все нанесенные пожаром убытки) либо же пять эконов сэкономить и страховку не покупать (тогда, в случае пожара, не купившие страховку ученики потеряют половину всех заработанных ими за год эконов).
Предложенная система оценки знаний учащихся способствует раз витию экономического мышления, стимулирует образовательную активность школьников. Кроме того, она позволяет школьникам приобрести элементарные навыки
пользования безналичными деньгами и показать на практике механизм безналичного расчета.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение школьников экономике должно быть ориентировано на активное использование деятельностного подхода к обучению детей. Основой обучения при этом является не запоминание учениками информации, которой в изобилии их снабжает учитель, а участие самих школьников в процессе ее приобретения. Учащийся выступает не как объект обучения, а сам участвует во всех видах учебной деятельности.
Активность школьника в процессе обучения тесно связана с его интересом к предмету. Только в этом случае он принимает участие в об суждении поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу, заданиям учителя. Интерес ученика как нельзя лучше помогает запоминанию и повышает работоспособность. «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество, - писал В.Сухомлинский, — верная дорога к сердцу ребенка... Без сказки, без игры воображения ребенок не может жить... В сказочных образах — первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному». Именно поэтому в создании курса «Начала экономики» была использована сказка, поскольку дети способны запоминать образы, а через них переходить к логическим выводам.
Идея деятельностного подхода к обучению учащихся реализована посредством систематического выполнения школьниками упражнений, решения задач, проблемных заданий, участия в развивающих играх и т. п. Через выполнение подобного рода заданий и упражнений, игры, практическую деятельность преподаватель подводит учеников к выявлению некоторых экономических взаимосвязей, самостоятельным логическим выводам. Учащиеся не получают готовых знаний, а постоянно трудятся над их приобретением.
Для этого учителю необходимо помочь учащимся:
научиться пользоваться информацией;
научиться общаться;
научиться создавать завершённый продукт деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «НАЧАЛА ЭКОНОМИКИ»
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни. Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного
содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся. В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание экономических причин и экономического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об экономическом пути России и мира.
Следует иметь в виду, что предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических и экономических исследований.
Требования ФГОС к результатам обучения экономики:
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и экономической государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма , любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной и экономической жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, экономической, общественно-полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- осознание значения экономики в жизни человека и общества, семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-способности анализировать реальные социальные и экономические ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных и экономических ролей;
-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
-относительно целостное представление о человеке;
-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
-знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение(1 ч.)
Тема 1. Потребности и ограниченность возможностей для их удовлетворения (6 ч, из них 5 ч на изучение темы и 1 ч на повторение и контроль полученных знаний)
Основные понятия.
Потребности. Факторы, влияющие на формирование потребностей. Ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей. Необходимость выбора. Товары и услуги. Потребитель. Потребление.
Учащиеся должны знать: что такое потребности; почему люди не могут иметь все, что хотят, и им приходится делать выбор; почему всякий раз, когда делается выбор, от чего-то приходится отказываться; что такое товары и услуги, кто такой потребитель.
Учащиеся должны уметь: приводить примеры потребностей; объяснять, что влияет на формирование потребностей; объяснять, почему из-за ограниченности возможностей необходимо делать выбор; описать конкретную ситуацию, в которой нужно делать выбор; выбрать одну игрушку из трех и четко объяснить, от чего при этом пришлось отказаться;
приводить примеры товаров и услуг; правильно подбирать товары и услуги, удовлетворяющие каждую потребность в определенном списке потребностей.
Тема 2. Может ли человек обеспечить себя сам? (3 ч)
Основные понятия.
Возможность изготовления некоторых товаров и услуг своими руками . Распределение обязанностей в семье. Выгода от распределения обязанностей в семье. Отсутствие возможности все делать своими руками.
Учащиеся должны знать: некоторые товары и услуги, необходимые для удовлетворения потребностей, можно сделать самому; распределение обязанностей в семье позволяет добиться большего и выполнить работу лучше, чем если делать ее одному; большинство товаров и услуг, которые потребляют люди в современном обществе, невозможно создать
самому, и их получают, обмениваясь друг с другом.
Учащиеся должны уметь: приводить примеры, когда нужные для удовлетворения потребностей товары и услуги человек производит сам; приводить примеры распределения обязанностей в семье и объяснять выгоды, получаемые от распределения обязанностей; объяснять, почему большинство товаров и услуг, которые современный человек потребляет, нельзя сделать в одиночку; объяснять, почему нет необходимости все делать своими руками.
