Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Экономическая теория"
учебно-методическое пособие по экономике (10, 11 класс)
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, при этом носящая сугубо индивидуальный характер.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota2.doc | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
СПб ГБОУ СПО «Петровский колледж
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине для специальностей
080110 Банковское дело,
080108 Страховое дело,
120714 Земельно-имущественные отношения,
080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,
Разработал:
А.В. Строцень – преподаватель
Санкт-Петербург
2014
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, при этом носящая сугубо индивидуальный характер.
Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов.
Эта работа включает в себя:
- составление конспекта по вопросам;
- самостоятельное изучение рекомендованных преподавателем источников литературы, составление схемы пройденного материала;
- подбор информации и подготовка докладов по темам, утверждённым преподавателем;
- решение задач по теме;
- подготовку к практической работе;
- подготовку к зачету;
- подготовка и написание рефератов по темам изучаемой дисциплины;
- формулировка развернутых ответов на вопросы для подготовки к практическим занятиям;
- работа над конспектами лекций, их дополнение материалом из учебников (учебных пособий);
- составление кроссвордов и тестовых заданий;
- работа с Интернет-ресурсами.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
– готовность студентов к самостоятельному труду;
– мотивация получения знаний;
– наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
– система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
– консультационная помощь преподавателя.
1. СТРУКТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
При изучении курса Экономическая теория предусматриваются следующие виды самостоятельной работы.
- Самостоятельное изучение теоретического курса;
- Составление и решение задач;
- Подготовка докладов;
- Подготовка рефератов;
- Написание эссе;
- Анализ конкретной ситуации;
- Домашнее задание;
- Расчетно-графические задания.
- Работа с глоссарием
- Подготовка презентаций
- Построение и анализ графиков
- Составление аналитических сравнительных таблиц
- Решение задач из методического пособия по П Р
Таблица 1
ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ | Название темы | Объем | Виды работ |
Функции экономической теории | 2 | Подготовка докладов по истории эконом учений. Работа с конспектом | |
Производство и экономика | 2 | Задания по выбору: 1.Написание эссе 2.Решение задач на по построение и анализ КПВ 3.Подготовка презентаций «Экономические модели» | |
Рынок, его механизм и условия формирования | 1 | 1.Составить схему классификации рынков их достоинства и недостатки | |
Теория спроса и предложения | 1 | Проблемная ситуация | |
Теория потребительского поведения | 2 | Написание эссе. Работа с конспектом. | |
Рыночные структуры и роль конкуренции в экономическом механизме | 2 | Анализ конкретной ситуации:»Достоинства и недостатки конкуренции в РФ.» Работа с Интернетом. | |
Рынок факторов производства | 2 | Расчетная работа: Построение и анализ графиков равновесия рынков труда, земли, капитала. | |
Фирма на рынке | 1 | Проблемная ситуация | |
Виды ценных бумаг. Рента. | 2 | Составление тестовых заданий | |
Макроэкономика как составная часть экономической науки | 2 | Расчетная работа по расчету макропоказателей. Составить таблицу 3 метода подсчета ВВП | |
Макроэкономическая нестабильность, инфляция, безработица. | 2 | Работа с Интернет-ресурсами | |
Денежная система. Денежное обращение и его проблемы. Закон денежного обращения | 2 | Написание реферата по заданной теме. | |
Центральный банк. Денежная политика | 1 | Работа с Интернетом. | |
Основные инструменты государственного регулирования | 2 | Работа с Интернетом. | |
Мировой рынок мировая торговля | 2 | Работа с Интернетом |
2 .Задания для самостоятельной работы
Тема 1. Функции экономической теории
1. При всей своей важности теоретический лекционный курс аудиторный занятий не обеспечивает полного и глубокого усвоения изучаемой дисциплины. Достигнуть этого можно лишь при выработке собственного понимания изучаемого предмета, что возможно только в процессе самостоятельной работы не только над конспектом, но главным образом над учебниками и другими литературными источниками.
Студентам предлагается самостоятельное обдумывание материала, работа с учебной литературой для подготовки докладов .
