урок экономики "Расчет издержек и эффективности деятельности фирмы" в 11 классе (профильный уровень)
план-конспект урока по экономике (11 класс) по теме
Интегрированный урок экономики и информатики "Расчет издержек и эффективности деятельности фирмы" в 11 классе (профильный уровень) направлен изучение способов расчета издержек и анализа эффективности фирмы, освоение способ применения электронных таблиц в экономическом планировании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raschet_izderezhek_i_effektivnosti_d-ti_firmy.rar | 287.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Расчет издержек и эффективности фирмы»
Дата проведения: 26.11.2010
Класс: 11А
Тип урока: интегрированный (экономика, информатика), закрепление материала
Цели урока: Изучить способ расчета издержек и анализа эффективности фирмы. Освоить способ применения электронных таблиц в экономическом планировании
Задачи урока:
- Образовательные
- Совершенствование умений и навыков рассчитывать различные виды издержек, дохода и прибыли.
- Проанализировать варианты работы фирмы с точки зрения экономической эффективности.
- Сформулировать условие максимизации прибыли (минимизации убытков).
- Формирование умений применять условие максимизации для определения эффективного объёма производства.
- Развитее представлений об экономике как науке
- Развивающие
- Развитие умений анализировать динамику изменения издержек от объёма выпуска продукции.
- Развитие умений использовать электронные таблицы для решения экономических задач.
- Развитие умений использовать автозаполнение, абсолютную и относительную адресацию, строить графики функций в электронных таблицах.
- Развитие понятия «практической направленности»
- Воспитательные
- Формирование познавательной компетентности учащихся в области экономических знаний.
- Формирование умений анализировать свою работу, давать самооценку учебной деятельности.
- Формирование коммуникативных компетентностей, умений работать коллективно.
Основные понятия:
- постоянные издержки;
- переменные издержки;
- общие издержки;
- средние постоянные издержки;
- средние переменные издержки;
- средние издержки;
- предельные издержки;
- доход;
- предельный доход;
- прибыль;
- условие максимизации прибыли (минимизации убытков);
- формула;
- абсолютная ссылка на ячейку;
- относительная ссылка на ячейку;
- график.
Оборудование и ТСО
- Учебный класс ЭВМ, программа MS EXCEL, заготовка в ЭТ “Издержки”, презентация с решениями задач, новым материалом и ответами к тесту.
- Инструкция по выполнению задачи в таблицах MS EXCEL.
- Технологическая карта урока для каждого учащегося.
План – конспект урока
1. Организационный момент. 10.50.-10.52.
Здравствуйте, ребята. Проверьте ваши рабочие места. Хорошо, все готовы. Присаживайтесь. Начнем наш урок.
2. Актуализация знаний. 10.53-10.55
Современный мир предполагает наличие как внешнеэкономических, так и экономических связей внутри страны. Сегодня рынок насыщен разнообразными товарами и услугами, что предопределяет появление большого числа фирм – производителей.
Одной из основных целей деятельности каждой фирмы является получение прибыли.
На предыдущем уроке мы познакомились с понятием прибыли, издержек, их видами и способами расчета. Т. к. для анализа работы фирмы необходимо знать доход, прибыль, предельные и средние издержки, то мы должны уметь их рассчитывать.
Это и будет является темой сегодняшнего урока. (Приложение 3) Перед вами на столах технологические карты (Приложение 1). Запишите в них тему урока: «Расчет издержек и эффективности деятельности фирмы». И все записи сегодня мы будем делать в ней.
2. Повторение изученного (фронтальный опрос). 10.55-11.02.
Итак, задачей сегодняшнего урока является расчет издержек фирмы и анализ ее экономической эффективности. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, нам необходимо повторить основные ключевые понятия. (фронтальный опрос)
- Что такое прибыль? Ее виды (экономическая, бухгалтерская)
- Что такое издержки? Их виды ? Что такое постоянные (переменные) издержки.
Вашему вниманию будут предложены обозначения видов издержек, дохода, прибыли. Вам необходимо привести их расчётные формулы (ответы учащихся заносятся на доску).
FC (постоянные издержки)= const | ATC(средние) = |
TC (общие) = FC+VC | MC (предельные) = |
AFC (средние постоянные)= | TR (доход)= |
AVC (средние переменные) = | Pr (прибыль)=TR-TC |
4. Выполнение практической работы «Расчет издержек с помощью Excels».11.02-11.12
Хорошо. И сегодня, я вам предлагаю поработать экономистами и бухгалтерами своих собственных фирм.
Следующим этапом является практическая работа, основой которой является решение задачи. Ее условие приведено в ваших технологических картах по №3. Давайте с ним ознакомимся. Саша Губина прочитай пожалуйста условие задачи.
Условие задачи: Фирма, имеющая постоянные затраты в размере 100 рублей в месяц, запланировала следующие переменные затраты, зависящие от количества выпускаемой продукции.