Тема 3. Обмен (3 ч, из них 2 ч на изучение темы, 1 ч на повторение и контроль полученных знаний)
Основные понятия.
Обмен как основной способ получения нужных товаров и услуг. Специализация и необходимость обмена. Выгодность добровольного обмена для его участников. Взаимозависимость людей разных профессий при создании товаров и услуг.
Учащиеся должны знать: что такое специализация и обмен; в чем выгоды специализации; о взаимосвязи специализации и обмена; люди обмениваются добровольно, поскольку ожидают, что в результате обмена им станет лучше.
Учащиеся должны уметь: объяснять преимущества специализации и обмена; приводить примеры разных профессий и указать, на производстве каких товаров или услуг специализируются люди, имеющие соответствующую профессию; объяснять взаимосвязь обмена и специализации; объяснять взаимозависимость как следствие специализации.
Тема 4. Деньги (6 ч, из них 5 ч на изучение темы, 1 ч на повторение и контроль полученных знаний)
Основные понятия.
Бартер как простейшая форма обмена. Трудности бартерного обмена. Разрешение проблем бартерного обмена при помощи денег. Эволюция денег. Свойства и функции денег. Продажа товаров и услуг. Покупка товаров и услуг. Цена.
История денежной единицы России.
Учащиеся должны знать: в чем трудности бартерного обмена и почему деньги помогают разрешению этих трудностей; основные функции денег; что такое цена.
Учащиеся должны уметь: показывать на примерах трудности бартерного обмена, понимать, как деньги способствуют их разрешению; привести примеры товаров, которые использовались в качестве денег в разное время и в разных странах; объяснять, почему одни товары можно легко использовать в качестве денег, а другие — затруднительно; называть свойства денег; объяснять функции денег; иметь представление об истории развития денег в России.
Тема 5. Доходы семьи. Богатство (9 ч, из них 7 ч на изучение темы и 2 ч на повторение и контроль полученных знаний)
Основные понятия.
Доход семьи. Заработная плата — один из основных источников дохода семьи. Причины различий в размере заработной платы. Повременная и сдельная заработная плата. Причины существования различных форм заработной платы. Другие виды доходов семьи — пенсии, пособия, стипендии. Собственность как источник дохода. Аренда. Арендная плата.
Арендатор и арендодатель. Доход семьи как источник увеличения ее богатства. Богатство. Движимое и недвижимое имущество.
Учащиеся должны знать: что такое доход; основным источником дохода большинства людей является заработная плата; существуют другие виды доходов семьи, такие, как пенсия, стипендия, пособия, арендная плата, процент по вкладам в банк; что такое богатство.
Учащиеся должны уметь: объяснять, что такое заработная плата; понимать причины различий в оплате труда, в том числе и в связи с востребованностью профессии; обосновывать необходимость хорошего образования, приобретения профессиональных навыков и умений; на условных примерах рассчитывать размер повременной и сдельной заработной платы; перечислять и пояснять разные виды доходов семьи; иметь представление о том, что люди хотят получать высокие доходы, чтобы можно было покупать больше товаров и услуг для удовлетворения своих потребностей ; объяснять, что такое богатство.
Тема 6. Расходы. Бюджет семьи. Сбережения (7 ч)
Основные понятия.
Расходы. Основные направления расходов семьи. Бюджет семьи. Сбережения.Банк. Вкладчик. Процент по вкладу как источник дохода. Заем. Заемщик. Безналичный расчет.
Учащиеся должны знать: основные направления расходов семьи; что такое бюджет; что расходы семьи должны сопоставляться с доходами; что такое сбережения и почему люди их делают; что такое банк, вклад, заем; кто такие вкладчик и заемщик; хранение денег в банке может принести дополнительный доход; как происходит безналичный расчет.
Учащиеся должны уметь: объяснять, зачем нужен бюджет, уметь сопоставлять доходы семьи с ее расходами; планировать личный и семейный бюджеты на условных примерах; объяснять, что такое сбережения; объяснять, чем выгодно решение положить деньги в банк, а также недостатки такого решения; на условных примерах рассчитывать дополнительный доход вкладчика; объяснять, в чем выгода получения займа.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основная литература
Баева Ю.И., Гундерина С.Ю., Каданер А.П. Путешествие в экономику. Сборник задач / под ред. Н.А. Заиченко. – СПб.: СМИО Пресс, 1998.