Подготовку доклада необходимо начинать с изучения и усвоения собранных материалов, относящихся к теме работы. В зависимости от темы доклада материалы могут представлять собой теоретические источники (научную и учебную литературу, материалы периодической печати), нормативные акты.
По результатам ознакомления с материалами по теме доклада следует составить план и согласовать его с преподавателем. План доклада должен быть последовательным, логически обоснованным и позволяющим полностью раскрыть избранную тему.
После согласования плана доклада следует приступать к работе над текстом. Основная часть доклада должна содержать анализ различных научных точек зрения по рассматриваемой проблеме, исследование практики применения правовых норм в конкретных ситуациях. В заключительной части доклада излагаются самостоятельные выводы студента.
Автор доклада может прекрасно дополнить свое выступление, используя диаграммы, иллюстрации, графики, изображения на доске, чертежи, плакаты.
Однако, чтобы использование наглядных пособий произвело предполагаемый эффект, необходимо учитывать следующие правила:
1. Целесообразно использовать наглядный материал. Если же необходимость в его демонстрации отсутствует, применение будет только отвлекать внимание слушателей.
2. Графики, плакаты и диаграммы готовятся заранее.
3. Изображения должны быть видны всем. Сложным статистическим таблицам следует придать доступную форму диаграмм или графиков.
4. Наглядные материалы необходимо демонстрировать аудитории, а не самому себе.
5. Тезисы доклада должны быть тесно связаны с изображением наглядных материалов.
6. Чтобы не отвлекать внимание аудитории, нужно своевременно их убирать и переходить к демонстрации других материалов.
7. Необходимо делать паузу в Вашем выступлении, если аудитория занята рассматриванием наглядных материалов.
Итак, мы подошли к завершающему этапу работы над научным докладом – к подготовке выступления.
Подготовив материал для доклада, следует решить вопрос о записях к выступлению: готовить полный текст доклада, составить подробные тезисы выступления или приготовить краткие рабочие записи.
К секретам хорошего выступления можно отнести следующие моменты:
1. До и после важных мыслей следует делать паузу.
2. Для большего акцента сказанного необходимо менять тон голоса и тембр речи. Это сделает Вашу речь более выразительной.
3. Необходимо иметь контакт с аудиторией.
Подготовка к докладу с учетом правил и требований, приведенных в данной методической разработке, поможет студентам освоить более эффективные приемы ведения самостоятельной научной работы.
2. Составления словаря основных терминов
Внутри каждой темы студентами выделяются базовые (ключевые) слова-понятия и слова-термины, которые станут основой будущего Словаря терминов по дисциплине. Кроме ключевых (базисных, относящихся к данной дисциплине, обязательных для включения по данному курсу), выделяются термины и понятии, не относящиеся к данной дисциплине, но фигурирующие в учебном курсе.
После выделения терминов и понятий во всех темах осуществляется их выборка, а затем осуществляется сортировка их по алфавиту. Значение терминов находят в глоссарии.
Тема 2. Производство и экономика
Самостоятельное решение задач по теме – занимает особое место, так как является связующим звеном теории учебной дисциплины с практикой, что позволяет углублять и закреплять теоретические положения, получаемые студентами на аудиторных занятиях, проверять их применение в практике.
1. Внимательно прочитать текст задачи
2. Записать условие задачи и наметить план решения
3. Выбрать рациональный способ решения
4. Произвести необходимые расчеты
5. Записать ответ в задаче
6. Провести проверку полученного результата
Рассчитать и построить кривую производственных возможностей
1. Объяснить методологическое значение кривой производственных возможностей.
2. Рассчитать альтернативные затраты производства единицы товара А.
3. Рассчитать альтернативные затраты производства единицы товара Б.
4. Объяснить закономерность изменения величин альтернативной стоимости.
Таблица 2
Таблица данных для построения КПВ
Товар | Вариант производственной программы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
А | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Б | 20 | 17 | 13 | 8 | 0 |
А в Б | |||||
Б в А |
Для решения данной задачи необходимо повторить материал по конспекту и использовать методическое пособие по практическим работам.
Для написания эссе придерживайтесь следующих правил:
Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:
- исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);
- качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);
- аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).
Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание — планирование — написание — проверка — правка.
Планирование — определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.
