Урок – обобщение по теме «Экономический рост»
план-конспект урока по экономике на тему
Предварительный просмотр:
Урок – обобщение по теме «Экономический рост»
Урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Ход урока.
I. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.
II. Повторение и проверка ранее изученного материала.
1. Индивидуальная работа. (Работа по карточкам у доски).
К.1. Как измеряется экономический рост?
К.2. Написать уравнение производственной функции.
К.3. Выписать по группам факторы экономического роста.
К.4. Изобразить схему короткого и длинного экономического цикла. В чем заключается их отличие?
2. Проверка домашнего задания.
3. Устный фронтальный опрос.
- Что включает в себя понятие экономического роста? (Долговременное увеличение объема потенциального ВВП в абсолютных показателях и в расчете на душу населения)
- В чем состоит значение экономического роста?
- Что такое совокупная факторная производительность?
- В чем состоит теория длинных циклов?
III. Решение задач.
Задача 1.
В США доля лиц со средним образованием в составе рабочей силы возросла с 30% в 1960 г. до 40% в 1987 г.
Что случилось в результате этого с кривой производственных возможностей США и почему?
Изобразите ответ графически в координатах: товары потребления — инвестиционные товары.
Ответ. Кривая производственных возможностей США сдвинулась вправо, как показано на рис., так как улучшилось качество одного из факторов производства — труда. Это привело к повышению производительности труда во всех секторах экономики, что выразилось в увеличении производства как инвестиционных, так и потребительских товаров и, следовательно, в экономическом росте. Обратите внимание на то, что в данном случае рост произошел за счет интенсивного фактора.
количество инвестиционных товаров | |
количество потребительских товаров |
2. Подумайте, как могут повлиять на темпы роста реального ВВП на душу населения следующие факторы:
а) средний темп прироста населения;
б) степень охвата населения средним образованием;
в) доля инвестиций в ВВП;
г) неравенство в распределении доходов;
д) военные pacxoды.
Ответы.
а) общий объем дохода при быстро растущем населении приходится распределять между все большим числом людей, и душевой доход растет медленнее (отрицательное влияние);
б) этот показатель косвенно характеризует качество трудовых ресурсов, поскольку отражает общий уровень образованности основной части работников (положительное влияние);
в) доля инвестиций в ВВП напрямую влияет на рост капитала, а значит, и на увеличение выпуска продукции (положительное влияние);
г) факты свидетельствуют о том, что неравенство в распределении доходов отрицательно воздействует не только на рост, но и на другие показатели, характеризующие благосостояния (продолжительность жизни, уровень образования, калорийность питания);
д) эмпирические данные говорят о том, что небольшие военные расходы (до 9-10% ВВП) могут положительно влиять на темпы роста, тогда как более высокие оказывают отрицательное воздействие. Передовые технологии и нововведения, распространяясь впоследствии и на гражданское производство, стимулируют его pocт, и в этом плане государственные расходы на военные заказы оправдываются. Но чрезмерное отвлечение средств на военные нужды лишает значительных ресурсов гражданские отрасли и сдерживает их рост.
3.Имеются следующие статистические данные по России:
Показатели экономики | 1996 г. | 1997 г. |
ВВП в текущих ценах (трлн. руб.) | 2200 | 2586 |
Дефлятор ВВП, в % к предыдущему году | 116,6% |
Можно ли сказать, исходя из этих данных, что в рассматриваемый период в России был экономический рост?
Решение.
Прежде всего приводим данные за 1997 г. к реальному значению, корректируя их с помощью индекса цен:
Индекс цен (дефлятор ВВП) = 100 %,
Отсюда ВВПреал. =
ВВПреал. = 100% 2217,8 трлн.руб.
Темп изменения ВВП в 1997 г. составит: 100% = 0,8%
Таким образом, в 1997 г. в России наблюдался незначительный рост — менее 1%.
IV. Решение проблемной ситуации– работа в группах.
Проблемная ситуация
Россия утрачивает базу для возобновления роста
Для серьезных сдвигов в экономике 1997 год потерян. Промышленный спад будет продолжаться. Об этом заявил на состоявшейся на прошлой неделе в Торгово-промышленной палате конференции «Промышленная политика России на пороге XXI века» директор Института экономики РАН академик Леонид Абалкин.
В 1996 году предпосылок для экономического роста в стране создано не было. Нарастает техническая отсталость российской промышленности. Произошел не просто спад, а деградация промышленной структуры. В течение ближайших 7 лет парк действующего оборудования сократится в 2 раза. Через 10 лет от него останется треть. Затраты на НИОКР1 за последнее десятилетие уменьшились в 15-18 раз. В итоге потеряно около 300 высоких конкурентоспособных технологий. Идет процесс примитивизации производства. Расходы на науку для поддержания технического уровня продукции не должны опускаться ниже 2% от объема ВВП. Если в Великобритании они составляют 2,1% ВВП, в Германии — 2,9% ВВП, в США — 2,6% ВВП, то в России — 0,5% ВВП.
По мнению специалистов Института экономики РАН, новая концепция промышленной политики должна быть реализована на двух этапах. На первом этапе (он рассчитан на 2-3 года) ставится задача остановить промышленный спад и выйти из экономического кризиса. Задействованы на этом этапе могут быть только традиционные технологии и мощности. Второй этап включает в себя техническое перевооружение и выход на новые высокие технологии.
«Финансовые известия», 1997, № 11
Согласны ли вы с такой оценкой перспектив экономического роста в России?
1 НИОКР — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Если парк действующего оборудования сократился в 2 раза, то не возникла ли объективная необходимость инвестировать капитал в новейшее оборудование и целесообразность перехода на новейшую технологию?
Не выбыло ли устаревшее и износившееся оборудование?
Почему на первом этапе могут быть задействованы только традиционные технологии и мощности?
Обсудите эти проблемы.
VII. Постановка домашнего задания
VIII. Подведение итогов урока.
IX. Рефлексия «Поговорки – зеркало настроения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Урок обобщение по теме Уральский экономический район для учащихся 8-9 классов "Урал – волшебная сокровищница нашей страны".
Неповторима и поистине сказочная природа Урала. Чарующая красота голубых озер, причудливые скалы и горные хребты. И действительно, природа щедро одарила Урал. Привычны высказывания об ...
Урок-презентация по русскому языку. 7 класс. Тема: Урок-обобщение по теме «Наречие»
Вопросы урока: 1. Грамматическое значение наречий.2. Лексико-грамматические разряды.3. Способы образования, сравнительная форма наречий.4. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.5...
Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)
Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное". Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....
Задания по теме «Экономический рост и развитие»
Задания по теме «Экономический рост и развитие» - презентация с тестами и развернутыми ответами для учащихся 10-11 класса, которую можно использовать на уроках обществознания и эконо...
Тест в формате ЕГЭ по теме "Экономический рост и развитие"
Тест в формате ЕГЭ по теме "Экономический рост и развитие" для 11 класса...
Проверочная работа по теме "Экономический рост и развитие"
Проверочная работа в форме ЕГЭ по обществознанию. Разный тип заданий позволяет провести объективную проверку знаний ученика по теме "Экономический рост и развитие", а также подготовить его к...
Презентация по теме "Экономический рост"
Презентация предназначена для демонстрации на уроках обществознания и экономики в 11 классе при изучении темы "Экономический рост"...