Ермакова И.В. Начала экономики: Учебное пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учрежд. / И.В. Ермакова, Т.А. Протасевич. – М.: МЦЭБО – Вита-Пресс, 2013.
Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики: Учебно-методическое пособие для преподавателя. – М.: Вита-Пресс, 2013.
Ермакова И. В., Протасевич Т. А. Начала экономики: Рабочая тетрадь. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.
Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. – М.: Вита-пресс, 2013.
Школа юного экономиста. Разработка занятий для младших школьников / авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 20014
Дополнительная литература
1. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. – М.: Просвещение, 1997.
2. Замек М.Я. 32 урока по экономике. – М.: Вита-Пресс, 1995.
3. Корлюгова Ю.Н. Путеводитель по стране Экономика. – М.: Вита-Пресс, 2000.
4. Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М.: Дело, 1997.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема (раздел) Кол- Примерные Вид Планируемые результаты Виды деятельности учащихся Возможные Формы
п/п во сроки занятия (п) — предметные направления контроля
часов изучения (м) — метапредметные исследовательс
темы (л) - личностные кой, проектной
(раздела) деятельности
(план/факт) учащихся
Раздел 1. Потребности и ограниченность возможностей для их удовлетворения (10 часов)
1 Вводный урок 1 03.09.13 Урок -подготовить Беседа с элементами
первичного учащихся к изучению дискуссии:
предъявления нового учебного предмета, Определять проблему и цели
новых знаний познакомить их с главными урока
героями сказки; Раскрывать значение
- определять место экономики для общества
экономики в современном Участвовать в обсуждении
обществе;(п) вопроса о том, для чего нужно
- формулировать и изучать экономику
высказывать свое мнение по Называть и кратко
экономическим проблемам характеризовать источники,
в обществе ;(л) рассказывающие нам о
- обсуждать разные взгляды экономики
и оценки экономических
фактов;(м)
-владеть основными
экономическими
терминами, уметь
анализировать причины
экономических событий и
явлений;
----------------------- Page 19-----------------------
-приобрести элементарные
навыки, необходимые для
ориентации и
существования в
современном рыночном
мире, создать основы для
дальнейшего более
глубокого изучения
экономики в старших
классах,
-приобщать учеников к
экономически грамотным
действиям в повседневной
жизни;(л)
2 Что такое 2 10.09/ Урок научится характеризовать Беседа с элементами Работа с Фронталь
экономика 17.09/ формировани понятия: экономика дискуссии: текстом ная
Урок 1 я как «закон домашнего Определять проблему и цели параграфа.
первоначальн хозяйства» и как наука; урока Выполнение Индивиду
ых -создать наглядные образы Раскрывать значение понятия заданий в альная
предметных короля, королевы, экономика в разных значениях рабочей
навыков, волшебницы, которые Участвовать в обсуждении тетради.
овладения станут постоянными вопроса о том, для чего нужно Решение
предметными спутниками и помощниками изучать экономику проблемных
умениями ребят на уроках Анализировать полученную заданий
экономики;(п) информацию из учебника
-планировать и делать выводы
организовывать свою
учебную деятельность в
соответствии с задачами
урока;(м)
-формулировать и
высказывать собственное
мнение на вопрос о том,
зачем нужно изучать
----------------------- Page 20-----------------------
экономику?(м)
- использовать новые
знания и умения в изучении
новых экономических
ситуациях; (л)
3 Безграничные 2 24.09/ Урок научится характеризовать Беседа с элементами Работа с Фронталь
потребности 1.10/ изучения понятия: потребность; дискуссии: учебником ная
нового -обстоятельства влияющие Определять проблему и цели
людей
материала на потребности;(п) урока Выполнение Индивиду
Урок 2 - планировать и Раскрывать значение заданий в альная
организовывать свою понятия: потребности; рабочей
учебную деятельность в -от чего зависят потребности; тетради
соответствии с задачами Участвовать в смысловом
урока;(м) чтении, извлекать Практикум Фронталь
-привести собственные необходимую информацию из «Дары ная
примеры разумных и текста для решения природы»
неразумных потребностей поставленных задач
(л) Обобщать информацию и
делать выводы о том, можно ли
управлять своими
потребностями
4 Ограниченность 2 8.10/ Урок научится характеризовать Беседа с элементами Работа с Фронталь
ресурсов 15.10/ изучения понятия: ограниченность; дискуссии: учебником ная
Урок 3 нового - в чем может проявляться Определять проблему и цели
материала ограниченность и на что урока Выполнение Индивиду