Цель должна определять действия. Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д.
Аналогии — выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений.
Ассоциации — отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно — психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать« первую пришедшую в голову» реакцию).
Предположения — утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами.
Рассуждения — формулировка и доказательство мнений.
Аргументация - ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции.
Суждение — фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?
Доводы — обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные,«от противного»,«методом исключения») и т.д.
Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить, какие из них нуждаются в особенной аргументации. Источники. Тема эссе подскажет, где искать нужный материал. Обычно пользуются библиотекой, Интернет-ресурсами, словарями, справочниками. Пересмотр означает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность. Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности.
Мысль - это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.
Внятность — это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.
Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится.
Корректность — это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.
Подготовка презентаций:
- Необходимо соблюдать единый стиль оформления.
- Слайды необходимо делать без фона.
- Лучше использовать короткие предложения.
- Не перегружайте слайд большим объемом информации.
- На одном слайде не используйте более трех цветов, это сделает слайд трудным для восприятия.
- Ключевые мысли отображайте на каждом отдельном слайде.
- Каждый слайд должен иметь заголовок, шрифт заголовка Times New Roman 32.
- Заголовок должен располагаться сверху слайда по середине. Заголовки должны быть краткими и понятными.
- Шрифт основного текста Times New Roman 18.
- Не смешивайте разные типы шрифтов в одной презентации.
- Фотографии и рисунки должны иметь подпись, которая должна располагаться снизу рисунка.
- Рекомендуемое число рисунков и фотографий на одном слайде не больше двух.
- Если на слайде должны быть и текст и рисунок одновременно, то рекомендуется рисунок расположить слева, а текст справа на слайде.
- Если на слайд помещается фотография исторической личности, необходимо дать краткое описание его биографии. Под фотографией необходимо написать года жизни человека.
- Список источников информации должен быть пронумерован. Наиболее удобным является алфавитное расположение материала без разделения на части по видовому признаку (например: книги, статьи). При наличии в списке источников на других языках, кроме русского, образуется дополнительный алфавитный ряд. При этом библиографические записи на иностранных европейских языках объединяются в один ряд. Необходимо указывать все реквизиты используемой литературы: Автор. Заглавие: сведения, относящиеся к заглавию (см. на титуле) / сведения об ответственности (авторы); последующие сведения об ответственности (редакторы, переводчики, коллективы). - Сведения об изданиии (инф-ция о переиздании, номер издания). - Место издания: Издательство, Год издания. - Объем. - (Серия).
Тема 3. Рынок, его механизм и условия формирования
- Составление схемы пройденного материала
Важным элементом проектирования учебной информации является ее кодирование в визуальные образы, т.е. помещения учебной информации в виде оптического изображения в новую систему её обработки так, чтобы она могла храниться в долговременной памяти. Выбор оптимального способа кодирования обеспечивает долговременность хранения информации и облегчает процесс её воспроизведения. Основными визуальными методами представления информации являются рисунки, графики, диаграммы, таблицы, структурные
схемы и т.п
.
Задание: Составить схему классификация рынков, достоинства и недостатки используя конспект лекций и методическое пособие по Экономической теории, а так же учебники.
Тема 4. Теория спроса и предложения
Проблемы:
- Как вы отнесетесь к предложению резко повысить акцизы на спиртные напитки и табачные изделия, что, по мнению предложивщих это, приведет не только к росту доходов государственного бюджета, но и заставит большую часть людей сократить потребление этих вредных для здоровья и благополучия семей товаров?
- Главный экономист новой авиакомпании предлагает снизить цены на авиабилеты как для бизнесменов, так и для любителей путешествовать по новым местам. Причем он считает, что для бизнесменов это снижение должно быть более существенным, так как они составляют большую часть пассажиров. Согласны ли вы с таким предложением главного экономиста авиакомпании?
Памятка для студентов при работе с проблемной ситуацией:
- Анализа ситуации целесообразно начинать с выявления признаков проблемы;
- Корректная постановка проблемы требует ясности, четкости, а главное четкости формулировки;
- Успех в решении проблемы зависит от выработки различных способов действий в данной ситуации – альтернатив;
- Необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемы – требований к содержанию альтернатив и их обоснование;
- При выборе лучшего решения (альтернативы) нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;
- При составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальные цели и реальность ее воплощения.
