Внеклассное мероприятие по экономике для учащихся 5-6 классов
материал по экономике (5, 6 класс) на тему

Шупейко Галина Викторовна

Данное мероприятие можно провести как отдельное в рамках недели экономических знаний между классами, а также как итоговый урок-игру по экономике, сформировав команды внутри класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

по экономике для 5 – 6 классов

Подготовила: учитель экономики Шупейко Г. В.

Время проведения мероприятия: 45 минут

Тема: «Экономика для всех»

Цели:

  • развитие творческих способностей учащихся;
  • актуализация теоретических знаний;
  • формирование умения групповой работы;
  • организация сплоченного коллектива единомышленников.

Оборудование:

  • листы для групповой работы формата А3, фломастеры, бэджи, приложения

Участники:

  • учащиеся 5 – 6 классов, разделенные на группы по 6 человек;
  • эксперты (жюри – представители педагогического коллектива, родительского комитета, пришедшие на мероприятие).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вступительное слово ведущего мероприятия, приветствие участников, представление экспертов.  (5 минут)

I этап.  Презентация команды-группы

Время: 10 минут

Оценка: от 1 до 5 баллов + 1 дополнительный балл за подготовку первым.

ЗАДАНИЕ: Придумать

                                          – название

                                          – девиз

                                          – эмблему

                                          – подготовить защиту: обосновать название, девиз

                                          – выбрать руководителя группы

 

Важно!  Название, девиз, эмблема должны отражать экономическую направленность и тему мероприятия.

Критерии оценки:

  • яркость
  • оригинальность
  • звучность
  • соответствие темы и направленности мероприятия
  • обоснованность (привести доводы, умение себя презентовать)

Выступление групп, эксперты оценивают работу.

Приложение 1. Для игры со зрителями.

II этап.  «Сказка на новый лад»

Время: 15 минут

Оценка: каждый экономический термин 1 балл  + 1 дополнительный балл за подготовку   первым.

Победителем считается та группа, которая приведет наибольшее количество экономических терминов в сказке. При многократном повторении одного термина считается за одно использование.

 

ЗАДАНИЕ: Пересказать русскую народную сказку с использованием экономических терминов и понятий, которые прилагаются в «Рабочем приложении 2», Приложение 2.

Во время работы групп игра со зрителями «Ассоциации», которая также приносит дополнительные баллы своим командам. Приложение 3.

Выступление групп, эксперты оценивают работу.

III этап.  Конкурс капитанов

Время: 5 – 10  минут

Оценка: каждое отгаданное слово  1 балл  + 2 балла за определение ключевого слова + 1 дополнительный балл за подготовку первым.

ЗАДАНИЕ: Отгадай кроссворд и дай определение и экономическое обоснование причин происхождения ключевого слова.  Рабочее приложение 3.

Во время работы капитанов с остальными участниками игры проводится

IV этап:  «Слоганы»

Время: 10 минут

Оценка: каждый ответ 1 балл  

Проводится перекрестно между участниками (участвует не только сама команда, но и ее болельщики) побеждает команда, которая больше всех набирает ответов.

ЗАДАНИЕ: Вспомните как можно больше названий фирм, их товар и слоган в рекламе этого товара. (например: «Танки грязи не боятся» - товар: грузовая техника, фирма «КАМАЗ»)

Эксперты оценивают работу капитанов и подводят итоги всех конкурсов, объявляют победителя, награждают команды-участницы дипломами. (5 минут)


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЫ

этап

1 команда __________ класса  

 

2 команда __________ класса

I

Критерии оценки:

  • яркость
  • оригинальность
  • звучность
  • соответствие темы и напр. мероприятия
  • обоснованность

(защита)

Дополнительный балл:

Время: 9 + 1 минут

Оценка: от 1 до 5 баллов + 1 доп.  балл за подготовку первым.