она влияет; Раскрывать значение заданий в альная
-почему из-за понятия: ограниченность; рабочей
ограниченности ресурсов Объяснять, почему из-за тетради
необходимо делать выбор; ограниченности ресурсов
-описывать конкретные необходимо ограничивать свои
ситуации, в которых нужно потребности
делать выбор;(п) Участвовать в смысловом
----------------------- Page 21-----------------------
- применять новые знания и чтении, извлекать
умения в общении с необходимую информацию из
одноклассниками и текста для решения
взрослыми;(м) поставленных задач
- формировать осознанное, Выработать умение
уважительное и наблюдать и объяснять
доброжелательное события своей повседневной
отношение к жизни с экономической точки
одноклассникам в процессе зрения
обучения (л)
5 Проблема выбора 2 22.10/ Урок научится характеризовать Беседа с элементами Работа в парах Парная
в экономике 29.10/ изучения понятия: выбор; дискуссии:
Урок 4 нового - делать правильный выбор Определять проблему и цели
материала оценивая, что лучше в урока Работа в Индивиду
определенной ситуации; Раскрывать значение рабочих альная
-описывать конкретные понятия: выбор тетрадях
ситуации, в которых нужно Участвовать в обсуждении
делать выбор;(п) вопроса о том, что следует
- планировать и учитывать делая выбор
организовывать свою Участвовать в смысловом
учебную деятельность в чтении, извлекать
соответствии с задачами необходимую информацию из
урока;(м) текста для ответов на вопросы
-развить экономическое и решения заданий
мышление решая Обобщать информацию и
логические задания (л) делать выводы из полученных
знаний
6 Повторение темы 1 12.11/ Урок научится характеризовать Раскрывать значение понятий Разноуровневое Индивиду
«Что такое повторения понятия по пройденному и терминов по пройденным тестирование альная
материалу; темам
экономика»
- приводить примеры и Выстраивать причинно-
объяснять, что влияет на следственные связи
формирование Характеризовать и давать
----------------------- Page 22-----------------------
потребностей; почему из-за оценку потребностям человека
ограниченности ресурсов в различных экономических
необходимо делать выбор; условиях;
описывать конкретные -приводить примеры и
ситуации, в которых нужно аргументировать свои ответы;
делать выбор;
в чем может проявляться
ограниченность и на что
она влияет;
-способности анализировать
экономические ситуации и
делать выводы;(м)
- планировать и
организовывать свою
учебную деятельность в
соответствии с задачами
урока;(м)
-формирование
ответственного отношения
к учению (л)
Раздел 2. Может ли человек обеспечить себя сам? Обмен (13 часов)
7 Кто такие 2 19.11/ Урок научится характеризовать Беседа с элементами Работа в парах Парная
потребители 26.11/ изучения понятия: товар и услуга; дискуссии:
Урок 5 нового кто такой потребитель; Определять проблему и цели
материала -приводить примеры и урока Работа в Индивиду
объяснять чем отличается Раскрывать значение рабочих альная
товар от услуги; понятий: товар, услуга, тетрадях
-каким образом можно потребитель
получать нужные товары и Участвовать в смысловом
услуги;(п) чтении, извлекать
- планировать и необходимую информацию из
организовывать свою текста для решения
учебную деятельность в поставленных задач
----------------------- Page 23-----------------------
соответствии с задачами
урока;(м)
- формировать осознанное,
уважительное и
доброжелательное
отношение к
одноклассникам в процессе
обучения (л)
8 Домашний труд и 2 3.12/ Урок научится характеризовать Беседа с элементами Работа в парах Парная
натуральное 10.12/ изучения понятия: натуральное дискуссии:
хозяйство нового хозяйство, управление Определять проблему и цели
материала домашним хозяйством; урока Работа в Индивиду
Урок 7 -целесообразности участия Раскрывать значение рабочих альная
всех членов семьи в понятий: натуральное тетрадях
выполнении домашней хозяйство, управление
работы и кооперации труда домашним хозяйством
в семье;(п) Участвовать в смысловом
- применять новые знания и чтении, извлекать
умения в общении с необходимую информацию из
одноклассниками и текста
взрослыми;(м) Объяснять, что некоторые
-развить экономическое товары и услуги, необходимые
мышление решая для удовлетворения
логические задания и потребностей, можно сделать
участвуя в играх (л) самому
Приводить примеры, когда
нужные для удовлетворения
потребностей товары и услуги,
человек производит сам;
Объяснять, почему
большинство товаров и услуг,
которые современный человек
потребляет, нельзя сделать в
одиночку; объяснять, почему
----------------------- Page 24-----------------------
нет необходимости все делать
своими руками.