- На данном этапе после презентации решений во время общей дискуссии можно рекомендовать обсудить 4 вопроса:
- Почему ситуация выглядит как дилемма?
- Кто принимал решения?
- Какие варианты решения имели место?
- Что надо было делать?
Очень важно не ограничивать время высказываний, дать возможность высказаться каждому, обратить внимание выступающих на конкретные проблемы данного кейса, определить мнение присутствующих на предмет того, чье решение было самым удачным.
Тема 5. Теория потребительского поведения
Проработка конспекта, составленного на обязательных аудиторных занятиях.
При всей своей важности теоретический лекционный курс аудиторный занятий не обеспечивает полного и глубокого усвоения изучаемой дисциплины. Достигнуть этого можно лишь при выработке собственного понимания изучаемого предмета, что возможно только в процессе самостоятельной работы не только над конспектом, но главным образом над учебниками и другими литературными источниками.
Конспект не должен превращаться в единственный источник информации, а должен подводить студента к самостоятельному обдумыванию материала, к работе с учебной литературой.
Работа над конспектом осуществляется по этапам:
• повторить изученный материал по конспекту;
• непонятные положения отметить на полях и уточнить используя глоссарий;
• неоконченные фразы, пропущенные слова и другие недочеты в записях устранить, пользуясь материалами из учебника и других источников;
• завершить техническое оформление конспекта (подчеркивания, выделение главного, выделение разделов, подразделов и т.п.).
Написание эссе по заданной теме.
Тема 6. Рыночные структуры и роль конкуренции в экономическом механизме
Анализ конкретной ситуации :»Достоинства и недостатки конкуренции в РФ.» Решение задач по расчету издержек производства согласно методике, раскрытой в учебно-методических материалах.
Задача 1. Предприниматель производит свои изделия по цене 50 руб. Постоянные издержки 45 тыс. руб., а переменные изменяются в зависимости от роста объёма производства.
Таблица 3
Исходные данные производственных программ
Показатели | Формула, | Производственная программа | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Кол-во (Q), тыс. шт. | 1 | 3 | 7 | 15 | 26 | |
Переменные издержки (VC), тыс. руб. | 4 | 9 | 13 | 20 | 24 |
Определите, какой вариант производственной
программы дает максимальную прибыль и минимальные средние издержки
Тема 7. Рынок факторов производства
Задание:
1.Построение и анализ графиков равновесия рынков труда, земли, капитала.
2.Самостоятельное решение задач по теме - согласно методике, раскрытой в учебно-методических материалах:
2.1 Заполнить таблицу(цена единицы товара равна 2).
Количество ресурса А | Объем выпуска | Предельный продукт(шт) | Общая выручка | Предельный продукт ресурса в денежном выражении |
0 | 0 | |||
1 | 12 | |||
2 | 22 | |||
3 | 30 | |||
4 | 36 | |||
5 | 40 | |||
6 | 42 | |||
7 | 43 |
2.2Какое решение примет руководство фирмы об инвестировании капитала в новое оборудование, если известны следующие условия:
Цена, установленная производителем оборудования | 900 млн.р. |
Срок службы оборудования | 3 года |
Ожидается, что вложение в оборудование принесет следующий доход: | |
1-й год | 400 млн.р. |
2-й год | 350 млн.р. |
3-й год | 300 млн.р. |
Процентная ставка | 5% годовых |
2.3 Участок земли площадью 100 га продается по цене 50 тыс.р. за один гектар. Годовая процентная ставка составляет 10%. Какую ренту приносит участок земли в течении года?
Тема 8 Фирма на рынке.
Задание:
- Укажите, в чем заключаются преимущества крупных фирм и в чем –их недостатки.
- Укажите, в чем причины широкого размаха мелкого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой и живучести мелких фирм.
Тема 9. Виды ценных бумаг. Рента.
Составление тестовых заданий.
Рекомендации по составлению тестов.
1. Подготовить необходимую литературу для составления теста по теме.