Название    Девиз    Эмблема    Защита

Всего баллов:                    

Название    Девиз    Эмблема    Защита

Всего баллов:                    

Игра со зрителями

II

Время: 15 минут

Оценка: каждый экономический термин 1 балл  + 1 доп.  балл за подготовку   первым.

Всего баллов:                    

Всего баллов:                    

Игра со зрителями

III

Конкурс капитанов

Время: 5 – 10  минут

Оценка: каждое отгаданное слово  1 балл  + 2 балла за определение ключевого слова + 1 доп.  балл за подготовку первым.

Всего баллов:                    

1 слово-

2 слово-

3 слово-

4 слово-

5 слово-

Определение ключевого слова:

1 слово-

2 слово-

3 слово-

4 слово-

5 слово-

Определение ключевого слова:

IV

Время: 10 минут

Оценка: каждый ответ 1 балл

Итого баллов за игру / место:

Экспертная группа:

Ф.И. О. _________________________________ подпись ___________________

Ф.И. О. _________________________________ подпись ___________________

Ф.И. О. _________________________________ подпись ___________________

Ф.И. О. _________________________________ подпись ___________________

Дата проведения игры: _______________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Какие экономические процессы, понятия отражены в следующих пословицах:

  • Менять ухо на ухо. Рыло на рыло. (бартер)

  • Торг потеху любит, а товар подачу любит. (реклама)

  • Базар (Торг) на ум наведет. (ценообразование, равновесная цена).  
  • Каков строитель, такова и обитель! (опыт, мастерство, квалификация)

  • Мало в привозе — много в запросе. (спрос – предложение: рынок

                                                                                                                                 продавца)             

  • На торг со своей ценой не ездят.  (рынок, ценовая конкуренция)

  • Думающий о будущем — мудрец, чинящий старье — искусник. (опыт, мастерство, квалификация)

  • То не купец, у кого деньги дома. (риск, предпринимательство)

         (То не купец, у кого деньги спрятаны  в ларец) 

  • Тара  дороже товара.  (реклама)

  • Ты с запросом, а я с подачей. (спрос – предложение)

  • Не доходом наживаются, а расходом. (инвестиции, вложения)

  • Быстрого коня нет нужды подгонять, умелому человеку нет нужды помогать. (опыт, мастерство, квалификация)

  • Не бойся убытка, так придут и барыши. (риск, предпринимательство)

  • Просит много, а берёт, что дают!  (рыночное равновесие)

  • Меняю шило на мыло.  (бартер) 

РАБОЧЕЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Какие экономические процессы, понятия отражены в следующих пословицах:

  • Менять ухо на ухо. Рыло на рыло.

  • Торг потеху любит, а товар подачу любит.  

  • Базар (Торг) на ум наведет.    
  • Каков строитель, такова и обитель!  

  • Мало в привозе — много в запросе.

 

  • На торг со своей ценой не ездят.   

  • Думающий о будущем — мудрец, чинящий старье — искусник.  

  • То не купец, у кого деньги дома.  

         (То не купец, у кого деньги спрятаны  в ларец) 

  • Тара  дороже товара.   

  • Ты с запросом, а я с подачей.  

  • Не доходом наживаются, а расходом.  

  • Быстрого коня нет нужды подгонять, умелому человеку нет нужды помогать.  

  • Не бойся убытка, так придут и барыши.  

  • Просит много, а берёт, что дают!   

  • Меняю шило на мыло.  

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.  Русская сказка на экономический лад.

ПРИМЕР:        Вспомните русскую народную сказку «Репка»:

        «Посадил дед репку. Выросла репка большая пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку …»

Пересказанная на экономический лад, она могла бы выглядеть так:

        В одном домохозяйстве с ограниченными  ресурсами было произведено материальное благо под названием репка. Процесс извлечения этого блага из земли оказался очень трудоемким: приходилось поэтапно привлекать дополнительное количество трудовых ресурсов …

Перескажите на экономический лад сказку «Колобок», используя как можно больше экономических терминов.

      Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе: «Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусекам помети, не наскребешь ли муки на колобок».

      Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусекам помела, наскребла горсти две муки.

      Замесила муку на сметане, состряпала колобок и на окошко студить положила …

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.  Русская сказка на экономический лад.

ПРИМЕР:        Вспомните русскую народную сказку «Репка»:

        «Посадил дед репку. Выросла репка большая пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку …»

Пересказанная на экономический лад, она могла бы выглядеть так:

        В одном домохозяйстве с ограниченными  ресурсами было произведено материальное благо под названием репка. Процесс извлечения этого блага из земли оказался очень трудоемким: приходилось поэтапно привлекать дополнительное количество трудовых ресурсов …

Перескажите на экономический лад сказку «Колобок», используя как можно больше экономических терминов.

      Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе: «Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусекам помети, не наскребешь ли муки на колобок».

      Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусекам помела, наскребла горсти две муки.

      Замесила муку на сметане, состряпала колобок и на окошко студить положила …

РАБОЧЕЕ  ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ЭКОНОМИКА

Рынок                             Труд                                         Издержки

Потребности                  Производительность            Доход    

Благо                              Спрос                                       Прибыль

Товары                          Предложение                          Богатство

Услуги                           Потребитель                           Собственность

Производство               Деньги                                     Ограниченность и

                                                                                           редкость

Потребление                 Торговля                                 Национализация    

Обмен                            Конкуренция                          Приватизация

Распределение              Инфляция                              Безработица

Ресурсы                         Орудия труда                         Капитал    

Цена                               Предмет труда                       Убыток

Фактор                           Бартер                                    Реклама  

производства  

Продавец                       Покупатель                            Фирма

Купля                             Конкурентно-                        Товарная марка  

                                        способность

Продажа                         Слоган                                   Специализация

Покупка                         Разделение труда                  Продвижение товара

Выбор                             Продукт труда                       Профессия

Квалификация              Результат труда                    Натуральное

                                                                                            хозяйство

Товарное хозяйство     Производитель                      Экономический

                                                                                           интерес

Эластичность                Бюджет                                    Выгода  


РАБОЧЕЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 3.  КОНКУРС КАПИТАНОВ  (КЛЮЧ)

Разгадай КРОССВОРД, определи КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО, дай его ОПРЕДЕЛЕНИЕ и экономическое ОБЪЯСНЕНИЕ причин возникновения этого слова.

                           

1

В

Ы

Г

О

Д

А

2

Р

Е

С

У

Р

С

Ы

3

П

О

Т

Р

Е

Б

Н

О

С

Т

Ь

4

О

Г

Р

А

Н

И

Ч

Е

Н

Н

О

С

Т

Ь

5

Б

А

Р

Т

Е

Р

По горизонтали:

  1. Польза, преимущество
  2. То, что используется для изготовления благ
  3. Нужда человека в чем-либо, требующая удовлетворения
  4. Свойство всех ресурсов
  5. Обмен товара на товар без использования денег

По вертикали: 1. КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО:  ВЫБОР – отказ от чего-либо в пользу другого; всеобщая экономическая проблема; причины появления  – ограниченность ресурсов.

РАБОЧЕЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 3.  КОНКУРС КАПИТАНОВ

Разгадай КРОССВОРД, определи КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО, дай его ОПРЕДЕЛЕНИЕ и экономическое ОБЪЯСНЕНИЕ причин возникновения этого слова.

 

1

2

3

4

5

По горизонтали:

1. Польза, преимущество

2. То, что используется для изготовления благ

3. Нужда человека в чем-либо, требующая удовлетворения

4. Свойство всех ресурсов

5. Обмен товара на товар без использования денег

По вертикали: 1. КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: __________________________________________

_____________________________________________________________________________

РАБОЧЕЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 3.  КОНКУРС КАПИТАНОВ

Разгадай КРОССВОРД, определи КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО, дай его ОПРЕДЕЛЕНИЕ и экономическое ОБЪЯСНЕНИЕ причин возникновения этого слова.