Ниже вам приведена таблица данных за определенный период по объему выпуска продукции и значения переменных издержек.
Еще ниже обозначены задания, которые вам необходимо будет выполнить. Для каждого задания индивидуально. По окончании выполнения практической работы ( Приложение 4, приложение 2) необходимо защитить свою работу: представить фирму, производимый товар, максимальную величину прибыли и соответствующий ей оптимальный объем выпуска продукции.
Q, ед. | 0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
VC, руб. | 0 | 100 | 180 | 250 | 300 | 350 | 420 | 510 | 620 | 750 | 920 |
Работы выполняются в парах, так как вы сидите за партами (распределить по рабочим местам). На выполнение практической работы отводится 10 минут.
Задание 1. Рассчитайте все виды издержек, занесите результаты в таблицу (см.ниже).
Задание 2. Рассчитать выручку и прибыль, при условии что цена (Р) равна
Задание 3. Представить фирму (название), производимый товар. Назвать максимальную величину прибыли и соответствующий ей объем выпуска продукции.
Q, ед. | FC, руб | VC, руб. | TC, руб. | AFC, руб/ед | AVC, руб/ед | ATC, руб/ед | MC, руб/ед | TR, руб. | Pr, руб. |
0 | 100 | 0 | |||||||
10 | 100 | ||||||||
20 | 180 | ||||||||
30 | 250 | ||||||||
40 | 300 | ||||||||
50 | 350 | ||||||||
60 | 420 | ||||||||
70 | 510 | ||||||||
80 | 620 | ||||||||
90 | 750 | ||||||||
100 | 920 |
5. Защита работ.11.12-11.20
А теперь переходим к следующему этапу – защита работ. Ответ строим согласно алгоритму, приведенному в ваших технологических картах. Итак, начнем.(*дети представляют свои работы)
6. Изучение нового материала 11.20-11.25
Выполняя сегодня работу, вы определили эффективность работы фирмы. Для этого мы посчитали величину издержек, выручки и соответственно прибыли, и определили ее максимальную величину.
Еще одним способом расчета или определения максимальной прибыли является условие максимизации прибыли.
Оно выглядит следующим образом:
MR=MC,
где МС-предельные издержки, а МR-предельный доход.
МС=, MR=.
Если фирма работает в условиях совершенной конкуренции, и для нее условие максимизации выглядит иначе: МС=P.
Практическое применение отработаем на следующем уроке.
Задача №2. Функция зависимости переменных издержек фирмы, работающей на рынке совершенной конкуренции, описывается формулой:
VC=2Q2+6Q.
Определите объём выпуска, при котором прибыль фирмы будет максимальной, если на рынке сложилась цена на уровне 46 рублей за единицу продукции.
8. Повторение 11.25-11.26
8. Рефлексия 11.26-11.27
- что нового узнали
- что изучили
- что понравилось
- с чем познакомились.
9. Домашнее задание 11.27-11.28
На миллиметровой бумаге построить графики зависимостей: AFC(Q), AVC(Q), ATC(Q), MC(Q) по данным таблицы.
10. Итоги урока. Оценки.11.28-11.30
- Оценка по информатике (работа в электронных таблицах).
- Оценка работы групп по закреплению нового материала.
Всем спасибо за урок, До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока алгебры и начала анализа в 11 классе (профильный уровень) по теме «Решение показательных уравнений».
План -конспект урока алгебры в 11 классе...
Презентация к уроку "Из истории русской философии", обществознание, 10 класс, профильный уровень.
Презентация предназначена для урока обществознания в 10 классе (профильный уровень). Презентация содержит биографические сведения, портреты и основные идеи русских философов с древних времен до XX век...
"Продукт фирмы" (экономика, 10 класс, профильный уровень)
Презентация "Продукт фирмы" предназначена для проведения урока экономики в 10 классе (профильный уровень) в качестве сопровождения при объяснении учителя....
"Конкурентоспособность фирмы. Типы рыночных структур" (экономика, 10 класс, профильный уровень)
Презентация "Конкурентоспособность фирмы. Типы рыночных структур" предназначена для проведения урока экономики в 10 классе (профильный уровень) в качестве сопровождения при объяснении учителя....
Основные положения темы: "Деятельность людей и её многообразие".Обществознание 10 класс. Профильный уровень.
В работе представлены основные положения темы в виде тезисов, таблиц и схем....
Презентация к уроку экономики "Рынок и его функции". 10 класс (профильный уровень)
Презентация "Рынок и его функции" предназначена для проведения урока экономики в 10 классе (профильный уровень) в качестве сопровождения при объяснении учителя....
"Какой размер фирмы считать оптимальным" (экономика, 10 класс, профильный уровень)
Презентация "Какой размер фирмы считать оптимальным" предназначена для проведения урока экономики в 10 классе (профильный уровень) в качестве сопровождения при объяснении учителя. Учебник. Э...