2. Формулируется вопрос, и предлагаются четыре варианта ответов один, из которых правильный.
3. Тест должен состоять из 20 вопросов.
4. К тесту должны прилагаться ответы.
5. Работа должна иметь титульный лист и список используемой литературы.
Тема10. Макроэкономика как составная часть экономической науки
- Расчетная работа по расчету макропоказателей.
1.1 Расчёт ВВП доходным и затратным методом
1.2 Расчёт макроэкономических параметров
1.3 Динамика макроэкономических параметров
1.4 Расчёт реального ВВП и дефлятора ВВП
1.5 Расчёт ВНП
1.6 Расчёт уровня инфляции и безработицы
1.7 Расчёт мультипликатора
1.8 Расчёт ППС и ППП
- Определение равновесного ВВП
- Определение темпов экономического роста
Данные для расчета( в млн.р.):
счета | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год |
Экспорт | 190 | 195 | 225 | 245 | 235 |
Импорт | 145 | 150 | 190 | 190 | 210 |
Нераспределённая прибыль корпораций | 440 | 430 | 465 | 470 | 473 |
Товары длительного пользования | 545 | 545 | 550 | 565 | 690 |
Государственные трансферты | 335 | 325 | 340 | 340 | 410 |
Рента | 325 | 335 | 260 | 265 | 375 |
Дивиденды | 310 | 335 | 370 | 384 | 410 |
Амортизация | 160 | 160 | 165 | 170 | 155 |
Налоги на прибыль корпораций | 380 | 345 | 385 | 410 | 510 |
Товары кратковременного пользования | 730 | 730 | 750 | 752 | 790 |
Заработная плата работников | 610 | 685 | 690 | 571 | 650 |
Процент за капитал | 345 | 345 | 370 | 340 | 436 |
Косвенные налоги | 335 | 335 | 340 | 345 | 425 |
Налоги на личные доходы | 350 | 350 | 320 | 370 | 315 |
Доплаты к зарплате наёмных работников | - | - | 45 | 105 | 118 |
Поправки к стоимости потребительских товаров | 10 | 10 | 15 | 12 | 12 |
Государственные закупки товаров и услуг у частных предпринимателей | 455 | 455 | 475 | 495 | 515 |
Плата за услуги | 530 | 530 | 540 | 544 | 596 |
Стоимость нового оборудования | 320 | 320 | 340 | 335 | 398 |
Доход индивидуальных собственников | 410 | 410 | 444 | 544 | 602 |
Стоимость нового строительства | 410 | 410 | 390 | 395 | 410 |
Сальдо доходов и расходов от заграничной деятельности | 120 | 120 | 90 | 118 | 115 |
Субсидии государственным предприятиям | 50 | 50 | 35 | 65 | 65 |
Взносы на соцстрах | 390 | 390 | 380 | 418 | 345 |
Число занятых, тыс. чел. | 54610 | 55230 | 55640 | 55910 | 56410 |
Число незанятых, тыс. чел. | 10376,0 | 9499,0 | 8067,8 | 5535,0 | 2651,3 |
Инфляция | 131 | 130 | 126 | 120 | 117 |
- Составить таблицу метода подсчета ВВП
Рекомендации по составлению таблиц.
1. Запишите название таблицы
2. Подготовьте необходимую литературу для заполнения таблицы
3. Внимательно прочитайте текст
4. Заполните таблицу
Тема11. Макроэкономическая нестабильность, инфляция, безработица.
Работа с Интернет-ресурсами.: «Безработица и инфляция в РФ».
Профсоюз ведет переговоры с фирмой об условиях коллективного договора. Один из центральных пунктов — вопрос о ставках заработной платы и их изменениях в зависимости от нормы инфляции. Принципиально и та и другая сторона согласны, что ставки заработной платы должны изменяться в соответствии с нормой инфляции. Но при более конкретном рассмотрении вопроса возникли расхождения. Должны ли ставки устанавливаться с учетом:
а) изменений норм инфляции в предшествующие годы;
б) фактической нормы инфляции в году, когда ведутся переговоры;
в) ожидаемой в будущем году нормы инфляции;
г) того, что они должны быть гибкими, т. е. регулярно пересматриваться соответственно изменениям нормы инфляции?