9 Семейная 2 17.12/ Урок научится характеризовать Беседа с элементами Понятийный Индивиду
экономика 24.12/ изучения понятия: распределение дискуссии: диктант альная
Урок 8 нового обязанностей, экономность Определять проблему и цели Выполнение Фронталь
материала -в чем может выражаться урока заданий в ная
взаимозависимость членов Раскрывать значение рабочей
семьи; (п) понятий: распределение тетради
- планировать и обязанностей Игра
организовывать свою Участвовать в смысловом
учебную деятельность в чтении, извлекать
соответствии с задачами необходимую информацию из
урока;(м) текста
-вырабатывать умение Объяснять, что распределение
наблюдать и объяснять обязанностей в семье
события своей позволяет реализовать больше
повседневной жизни с дел по сравнению с ситуацией,
экономической точки когда всю работу выполняет
зрения (л) один человек;
Приводить примеры
распределения обязанностей в
семье и объяснять выгоды,
получаемые от распределения
обязанностей; аргументировать
свои ответы
10 Как натуральное 2 14.01/ Урок научится характеризовать Беседа с элементами Понятийный Индивиду
хозяйство 21.01/ изучения понятия: товарное дискуссии: диктант альная
нового хозяйство; Определять проблему и цели
превратилось в
материала -отличия товарного урока Работа с Фронталь
товарное хозяйства от натурального Раскрывать значение учебником ная
Урок 9 хозяйства;(п) понятий: товарное хозяйство
- планировать и Участвовать в смысловом Решение Парная
----------------------- Page 25-----------------------
организовывать свою чтении, извлекать проблемных
учебную деятельность в необходимую информацию из заданий
соответствии с задачами текста
урока;(м) Объяснять, что если человек Подготовка
-представлять результаты попытается произвести все для презентации по
своей творческо-поисковой себя сам, то он мало что теме
работы; (м) сможет сделать «Специализаци
-заинтересованность не Понимать, что обмен я»
только в личном успехе, но товарами и услугами
и в развитии различных необходим и выгоден
сторон жизни общества, в Обобщать информацию и
том числе и экономической делать выводы из полученных
(л) знаний
11 Что такое 2 28.01/ Урок научится характеризовать Беседа с элементами Составление Индивиду
специализация 4.02/ изучения понятия: специализация, дискуссии: рассказа альная
Урок 10 нового разделение труда; Определять проблему и цели
материала - чем обмен выгоден для урока Игра Фронталь
людей; Раскрывать значение ная
- в чем выгоды понятий: специализация,
специализации; - разделение труда
взаимосвязи специализации Участвовать в смысловом
и обмена; (п) чтении, извлекать
- планировать и необходимую информацию из
организовывать свою текста
учебную деятельность в Объяснять большинство
соответствии с задачами товаров и услуг, которые
урока;(м) потребляют люди в
-представлять результаты современном обществе,
своей творческо-поисковой невозможно сделать самому и
работы; (м) их получают, обмениваясь друг
-развить экономическое с другом;
мышление решая преимущества специализации
----------------------- Page 26-----------------------
логические задания и и обмена
участвуя в играх (л) Понимать выгоды
добровольного обмена для всех
его участников, понимать, что
в результате специализации
появляется много разных
профессий и усиливается
зависимость людей друг от
друга
12 Разделение труда 2 11.02/ Урок научится характеризовать Беседа с элементами Решение Индивиду
Урок 11 18.02/ изучения понятия: разделения труда; дискуссии: заданий в альная
