урок экономики "Расчет издержек и эффективности деятельности фирмы" в 11 классе (профильный уровень)
план-конспект урока по экономике (11 класс) по теме

Сагала Ирина Анатольевна

Интегрированный урок экономики и информатики "Расчет издержек и эффективности деятельности фирмы" в 11 классе (профильный уровень) направлен изучение способов расчета издержек и анализа эффективности фирмы, освоение способ применения электронных таблиц в экономическом планировании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raschet_izderezhek_i_effektivnosti_d-ti_firmy.rar287.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Расчет издержек и эффективности фирмы»

Дата проведения: 26.11.2010

Класс: 11А

Тип урока: интегрированный (экономика, информатика), закрепление материала

Цели урока: Изучить способ расчета издержек и анализа эффективности фирмы. Освоить способ применения электронных таблиц в экономическом планировании

Задачи урока:

  • Образовательные
  1. Совершенствование умений и навыков рассчитывать различные виды издержек, дохода и прибыли.
  2. Проанализировать варианты  работы фирмы с точки зрения экономической эффективности.
  3. Сформулировать условие максимизации прибыли (минимизации убытков).
  4. Формирование умений применять условие максимизации для определения эффективного объёма производства.
  5. Развитее представлений об экономике как науке
  • Развивающие
  1. Развитие умений анализировать динамику изменения издержек от объёма выпуска продукции.
  2. Развитие умений использовать электронные таблицы для решения экономических задач.
  3. Развитие умений использовать автозаполнение, абсолютную и относительную адресацию, строить графики функций в электронных таблицах.
  4. Развитие понятия «практической направленности»
  • Воспитательные
  1. Формирование познавательной  компетентности учащихся в области экономических знаний.
  2. Формирование умений анализировать свою работу, давать самооценку учебной деятельности.
  3. Формирование коммуникативных компетентностей, умений работать коллективно.

Основные понятия: 

  • постоянные издержки;
  • переменные издержки;
  • общие издержки;
  • средние постоянные издержки;
  • средние переменные издержки;
  • средние издержки;
  • предельные издержки;
  • доход;
  • предельный доход;
  • прибыль;
  • условие максимизации прибыли (минимизации убытков);
  • формула;
  • абсолютная ссылка на ячейку;
  • относительная ссылка на ячейку;
  • график.

Оборудование и ТСО

  1. Учебный класс ЭВМ, программа MS EXCEL, заготовка в ЭТ “Издержки”, презентация с решениями задач, новым материалом и ответами к тесту.
  2. Инструкция по выполнению задачи в таблицах MS EXCEL.
  3. Технологическая карта урока для каждого учащегося.

План – конспект урока

1. Организационный момент. 10.50.-10.52.

Здравствуйте, ребята. Проверьте ваши рабочие места. Хорошо, все готовы. Присаживайтесь. Начнем наш урок.

2. Актуализация знаний. 10.53-10.55

Современный мир предполагает наличие как внешнеэкономических, так и экономических связей внутри страны. Сегодня рынок насыщен разнообразными товарами и услугами, что предопределяет появление большого числа фирм – производителей.

Одной из основных целей деятельности каждой фирмы является получение прибыли.

На предыдущем уроке мы познакомились с понятием прибыли, издержек, их видами  и способами расчета. Т. к. для анализа работы фирмы необходимо знать доход, прибыль, предельные и средние издержки, то мы должны уметь их рассчитывать.

Это и будет является темой сегодняшнего урока. (Приложение 3) Перед вами на столах технологические карты (Приложение 1). Запишите в них тему урока: «Расчет издержек и эффективности деятельности фирмы». И все записи сегодня мы будем делать в ней.

2. Повторение изученного (фронтальный опрос). 10.55-11.02.

Итак, задачей сегодняшнего урока является расчет издержек фирмы и анализ ее экономической эффективности. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, нам необходимо повторить основные ключевые понятия. (фронтальный опрос)

- Что такое прибыль? Ее виды (экономическая, бухгалтерская)

- Что такое издержки? Их виды ? Что такое постоянные (переменные) издержки.

Вашему вниманию будут предложены обозначения видов издержек, дохода, прибыли. Вам необходимо привести их расчётные формулы (ответы учащихся заносятся на доску).

FC (постоянные издержки)= const

ATC(средние) =http://festival.1september.ru/articles/517099/Image6636.gif

TC (общие) = FC+VC

MC (предельные) =http://festival.1september.ru/articles/517099/Image6637.gif

AFC (средние постоянные)=http://festival.1september.ru/articles/517099/Image6638.gif

TR (доход)=http://festival.1september.ru/articles/517099/Image6639.gif

AVC (средние переменные) =http://festival.1september.ru/articles/517099/Image6640.gif

Pr (прибыль)=TR-TC

4. Выполнение практической работы «Расчет издержек с помощью Excels».11.02-11.12

Хорошо. И сегодня, я вам предлагаю поработать экономистами и бухгалтерами своих собственных фирм.