Кроме того, возник вопрос: должны ли ставки устанавливаться соответственно индексу-дефлятору ВВП или соответственно индексу цен на потребительские товары?
Каково ваше мнение по этим дискутируемым вопросам?
Тема12. Основные инструменты государственного регулирования
Написание реферата по заданной теме.
Цель написания реферата – приобщить студентов к творческой работе с экономической литературой.
Непосредственными задачами данной формы самостоятельной работы являются:
- научиться самостоятельно излагать материал (а, в дальнейшем, и свои взгляды на проблему);
- овладеть научно-исследовательским стилем письма, для которого характерны отсутствие личных местоимений, неупотребление глаголов, выражающих чувства (эмоции), повествование от третьего лица, особая мера выдержанности оценок, недопустимость политизированного подхода и т.д.;
- усвоить формальные и редакционные требования оформления работы.
Реферат, как письменная научная работа, предполагает определенную организацию его подготовки и написания, а также соблюдения требований, которые к нему предъявляются.
- Студент самостоятельно или с помощью преподавателя, закрепленного кафедрой в качестве научного руководителя, выбирает из списка, предложенного кафедрой, тему для своего реферата. Тема реферата может быть предложена студентом помимо указанного списка, но она обязательно должна быть согласована с научным руководителем.
- Реферат должен иметь план, включающий несколько разделов и список использованной литературы. В ряде случаев даются приложения. Желательно чтобы реферат начинался с небольшого введения, в кагором студент может обосновать выбор темы, раскрыть структуру плана и дать анализ литературы, по которой будет написана реферат. Кроме актуальности тематики необходимо указать цели и задачи-исследования, отразить методологию и объекты исследования, сослаться на проработанность данной проблематики в работах ведущих авторов. Целесообразно завершить реферат краткими выводами и предложениями, вытекающими из текста работы.
- Текст должен иметь характер самостоятельного изложения. Не допускается дословное переписывание материалов из источников без соответствующих ссылок. Ссылками на источник (Автор. Название. Год и место издания. Страница) должны быть оформлены прямые цитаты из текста используемых изданий, а именно: чье-то мнение, высказывание, приведенные факты, в том числе статистические материалы, таблицы, сравнительные данные и т.п., а также материалы, размещенные в Internet с соответствующими адресами. Сноски должны быть, оформлены единообразно. Сноски в тексте работы могут быль как постраничными, так и концевыми. В последнем случае они должны корреспондировать со списком литературы, приведенном в финале работы. Например, сноска типа [6, 148] непосредственно в тексте означает ссылку на источник, позиционированный в списке литературы под номером 6, и на текст, размещенный в нем на 148-ой странице.
Реферат, как форма самостоятельной работы студента, также представляет собой форму промежуточного контроля. Результаты промежуточного контроля учитываются при итоговой ценке знаний студентов.
Неудовлетворительная оценка ставится за работу, переписанную с одного источника.
Удовлетворительная оценка ставится за реферат, в котором недостаточно полно освещены узловые вопросы темы. Работа написана на базе устаревших источников.
Хорошая оценка ставится за работу, написанную на достаточно высоком теоретическом уровне, в полной мере раскрывающую тему, правильно оформленную.
Отличная оценка ставится за работу, которая характеризуется использованием большого количества литературных источников, глубоким анализом привлеченного материала, творческим подходом к его изложению, в том числе к демонстрации дискуссионности данной проблематики
Тема 13 Центральный Банк. Денежная политика.
Работа С Интернет-ресурсами.
Предположим, что правление банка приняло решение осуществить эмиссию банкнот. Как это повлияет на структуру пассивов и активов Центрального банка? Какие возможные изменения в структуре пассивов и активов произойдут вследствии эмиссии? Как может использовать Центральный банк напечатанные им банкноты?
Тема 14 Основные инструменты государственного регулирования.
Работа С Интернет-ресурсами.
Предположим, что государство выпустило заем на сумму 10 млрд.евро. Каким образом выпуск и размещение этого займа скажется на экономическом росте, если:
А) полученные от продажи государственных облигаций деньги были израсходованы на финансирование образования и науки;
Б) если деньги были израсходованы на «обслуживание долга», т.е. на выплату процентов по накопленному ранее государственному долгу и платежей по его погашению.