нового - результатом чего является Определять проблему и цели рабочей
материала готовый продукт; урока тетради
- в чем важность Раскрывать значение
специализации;(п) понятий: разделение труда
- планировать и Участвовать в смысловом
организовывать свою чтении, извлекать
учебную деятельность в необходимую информацию из
соответствии с задачами текста
урока;(м) Приводить примеры разных
-вырабатывать умение профессий и указать на
наблюдать и объяснять производстве каких товаров
события своей или услуг специализируются
повседневной жизни с люди, имеющие эту
экономической точки профессию
зрения (л)
13 Повторение темы 1 25.02.13 Контрольное научится характеризовать Раскрывать значение понятий Разноуровневы Индивиду
«Натуральное и тестирование понятия по пройденному и терминов по пройденным е тестовые альная
материалу; темам задания
товарное
описывать конкретные Выстраивать причинно-
хозяйство»
ситуации, в соответствии с следственные связи
пройденными темами;(п) Характеризовать и давать
----------------------- Page 27-----------------------
-способности анализировать оценку разделению труда и
экономические ситуации и значению специализации;
делать выводы;(м) -приводить примеры и
-формирование аргументировать свои ответы;
ответственного отношения
к учению (л)
Раздел 3. Деньги (11 чвсов)
14 Что такое бартер? 2 4.03/ научится характеризовать Беседа с элементами Решение Индивиду
Урок 13 11.03/ понятия: бартер и его дискуссии: проблемных альная
недостатки;(п) Определять проблему и цели заданий
-анализировать урока
экономические ситуации и Раскрывать значение Игра Фронталь
делать выводы;(м) понятий: бартер ная
-развить экономическое Участвовать в смысловом
мышление решая чтении, извлекать
логические задания и необходимую информацию из
участвуя в играх (л) текста
Объяснять, что такое бартер и
почему бартерный обмен
трудно осуществить;
Показывать на примерах
трудности бартерного обмена
15 Причины 2 18.03/ научится характеризовать Беседа с элементами Понятийный Индивиду
возникновения 1.04/ понятия: деньги; дискуссии: диктант альная
- достоинства и недостатки Определять проблему и цели
денег
металлических денег;(п) урока
Урок 14 -анализировать Раскрывать значение Решение Индивиду
экономические ситуации и понятий: разделение труда познавательных альная
делать выводы;(м) Участвовать в смысловом задач
-вырабатывать умение чтении, извлекать
наблюдать и объяснять необходимую информацию из Работа с Индивиду
события своей текста дополнительны альная
----------------------- Page 28-----------------------
повседневной жизни с Понимать, что деньги ми
экономической точки помогают разрешению источниками
зрения (л) трудностей бартера;
почему одни товары можно
легко использовать в качестве
денег, а другие -
затруднительно;
Приводить примеры товаров,
которые использовались в
качестве денег в разное время
и в разных странах;
16 Формы и функции 2 8.04/ научится характеризовать Беседа с элементами Работа с Индивиду
денег 15.04/ понятия: основные дискуссии: текстом альная
Урок 15 функции денег; что такое Определять проблему и цели учебника
продажа, покупка, цена;(п) урока
-представлять результаты Раскрывать значение Демонстрация Парная
своей творческо-поисковой понятий: продажа, покупка, презентации
работы; (м) цена, функции денег
-развить экономическое Участвовать в смысловом
мышление решая чтении, извлекать
логические задания и необходимую информацию из
участвуя в играх (л) текста
Объяснять функции денег;
рассчитывать стоимость своей
покупки и величину сдачи.