Следующим этапом является практическая работа, основой которой является решение задачи. Ее условие приведено в ваших технологических картах по №3. Давайте с ним ознакомимся. Саша Губина прочитай пожалуйста условие задачи.

Условие задачи: Фирма, имеющая постоянные затраты в размере 100 рублей в месяц, запланировала следующие переменные затраты, зависящие от количества выпускаемой продукции.

Ниже вам приведена таблица данных за определенный период  по объему выпуска продукции и значения переменных издержек.

Еще ниже обозначены задания, которые вам необходимо будет выполнить. Для каждого задания индивидуально.  По окончании выполнения практической работы ( Приложение 4, приложение 2) необходимо защитить свою работу: представить фирму, производимый товар,  максимальную величину прибыли и соответствующий ей оптимальный объем выпуска продукции.

Q, ед.

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

VC, руб.

0

100

180

250

300

350

420

510

620

750

920

Работы выполняются в парах, так как вы сидите за партами (распределить по рабочим местам). На выполнение практической работы отводится 10 минут.

Задание 1. Рассчитайте все виды издержек, занесите результаты в таблицу (см.ниже). 

Задание 2. Рассчитать выручку и прибыль, при условии что цена (Р) равна

Задание 3. Представить фирму (название), производимый товар. Назвать максимальную величину прибыли и соответствующий ей объем выпуска продукции.

Q,

ед.

FC,

руб

VC,

руб.

TC,

руб.

AFC,

руб/ед

AVC,

руб/ед

ATC,

руб/ед

MC,

руб/ед

TR,

руб.

Pr,

руб.

0

100

0

10

100

20

180

30

250

40

300

50

350

60

420

70

510

80

620

90

750

100

920

5. Защита работ.11.12-11.20

А теперь переходим к следующему этапу – защита работ. Ответ строим согласно алгоритму, приведенному в ваших технологических картах. Итак, начнем.(*дети представляют свои работы)

6. Изучение нового материала 11.20-11.25

Выполняя сегодня работу, вы определили эффективность работы фирмы. Для этого мы посчитали величину издержек, выручки и соответственно прибыли, и определили ее максимальную величину.

Еще одним способом расчета или определения максимальной прибыли является условие максимизации прибыли.

Оно выглядит следующим образом:

MR=MC,

где МС-предельные издержки, а МR-предельный доход.

МС=http://festival.1september.ru/articles/517099/Image6641.gif, MR=http://festival.1september.ru/articles/517099/Image6642.gif.

Если фирма работает в условиях совершенной конкуренции, и для нее условие максимизации выглядит иначе: МС=P.

Практическое применение отработаем на следующем уроке.

Задача №2. Функция зависимости переменных издержек фирмы, работающей на рынке совершенной конкуренции, описывается формулой:

VC=2Q2+6Q.

Определите объём выпуска, при котором прибыль фирмы будет максимальной, если на рынке сложилась цена на уровне 46 рублей за единицу продукции.

8. Повторение 11.25-11.26

8. Рефлексия 11.26-11.27

- что нового узнали

- что изучили

- что понравилось

- с чем познакомились.

9. Домашнее задание 11.27-11.28

На миллиметровой бумаге построить графики зависимостей: AFC(Q), AVC(Q), ATC(Q), MC(Q) по данным таблицы.

10. Итоги урока. Оценки.11.28-11.30

  • Оценка по информатике (работа в электронных таблицах).
  • Оценка работы групп по закреплению нового материала.

Всем спасибо за урок, До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Из истории русской философии", обществознание, 10 класс, профильный уровень.

Презентация предназначена для урока обществознания в 10 классе (профильный уровень). Презентация содержит биографические сведения, портреты и основные идеи русских философов с древних времен до XX век...

"Продукт фирмы" (экономика, 10 класс, профильный уровень)

Презентация "Продукт фирмы" предназначена для проведения урока экономики в 10 классе  (профильный уровень) в качестве сопровождения при объяснении учителя....

"Конкурентоспособность фирмы. Типы рыночных структур" (экономика, 10 класс, профильный уровень)

Презентация "Конкурентоспособность фирмы. Типы рыночных структур" предназначена для проведения урока экономики в 10 классе  (профильный уровень) в качестве сопровождения при объяснении учителя....

Основные положения темы: "Деятельность людей и её многообразие".Обществознание 10 класс. Профильный уровень.

В работе представлены основные положения темы в виде тезисов, таблиц и схем....

Презентация к уроку экономики "Рынок и его функции". 10 класс (профильный уровень)

Презентация "Рынок и его функции" предназначена для проведения урока экономики в 10 классе (профильный уровень) в качестве сопровождения при объяснении учителя....

"Какой размер фирмы считать оптимальным" (экономика, 10 класс, профильный уровень)

Презентация "Какой размер фирмы считать оптимальным" предназначена для проведения урока экономики в 10 классе (профильный уровень) в качестве сопровождения при объяснении учителя. Учебник. Э...