                   

1

2

3

4

5

По горизонтали:

  1. Польза, преимущество

2.   То, что используется для изготовления благ

3.   Нужда человека в чем-либо, требующая удовлетворения

      4.   Свойство всех ресурсов

5.   Обмен товара на товар без использования денег

По вертикали: 1. КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: __________________________________________

_____________________________________________________________________________

РАБОЧЕЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 3.   КОНКУРС КАПИТАНОВ

Разгадай КРОССВОРД, определи КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО, дай его ОПРЕДЕЛЕНИЕ и экономическое ОБЪЯСНЕНИЕ причин возникновения этого слова.

                                   

1

2

3

4

5

По горизонтали:

  1. Польза, преимущество

2.   То, что используется для изготовления благ

3.   Нужда человека в чем-либо, требующая удовлетворения

      4.   Свойство всех ресурсов

5.   Обмен товара на товар без использования денег

По вертикали: 1. КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: __________________________________________

_____________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.  «АССОЦИАЦИИ»

Суть: ведущий называет ассоциации какого-либо понятия, а участники называют это понятие о которых идет речь в ассоциациях, или ноборот.

  • КНИГА, ДОСКА, УКАЗКА – УЧИТЕЛЬ  пример  

  • ОГРАНИЧЕННОСТЬ, ВЫБОР, ПОТРЕБНОСТИ – ЭКОНОМИКА 

        

  • РЕЗУЛЬТАТ ТРУДА, ДЕЙСТВИЕ, ДЛЯ СЕБЯ – САМООБСЛУЖИВАНИЕ

  •  ХОЗЯЙСТВО, ПРОДУКТ ТРУДА, САМ, ТОЛЬКО СЕБЕ –

             НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

  •  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КУПЛЯ, ПРОДАЖА, ТОВАР  – ТОРГОВЛЯ 

  • ЭКОНОМИЧЕСКОИЕ БЛАГА, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ, РЕЗУЛЬТАТ ТРУДА –  ТОВАРЫ И УСЛУГИ

  • ЧЕЛОВЕК, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ТОВАРЫ, УСЛУГИ –

ПОТРЕБИТЕЛЬ

  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ЛЮДИ, ОБМЕН, КОНКУРЕНЦИЯ –   РЫНОК  

  • ТОВАР, ОБМЕН,  УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ, ВЫГОДА – БАРТЕР

  • РЕЗУЛЬТАТ ТРУДА,  ОСЯЗАЕМО, ПРОДАЖА – ТОВАР

  • ТОВАР, НУЖЕН ВСЕМ, ИЗМЕРИТЕЛЬ СТОИМОСТИ ТОВАРА – ДЕНЬГИ

 

 

  1. Пословицы на тему — Торговля
  1. Русские пословицы

Хороший товар сам себя хвалит.

Хорошо дешево не бывает. Цена по товару, и товар по цене.    

Не солгать, так и не продать.

Покупатель дома похвалит, а купец в лавке.

Не похваля, не продашь; не похуля, не купишь.

Нам товару не хвалить, так и не свалить.

Товар полюбится — ум расступится.

Товар лицом продают. Товар лицом кажут.

Не подкрасив (Не подцветив) товару, не продашь.    

Нужда цены не ждет.

Куплей да продажей (запросом да подачей) торг стоит.

Ты с запросом, а я с подачей.

Не по запросу (Не по товару) подача.

Не запрос корыстен, а подача.

Продавец пожалеет — новокупка не ко двору.

Купил, не купил, а поторговаться можно.

Проси много, а бери, что дают!    

У купца расчет, у покупателя другой (свой).

У купца цена, у покупателя другая. У купца своя цена, у покупателя своя.

Базар (Торг) на ум наведет (ума даст, т. е. надоумит о ценах).  

С прибытку голова не болит (головушку не разломит).

От изъяну нигде не уйдешь. Убыток наводит на прибыток.    

Чаще счет, дольше (крепче) дружба.

Дружба дружбой, а денежкам счет.