17 Из истории 2 22.04/ гривна, научится характеризовать Беседа с элементами Понятийный Индивиду
российских денег 29.04/ алтын, грош, понятия: гривна, алтын, дискуссии: диктант альная
Урок 16-17 гривенник, грош, гривенник, копейка, Определять проблему и цели
копейка, рубль, полтина, денежка;(п) урока Работа с Фронталь
рубль, -анализировать Раскрывать значение текстом ная
полтина, экономические ситуации и понятий: разделение труда учебника и
денежка делать выводы;(м) Участвовать в смысловом дополнительно
----------------------- Page 29-----------------------
- формировать осознанное, чтении, извлекать й информацией
уважительное и необходимую информацию из
доброжелательное текста
отношение к Объяснять смысл пословиц
одноклассникам в процессе
обучения (л)
18 Повторение темы 2 6.05/ Урок - зачет научится характеризовать Определять проблему и цели Индивиду
«Бартер и деньги» 13.05/ понятия изученные в урока альная
течение года; Раскрывать значение понятий
отвечать на вопросы изученных в процессе
заранее подготовленные для обучения
повторения изученного Характеризовать и давать
материала;(п) оценку различным
- применять новые знания и экономическим ситуациям
умения в общении с Обобщать информацию и
одноклассниками и делать выводы из полученных
взрослыми;(м) знаний
-развить экономическое
мышление решая
логические задания (л)
19 Контрольный тест 1 20.05.13 Контрольный -характеризовать понятия; Раскрывать значение понятий Разноуровневы Индивиду
-использование элементов и терминов по теме е тестовые альная
причинно-следственного Выстраивать причинно- задания
анализа при характеристике следственные связи
экономических явлений;(п) Характеризовать и давать
-планировать и оценку экономическим
организовывать свою вопросам и ситуациям;
учебную деятельность в приводить примеры
соответствии с задачами
урока;(м)
-воспитание социальной
ответственности и
----------------------- Page 30-----------------------
гражданской компетенции
(л)
20 Урок — игра «Что 1 27.05.13 Урок-игра -характеризовать понятия; Раскрывать значение понятий Фронталь
изучает -анализировать и терминов по теме ная
экономические ситуации и Выстраивать причинно-
экономика»
делать выводы;(м) следственные связи
- применять новые знания и Характеризовать и давать
умения в общении с оценку экономическим
одноклассниками и вопросам и ситуациям в
взрослыми;(м) игровой форме; приводить
-развить экономическое примеры
мышление решая
логические задания (л)
-вырабатывать умение
наблюдать и объяснять
события своей
повседневной жизни с
экономической точки
зрения (л)
----------------------- Page 31-----------------------
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ
ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6 КЛАСС
№ Тема (раздел) Кол- Примерные Вид Планируемые результаты Виды деятельности учащихся Возможные Формы
п/п во сроки занятия (п) — предметные направления контроля
часов изучения (м) — метапредметные исследовательс
темы (л) - личностные кой, проектной
(раздела) деятельности
(план/факт) учащихся
Раздел 1. Доходы и расходы семьи. Богатство (16 часов)
Вводный урок 1
Богатство и 2
имущество
Урок 19
Что такое 2
заработная плата
Урок 20
Сдельная и 2
повременная
заработная плата
Урок 21-22
Повторение темы 1
«Доходы и
собственность»
Какие бывают 2
доходы
Урок 24
----------------------- Page 32-----------------------
Что такое 2
собственность и
как она приносит
доход
Урок 25-26
Повторение темы 1
«Доходы и
собственность»
Контрольное 1
тестирование
Бюджет семьи 2
Урок 28
Раздел 2. Банки. Сбережения. Предприниматели. Налоги (19 часов)
Что такое банк? 2
Кого называют
заемщиками, а
кого
вкладчиками?
Урок 29
Игра «Банк» 1
Что такое 2
безналичные
деньги?
Урок 30-31
Что такое 2
----------------------- Page 33-----------------------
страхование?
Урок 32-33
Кто такие 1
предприниматели
?
Игра «Я – 1
предприниматель
»
Что такое 2
конкуренция
Зачем нужны 2
налоги?
Повторение темы 1
«Банки.