Тема 15 Мировой рынок мировая торговля.
Работа С Интернет-ресурсами.
Известно, что либеризация внешней торговли в России привела к спаду во многих сферах экономики(сельское хозяйство, производство телевизоров, фотоаппаратов, часов), росту экспорта невозобновляемых природных ресурсов(нефти и нефтепродуктов) при росте цен этих товаров на внутреннем рынке. А какие положительные стороны либеризации?
Примерная тематика рефератов и докладов для студентов.
1. Национальные модели рыночной экономики (на примере различных стран).
2. Пучок нрав собственности и его роль в становлении рыночных отношений к современной России.
3. Конкуренция и се роль в рыночной экономике.
4. Особенности переходных экономик нового типа.
5. Достоинства и недостатки рыночной экономики.
6. Современные функции денег и особенности их проявления в переходной экономике России (на примере отдельных функций).
7. Проблема стабильности рыночного равновесия и ее проявление в России.
8. Либерализация цен и ее влияние на экономику России.
9. Концепция альтернативных издержек производства и предпринимательская практика.
10. Основной капитал и проблема его обновления в современной России.
11. Проблема снижения издержек на российских предприятиях.
12. Факторы экономии и дезэкономии на масштабах производства (особенности российской экономики).
13. Оптимальный размер предприятия (особенности различных отраслей российской экономики).
14. Проблема убыточности предприятий в современной России.
15. Банкротства предприятий в современной России и их влияние на экономику.
16. Дифференциация продукта и адаптация российской промышленности к рыночным условиям.
17. Роль малого бизнеса в экономике России.
18. Общеэкономическое значение рекламы и ее особенности в России.
19. Модели олигополии и их проявление в современной экономике России.
20. Картели и их роль в современной экономике.
21. Картелеподобная структура рынка в современной экономике.
22. Роль крупных предприятий в экономике России.
23. Крупные хозяйственные образования в современной экономике.
24. Корпоративный контроль и управление в современной экономике.
25. Естественные монополии и их роль в экономике России.
26. Антимонопольная политика в России.
27. Проблема монополизации российского рынка.
28. Ценовая дискриминация и ее осуществление в различных рыночных структурах.
29. Факторы формирования спроса на труд и его предложения с учетом особенностей российской экономики.
30. Экономическая роль профсоюзов: мировой и российский опыт.
31. Проблема первоначального накопления в российской экономике.
32. Инвестиционный кризис в современной России.
33. Объективные и субъективные факторы развития сельского хозяйства России.
34. Проблемы собственности и управления в акционерных обществах.
35. Приватизация в России: проблемы и итоги.
36. Проблема эффективного управления на приватизированных предприятиях.
37. Экономическая природа рынка ценных бумаг и его формирование в российской экономике.
38. Роль фондовой биржи в современной российской экономике.
39. Финансово-промышленные группы.
40. Процесс слияний в современной экономике.
41. Проблемы введения СНС в России.
42. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия.
43. Экономическое равновесие: сущность и предпосылки.
44. Цикличность экономического развития. Причины цикличности в экономике.
45. Теории экономических циклов и их эволюция.
46. Структурные кризисы.
47. Большие циклы Н.Д. Кондратьева и их современные интерпретации.
48. Безработица: теоретические и практические аспекты.
49. Особенности формирования и функционирования рынка труда в России.
50. Инфляция как проявление макроэкономической нестабильности.
51. Антиинфляционная политика государства.
52. Экономически и рост и эффективность экономики.
53. Экономическая роль государства.
54.Фискальная политика государства.
55. Денежно-кредитная политика.
56. Государственный бюджет и проблемы ею формирования в современной России.
57. Особенности финансового рынка в России.
58. Теоретические проблемы формирования налоговой системы России.
59. Основные направления социальной политики государства в современной России.
60. Глобализация мировой экономики: факторы и направления.
61. Современное международное разделение труда.
62. Структура мирового хозяйства и закономерности его развития.
63. Теории международного движения капитала.