Родство — дело святое, а торговля — дело иное.  

Торгуй правдою, больше барыша будет.

Хоть нет барыша, да слава хороша.

Не до барыша, была бы слава хороша.

Обманом барыша не наторгуешь.  

Продорожил, ничего не нажил, а продешевил да два раза оборотил — нажива и есть.

Дорожиться — товар залежится; продешевить — барышей не нажить.

Нам лишь бы сбыть да на покупателя угодить.

Лучше торговать, чем воровать.

Лучше воровать, чем торговать (о плохой торговле).  

Цена хороша, а не будет барыша.

Тара (укупорка) дороже товара.

И дешево продают, да наживаются; и дорого продают, да проживаются.

Продал на деньгу, а проел на алтын.

Не бойся убытка, так придут барыши.

Барышу наклад большой (родной, старший) брат.

Барыш с накладом на одних санях ездят.

Прибыток с убытком на одном полозу ездят.

Пошлины взяты, а товар утонул.

Малого пожалеешь — большое потеряешь.

Пропадай яйцо, а не курица!

Не доходом наживаются, а расходом.

Торговля — кого выручит, а кого выучит.

Не купля учит, продажа. Убытки ум дают.

Золотом товара не выкупишь.

Лежачий товар не кормит.

Лежачий хлеб ни поит, ни кормит.

То не купец, у кого деньги дома (налицо).

Торг — яма: стой прямо!

Торг — яма: стой прямо; берегись, не ввались, упадешь — пропадешь.

Без ума торговать — только деньги терять.

Без ума торговать — суму нажить (долги наживать).

Бог цену строит. Базар цену скажет.

На торг со своей ценой не ездят.

Мало в привозе — много в запросе.

То и дешево, чего не надо; а что нужно, то дорого.

На что спрос, на то и цена. На что запрос, то и дорого.

В пусте городе и сидни дороги.

Народ как волна, так и шапка полна (т. е. у торговца).

Деньга торгу большак (голова, староста).

На торгу деньга на воле, а купцы и продавцы все под неволей.

Торг потеху любит. Товар подачу любит.

Твои деньги, твои и глаза: гляди сам, что покупаешь.

Дорого — не купи, а даром не бери!

Купец, что стрелец: оплошного ждет.

Купец — ловец; а на ловца и зверь бежит.

Оптовой купец: от крючка петельки не рознит.

Оптовой торговец: в нитках пасмы не разбивает.

По деньгам товар; по товару деньги.

Какова пелена, такова и и цена.

Дешевому товару дешева и цена.

Дорого да мило, дешево да гнило. Дешево да гнило, дорого да мило.

Дешева рыба — дешева и уха.

Купишь лишнее — продашь нужное.

Не в мене сила, в придаче.

Менять ухо на ухо. Рыло на рыло.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 классов Игра «Устами младенцев»

Внеклассное мероприятие по математике  для учащихся 7-8 классов Игра «Устами младенцев»...

Разработка внеклассного мероприятия "Интеллектуальный марафон", для учащихся 8-9 классов

Разработка интеллектуального марафона, который я подготовила для учащихся 8-9 классов, проводилась среди школ нашего района.Цель игры: ·        Неформальный срез зна...

Внеклассное мероприятие "Математически ринг" для учащихся 5-6 классов

Материал содержит план-конспект и презентацию....

внеклассное мероприятие :" Наш Тютчев" для учащихся 5-8 классов

Прекрасный материал для знакомства с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева...

Внеклассное мероприятие по экономике. "Поле чудес" ( 7-9 классы)

Цель: повторение  и обобщение  знаний  учащихся по экономике и обществознанию. Задачи: - продолжить  развивать способности учащихся логически мыслить; - систематизирова...

Презентация .Внеклассное мероприятие по экономике. "Поле чудес" ( 7-9 классы)

Цель: повторение  и обобщение  знаний  учащихся по экономике и обществознанию. Задачи: - продолжить  развивать способности учащихся логически мыслить; - систематизирова...