Предприниматели
. Налоги»
Итоговое 1
тестирование
Итоговое 1
повторение курса
Предварительный просмотр:
№ урока | Тема урока | Тип урока | Учащиеся должны знать | Учащиеся должны уметь | Домашнее задание | Дата | |
Пл. | факт | ||||||
1 | Что такое экономика | изучение нового материала | Экономика, хозяйства | Давать определения экономике как «законам домашнего хозяйства» и как науке | урок 1, вопросы | 1 неделя сентября | |
2-3 | Безграничные потребности людей и ограниченность ресурсов | комбинированный | Потребности, классификация потребностей, ресурсы и их ограниченность | Объяснять понятие «потребности», как они формируются и от чего зависят | урок 2, раб. тетрадь с. 5, зад. 6 | 2-3 неделя сентября | |
4 | урок-игра | урок 3, раб. тетрадь с. 7, зад. 2 | 4 неделя сентября | ||||
5-6 | Проблема выбора в экономике | комбинированный | Выбор, «хочу» и «могу», вещи первой необходимости | Осознавать необходимость выбора, определять основные его критерии | урок 4, раб. тетрадь с. 11, зад. 5 | 1-2 неделя октября | |
7-8 | Кто такие потребители | урок-игра | Товары, услуги | Объяснять понятия «товар» и «услуга», кто такое потребитель | урок 5, раб. тетрадь с. 12, зад. 1 | 3-4 неделя октября | |
9 | Повторение темы «Что такое экономика» | учет и оценка знаний, умений и навыков | 2 неделя ноября | ||||
10-11 | Домашний труд и натуральное хозяйство | изучение нового материала | Натуральное хозяйство, управление домашним хозяйством | Объяснять, что некоторые товары и услуги, необходимые для удовлетворения потребностей, можно сделать самому | урок 7, раб. тетрадь с. 18, зад. 2 | 3-4 неделя ноября | |
12-13 | Семейная экономика | урок-игра | Распределение обязанностей, экономность | Объяснять, что распределение обязанностей в семье позволяет реализовать больше дел по сравнению с ситуацией, когда всю работу выполняет один человек | урок 8, раб. тетрадь с. 19, зад. 2 | 1-2 неделя декабря | |
14-15 | Как натуральное хозяйство превратилось в товарное | комбинированный | Товарное хозяйство, его отличия от натурального хозяйства | Объяснять, что если человек попытается произвести все для себя сам, то он мало что сможет сделать, понимать, что обмен товарами и услугами необходим и выгоден | урок 9, вопросы | 3-4 неделя декабря | |
комбинированный | урок 9, вопросы | ||||||
16-17 | Что такое специализация | комбинированный | Специализация, разделение труда | Объяснять выгоды добровольного обмена для всех его участников, понимать, что в результате специализации появляется многих разных профессий и усиливается зависимость людей друг от друга | урок 10-11, раб. тетрадь с. 21, зад. 1 | 3-4 неделя января | |
18 | Повторение темы «Натуральное и товарное хозяйство» | учет и оценка знаний, умений и навыков | 1 неделя февраля | ||||
19-20 | Что такое бартер? | изучение нового материала | Бартер, его недостатки | Объяснять, что такое бартер и почему бартерный обмен трудно осуществить | урок 13, раб. тетрадь с. 27, зад. 4 | 2-3 неделя февраля | |
21-22 | Деньги: причины возникновения, формы и функции | комбинированный | Первые деньги, золото, монеты, банкноты, функции денег | Объяснять, что такое деньги, каковы причины их появления, их функции, использовать понятия «продажа», «покупка», объяснять, что такое «цена» | урок 14, раб. тетрадь с. 29, зад. 3 | 4 /1 неделя февраля марта | |
23 | урок-игра | урок 15, раб. тетрадь с. 32, зад. 4-5 | 2 неделя марта | ||||
24-25 | Из истории российских денег | комбинированный | гривна, алтын, грош, гривенник, копейка, рубль, полтина, денежка | Рассказывать об основных денежных единицах России | урок 16-17, раб. тетрадь с. 33, зад. 3 | 3 неделя марта, 1 неделя апреля | |
26 | Творческо-исследовательские работы «История возникновения денег» | 2 неделя апреля | |||||
27 | Способы защиты денег от подделки | Урок-исследование | 3 неделя апреля | ||||
28 | Повторения темы «Бартер и деньги» | учет и оценка знаний, умений и навыков | 4 неделя апреля | ||||
29 | Богатство и имущество | изучение нового материала | Богатство, источники богатства человека, движимое и недвижимое имущество | Понимать богатство как ценность всего имущества (включая деньги), которым владеет семья, объяснять, как можно увеличить богатство, различать понятия «движимое» и «недвижимое имущество» | урок 19, раб. тетрадь с. 37, зад. 3 | 1 неделя мая | |
30-31 | Что такое заработная плата | урок-игра | Размер зарплаты, верхняя и нижняя граница зарплаты, прожиточный минимум | Объяснять роль заработной платы как основного источника дохода семьи, понимать причины различий в размере заработной платы | урок 20-21, вопросы | 2-3 неделя мая | |
32-33 | Сдельная и повременная заработная плата | комбинированный | Сдельная и повременная заработная плата | Объяснять, что такое повременная и сдельная заработная плата, показывать различия в форме оплаты труда в зависимости от вида работы | урок 22, раб. тетрадь с. 39, зад. 2 | 4 неделя мая | |
34 | Повторение темы «Доходы и собственность» | учет и оценка знаний, умений и навыков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...