64. Интернационализация производства и капитала на современном этапе.
65. Международная экономическая интеграция.
66. Основные принципы и перспективы формирования внешнеэкономической политики России.
67. Интеллектуальный капитал, его формы и развитие.
68. Экономические риски.
69. Уровень социально-экономического развития страны и факторы, его определяющие.
70. Проблемы становления банковской системы в переходной экономике России.
71. Проблемы оффшорного бизнеса.
72. Свободные экономические зоны.
73. Теневая экономика.
74. Принципы организации и деятельности коммерческих банков в России.
75. Электронная торговля и Интернет-бизнес.
76. Развитие внешнеэкономической деятельности России.
77. Внутренний и внешний долг России.
78. Современные проблемы и тенденции развития рынка нефти и других: невозобновляемых ресурсов.
79. Этапы Становления и направления экономической мысли.
80. Возникновение экономической мысли и ее становление в эпоху средневековья.
81. Меркантилизм и его особенности в разных странах.
82. Экономические идеи России XVII - начала XVIII вв. Становление «Русской школы».
83. Возникновение классической школы в Англии и во Франции. Экономические системы А. Смита и Д. Рикардо.
84. Экономические теории начала и середины XIX века в Англии, Франции, Германии и США. Историческая школа.
85. Экономические взгляды социалистов-утопистов Западной Европы и России.
86. Экономическая мысль России XVIII – середины XIX вв.
87. Экономические взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса.
88. Предшественники маржинализма А.О. Курно, И.Г. Тюнен, Г.Г. Госсен.
89. Английский вариант теории предельной полезности. У. Джевонс.
90. Австрийская школа. К. Менгер, Ф. Визер, О, Бем-Баверк.
91. Кембриджская школа и ее основатель А. Маршалл.
92. Лозаннская школа маржинализма. Проблема общего экономического равновесия.
93. Экономическая теория благосостояния А. Пигу.
94. Американская школа маржинализма. Теория предельной производительности. Дж.Б. Кларк.
95. Американский (ранний) институционализм. Т. Веблен. Дж. Коммонс. У. Митчелл.
96. Экономическая мысль России конца XIX – начала XX века. В. Дмитриев, Е. Слуцкий.
97. Экономические взгляды М. Туган-Барановского и П. Струве.
98. Марксистская школа в России. В.И. Ленин и его оппоненты.
99. Джон М. Кейнс и его теоретическая система. 100. Теории и модели экономического роста.
101. Неокейнсианство. Современная эволюция кейнсианства.
102. Отечественная экономическая мысль XX века. А. Чаянов, Л. Кантарович, Н. Вознесенский.
103 . Экономическая теория Н. Кондратьева.
104. Теория социального рыночного хозяйства.
105. Монетаризм: возникновение и развитие. Монетарная концепция М. Фридмена.
106. Экономическая теория предложения и кривая спроса А. Лаффера, Теория рациональных ожиданий.
107. Социально-институциональное направление в конце XX века и роль этой теории для будущего.
108. Лауреаты Нобелевской премии по экономике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Носова С.С. Основы экономики. – 5-е изд., стер.— М.: КНОРУС, 2011.
Куликов Л.М. Основы экономической теории. – М.: Финансы и статистика, 2012
Казначевская Г.Б. Экономическая теория. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012
http://allc.spb.ru/metod Учебные пособия для студентов: Экономическая теория в 2 частях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)
Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «История». Доклады
Методические рекомендации содержат информацию о порядке и правилах написания доклада, требования к оформлению, предлагают темы и необходимую для написания работы литературу....
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «МАТЕМАТИКА»
В связи с введением в образовательный процесс нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации сам...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО
Сегодня большое значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходи...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Глава I. Самостоятельная работа студентов 1.1. Определение, классификация и цели самостоятельной работы студентов…………………………………………………………………31.2. Кри...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Менеджмент"
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Менеджмент" предназначены для чёткой организации деятельности студентов. Рекомендации включают основные материа...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Литература»
Методические рекомендации предназначены для студентов ГБОУ НПО ПУ №69 КК. Цель методических указаний – оказание помощи студентам в организации и выполнении самостоятельной работы по ...